«Корень учения горек, да плод его сладок» Устный журнал о пословицах и поговорках.
классный час (4 класс) на тему

Осина Надежда Николаевна

Цели и задачи устного журнала:

·воспитание любви к труду, уважения к книге, к природе, к окружающим людям;

·развитие у учащихся духовно-нравственных качеств и гражданской позиции.

Оборудование: на классной доске написаны крылатые выражения (пословицы), мультимедийная аппаратура, магнитофон. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poslovitsy.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

 «Корень учения горек, да плод его сладок»

Устный журнал о пословицах и поговорках

Цели и задачи устного журнала:

  •  воспитание любви к труду, уважения к книге, к природе, к окружающим людям;
  •  развитие у учащихся духовно-нравственных качеств и гражданской позиции.

Оборудование: на классной доске написаны крылатые выражения (пословицы), мультимедийная аппаратура, магнитофон.

Ход мероприятия

Красна речь пословицей.

Без пословицы не проживешь.

Пословица - всем углам помощница.

Пословица недаром молвится.

Старая пословица век не сломится.

Учитель (ведущий): Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица - это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

Учитель обращает внимание присутствующих на классную доску, где написаны пословицы.

Первая страница устного журнала

«Чтение - лучшее учение»

Учитель (ведущий) читает стихотворение:

Я знаю клад. Там сундуков

С богатствами не счесть!

Из стран из всех, из всех веков

Все лучшее в них есть.

Клад на виду, да только взять

Непросто все - гляди:

Везде ряды замков висят

Снаружи и внутри.

И связками ключей звеня,

Тут не помочь мечте.

Один лишь ключ, что у меня,

Замки откроет те.

Бери мой ключ! С ним можешь ты

Своим весь клад считать,

Ведь сундуки те – книг ряды,

Мой ключ – уметь читать.

Е. Федорин

Учитель предлагает ученикам произнести по одной пословице:

Книга - зеркало души.

- Почему так говорят?

Книга для ума - что теплый дождик для всходов.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто много читает, тот много знает.

Прочел новую книгу - встретился с другом.

Грамоте учиться - вперед пригодится.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Хорошая книга - лучший друг.

Учитель: Книги рассказывают нам о многом: о Родине, ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.

Книга является надежным помощником в труде. Книги помогают нам лучше понять окружающую среду. Поэтому их надо читать не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книге.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Учитель предлагает детям разгадать ребусы, в которых зашифрованы пословицы.

(Слово – серебро, молчание – золото, На сердитых воду возят, Хлеб – всему голова).

Вторая страница устного журнала

«Дерево сильно корнями, а человек – трудом»

Учитель: Все вы, ребята, знаете, что «без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

А сейчас узнаем, как вы знаете пословицы о труде!

Игра: начало пословиц у детей первого варианта, а конец у второго. Первый вариант читает начало, а второй ищет, у кого конец.

Без труда мечта мертва.

Упустишь минуту - потеряешь час.

Без труда ничего не дается.

Землю красит солнца, а человека - труд.

Человек живет век, а доброе дело - два.

Птица крепнет в полете, а человек - в труде.

Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Безделье – мать всех пороков.

Больше дела, меньше слов.

Была бы охота, заладится любая работа.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Всякое дело мастера боится.

Доброе дело само себя хвалит.

Выходят двоe ребят.

1-й ученик: Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож ...

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба -

2-й ученик: Все это создано трудом,

А не свалилось с неба.

За все, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

Учитель: А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд - это учеба. Но кроме хорошей учебы вы должны уметь и себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре. А сейчас вам предлагаются загадки о профессиях.

Учитель зачитывает загадки, а учащиеся отгадывают их.

Его работа в глубине, на самом дне,

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его нелегок и непрост,

Как космонавт, плывет он среди звезд.

                ( Водолаз.)

Он опускается в забой.

Его работа под землей.

                  (Забойщик.)

Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –  

Мы пойдем сегодня в гости.

                         (Сапожник.)

Заболела эта книжка,

Изорвал ее мальчишка.

Я больную пожалею,

Я возьму ее и склею.

                   (Переплетчик.)

Физкультминутка

Третья страница устного журнала

«Птица сильна крыльями, а человек дружбой»

Учитель: Человек без труда - что земля без воды.

Человек без друзей - что дерево без корней.

 

Работа в группах:

Надо собрать данную вразброс пословицу:

Друга ищи, а найдешь – береги.

Друзья познаются в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Без друга на сердце вьюга.

Дружбу помни, а зло забывай.

Дружба – как стекло, разобьётся – не сложишь.

Учитель: Будь другом сам - и тебе помогут в беде.

Четвертая страница устного журнала

«Счастье не ищут, а делают»

Дети  читают пословицы:

Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается.

Счастье без ума - дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь.

У кого счастье поведется, у того и петух несется.

Учитель: Некоторые люди говорят, что счастье - это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются те, кто считает, что все счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

Учитель предлагает учащимся игру «Семь и один».

Назвать четыре пословицы, в которых употреблены числа «семь» и «один». Если детям будет сложно, учитель может подсказать:

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед - один ответ.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

Пятая страница устного журнала

«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»

Учащиеся по очереди зачитывают пословицы:

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина-мать, умей за нее постоять.

Своя земля и в горсти мила.

Только тому почет будет,

Кто Родину, не словом, а делом любит.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Жить - Родине служить.

Два ученика читают наизусть:

1-й ученик: Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор ...

2-й ученик: А другим, наверно, вспомнится,

Свой родной, московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Ученики (хором): Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Шестая (игровая) страница устного журнала

«3наете ли вы пословицы?»

Ученики должны составить пословицу из предложенных им попарно соединенных слов.

Время - потехе (Делу время, потехе час).

Труда - пруда (Без труда не вынешь рыбку из пруда).

Счастье - руками (Счастье не в воздухе вьется, руками достается).

Дело - мастера (Недаром говорится, что дело мастера боится).

Пышки - шишки (Работнику - медовые пышки, лодырю - еловые шишки).

Каравай - затевай (Н а чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай).

Друга - береги (Нет друга - ищи, а нашел - береги).

Калачи - на печи (Хочешь есть калачи - не сиди на печи).

Ученого - неученых (За ученого двух неученых дают, да и то не берут).

Садовник - крыжовник (Хорош садовник, хорош крыжовник).

Гоп - перепрыгнешь (Н е говори гоп, пока не перепрыгнешь) .

Броду - воду (Не зная броду, не суйся в воду).

Знать - учиться (Не стыдно не знать, стыдно не учиться).

Дело - смело (Кончил дело, гуляй смело).

Журавль - синица (Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки).

Шило - мешок (Шила в мешке не утаишь).

Серебро - золото (Слово - серебро, молчание - золото).

Камень - течет (Под лежачий камень вода не течет).

Рубль - друзей (Н е имей сто рублей, а имей сто друзей).

Овца - портит ( Паршивая овца все стадо портит).

Кататься - возить ( Любишь кататься - люби и саночки возить).

Гора - человек (Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется) ..

Пироги - кулаки (Для друга пироги, для врага кулаки).

Болтает - мешает (Кто много болтает тот делу мешает).

Дело - мастер (Дело мастера боится).

Труд - лень (Труд человека кормит, а лень портит).

Классный руководитель благодарит участников устного журнала за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корень учения горек , да плод его сладок

Открытое внеклассное мероприятие по чтению в рамках месячника начальной школы.Литературно-музыкальный утренник на тему «Корень учения горек, да плод его сладок»4 «А» класс ...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...

Обобщение по разделу «Устное народное творчество» «Осень в загадках, потешках, песенках, пословицах и поговорках».

Тип урока: урок - обобщение.Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять жанры устного народного творчества,...

Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»

Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»...

Пословицы и поговорки об учении

Во время воспитательной работы с детьми, чтобы сделать примеры более образными и украсить свою речь, мы используем пословицы и поговорки....