Урок русского языка "Знаки препинания 3 класс"
план-конспект урока на тему

Подробный конспект урока русского языка  в 3 классе по теме "Знаки препинания". В уроке используется групповая работа, творческая и дифференцированная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_russkomu_yazyku_3_klass.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Русский язык

 3 класс

Тема:

«Знаки препинания в конце предложений»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

Учитель: Макарихина Наталья Николаевна

Категория: высшая


Общеобразовательная система: УМК «Планета знаний»

Учебник: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык 3 класс, - АСТ Астрель, - 2012 год.

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тип урока: урок решения учебной задачи.

Тема: Знаки препинания в конце предложений.

Цель: систематизировать материал по признакам предложения со стороны цели высказывания, эмоциональной окраске.

Задачи:

  • Учить решать пунктуационные задачи по выбору нужного знака препинания.
  • Учить алгоритму синтаксического разбора простого предложения (начало).
  • Закреплять умение находить грамматическую основу предложения, устанавливать связи слов предложения.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Развивать познавательный интерес к предмету русского языка, любовь к родному языку.

Планируемый результат

Предметные (базовый уровень)

Обучающийся будет знать:

  • признаки предложения со стороны цели высказывания, эмоциональной окраске (силе выраженного чувства)

Уметь:

  • выполнять синтаксический разбор  простого предложения (начало)
  • решать пунктуационные  задачи по выбору нужного знака препинания.

Метапредметные:

Личностные УУД:

- способность к самооценке усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Регулятивные УУД:

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно;

-составление плана и последовательности действий;

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные УУД:

-уметь доказательно формулировать собственное мнение;

- слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра.

Познавательные УУД:

Общеучебные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; понимать знаково-символические записи.

Логические: осуществлять сравнение, синтез, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать.

Оборудование: мультимедийная презентация, рабочие печатные тетради, карточки со знаками, карточки для работы в паре и группах.

План урока и хронометраж:

1.Мотивация к учебной деятельности.                                                                 1 минута

2.Постановка учебной задачи.                                                                               5 минут

3.Актуализация знаний.                                                                                          8 минут

4.Систематизация знаний.                                                                                      5 минут  

5.Работа в парах.                                                                                                      5 минут

6.Физкультминутка.                                                                                                 3 минуты

7.Локализация затруднений и построение проекта выхода из затруднений.    10 минут

8.Итог урока и домашнее задание.                                                                         5 минут

9.Рефлексия.                                                                                                              3 минуты


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

 (Планируемые результаты)

1.Мотивация к учебной деятельности

2.Постановка учебной задачи.

3.Актуализация знаний.

4.Систематизация знаний.

5.Работа в парах.

6.Физкультминутка

7.Локализация затруднений и построение проекта выхода из затруднений.

8.Итог урока и домашнее задание.

        

9. Рефлексия.

Приветствие ( 1 слайд)

Так же, как ручей журчит,

Наша речь всегда звучит!

Язык- главное наследство,

Его должны беречь мы с детства.

Будем мы родную речь

Изучать, любить, беречь!

Чистописание

Подготовимся к письму – примем правильную посадку и пропишем узор.

Какое слово спрятано в узоре?

Что означает это слово?

Каково происхождение этого слова и когда на Руси появились знаки препинания?(В узоре – слово… пун…кту…а…ци…я)

Историческая справка (2слайд)

Определение цели урока

(3слайд)

Ребята, объясните приказ принцессы из сказки С.Я.Маршака:

Казнить нельзя помиловать

Ребята, как вы думаете, от чего зависят знаки препинания в конце  предложений?

А зачем нам это знать?

Чему будем учиться?

На уроке понаблюдаем за предложениями и попробуем узнать, что лежит в основе

 русской пунктуации,

какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания.

Фронтальная работа в печатной тетради. (4 слайд)

Разделить текст на предложения, дать характеристику по цели высказывания и по эмоциональной окраске, расставить знаки препинания. Объяснить выделенные орфограммы.

Но что это ветер внезапно налетел и промчался что за свинцовая полоса на небосклоне но вот слабо сверкнула молния э, да это гроза (По И. Тургеневу)

Какие предложения встретились по цели высказывания, а по эмоциональной окраске? Как выбирали  знак препинания?

Выполним разбор 2 и4 предложений по членам.

Рассмотрим схему видов предложений.(5 слайд)

По цели высказывания:

повествовательные; вопросительные;

побудительные.

По эмоциональной окраске:

восклицательные и невосклицательные.

Приведите свои примеры предложений каждого вида.

Как выбрать знак препинания в конце предложения? Составьте алгоритм.

(6 слайд)

Пользуясь алгоритмом, выберите знак препинания и дайте  характеристику предложений:

-Тит, иди молотить

-Брюхо болит

-Тит, иди щи хлебать

-Где моя большая ложка

Проверим по слайду (6 слайд)

Прочитайте выразительно, что помогло выбрать нужную интонацию?

(7 слайд)

Послушайте шутливое стихотворение и покажите нужный знак препинания в конце предложений.

Точка – присесть на корточки.

Знак вопроса – наклон туловища, дотянуться до носков ног.

Восклицательный знак – по -тянуться вверх.

Согласны ли вы с выводом «Точки»?

(8 слайд)

Рассмотрите рисунки.

Что достойно восхищения или осуждения?

Попробуйте выразить разные чувства, произнося с разной интонацией. Переведите интонацию в знак препинания.

С какой целью мы используем знаки препинания?

(9 слайд)

Дифференцированная самостоятельная работа.

Как можно с помощью одних и тех же слов:

приехать, мама

  1. спросить,
  2. выразить просьбу,
  3. выразить восторг,
  4. сообщить.

Составьте и запишите эти предложения или составьте из них текст.

Какие  это будут предложения по цели высказывания? А по интонации?

(10 слайд)

Групповая работа.

Карнавал знаков препинания.

Обсудите в группах и узнайте, о каком знаке препинания  идёт речь.

Карнавал продолжается.

Игра с карточками.

Покажите нужный знак препинания в соответствии с характеристикой предложения:

  1. повеств., невоскл.
  2. вопросит., восклиц.
  3. побуд., невоскл.
  4. вопросит., невоскл.

(Дети показывают на карточках нужный знак препинания)

(11 слайд)

 Что лежит в основе русской пунктуации и какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания?

Домашнее задание:

подобрать стихотворное четверостишье и объяснить в нём употребление знаков препинания в конце предложений.

(12 слайд)

Решето:

  •  Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Я попробую…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Я смог…

Я благодарю вас за  активную работу. ( Учитель называет и комментирует оценки.)

Дети хором произносят выделенные слова.

Хором

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас , друзья, не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Пунктуация.

Раздел языка о правилах постановки знаков препинания.

1 ученик рассказывает:

Само слово пунктуация — от латинского слова пункция (укол). Пункт — точка. В древности греки использовали для письма палочку — стилос. В местах остановок они делали после слова укол, то есть ставили точку.

Когда-то слово пунктуация означало буквально «постановка точек или учение о точках». Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом.

Мы по-русски называем знаки пунктуации знаками препинания. Препинание, то есть препятствие в речи.

Рождение запятой на Руси относят к XV веку; чуть позже родилась точка с запятой. В XVI веке появилось двоеточие, в XVII – восклицательный знак; в XVIII веке появилось пять знаков: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточие.

В наше время знаков препинания стало ещё больше. Прибавились двойные запятые (обосабливающие запятые), дефис, двойное тире и некоторые другие. Всего знаков препинания теперь насчитывается свыше десяти.

.Ребята высказывают свои предположения.

Учиться ставить знаки препинания, выражать с помощью знаков мысли  и чувства.

Ребята комментируют выполнение задания по очереди.

 

Ученики приводят свои примеры предложений разных видов и с разными  знаками препинания.

  1. Определить вид предложения по цели высказывания.

2.  Определить вид        предложения по эмоциональной окраске.

  1. Выбрать знак предложения по схеме.

Ребята  анализируют предложения и обсуждают выбор знака в паре, проверяют свою работу с образцом.

Хором, читая на слайде:

Собралась компания

Знаков препинания…

Кто из них нужнее…

Кто из них важнее…

Прибежал чудак

Восклицательный знак…

-Ура…

-Долой…

-Караул…

-Разбой…

Притащился кривоносый

Вопросительный знак…

-Кто…

-Кого…

-Откуда…

-Как….

И сказала точка –

Точка одиночка….

-Мной кончается рассказ,

Значит я важнее вас…

1вариант – записывает предложение о грибе,

2 вариант – о мальчике.

Взаимопроверка.

Для достижения цели высказывания и выражения чувств, эмоций.

Ребята составляют и записывают предложения по своим возможностям.

Текст.

Утром мальчик спросил: «Мама приехала?» Услышав отрицательный ответ, он простоял до обеда у окна и просил: «Мама, приезжай скорее!» Увидев маму, он закричал: «Мама приехала!»

Вечером мальчик сообщил бабушке: «Мама приехала.»

Взаимопроверка.

Задания на карточках:

  1. Этот знак может стоять в повествовательном или  побудительном предложениях. но не может быть в восклицательном предложении. Приведите примеры.
  2. Этот знак может стоять в любом предложении по цели высказывания.

Приведите примеры.

  1. Этот знак не  может стоять в побудительном и повествовательном предложениях.

Приведите примеры.

Знаки препинания зависят от смысла предложения и чувств говорящего.

.

Дети договаривают предложения.

Самоопределение:

психологический  настрой на урок, создание условий мотивации к действиям на уроке, формирование внутренней готовности к выполнению требований учебной деятельности. (Личностные  УУД)

Организация учащимися своей учебной деятельности.(Регулятивные УУД)

Общеучебные универсальные действия:

Поиск и выделение необходимой информации ,применение методов информационного поиска ,структурирование знаний. (Познавательные УУД)

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать  в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

формулирование познавательной цели.

Личностные УУД:

смыслообразование-

какое значение имеют для меня данные знания.

Регулятивные:

целеполагание.

Выявление знаний, умений  и навыков, необходимых для работы на уроке.

Познавательные УУД:

логические- анализ с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения, выведение следствий.

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других, уметь оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные УУД:

знаково-символические,

моделирование, построение логической цепи рассуждений, составление алгоритма.

Регулятивные УУД:

Коррекция и оценка.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с  партнёром. Умение вступать в диалог, приходить к общему мнению.

Регулятивные УУД:

контроль- сличение способа действия и его результата с образцом, оценка – осознание качества и уровня усвоения.

Регулятивные УУД:

прогнозирование, контроль, коррекция,

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание, личностный моральный выбор.

 

Познавательные УУД:

действия постановки и решения проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске решения проблемы.

Познавательные УУД:

осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи ,самостоятельное решение творческого задания.

Регулятивные УУД:

прогнозирование, контроль и коррекция.

Личностные УУД:

выбор задания для самостоятельной работы.

Коммуникативные УУД:

разрешение конфликтов- поиск и оценка способов разрешения конфликтов, принятие решения - учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

Познавательные УУД:

Логические- анализ и синтез, подведение под понятие, доказательство.

Личностные УУД:

смыслообразование,

нравственно-этическое оценивание, самоопределение.

Познавательные УУД:

обоснование выводов.

Регулятивные УУД:

Способность к самооценке – выделение и осознание учащимся  того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД:

Самоопределение, смыслообразование,  нравственно-этическое оценивание.

Литература:

  1. Агеева И.Д. «Весёлые диктанты» - Москва: Творческий центр, 2003г.
  2. Бетенькова  Н.М.«Орфография. Грамматика - в рифмовках занимательных» - Москва: «Просвещение», 2006г.
  3. Волина В. «Весёлая грамматика»: Москва, «Знания», 2005г.
  4. Желтовская Л.Я.«Русский язык» 3класс, 1часть – М.: АСТ «Астрель», 2012г.
  5. Желтовская Л.Я. «Русский язык», рабочая тетрадь №1  3 класс – М..:АСТ: «Астрель», 2012г.
  6. Желтовская Л.Я.  «Обучение в 3 классе» М.: АСТ «Астрель», 2012г.

Самоанализ урока

На уроке по теме «Знаки препинания в конце предложений» систематизируется материал по признакам предложения со стороны цели высказывания, эмоциональной окраске (силе выраженного чувства), то есть даётся алгоритм синтаксического разбора простого предложения (начало).

Учитель даёт представление о пунктуации с введением термина как разделе науки о языке, изучающем правила постановки знаков препинания. Если раньше детям предлагались такие упражнения, в которых знаки препинания подсказывали цель высказывания и интонацию, то на данном уроке ученики сами должны решать пунктуационные задачи по выбору нужного знака препинания. Дети решают в совокупности и орфографические задачи, выполняют разбор предложений по членам, составляют алгоритм решения пунктуационных задач, обобщают материал с помощью схемы.

Дети на уроке сами ставят познавательные задачи, активно участвуют в творческих заданиях, работая в парах и в группах.

Самостоятельная работа предполагает дифференциацию по возможностям и способностям. Дети выполняют задания по личному выбору.

Языковой материал,  используемый на уроке, вызывает интерес к предмету русского языку, воспитывает любовь к родному языку,  развивает познавательные мотивы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях

Обобщение и систематизация знаний об изученных видах предложений изнаках препинания в них....

Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях Презентация

Презентация к уроку "Знаки препинания в предложениях"...

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"

Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка 3 класс Тема:Знаки препинания в сложном предложении"

Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии.Цель: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения, совершенствовать навыки постановки запя...

Презентация к уроку русского языка 4 класс" Развитие умения ставить знаки препинания в простом, в сложном и предложениях с прямой речью"

Тема: " Развитие  умения  ставить знаки препинания в простом предложении,  в сложном и  в предложениях с  прямой  речью"Презентация к уроку....

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....