Программа по воспитательной работе
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Киреева Тамара Ивановна

План воспитательной работы в начальных классах, который предусматривает работу с классом на протяжении четырёх лет. Имеются: цель, задачи программы, работа с родителями, а так же тематика бесед, классных часов, конкурсов и праздников с учащимися начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_v_kotorom_ya_zhivu.doc362.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по воспитательной работе

«Мир, в котором Я живу»

Вид программы :  авторская.

Продолжительность программы :  4 года.

Возраст обучающихся :  7 -11 лет.

Автор программы :  Т.И.Киреева

учитель начальных классов

Цель Программы:

                                                   

  • формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;

  • развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;

  • помощь детям в адекватном выражении своего «Я»

  • воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

Задачи Программы:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

  • формировать нравственную культуру учащихся;

  • способствовать  развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;

  • создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни;

  • воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;

  • развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение.

Основные направления работы:

  1.  «Я, моя семья, мои друзья»;

  1. «Я и мой край родной»;

  1. «Я и мой интеллект»;

  1. «Я и мое здоровье».

Направление  «Я, моя семья, мои друзья»

Цель деятельности классного руководителя:

  • Воспитывать у детей ценить своих родных и близких, дорожить дружбой.
  • Организация и совместное проведение  досуга детей.
  • Создание благоприятной атмосферы  общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания  учащихся в системе « учитель-ученик-родитель».

1 класс

2класс

3класс

4класс

Беседы

 «Моя любимая мамочка»;

«Мамины руки не знают скуки»;

«Почему меня так назвали»;

«Мои бабушка и дедушка»;

 «Как образовалась моя семья»;

«Как росли мои бабушка и дедушка»;

«Как растили мои бабушки дедушки моих родителей»;

«Что означает моя фамилия»;

«Воспетое народом материнство»;

Ролевая игра «Ежели вы вежливы»;

«Почему я непослушен»

 «Что умеют бабушкины руки»;

«Старость – это всегда слабость»;

«У кого будет мое отчество»

 «Что такое честь фамилии»;

«Я –будущая надежда семьи»;

«Семейное древо»;

«Кто были мои предки»

Конкурсы

 «Данила-мастер» (работа с природным материалом)

Конкурс рисунков «Моя семья»

 «Маленькая хозяюшка»;

«Рыцарский турнир»;

Конкурс рисунков и творческих работ «Семья и школа»

Конкурс рисунков и творческих работ «Профессии наших родителей»;

Конкурс чтецов на заданную тему

Конкурс красоты и очарования;

«А и сильные и могучие богатыри на славной Руси»;

Инсценирование народных сказок

Праздники

 «Давайте познакомимся»;

Праздник мам;

Праздник ко Дню защитника Отечества

 «Род, родные, Родина»;

«При солнышке тепло, при матери добро»;

Семейный праздник «Веселые старты»

 «Мама, папа и я – спортивная семья»;

«Масленица»;

«Что за день 8 Марта!»

 «И вот он дом, в котором мы живем»;

«Фабрика звезд» (Выпускной)

Направление  «Я и мой край родной»

Цель деятельности классного руководителя:

  • Научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут приобщаться к духовным и национальным традициям.
  • Воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.
  •  Воспитание достойного гражданина своей страны

1 класс

2класс

3класс

4класс

Беседы

 «Не ломайте веточку»;

«Осенний лист – краса природы»;

Классный час «Синичкин день»;

«Красота природы моей местности»;

«Чем славится моё село»

 «Растения – составная часть природного окружения человека»;

«Не нарушайте тишину»;

«Красная книга Томской обл.»;

«Именем Екатерины нареченный»

 «В лесу родилась елочка»;

«Земля – наш общий дом»;

«Сибирь – здравница России»;

«Мое место в природе»;

 «Красная книга»;

«Этот удивительный мир животных»;

«Как прекрасен этот мир, посмотри!»

Конкурсы

Конкурс загадок «Алфавит»;

Конкурс рисунков о природе

Конкурс поделок из природного материала

Конкурс загадок «Вопросы Деда Всеведа»;

Конкурс рисунков и творческих работ  «Природа глазами детей»;

Конкурс тематических листовок и плакатов «Охрана растений и животных»;

«Вода –эликсир жизни» (викторина);

«Веселая рыбалка»        ( конкурс загадок на экологическую тему)

Конкурс сочинений на экологическую тему;

Олимпиада «Земля – наш общий дом»;

Конкурс чтецов «Ты Сибирь – ты наша Родина»;

Праздники

Утренник «Осенний листопад»

Праздник урожая

Праздник цветов

Литературно –музыкальный праздник «Родина любимая моя»;

Праздник «Золотая осень»

Направление  «Я и мой интеллект»

Цель деятельности классного руководителя:

  • Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
  • Учить детей эффективно проявлять  свои интеллектуальные   умения  в окружающей среде.
  • Выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

1 класс

2 класс

3класс

4класс

Беседы

Урок гражданственности «Я – гражданин России»;

«Москва – столица нашей Родины»;

«Почему учатся в школе?»;

«Книги –наши друзья»;

 «Дорогая моя столица…»

«Флаги России»;

«Пионеры герои»;

«Правила дорожные знать каждому положено»;

«Покорение луны и Марса»

Что празднуют 1Мая.

 «Откуда есть пошла земля русская»;

«Герои России»;

Экскурсия в музей  ;

«5 минут у карты»;

Встреча с детьми войны;

Что такое «патриотизм»?;

«Знаем ли мы себя?»;

Экскурсия

Конкурсы

Конкурс рисунков на военную тематику;

Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;

Конкурс загадок различной направленности;

Конкурс рисунков «Святые заступники Руси»;

Викторина «Крестики-нолики»;

Конкурс загадок на заданную тематику;

Конкурс рисунков на военную тематику;

Игра –аукцион «История гимна, герба и флага России»;

Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;

Конкурс рисунков и сочинений  «Святые заступники Руси»;

Конкурс плакатов «Я против войны;

Изготовление макета на военную тему»;

Конкурс чтецов «Широка страна моя родная»;

Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;

Конкурс рисунков и сочинений  «Святые заступники Руси»

Праздники

 «Учебный день, которого нет в расписании»

Праздник чая;

Праздник Азбуки

«По страницам любимых сказок»

 «Как мне милы родные звуки» (музыкальная гостиная)

Вечер памяти, посвященный Дню Победы;

Выставка «Быт наших предков»

Направление  «Я и мое здоровье»

Цель деятельности классного руководителя:

  • Развитие духовных и физических возможностей личности
  •  Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.  

1 класс

2класс

3класс

4класс

Беседы

 «Телевизор в жизни ребенка»;

«О необходимости соблюдения гигиены»;

«Как правильно одеваться, чтобы не заболеть»

 «Дружи с водой;

«О здоровом сне»;

«Спорт –это залог здоровья»;

Беседа с врачом «Как быть здоровым»;

«Вредные привычки»;

«Курить или жить»

 «О медицинских профессиях»;

«О вредных привычках»;

«Как уберечься от насилия»;

Беседа с врачом «Уроки Мойдодыра»

«Режим дня в жизни школьника»;

Встреча с врачом педиатром «О вредных привычках»;

«Если хочешь быть здоров -закаляйся»;

«Анри Дюнан –основатель Красного Креста»

Конкурсы

 «Загадки от доктора Пилюлькина»;

Конкурс рисунков на тему «Мое здоровье»

Конкурс рисунков на тему «Мое здоровье»

 «Какие лекарственные растения ты знаешь»;

Конкурс рисунков, листовок на тему «Мое здоровье»

Конкурс рисунков, листовок и плакатов на тему «Мое здоровье»;

Конкурс плакатов «Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца»

Праздники

 «Как настроение?»

 «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Веселый урок о здоровье (предметно –тематический праздник)

Предметно –тематический праздник «Отчего мы иногда болеем»

Схема взаимодействия школы с субъектами воспитания по реализации Программы «Мир, в котором Я живу»

 

           

Семья и школа как партнеры.

Направления работы  с родителями:

  • Установление и поддержка постоянной связи с родителями.

  • Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

  • Привлечение родителей к организации работы  с классом.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:

  • полное взаимопонимание и   согласованность действий;
  • постоянный контакт с родителями;
  • опора на положительные черты в каждом ребенке.

Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

Формы работы с родителями.

Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.

 Групповые формы работы с родителями:

  • организационные
  • тематические
  • итоговые 
  • родительский клуб «Готовим ребенка к школе»

Индивидуальные формы работы с родителями:

  • беседы с родителями
  • консультации (групповые и тематические)
  • посещение семьи

Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:

  • различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);

  • совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, поездки в театр);
  • семейные праздники и традиции, конкурсы.

Индивидуальная работа с учащимися

1. Индивидуальные беседы

«Почему я опоздал на урок?».

«Я обидел девочку».

«Об опрятности и аккуратности».

«Тишина на уроке»

2. Подготовка к конкурсам и выставкам

Работа с родителями

1. Изучение семей детей по плану:

а) как ребенок соблюдает режим;

б) как организовать контроль за выполнением домашнего задания;  

в) чем занят ребенок в свободное время;

г) есть ли у ребенка товарищи;

д) какие поручения выполняет ребенок дома;

е) есть ли дома библиотека детских книг.

2. Проводить индивидуальные беседы с родителями отдельных учеников.

3. Проводить вечера вопросов и ответов.

4. Организовать день открытых дверей.

5. Привлекать родителей к организации интересной насыщенной внеурочной деятельности классного коллектива.

6. Влиять на общение ребят с родителями.

Законы                            

           родительской

                                  истины.

Закон №1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон №2. Не унижайте ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон №3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

Закон №4. Не  налагайте запретов. В природе ребёнка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон №5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон №6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон №7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте ребёнку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.

Закон №8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон №9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон №10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители!

Закон №11. Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!

                                                                         

Актив класса

   Лидер:  Чижов Максим                  Помощники лидера: 

 Артёмова Елизавета, Дедюра Владимир,

                                                                                        

Физ. организатор: Чепурнов Данил

                               

Хозяйственники: Пастухова Людмила,

Байгулова Милана, Попков Дима

Библиотекари: Карасёва Полина, Никитин Максим

                                                   

Цветоводы: Митяева Мария, Мяцковская Оксана,

Законы, по которым

мы живем

    1. Е   слова и дела

        Д

    2.И   дружбы и      товарищества

       Н

   3. С   чести и совести

       Т

   4. В   заботы и милосердия

       О

Циклограмма

 мероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся

Цель данных мероприятий: формирование потребности в здоровом образе жизни,

развитие у учащихся чувства ответственности за   собственную безопасность

Месяц

Мероприятие

Задачи

сентябрь

Азбука дорожного движения.

Дорога в школу и домой

Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды

Учить выбирать наиболее безопасный путь в  школу и домой

Что такое режим дня?

Познакомить уч-ся с понятием «режим дня»

Формировать у уч-ся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

октябрь

Кого называют пешеходом, водителем? Что такое транспорт?

Развивать умения оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров, как правильные, безопасные и неправильные -  опасные.

Познакомить учащихся с правилами поведения в общественном транспорте.

Огонь - наш друг и враг!

Познакомить уч-ся с правилами поведения  при пожаре дома, в школе.

Формировать умения обращаться с огнеопасными приборами

ноябрь

Какие опасности подстерегают        нас на улицах и дорогах?  

Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды

Провести анализ  типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах

Гигиена и ее значение

Рассказать уч-ся о значении гигиены.

Формировать культуру сохранении я здоровья

декабрь

Светофор

Дать первоклассникам новое понятие «Светофор».

Объяснить его сигналы и научить различать сигналы светофора для водителей и пешеходов.

Что такое вредные привычки?

Формировать у уч-ся  потребность вести здоровый образ жизни.

Дать уч-ся понятие о вредных и полезных привычках.

январь

Правила поведения на   обочине, тротуаре, пешеходной    дорожке

Сформировать у учащихся представление о значении терминов «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина».

Обучать детей правилам дисциплинированного поведения на улице.

февраль

Что такое проезжая часть  дороги?

Познакомить уч-ся с новым термином «проезжая часть дороги».

Повторить правила поведения на тротуаре и обочине.

Соревнования, посвященные      

Дню защитника Отечества

Формирование  у уч-ся интереса к занятиям спортом.

Приобщение уч-ся к соблюдению здорового  образа жизни

март

Пешеходный переход

Повторить знания о проезжей части  и правилах движения на тротуаре, пешеходной дорожке и обочине.

Сформировать представление о пешеходном переходе

апрель

Что означают дорожные знаки?                  

Познакомить уч-ся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на дороге

Правила поведения при ЧС                                        

Познакомить уч-ся с понятием «чрезвычайная ситуация»

Формировать у уч-ся умение вести себя в чрезвычайных ситуациях

май

Я –   пешеход (экскурсия)

Показать уч-ся опасные места вокруг школы.

Научить      первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них

Циклограмма

мероприятий по воспитанию патриотических чувств, формированию опыта гражданско-правового поведения

Цель данных мероприятий: создание  условий для воспитания личности, любящей свою         Родину, бережно относящейся к традициям своего народа, для формирования опыта гражданско-правового поведения

Месяц

Мероприятие

Задачи

сентябрь

Я - школьник

Познакомить уч-ся с правилами поведения в школе, с правами и обязанностями школьников

октябрь    

Моя малая Родина –                      

с. Берлинка

Познакомить уч-ся с историей села.

Познакомить уч-ся с  памятниками нашего села и района.

ноябрь        

4 Ноября – праздник  Народного единства

Познакомить уч-ся с традициями Дня народного единства

Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.

декабрь      

Конституция – основной закон  нашей страны

Дать представление уч-ся о Конституции России как об основном законе нашей страны

Февраль    

23 Февраля - День Защитника  Отечества

Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.

Познакомить уч-ся со славными страницами российской истории, русской армии

      май        

9 Мая - День Победы

Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.

Познакомить уч-ся с  историей возникновения Дня Победы.

Карта-характеристика класса

Параметры

Данные

Всего учащихся

15

Количество девочек

7

Количество мальчиков

8

Освобождение от уроков физ-ры

Имеют слабое зрение

Имеют хронические заболевания

В соответствии со всем вышесказанным я подобрала определенные методы и приемы работы с классным коллективом:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"

Программа по воспитательной работе в начальных классах....

Программа по воспитательной работе

Программа по воспитательной работе...

Авторская программа по воспитательной работе"Азбука жизни"

Программа  расчитана для проведения воспитательных  часов в 1 классе....

Программа по воспитательной работе.

Программа по воспитательной программе соответствует новым требованиям....

Программа по воспитательной работе "Солнечный круг"

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо воспитательной работе«Солнечный круг»учителя начальных классовМОУ СОШ№ 39г.ЧебоксарыКосолаповой Марины Александровны...

Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»

Продолжительность программы :  4 года. Возраст обучающихся :  7 -11 лет.  Основные направления работы:1.              «Я...

Авторская программа по воспитательной работе "Ступени совершенства"

Программа разработана на все 4 года, структурирована, соответствует всем требованиям и нормам начальной школы....