Классный час на тему: "250 лет со дня основания Эрмитажа"
классный час (4 класс) на тему

Половинкина Валентина Аркадьевна

1.  Екатерина II – основательница Эрмитажа.

 

Цели: познакомить обучающихся с знаменательной датой «250 –летие Эрмитажа», познакомить с историей развития музея; расширение кругозора обучающихся; привитие уважительного отношения к истории и культурному наследию своего народа.

250 лет исполнится в этом году Эрмитажу в декабре. Именно столько лет назад Екатерина II [1](Слайд №1) приобрела у немецкого купца Гоцковского ровно 250 картин, чтобы украсить им залы своего музея. Именно эта коллекция и стала началом основания величайшего русского музея Эрмитажа – главного Санкт-петербургского музея, настоящей русской сокровищницы, где хранятся произведения искусства со всего мира.

Экспозиция Эрмитажа размещается в шести величественных зданиях, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Эрмитаж занимает семь зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Меншиковский дворец и бывшее здание Главного штаба( Cлайды 2-8).

 

При Екатерине II началось возведение здания Малого Эрмитажа рядом с Зимним дворцом. Здесь Екатерина II хранила свою коллекцию живописи, которая легла в основу будущего музея. Коллекция постоянно пополнялась новыми картинами, скульптурами, изделиями из поделочных камней и другими предметами искусства, и в конце концов в Малом Эрмитаже не осталось свободного места для их размещения. В 1771-1787 годах к нему было пристроено еще одно здание, которое специально предназначалось для хранения живописных и скульптурных произведений, - Большой Эрмитаж.

 

Кроме произведений живописи, Екатерина II коллекционировала медали и различные изделия из резного камня - геммы, камеи, женские украшения и статуэтки. Самым крупным приобретением такого рода стало собрание резных камней герцога Орлеанского. Покупала она и скульптуры, однако их в коллекции было не очень много. Самые ценные из них - античные фигуры, купленные у банкира Д. Л. Брауна, и "Скорчившийся мальчик" Микеланджело - изначально хранились в летней резиденции Екатерины в Царском селе.

 

 

Примерно в те же годы, что и Большой Эрмитаж, на Дворцовой площади был возведен Эрмитажный театр, созданный по проекту Д. Кваренги. Он предназначался для императорских спектаклей, которые к тому времени стали очень популярным дворцовым развлечением.


 

2. Эрмитаж в истории России.

 

После окончания Отечественной войны 1812 года Александр I [2]привез в Россию наиболее ценные полотна и скульптуры из дворца Мальмезон - резиденции первой жены Наполеона Жозефины, а чуть позже приобрел собрание испанской живописи, собранное голландским банкиром В. Г. Кузвельтом. Кроме того, при Александре I в Эрмитаж стали поступать произведения российских живописцев.

 

Музеем, доступным для широкой публики, Эрмитаж стал при Николае I[3], при котором музейная коллекция существенно расширилась. При Николае I в Эрмитаже также увеличилось число работ российских живописцев, и была даже открыта целая Галерея русской школы.

 

Главным же новшеством дворцового музея стало собрание археологических находок, сделанных в Италии, при раскопках Помпеи, и в России, в курганах недалеко от Керчи. Для хранения новых экспонатов было отведено здание Нового Эрмитажа на Дворцовой набережной, строительство которого велось с 1839 по 1852 год.

 

Первая мировая война остановила работу музея: в нескольких залах Зимнего дворца был устроен госпиталь, а часть музейных экспонатов вывезена в Москву. После Октябрьской революции Зимний дворец и три здания Эрмитажа были объявлены национальной собственностью и государственным музеем. В начале советской эпохи Эрмитаж обогатился огромным количеством произведений искусства, составлявших частные собрания из Аничкова, Юсуповского, Строгановского, Мраморного, Шереметевского и Шуваловского дворцов. Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа, составившая более миллиона единиц, была эвакуирована на Урал.


3. Эрмитаж сегодня.

На сегодняшний день фонды Эрмитажа насчитывают миллионы экспонатов

Музей состоит из 8 отделов: первобытной культуры; античного мира; культуры народов Востока; истории русской культуры (включающий "Галерею 1812 года" — портреты офицеров и генералов, героев Отечественной войны 1812); нумизматики; западноевропейского искусства (картинная галерея с произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, Т. Лоренса, Л. Ленена, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Делакруа, О. Ренуара, П. Пикассо, А. Матисса; собрания скульптуры с произведениями Микеланджело, А. Гудона, О. Родена; коллекция рисунков, графики, памятников прикладного искусства); научно-просветительного, ведущего экскурсионную и лекционную работу; реставрационного. Экспозиции музея занимают свыше 350 залов, посещаемость — 3,5 млн. человек в год. Эрмитаж ведет большую научную и научно-просветительную работу, проводит научные конференции, организует археологические экспедиции, готовит к изданию научные труды, каталоги, альбомы и путеводители. Значительное место в деятельности музея занимают временные выставки из зарубежных музеев.

 Заглянем в некоторые места этого прекрасного музея. (Слайды 9-14)

 


 

4. Эрмитажные коты.

 

Представьте себе, что в Эрмитаже живут настоящие коты!

Считается, что история эрмитажных котов отсчитывается с привезённого из Голландии Петром Великим кота, которого поселили в деревянном Зимнем дворце.

 

В XVIII веке в старом Зимнем дворце сильно расплодились крысы и портили здание, прогрызая дырки в стенах. По наиболее популярной версии, императрица Елизавета Петровна после посещения Казани заметила, что там нет грызунов из-за большого количества котов. Позднее, в 1745 году,она издала «Указ о высылке ко двору котов», который звучит так:

 

«Сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей… И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных объявить для скорейшего отправления в губернскую канцелярию».

 

Указ был немедленно выполнен, коты сделали своё дело, и практически все крысы во дворце исчезли. После возведения Зимнего дворца котов запустили в новое здание, где они быстро прижились.

 

Основательница Эрмитажа императрица Екатерина II кошек не любила, но оставила их во Дворце и придала котам статус «охранников картинных галерей», разделив котов на 2 класса — надворных и комнатных..

 

Коты в Эрмитаже существовали долгое время, в период войны с Наполеоном и после революции, при советской власти, но во время блокады Ленинграда почти все кошки умерли (это был единственный период, когда Эрмитаж остался без котов-крысоловов), и дворец буквально кишел крысами. В 1941 году произведения искусства были эвакуированы на Урал в Свердловск, а в музейных подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ. После войны в Ленинград было привезено два вагона с кошками, часть которых попала в Эрмитаж. В 1960-е годы появилась новая проблема: во дворце стало слишком много котов, поскольку некоторые жители города, желающие избавиться от своих питомцев, подбрасывали их к Эрмитажу. Сотрудники однажды отловили большинство котов и вывезли их на специальном транспорте. Однако вскоре после этого крысы снова развелись в хранилищах. С тех пор сотрудники больше не избавлялись такими методами от лишних кошек. В Музее кошки во Всеволожске проживает несколько эрмитажных котов, представлена экспозиция, посвящённая кошкам на Руси и, в том числе, котам Эрмитажа.

 

С момента поселения в Зимнем дворце коты бессменно выполняют задачи по очистке помещений от грызунов. Каждый кот имеет собственный паспорт, ветеринарную карточку и формально является высококвалифицированным специалистом по очистке музейных подвалов от крыс.

 

Сегодня около семидесяти котов обитают в Эрмитаже и охотятся на мышей и крыс. Для них созданы комфортные условия проживания, так, например, в подвалах, где они живут, всегда сухо и тепло, также все помещения оборудованы маленькими проходами, чтобы сделать свободным передвижение кошек. Сама сеть подвалов (почти два десятка километров), где передвигаются и охотятся коты, называется «большой кошачий подвал». Сотрудники Эрмитажа регулярно закупают сухой корм для котов.

 

Сотрудники музея котов называют «Эрмики».

У каждого кота есть своя собственная мисочка, лоток и корзинка для сна. Но далеко не все коты доживают до старости, многие из них гибнут под колёсами машин, особенно часто это происходит, когда в Эрмитаже идёт ремонт, поэтому во дворовой территории находятся специальные знаки «Осторожно, кошки!». Всем котам сделаны прививки, за ними осуществляется ветеринарное наблюдение. Коты могут свободно передвигаться по территории Эрмитажа, однако вход в музейные залы им воспрещён. Все трубы, выходящие в подвал, закрыты решёткой, чтобы не позволить туда проникнуть кошкам, потому что пока неизвестно, как устроена вентиляционная система Эрмитажа, поскольку чертежи не сохранились. Летом коты чаще находятся снаружи, на газонах, во дворах.

Слайд № 15


 



[1] Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы

[2] Алекса́ндр I Павлович Благословенный -император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года) старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.

[3] Никола́й I Па́влович - император Всероссийский с 14 декабря (26 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

polovinkina

Классный час на тему:

«250 лет со дня основания Эрмитажа».

Подготовила учитель первой категории

МБОУ Хорошовской средней  школы

Половинкина Валентина Аркадьевна.

2014г.

Оглавление.

1.  Екатерина II – основательница Эрмитажа.        

2. Эрмитаж в истории России.        

3. Эрмитаж сегодня.        

4. Эрмитажные коты.        

Использованные интернет- ресурсы:        


1.  Екатерина II – основательница Эрмитажа.

Цели: познакомить обучающихся с знаменательной датой «250 –летие Эрмитажа», познакомить с историей развития музея; расширение кругозора обучающихся; привитие уважительного отношения к истории и культурному наследию своего народа.

250 лет исполнится в этом году Эрмитажу в декабре. Именно столько лет назад Екатерина II [1](Слайд №1) приобрела у немецкого купца Гоцковского ровно 250 картин, чтобы украсить им залы своего музея. Именно эта коллекция и стала началом основания величайшего русского музея Эрмитажа – главного Санкт-петербургского музея, настоящей русской сокровищницы, где хранятся произведения искусства со всего мира.

Экспозиция Эрмитажа размещается в шести величественных зданиях, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Эрмитаж занимает семь зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Меншиковский дворец и бывшее здание Главного штаба( Cлайды 2-8).

При Екатерине II началось возведение здания Малого Эрмитажа рядом с Зимним дворцом. Здесь Екатерина II хранила свою коллекцию живописи, которая легла в основу будущего музея. Коллекция постоянно пополнялась новыми картинами, скульптурами, изделиями из поделочных камней и другими предметами искусства, и в конце концов в Малом Эрмитаже не осталось свободного места для их размещения. В 1771-1787 годах к нему было пристроено еще одно здание, которое специально предназначалось для хранения живописных и скульптурных произведений, - Большой Эрмитаж.

Кроме произведений живописи, Екатерина II коллекционировала медали и различные изделия из резного камня - геммы, камеи, женские украшения и статуэтки. Самым крупным приобретением такого рода стало собрание резных камней герцога Орлеанского. Покупала она и скульптуры, однако их в коллекции было не очень много. Самые ценные из них - античные фигуры, купленные у банкира Д. Л. Брауна, и "Скорчившийся мальчик" Микеланджело - изначально хранились в летней резиденции Екатерины в Царском селе.

Примерно в те же годы, что и Большой Эрмитаж, на Дворцовой площади был возведен Эрмитажный театр, созданный по проекту Д. Кваренги. Он предназначался для императорских спектаклей, которые к тому времени стали очень популярным дворцовым развлечением.


2. Эрмитаж в истории России.

После окончания Отечественной войны 1812 года Александр I [2]привез в Россию наиболее ценные полотна и скульптуры из дворца Мальмезон - резиденции первой жены Наполеона Жозефины, а чуть позже приобрел собрание испанской живописи, собранное голландским банкиром В. Г. Кузвельтом. Кроме того, при Александре I в Эрмитаж стали поступать произведения российских живописцев.

Музеем, доступным для широкой публики, Эрмитаж стал при Николае I[3], при котором музейная коллекция существенно расширилась. При Николае I в Эрмитаже также увеличилось число работ российских живописцев, и была даже открыта целая Галерея русской школы.

Главным же новшеством дворцового музея стало собрание археологических находок, сделанных в Италии, при раскопках Помпеи, и в России, в курганах недалеко от Керчи. Для хранения новых экспонатов было отведено здание Нового Эрмитажа на Дворцовой набережной, строительство которого велось с 1839 по 1852 год.

Первая мировая война остановила работу музея: в нескольких залах Зимнего дворца был устроен госпиталь, а часть музейных экспонатов вывезена в Москву. После Октябрьской революции Зимний дворец и три здания Эрмитажа были объявлены национальной собственностью и государственным музеем. В начале советской эпохи Эрмитаж обогатился огромным количеством произведений искусства, составлявших частные собрания из Аничкова, Юсуповского, Строгановского, Мраморного, Шереметевского и Шуваловского дворцов. Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа, составившая более миллиона единиц, была эвакуирована на Урал.


3. Эрмитаж сегодня.

На сегодняшний день фонды Эрмитажа насчитывают миллионы экспонатов

Музей состоит из 8 отделов: первобытной культуры; античного мира; культуры народов Востока; истории русской культуры (включающий "Галерею 1812 года" — портреты офицеров и генералов, героев Отечественной войны 1812); нумизматики; западноевропейского искусства (картинная галерея с произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, Т. Лоренса, Л. Ленена, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Делакруа, О. Ренуара, П. Пикассо, А. Матисса; собрания скульптуры с произведениями Микеланджело, А. Гудона, О. Родена; коллекция рисунков, графики, памятников прикладного искусства); научно-просветительного, ведущего экскурсионную и лекционную работу; реставрационного. Экспозиции музея занимают свыше 350 залов, посещаемость — 3,5 млн. человек в год. Эрмитаж ведет большую научную и научно-просветительную работу, проводит научные конференции, организует археологические экспедиции, готовит к изданию научные труды, каталоги, альбомы и путеводители. Значительное место в деятельности музея занимают временные выставки из зарубежных музеев.

 Заглянем в некоторые места этого прекрасного музея. (Слайды 9-14)


4. Эрмитажные коты.

Представьте себе, что в Эрмитаже живут настоящие коты!

Считается, что история эрмитажных котов отсчитывается с привезённого из Голландии Петром Великим кота, которого поселили в деревянном Зимнем дворце.

В XVIII веке в старом Зимнем дворце сильно расплодились крысы и портили здание, прогрызая дырки в стенах. По наиболее популярной версии, императрица Елизавета Петровна после посещения Казани заметила, что там нет грызунов из-за большого количества котов. Позднее, в 1745 году,она издала «Указ о высылке ко двору котов», который звучит так:

«Сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей… И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных объявить для скорейшего отправления в губернскую канцелярию».

Указ был немедленно выполнен, коты сделали своё дело, и практически все крысы во дворце исчезли. После возведения Зимнего дворца котов запустили в новое здание, где они быстро прижились.

Основательница Эрмитажа императрица Екатерина II кошек не любила, но оставила их во Дворце и придала котам статус «охранников картинных галерей», разделив котов на 2 класса — надворных и комнатных..

Коты в Эрмитаже существовали долгое время, в период войны с Наполеоном и после революции, при советской власти, но во время блокады Ленинграда почти все кошки умерли (это был единственный период, когда Эрмитаж остался без котов-крысоловов), и дворец буквально кишел крысами. В 1941 году произведения искусства были эвакуированы на Урал в Свердловск, а в музейных подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ. После войны в Ленинград было привезено два вагона с кошками, часть которых попала в Эрмитаж. В 1960-е годы появилась новая проблема: во дворце стало слишком много котов, поскольку некоторые жители города, желающие избавиться от своих питомцев, подбрасывали их к Эрмитажу. Сотрудники однажды отловили большинство котов и вывезли их на специальном транспорте. Однако вскоре после этого крысы снова развелись в хранилищах. С тех пор сотрудники больше не избавлялись такими методами от лишних кошек. В Музее кошки во Всеволожске проживает несколько эрмитажных котов, представлена экспозиция, посвящённая кошкам на Руси и, в том числе, котам Эрмитажа.

С момента поселения в Зимнем дворце коты бессменно выполняют задачи по очистке помещений от грызунов. Каждый кот имеет собственный паспорт, ветеринарную карточку и формально является высококвалифицированным специалистом по очистке музейных подвалов от крыс.

Сегодня около семидесяти котов обитают в Эрмитаже и охотятся на мышей и крыс. Для них созданы комфортные условия проживания, так, например, в подвалах, где они живут, всегда сухо и тепло, также все помещения оборудованы маленькими проходами, чтобы сделать свободным передвижение кошек. Сама сеть подвалов (почти два десятка километров), где передвигаются и охотятся коты, называется «большой кошачий подвал». Сотрудники Эрмитажа регулярно закупают сухой корм для котов.

Сотрудники музея котов называют «Эрмики».

У каждого кота есть своя собственная мисочка, лоток и корзинка для сна. Но далеко не все коты доживают до старости, многие из них гибнут под колёсами машин, особенно часто это происходит, когда в Эрмитаже идёт ремонт, поэтому во дворовой территории находятся специальные знаки «Осторожно, кошки!». Всем котам сделаны прививки, за ними осуществляется ветеринарное наблюдение. Коты могут свободно передвигаться по территории Эрмитажа, однако вход в музейные залы им воспрещён. Все трубы, выходящие в подвал, закрыты решёткой, чтобы не позволить туда проникнуть кошкам, потому что пока неизвестно, как устроена вентиляционная система Эрмитажа, поскольку чертежи не сохранились. Летом коты чаще находятся снаружи, на газонах, во дворах.

Слайд № 15


Использованные интернет- ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Эрмитажные_коты

Яндекс.Словари › БСЭ. — 1969—1978

Лит.: Бенуа А., Путеводитель по картинной галерее имп. Эрмитажа, СПБ, 1911; Эрмитаж за 200 лет (1764—1964). История и состав коллекций, работа музея, Л. — М., (1966); Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись, (2 изд.), т. 1, Л., 1976.

slovari.yandex.ru/эрмитаж/БС Эрмитаж%20(музей)/ http://www.hellopiter.ru/The_state_hermitage.html http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1601

http://www.liveinternet.ru/tags/%EA%EE%F2%FB+%FD%F0%EC%E8%F2%E0%E6%E0/

httpshttp://www.hellopiter.ru/image/DSC0609157785676766677.jpg://ru.wikipedia.org/wiki/Эрмитажные_коты#mediaviewer/File:Hermitage_cat.jpeg

http://www.ogoniok.com/4989/34/

http://stranymira.com/uploads/posts/2008-09/1221308918_zim.jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_Эрмитаж#mediaviewer/File:Spb_06-2012_Palace_Embankment_various_13.jp

https://ru.wikipedia.org/wiki/Новый_Эрмитаж#mediaviewer/File:Winter_Palace_SPB_from_Palace_Square.jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/Эрмитажный_театр#mediaviewer/File:Spb_06-2012_Palace_Embankment_various_12.jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/Меншиковский_дворец_(Санкт-Петербург)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Здание_Главного_штаба_(Санкт-Петербург)#mediaviewer/File:Hermitage_from_inside

ru.wikipedia.org/wiki/Большой_Эрмитаж#mediaviewer/File:Дворовая_анфилада_Большого_Эрмитажа.JPG

https://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_Эрмитаж#mediaviewer/File:Лоджии_Рафаэля.JPG

https://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_Эрмитаж#mediaviewer/File:Советская_лестница.JPG

ru.wikipedia.org/wiki/Большой_Эрмитаж#mediaviewer/File:Большой_Эрмитаж._Театральная_лестница_в_Эрмитажный_театр.JPG

ru.wikipedia.org/wiki/Екатерина_II#mediaviewer/File:Profile_portrait_of_Catherine_II_by_Fedor_Rokotov_(1763,_Tretyakov_gallery).jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рыцарский_Зал_Эрмитажа#mediaviewer/File:Palace-weapons-p1040033.jpg

http://status-piter.ru/generic/uploaded/hermitage2.jpg

reshell.msk.ru/rshph/Pit1110/Erm/DSC_4843nw.jpg

http://www.jpegshare.net/images/5d/11/5d11cfa9c265b0654021b42abb078f04.jpg

http://galeri.uludagsozluk.com/40/ermitaj_72539_m.jpg


[1] Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы

[2] Алекса́ндр I Павлович Благословенный -император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года) старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.

[3] Никола́й I Па́влович - император Всероссийский с 14 декабря (26 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме:"Путь к здоровью", проведенный в рамках декады классного руководителя

Классный час по ЗОЖ, где дается доступная информация о том как можно сохранить крепкое здоровье, как правильно питаться, зачем нужно соблюдать режим дня, как правильно начинать закаливание и другое. В...

урок математики по теме: Ознакомление с приемом, основанным на замене произведения суммой одинаковых слагаемых.

Урок математики по теме: "Ознакомление с приемом, основанным на замене произведения суммой одинаковых слаагемых".цель: познакомить с приемом, основанным на заменен произведния суммой одинако...

Классный час посвященный 250-летию со дня основания Эрмитажа

Обобщать и расширять представления детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга, формировать чувство любви к Санкт-Петербургу, воспитывать умение любоваться достопримечательностями, гордиться ими, ...

презентация 250-летие со дня основания Эрмитажа

Презентация является приложением к классному часу «250-летие со дня основания Эрмитажа»...