Программа внеурочной деятельности "Путешествие к истокам духовности" 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Кантович Надежда Ивановна

Программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Программа основана на программе курса "Истоки" доктора педагогических наук А. В. Камкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рuteshestvie_k_istokam206.39 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа по внеурочной деятельности                                                                                                              для учащихся 3 классов духовно – нравственного направления                                                                                    «Путешествие к истокам духовности»

Пояснительная записка.

Программа кружка «Путешествие к истокам духовности» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина.

«Истоки» - уникальный учебно–методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребёнка почувствовать и осознать свои корни, родство с землёй, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Программа «Истоки» оформилась на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени, когда всё более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу.

Образовывать – значит, как говорили наши предки, помочь человеку восстановить в себе «образ божий», личность, для которой духовно – нравственные приоритеты бесспорны.

Введение курса «Путешествие к истокам духовности» даёт возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предыдущий период в региональном образовании подходы по достижению информационно - методологической, экологической и в сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности, независимо от того, какую профессию он изберёт в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Методологическую основу данного курса составляет социокультурный подход к содержанию образования. Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.

Содержательной целью курса «Путешествие к истокам духовности» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

 В качестве задач  выдвигаются:

  • Освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живёт и развивается ребёнок;
  • Оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
  • Личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению,  духовно-нравственным ценностям своего народа;
  • Развитие мотивации к саморазвитию.

Особенностью курса является его интегрированный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного возрождения учащихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личной активностью.

Программа представляет собой межпредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.

Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо -, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребёнок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.

Воспитание  с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребёнка к культуре современного общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя в ней, восприняв её глубинные основания – истоки, и выстраивая собственное развитие как своё жизнетворчество в её контексте.

Возникающие в процессе развития содержания образования вопросы о приоритете тех или иных национальных или общечеловеческих ценностей в принципе недопустимы, так как провоцируют их противопоставление, исходят из их несовместимости. Наиболее убедительным представляется подход, согласно которому в становлении личности россиянина любой этнической принадлежности должен возникнуть органический сплав национальных и общечеловеческих ценностей. Опасно как отождествление этих ценностей, так и их противопоставление. Развитие и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры становится необходимым способом их ориентирования в мире.

Содержание программы.

Программа курса «Путешествие к истокам духовности» охватывает период обучения в 4 классе. Основной акцент делается на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала.

Структурирование материала органично осуществляется  в соответствии с содержательными линиями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в её культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих. Реализуя задачи развития культуры здоровья учащихся, программа нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:

- формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья;

- укрепление желания каждого ребёнка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;

-  привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного совершенствования;

- раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребёнка и ориентация его на путь самосовершенствования.

Главными целями курса являются:

  • Освоение ребёнком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека.
  • Актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи.
  • Содействие развитию этнического самосознания ребёнка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создаёт условия для самореализации, достойной жизни человека.
  • Становление позитивных базисных ценностных установок личности (обогащение своего социокультурного опыта в сфере социальных отношений, в области истории, права, экологии, здорового образа жизни и саморазвития).

Базовое содержание объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София» - которые позволяют познать внутренний мир человека. Содержание курса предназначено не для заучивания, а для размышления о своём внутреннем мире и первом духовном опыте.

Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:

  • Межличностные отношения (ребёнок – ребёнок, ребёнок – учитель, ребёнок – родитель);
  • Ценностные отношения (ребёнок – культура, ребёнок – природа, ребёнок – социум).

Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:

  • Изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
  • Изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
  • Обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного социокультурного курса для 2 класса " Истоки"

Курс внеурочной деятельности «Школа для всех» состоит из нескольких самостоятельных разделов: разговор о правильном питании; питание и зубы; умывание и купание; твой режим дня; забота о гл...

Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 2 класс

Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"...

Программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки". 2 класс.

Рабочая программа по курсу "Истоки" разработана на основе программы "Истоки", являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А....

Программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями  федерального  государственного   образовательного стандарта...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» 1 класс 2019 – 2020 учебный год

Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» р...

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 2 класс...