Экспертиза образовательной среды МБС(к)ОУ «Школа интернат №12 VIII вида» г. Перми
проект (3 класс) на тему

Экспертиза образовательной среды МБС(к)ОУ «Школа интернат №12 VIII вида» г. Перми детей 3-4 класса,рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekspertiza_obraz_sredy_uchr_lena1.doc663 КБ

Предварительный просмотр:

Экспертиза образовательной среды МБС(к)ОУ «Школа интернат №12 VIII вида» г. Перми

Работу провела:

учитель начальных классов

МБС(к)ОУ «Школа интернат №12 VIII вида» г. Перми

Зяблицева Елена Александровна

                                                       2014

В век компьютеров, когда каждый ребенок имеет телефоны, гаджеты и т.д. Меняется не только мир вокруг нас, но меняется и система влияний и условия формирования личности, а так же возможностей для ее развития,

содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Для того, чтобы создать благоприятную образовательную среду ребенка с ОВЗ нужно использовать несколько подходов:

-аксиологический подход,

-культурологический подход,

-гуманистический подход,

-антропологический подход,

-синергетический подход,

-полисубъективный подход,

-деятельностный подход.

        Процессы демократизации и гуманизации общественной жизни не могли не сказаться на системе школьного образования. В настоящее время активно идет введение ФГОС. На первое место выдвинуты цели развития личности ребенка. Гуманистический характер этих изменений очевиден: вся образовательная система должна действовать в интересах ребенка, его личности.

Стандарт утверждает основные принципы:

-создание благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в   соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями и потребностью в специальных условиях получения образования;

-взаимодействия обучающихся с ОВЗ со сверстниками, не имеющих таких ограничений;

-приобщения обучающихся с ОВЗ к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Стандарт преследует следующие цели:

-обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающего с ОВЗ и создания оптимальных специальных условий для получения качественного общего образования;

-обеспечение государством гарантий получения общего образования детьми с ОВЗ;

-обеспечение государственных гарантий реализации заданных     Стандартом дифференцированных уровней и вариантов общего образования обучающихся с ОВЗ;

-обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно общего образования обучающихся с ОВЗ;

Ну и конечно, важно, чтобы среда была безопасной. Здесь мы говорим о творческой безопасности, духовной безопасности, информационной безопасности.

Рассмотрев все современные стандарты мной были выдвинуты следующие цели и задачи для раскрытия проблемы организации образовательной среды «Школа-интернат №12 VIII  вида» для детей с ОВЗ.

Цель: Создание в школе гуманной лечебно – педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.  

Задачи:

        Оптимизировать  культурно-образовательную  функцию школы, направленную на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса, а так же полноценно участвовать в культурной, спортивной, деятельности местного сообщества;  

        Усиливать  регулятивно-воспитательную функцию  школы, направленную на формирование ценностных установок и отношений; развивать мотивационную культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников;

        Совершенствовать организацию учебного процесса в целях   сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся, воспитанников;

        Организовать  работу по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников;  

         Создать условия для повышения профессионализма педагогических работников  

Работу по внедрению ФГОС для детей с ОВЗ в нашем учебном учреждении можно представить в виде модели, которая включает в себя несколько этапов:

-диагностический этап.

-консультативно- проективный этап.

-деятельностный этап.

-рефлексивный этап.

1.Диагностический этап

 Экспертиза образовательной         среды учащихся  3,4 классов МБС (к)ОУ «Школа-интернат №12 VIII вида » г. Перми  была проведена используя материалы представленными доцентом кафедры социальной педагогики и психологии ПГПГПУ ,кандидатом педагогических наук

 Наумовым Александром Анатольевичем.

Широта образовательной среды

Итоговый балл

5,85

Коэффициент модальности

Местные экскурсии

(пешком, на городском и пригородном транспорте)

•  Практически не проводятся

0

•   Проводятся, но не для всех учащихся

0

•   Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие

0

•   Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие

0

•   Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса (например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.)

1,25

•   Другое, вместо предложенного (от 0.1 до 1,25 балла)

Путешествия

•  Практически не проводятся

0

•   Проводятся, но не для всех учащихся

0

•   Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие

0

•   Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие

0

•   Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса (например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.)

1,25

•    Другое, вместо предложенного (от 0.1 до 1,25 балла)

Посещение учреждений культуры

(театры, концерты, выставки и т.д.)

•    Практически не бывает

0

•    Не для всех учащихся

0

•    Каждый школьник раз в полгода имеет

возможность посещения

0

•    Каждый школьник раз в четверть имеет

возможность посещения

0

•    Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного Процесса

1,25

•    Другое, вместо предложенного (от 0.1 по 1.25 балла)

Обмен учащимися

•    Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится

0

•    Обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер

0

•    Производится систематический прием школьников из других учебных заведений

0

•    Учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодежные лагеря, экспедиции и т.п.)

0

•    Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями

0

•  Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)

Обмен педагогами

•    Обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится

0

•    Обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый, эпизодическим характер

0,1

•    Педагоги имеют возможность какое-то время преподавать (стажироваться) в других учебных заведениях

0

•    Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работают в школе (классе)

0

•    Реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателями с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями

0

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)

Возможности выбора образовательных микросред

•    Кроме занятий в своем классе у учащихся практически нет других образовательных возможностей

0

•    Некоторые учащиеся имеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубах по интересам

0

•    Каждый учащийся может заниматься в кружках, секциях, клубах по интересам

0,2

•    Учащиеся имеют возможности выбора класса (профильного, по уровню подготовленности школьников)

0

*

•    Учащиеся имеют возможности выбора учителей

0

•    Другое, вместо предположенного (от 0.1 до 1.25 балла)

* Здесь и далее в подобных случаях может быть выбран либо один пункт (строка) из нескольких, обозначенных знаком "+", либо такие пункты могут суммироваться, и тогда в ячейку таблицы (в которой в данном случае расположен символ "*") вписывается сумма баллов по избранным пунктам. Если же был выбран любой другой пункт (без знака " ). т0 именно его показатель и остается итоговым баллом данного блока.

Гости

•    •  Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко

0

•    •  Гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами) перед учащимися и педагогами

0

•    •  Родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, творческие выставки)

0

•    •  Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п.

0

•    •  Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приема гостей

0,55

•   Другое, вместо предложенного (от 0.1 до 1,25 балла)

Широта материальной базы

•   Учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещённые

0

•   Занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает

0

•   Имеется полный набор необходимых методически и технически оснащённых специализированных помещений

0

•   Наряду со «стандартным набором» хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.)

1

•   Имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям («Интернет»)

0

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)

Интенсивность образовательной среды

Интенсивность образовательной среды

итоговый балл

8

коэффициент модальности

Уровень требований к учащимся

•    •  К знаниям учащихся предъявляются пониженные требования (обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.)

0

•    •  Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта

0,5

•    •  Требования к некоторым учащимся выходят за рамки госстандарта

0

•    •  Ко всем учащимся предъявляются повышенные требования

0

•    •  Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведется по усиленным программам (например, по программам вуза)

0

 •  Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла)

Организация активного отдыха

•   Выходные дни и каникулы учащиеся, как правило, проводят в семьях, не связаны с образовательным процессом своего учебного заведения

0

•   В выходные дни для учащихся систематически проводятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.)

0

•  На осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.)

0

•   На период летних каникул для учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п.

0

•   Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период каникул)

2,5

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла)

Учебная нагрузка учащихся

•  Часто в ходе уроков учащиеся остаются «недогруженными» учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п.

0

•   Занятия на уроках проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий; как правило, после уроков учащиеся уходят из школы

0

•    После уроков учащиеся обычно остаются в школе для консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания минимальны (или объемные домашние задания, но учащиеся не остаются в школе после занятий)

0

•    После уроков учащиеся остаются в школе для дополнительных занятий; а также получают объемные домашние задания

0

• Практически все время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом (например, в специализированных интернатах и т.п.)

2,5

•    Другое, вместо предложенного (от 0.1 по 2,5 балла)

Интерактивные формы и методы

•   В образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведении учащимися усвоенного материала

0

•  Некоторые педагоги на отдельных занятиях используют интерактивные («диалоговые») формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.)

0

•   Большинство педагогов стремится использовать интерактивные формы и методы образования

0

•   Педагогическим коллективом декларирован приоритет интерактивного образовательного процесса в данном учебном заведении

0

•   Интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами

2,5

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2.5 балла)

Осознаваемость образовательной среды

Осознаваемость образовательной среды

итоговый балл

7,8

коэффициент модальности

Уровень осведомленности об учебном заведении

  •  Практически никто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответить на вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п.

0

   • Отдельные педагоги знают историю и традиции своего учебного заведения

0

  • История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся,

которые специально занимаются их изучением

0

  • Большинство педагогов и учащихся знакомо с историей и традициями своего учебного заведения

0

  • Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представление об истории данного учебного заведения

1,4

    • Другое, вместо предложенного, (от 0.1 до 1.41)

Символика

• Уч. Заведение не имеет никаких элементов собственной символики

• Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей

0

•   Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет свое особое название (школа «Радуга», школа имени... и т.п.), и все учащиеся об этом знают

0

•  Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения (воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.)

0

•  Учебное заведение имеет свое знамя, которое хранится на видном почетном месте, под этим знаменем проводятся важные мероприятия

0

• Учащиеся и педагоги хорошо знают слова гимна своего учебного заведения и с гордостью его исполняют в соответствующих случаях

0

•   Учащиеся и педагоги охотно носят значки своего

учебного заведения

0

•   Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы (футболки с символикой своего учебного заведения, «фирменные» шапочки и т.п.), которые учащиеся и педагоги охотно носят

0

•  Другое, вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку)

Формирование осознаваемости

•   Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер

0

•   Проводятся периодические беседы по истории учебного заведения

+0.1

•   Имеются отдельные стенды, рассказывающие об истории и традициях учебного заведения

+0.2

•   Ведется летопись учебного заведения (оформляются фото-, кино-, видео- и другие материалы)

+0.3

•   Торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения, к этим торжествам ведется долговременная подготовка

+0,4

•   Организован музей (постоянная выставка) истории учебного заведения

0

•   Другое, вместо предложенного, (не превысить 1.5 по данному блоку)

Связь с выпускниками

•   Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носят случайный, эпизодический характер

0

•   Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встреч раз в году

0

•   Педагоги и учащиеся ведут постоянную переписку со многими выпускниками

0

•   Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников, в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка

0

•   Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь

1,2

•   Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие развитию учебного заведения

0

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)

Активность сотрудников

•   Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты

0

•   Значительная часть педагогов и технического персонала охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи учебному заведению

0

•   Практически весь коллектив охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи

0

•   Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения

0

•   Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении

1,4

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)

Активность учащихся

•   Практически все учащиеся принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)

0

•    Значительная часть учащихся охотно откликается па просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению

0

•    Практически все учащиеся охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи

0

•    Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения

0

•    Большинство учащихся лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении

1,4

•    Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)

•    Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)

Активность родителей

•    Практически все родители крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)

0

•    Значительная часть родителей охотно откликается на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению

0

•    Практически все родители охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи

0

•    Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения

0

•    Большинство родителей лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении

1,4

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)

Обобщённость образовательной среды

Обобщённость образовательной среды

итоговый балл

8

коэффициент модальности

Команда единомышленников

•    Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые методические требования к педагогам администрацией не предъявляются

0

•    Заместители директора составляют его «команду», к педагогам ими предъявляется система единых методических требований

0

•    В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей

0

•    Большинство учителей по существу составляют единую профессиональную команду

0

•    В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагоги данного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию

1,7

•    Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7)

Концепция развития учебного заведения

•   Серьезной концепции развития учебного заведения пока не существует, образовательный процесс осуществляется «по инерции»

0

•   Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов, в то время как администрация остается малокомпетентной и пассивной в этом вопросе

0

•   Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом четкого представления

0

•   В учебном заведении реализуется определенная образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом

0

•   Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов

1,7

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7)

Формы работы с педагогическим коллективом

•   Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется

0

•   На педсоветах администрацией ставятся вопросы координации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса

+0,5

•   Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений

+0,8

•   Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения

0

•   Организован постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения

1,6

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,6)

Включённость учащихся

•   Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепции своего учебного заведения

0

•   Учащимся рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения

0.4

•   Отдельные предложения учащихся по изменению

организации образовательного процесса всерьез рассматриваются и могут быть реализованы

0

•   Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активные учащиеся входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения

0

•  Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планирования работы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов

0

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7)

Включенность родителей

•   Родители интересуются только успеваемостью своих детей, они не информированы об основных положениях образовательной концепции

учебного заведения    

0

•   На родительских собраниях родителям рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения

0

•   Отдельные предложения родительского комитета по изменению организации образовательного процесса рассматриваются администрацией и могут быть реализованы

0

•   Действует специально разработанная система взаимодействия администрации и педагогов с родителями

1,3

•   Родители реально участвуют в управлении учебным заведением, входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения

0

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7)

Реализация авторских образовательных моделей

•   Учебное заведение не поддерживает тесных контактов с представителями психолого-педагогической науки

0

•   Учебное заведение строит образовательный процесс на основе определенной методической модели, администрация получила консультацию от ученых перед началом реализации проекта

0

•   Ученые - авторы образовательной концепции учебного заведения - периодически консультируют как администрацию, так и педагогов

0

•   Организован постоянно действующий семинар для педагогов, который ведется учеными - авторами образовательной концепции данного учебного заведения

0

•   Учебное заведение является экспериментальной площадкой научного учреждения, ученые - авторы образовательной концепции - работают в постоянном тесном контакте с администрацией и педагогами

0

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,6)

Эмоциональность образовательной среды

Эмоциональность образовательной среды

8,5

итоговый балл

коэффициент модальности

Взаимоотношения в педагогическом коллективе

•   Педсоветы, совещания и т.п. проводятся в строгом деловом ритме, различные проявления эмоций и «посторонние разговоры» не поощряются администрацией

0

•   Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции

+0,4

•   Педагоги часто встречаются в неформальной обстановке как «в стенах» учебного заведения, так и за их пределами (отмечают дни рождения, праздники, ходят в гости друг к другу, посещают концерты, выставки и т.п.)

+0,8

•   Каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач

+0,4

•   В педагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами

+0,9

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)

Взаимоотношения с учащимися

•   Взаимоотношения педагогов с учащимися носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой

0

•   Взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на уроках, собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем учащихся

+0,4

•   Педагоги и учащиеся часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами)

+0,8

•   Каждый школьник ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом

+0,4

•   Школьники часто делятся с педагогами своими личными проблемами, получая от них сопереживание и поддержку

+0,9

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)

Взаимоотношения с родителями

•     Взаимоотношения педагогов с родителями преимущественно ролевой, формализованный характер ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой

0

•     Взаимоотношения педагогов с родителями хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем

+0,4

•    Педагоги и родители часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами)

+0,8

•    Родители ощущают сопереживание и поддержку педагогов по поводу успехов и неудач их детей, связанных с образовательным процессом

+0,4

•    Родители часто делятся с педагогами различными семейными проблемами, получая сопереживание и поддержку

+0,9

•    Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)

Эмоциональность оформления пространственно-предметной среды

•    Визуальное оформление учебного заведения (стенды, плакаты, лозунги, доска объявлений и т.д.) строго функционально, ориентировано прежде всего на сообщение серьезной информации

0

•    В оформлении интерьеров учебного заведения присутствуют эмоционально насыщенные элементы (сказочные, юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.)

0

•    Периодически проводятся выставки рисунков (сочинений) учащихся, отражающих их отношение к своему учебному заведению

0

•    Участниками таких выставок являются не только учащиеся, но и педагоги

0

•    Учащиеся и педагоги могут свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах и т.п.

1

•    Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)

Доминантность образовательной среды

Доминантность образовательной среды

итоговый балл

9,2

коэффициент модальности

Значимость для педагогов

•    Большинство педагогов работает еще и в других местах, данное учебное заведение не рассматривается ими как важнейшая сфера своей профессиональной реализации

0

•    Большинство педагогов работают только в данном учебном заведении, но относятся к работе формально

0

•    В учебном заведении есть группа педагогов для которых в их работе заключен главный смысл жизни

0

•    Несмотря на вынужденные подработки в других местах, данное учебное заведение рассматривается большинством педагогов как важнейшая сфера своей профессиональной реализации

0

•    Пожалуй, весь образ жизни большинства педагогов так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность

3,3

•    Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 3,3)

Значимость для родителей

•    У большинства родителей данное учебное заведение и его педагоги не пользуются особым авторитетом

0

•    Значимым для родителей оказывается только общение с отдельными педагогами

0

•    Учебное заведение пользуется авторитетом у родителей

0

•    Родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнять их рекомендации, даже если они расходятся с их собственным мнением

по воспитательным проблемам

2,5

•    Родители гордятся, что их дети учатся именно в данном учебном заведении, многие ради этого изменили место жительства или отправляют сюда детей из других микрорайонов

0

•    Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 3,3)

Значимость для учащихся

•    Для большинства учащихся данное учебное заведение не стало особо значимым местом в их жизни, а педагоги не входят в круг авторитетных людей

0

•    Значимым для учащихся оказывается скорее общение с отдельными педагогами, нежели образовательная среда данного учебного заведения в целом

0

•    Хотя учебное заведение и не является для большинства учащихся центром социальной реализации, но «школьная (студенческая) жизнь» все-таки составляет для них одну из их важнейших ценностей

0

•    В повседневной жизни большинство учащихся придерживаются принципов и норм, принятых в данном учебном заведении, даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны родителей, соседей, сверстников и т.д.

0

•    Пожалуй, весь образ жизни большинства учащихся так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность

3,4

•    Другое, вместо предложенного (от 0, 1 до 3,4)

Когерентность образовательной среды        

Когерентность образовательной среды        

итоговый балл

3,4

коэффициент модальности

Преемственность с другими образовательными учреждениями

•    В учебное заведение могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий

+0,5

•    Учащиеся любой ступени могут переходить в другие аналогичные учебные заведения без дополнительных условий

+0,5

•    Выпускники данного учебного заведения стабильно поступают в различные образовательные учреждения более высокого образовательного уровня (гимназии, училища, вузы и т.д.)

0

•    Учебное заведение имеет сопряженные программы с вузами, в которые выпускники могут зачисляться без вступительных испытаний

0

•    Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 3,3)

Региональная интеграция

•   Согласование содержания регионального компонента образования (по истории, географии и т.д.) в учебном заведении с местными учеными и компетентными специалистами

0

•   Использование местного научного, производственного, культурного, спортивного и другого социального потенциала в организации образовательного процесса

+0,4

•   Учебное заведение тесно сотрудничает с различными экологическими, политическими, молодежными, религиозными и другими организациями

+0,4

•   Постоянные контакты учебного заведения с органами местного самоуправления

0

•   Профессиональная подготовка учащихся данного учебного заведения в соответствии с социально-экономическими запросами своего региона

+0,7

•   Включенность данного учебного заведения с его особой образовательной функцией в Концепцию развития региональной системы образования (при наличии такой Концепции)

0

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 3,3)

Широкая социальная интеграция

•   Подготовка учащихся ограничивается требованиями госстандарта

+0,2

•   Учащиеся получают не только уровень научных знаний согласно госстандарту, но и практическую подготовку, соответствующую современным требованиям (компьютерную, коммуникативную, валеологическую, экологическую, экономическую и т.д.)

+0,7

•   Специальная психолого-педагогическая работа в учебном заведении направлена на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремленности, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.)

0

•   Учащиеся получают уровень образования (в том числе владение иностранными языками) и личностного развития, обеспечивающий возможность учиться или работать за рубежом

0

•  Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 3,4)

Социальная активность образовательной среды

Активность образовательной среды

итоговый балл

1,8

коэффициент модальности

Трансляция достижений

•    Учащиеся данного учебного заведения систематически побеждают на предметных олимпиадах различного уровня

0

•    Учебное заведение является методическим центром, распространяющим свой опыт работы на другие образовательные учреждения (программы, методики и т.д.)

0

•    Учебное заведение славится в регионе каким-либо творческим (спортивным) коллективом (ансамблем, театром, оркестром, командой КВН, спортивной командой)

0

•    Помимо образовательных услуг учебное заведение выставляет на рынок какие-либо товары и услуги (компьютерные продукты, сельхозпродукты, сувениры, игрушки, консультации и т.д.)

0

•    Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)

Социальная значимость выпускников

•   Отдельные выпускники учебного заведения стали известными в регионе людьми (в науке, искусстве, спорте, политике, деловой и административной сфере и т.д.)

*

+

0

•   Выпускники данного учебного заведения составляют значительную часть местной (региональной) социальной элиты (политической, творческой, деловой, административной)

0

•   Отдельные выпускники учебного заведения достигли высокого положения в своей сфере деятельности в масштабе всей страны, стали известными, популярными людьми

0

•   Отдельные выпускники учебного заведения достигли известности за рубежом, их деятельность укрепляет международный престиж России

0

 •  Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)

* Здесь и далее в подобных случаях из трех пунктов (строк), расположенных в одном секторе таблицы (между жирными горизонтальными чертами), можно выбрать только один (или ни одного). Для получения итогового балла данного блока следует суммировать пункты, выбранные в различных секторах.

Работа со средствами массовой информации

•    В эфире звучали отдельные радиопередачи о данном учебном заведении

+*

0

•    В эфире периодически звучат радиопередачи о данном учебном заведении

0

•    Сведения о жизни данного учебного заведения систематически сообщаются по местному радио

0

•    Имеются отдельные публикации о данном учебном заведении в газетах (журналах)

+

0

•    В газетах (журналах) периодически публикуются материалы о данном учебном заведении

0

•     Материалы о данном учебном заведении систематически публикуются в прессе (например, в местной газете имеется специальная рубрика, страница и т.п.)

0

•    Имеются отдельные телетрансляции (сюжеты, сообщения, передачи) об учебном заведении

+

0

•     Различные сведения о деятельности учебного заведения периодически транслируются по телевидению

0

•    Учебное заведение имеет на телевидении постоянное эфирное время, информация о нем сообщается систематически

0

•    Изданы специальные буклеты (брошюры, книги), рассказывающие о данном учебном заведении

0

•    Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)

Социальные инициативы

•   Уч. заведение принимает активное участие в различных региональных выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях и других социально значимых формах реализации творческой активности людей

+

0,5

•   Учебное заведение является инициатором различных региональных выставок, смотров, конкурсов, фестивалей и других социально значимых форм реализации творческой активности людей

0

•   Учебное заведение принимает активное участие в различных социально значимых акциях и движениях (охрана окружающей среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.)

+

0

•   Учебное заведение является инициатором различных социально значимых акций и движений (охрана среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.)

1,3

•   Именно данное учебное заведение по существу является признанным лидером в регионе (одним из таких лидеров) в плане организации и проведения различных социальных инициатив

0

•   Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)

Мобильность образовательной среды

Мобильность образовательной среды

итоговый балл

8

коэффициент модальности

Мобильность целей и содержания образования

•    Образовательный процесс направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков учащихся в рамках требований госстандарта

0

•    В образовательный процесс включена подготовка учащихся также по ряду новых дисциплин, наиболее актуальных в современных социально-экономических условиях (основы предпринимательской деятельности, деловое общение, экология, право и.т.)

1

•    Образовательный процесс целенаправленно ориентирован не только на академическую и профессиональную подготовку учащихся, но и на развитие их функциональной грамотности (лингвистической, коммуникативной, компьютерной, валеологической и т.д.), а также на их личностное развитие и саморазвитие

0

•    Учебное заведение даже изменило свой профиль, ориентируясь на современные социальные запросы (стало экономическим, экологическим, языковым и т.д.)

0

•    Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)

Мобильность методов образования

•    Практически весь образовательный процесс строится на использовании традиционных воспроизводящих методов обучения (учитель сообщает новые сведения, а учащиеся оцениваются по способности их воспроизводить и применять)

0

•    Некоторые педагоги используют современные активные (интерактивные) методы (имитационные игры, тренинговые формы, творческие мастерские и т.п.)

0

•    Большинство педагогов владеет современными методами и стремится использовать их в образовательном процессе

0

•    В учебном заведении организовано целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, налажена методическая поддержка педагогов, использующих активные методы образования

2,5

•    Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)

Мобильность кадрового обеспечения образования

•    Новые учебные курсы обеспечиваются за счет дополнительной нагрузки педагогов, которые самостоятельно осваивают их содержание и методику

0

•    Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые самостоятельно к ним подготовились и теперь преподают только эти дисциплины

1

•    Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые ранее преподавали другие предметы, а затем изменили свой профиль, пройдя соответствующее дополнительное обучение

2

•    Для преподавания новых дисциплин приглашаются дипломированные специалисты соответствующего профиля

0

•    Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)

Мобильность средств образования

•     В образовательном процессе используются только традиционные учебники, задачники, хрестоматии, наглядные пособия, которые практически не обновляются уже много лет

0

•     Наряду со старыми используются и новые экспериментальные учебники, пособия и т.д.

0

•    Образовательный процесс строится преимущественно на базе новых учебников, современных наглядных пособий и технических средств обучения

0

•    Имеется возможность постоянно следить за новинками рынка образовательных средств и приобретать приглянувшиеся учебники, пособия, программы, технические средства, наглядные пособия и т.д.

2,5

•    Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)

Устойчивость образовательной среды          

Устойчивость образовательной среды

Усиление устойчивости (+)

Ослабление устойчивости (-)

0,2

•   Данный директор

руководит учебным заведением не менее 2 лет

•   За последний год произошла смена директора

0

0

•   более 5 лет

•   За последние два-три года сменилось несколько директоров

-2

0

•   более 10 лет

0

•   Администрация остается стабильной   не менее 2 лет

•   За последние два-три года сменилось больше двух заместителей директора

- 1

0,3

•   более 5 лет

0,3

•   Основной «костяк» педагогов остается стабильным в течение 5 последних лет

•   За последние годы учебное заведение покинуло несколько наиболее авторитетных педагогов

0

0,6

•   Весь коллектив педагогов остается стабильным в течение 5 последних лет

•   Наблюдается частая смена (перемещение) учителей предметников и классных

0

0

•   Многие педагоги —выпускники данного учебного заведения

•   Многие педагоги приехали из других регионов

0

0

•   Большинство родителей нынешних учащихся в свое время окончили данное учебное заведение

•   Специфика образовательного процесса предполагает частую смену контингента учащихся (краткосрочные курсы, семинары, лагерь и т.п.)

0

0

•   Учебное заведение

создано более 50

лет назад, все эти

годы сохраняет свой профиль и образовательные традиции

•   Учебное заведение создано менее 5 лет назад или поменяло свой профиль или статус (средняя школа стала лицеем и т.п.)

0

0,2

•   Учебное заведение находится в старинном историческом здании

•   Учебное заведение не имеет своего здания, помещения арендуются

0

0,6

•   Учебное заведение

выстояло,  достойно пережив серьезное испытание («травля» директора, судебный процесс из-за прав на

здание, пожар и т.п.)

•   В результате ряда возникших «внешних» проблем ухудшились взаимоотношения в коллективе, снизился уровень образования

0

•   Другое, вместо

Предложенного

•   Другое, вместо

предложенного

Проведя экспертизу мы получили следующие  результаты:

Итоговый балл

Широта образовательной среды

5.85

Интенсивность  образовательной среды

8

Осознаваемость  образовательной среды

7.8

Обощенность  образовательной среды

8

Эмоциональность  образовательной среды

8.5

Доминантность  образовательной среды

9.2

Когерентность  образовательной среды

3.4

Социальная активность  образовательной среды

1.8

Мобильность  образовательной среды

8

Устойчивость  образовательной среды

-1.1

Делая общий  анализ данной экспертизы мы  видим, что в нашем учебном учреждении наблюдаются низкие показатели по таким критериям как:

-устойчивость образовательной среды,

-социальная активность образовательной среды,

-когерентность образовательной среды.

Все эти 3 среды пересекаются т. к. вся экспертиза была проведена в МБС(к)ОУ «Школа-интернат №12 VIII вида» г. Перми.

           Образовательный процесс в  школе строится  шестидневной рабочей неделе в 3-4 классах. Учебный год в школе начинается 1 сентября и продолжается не менее 34  учебных недель  в 3-4 классах. Есть группы продленного дня.

            Начало занятий в 08-30 часов. Продолжительность урока 45 минут. Продолжительность перемен от 10 до 20 минут. Для учащихся, обучающихся на дому, составлено индивидуальное расписание с учетом пожеланий учащихся и их родителей.

Период обучения – 4 учебные четверти.

Форма образования: очная.

              В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуальные занятия, внеурочные виды деятельности: кружки, спортивные секции.  

             Организация учебного процесса ведется  в целях охраны жизни и здоровья учащихся. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер.

             Проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются  здоровьесберегающие технологии. Каждую учебную четверть в школе проходят  дни здоровья, спортивные соревнования. Учащиеся занимаются в спортивных секциях. В летний период в школе организован летний оздоровительный лагерь.

             Питание организовано на базе школьной столовой за счет бюджетных средств и добровольных пожертвований со стороны родителей.

             Внеурочная деятельность организована во второй половине дня для всех обучающихся,  работу по программам дополнительного образовании: художественно-эстетической; физкультурно-спортивной направленности. Кружки организованы на базе школы.

            Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний — велики. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.

У младших школьников с ЗПР  познавательный интерес и познавательная активность не достаточно сформированы, а сведения об окружающем мире скудны и обрывочны. В рекомендациях дефектолога ГПМПК 26 учащимся 3-4классов с задержкой психического развития из 28 рекомендовано: расширять, обогащать запас знаний о себе, окружающем мире; повышать учебную мотивацию, стимулировать познавательный интерес.

             Добыть самостоятельно, интересующую их информацию  с помощью интернета, у учащихся, проживающих полную неделю в школе-интернате, нет, так как они не владеют информационно-коммуникативными технологиями.

Исходя из экспертизы мы делаем вывод: что в нашем учебном учреждении наблюдается низкий уровень по таким критериям, как:

Когерентность образовательной среды        

•    Выпускники данного учебного заведения стабильно поступают в различные образовательные учреждения более высокого образовательного уровня (гимназии, училища, вузы и т.д.)

•    Учебное заведение имеет сопряженные программы с вузами, в которые выпускники могут зачисляться без вступительных испытаний

Преемственность с другими образовательными учреждениями

Региональная интеграция

•   Согласование содержания регионального компонента образования (по истории, географии и т.д.) в учебном заведении с местными учеными и компетентными специалистами

•   Постоянные контакты учебного заведения с органами местного самоуправления

•   Включенность данного учебного заведения с его особой образовательной функцией в Концепцию развития региональной системы образования (при наличии такой Концепции)

Широкая социальная интеграция

•   Специальная психолого-педагогическая работа в учебном заведении направлена на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремленности, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.)

•   Учащиеся получают уровень образования (в том числе владение иностранными языками) и личностного развития, обеспечивающий возможность учиться или работать за рубежом

Социальная активность образовательной среды

•    Учащиеся данного учебного заведения систематически побеждают на предметных олимпиадах различного уровня

•    Учебное заведение является методическим центром, распространяющим свой опыт работы на другие образовательные учреждения (программы, методики и т.д.)

•    Учебное заведение славится в регионе каким-либо творческим (спортивным) коллективом (ансамблем, театром, оркестром, командой КВН, спортивной командой)

•    Помимо образовательных услуг учебное заведение выставляет на рынок какие-либо товары и услуги (компьютерные продукты, сельхозпродукты, сувениры, игрушки, консультации и т.д.)

Социальная значимость выпускников

•   Отдельные выпускники учебного заведения стали известными в регионе людьми (в науке, искусстве, спорте, политике, деловой и административной сфере и т.д.)

•   Выпускники данного учебного заведения составляют значительную часть местной (региональной) социальной элиты (политической, творческой, деловой, административной)

•   Отдельные выпускники учебного заведения достигли высокого положения в своей сфере деятельности в масштабе всей страны, стали известными, популярными людьми

•   Отдельные выпускники учебного заведения достигли известности за рубежом, их деятельность укрепляет международный престиж России

Работа со средствами массовой информации

•    В эфире звучали отдельные радиопередачи о данном учебном заведении

•    В эфире периодически звучат радиопередачи о данном учебном заведении

•    Сведения о жизни данного учебного заведения систематически сообщаются по местному радио

•    Имеются отдельные публикации о данном учебном заведении в газетах (журналах)

•    В газетах (журналах) периодически публикуются материалы о данном учебном заведении

•     Материалы о данном учебном заведении систематически публикуются в прессе (например, в местной газете имеется специальная рубрика, страница и т.п.)

•    Имеются отдельные телетрансляции (сюжеты, сообщения, передачи) об учебном заведении

•     Различные сведения о деятельности учебного заведения периодически транслируются по телевидению

•    Учебное заведение имеет на телевидении постоянное эфирное время, информация о нем сообщается систематически

•    Изданы специальные буклеты (брошюры, книги), рассказывающие о данном учебном заведении

Социальные инициативы

•   Учебное заведение является инициатором различных региональных выставок, смотров, конкурсов, фестивалей и других социально значимых форм реализации творческой активности людей

•   Учебное заведение принимает активное участие в различных социально значимых акциях и движениях (охрана окружающей среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.)

•   Именно данное учебное заведение по существу является признанным лидером в регионе (одним из таких лидеров) в плане организации и проведения различных социальных инициатив

 

2.Консультативно-проективный этап:

Всю работу на этом этапе можно разделить на :

Урочная деятельность

В организации уроков предполагается использование:

o        проблемных ситуаций (Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью опыта, рассказа об интересном факте, наглядных средств, практических заданий.);

o        презентаций с использованием ИКТ (Применение ИКТ на уроках позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме. Систематичное и активное использование ИКТ на уроках приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.);

o        кроссвордов, тестов (Можно индивидуализировать учебный процесс, если задания тестового характера или тренажеры предлагать детям для индивидуальной работы).

o        творческих заданий (Цель творческой деятельности — не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и всемерная активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей. Творческая познавательная деятельность, кроме того, предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний.)

Благодаря применению презентаций, кроссвордов, тестов, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая посильные для них задачи, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану.

Внеклассная деятельность реализуется в двух направлениях:

1.        Организация и проведение интерактивных игр.

Включение игры в учебный и воспитательный процессы заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре проявляются многие качества личности. Игра - это бодрое, радостное самочувствие, активный жизненный тонус, интуиция, импровизация, воображение, эмоциональность.

Интеллектуально-познавательные  игры

        «Брейн – ринг»

        «Что? Где? Когда?»

        «Экоумник»

        «Своя игра»

        «Умники и Умницы» и  другие игры.

2.        Организация и реализация конкурса ученических проектов «Настольная игра для меня и моих друзей».

Настольные  игры:

        Домино

        Лото

        Собери картинку

        Найди свое место

        Игра-путешествие

        PeХaSo

Внеурочная деятельность :

В основу деятельности положены следующие педагогические технологии: технология творческого воспитания, игровые технологии, педагогика сотрудничества.

 Программа предполагает использование многообразия форм и методов, сочетание различных форм игровой и развивающей деятельности, разработку и реализацию тематических дней, максимальное включение детей в соуправление жизнедеятельностью школы.

В программу работы с детьми входят следующие направления:

  • Физкультурно -  оздоровительное.
  • Художественно -        досугово.
  • Нравственно – экологическое.
  • Патриотическое.

Физкультурно -  оздоровительное направление:

Цель:

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование умений и навыков ЗОЖ. Формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка, изучение и внедрение инновационных приёмов и подходов в проведении утренней гимнастики.

Задачи:

•Создать благоприятные условия  для укрепления здоровья детей.

•Организовать качественное питание, витаминизацию кулинарных блюд.

•Соблюдать  режим и правила техники безопасности

•Формировать у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни.

•Помогать в изучении и совершенствовании двигательных навыков детей.

•Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом.

•В соответствии с возрастными потребностями и возможностями  ребёнка подбирать утренние гимнастики.      

•Воспитывать у детей  целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

•Формировать у детей интерес к различным видам спорта.

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия: ежедневную утреннюю гимнастику различной тематики; в том числе с использованием дыхательной гимнастики  Стрельниковой ,гимнастика для глаз.

Спортивные игры:

1.        Снайперы баскетбола.

2.        Самый меткий футболист.

3.        Подачка- неберучка.

4.        Выбей как можно больше.

5.         Комический футбол.

6.        Шашечный турнир.

Викторины:

  • викторина «Игры народов России».
  • викторина «Летние виды спорта».
  • осмотр детей медицинским работником;
  • организация здорового питания детей.
  • ЛФК.
  • Закаливание.

Художественно - досуговое направление:

Цель:

Организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

Задачи:

•        Создать условия для  творческого развития  детей, коррекции эмоционально-волевой сферы.

•        Формировать коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации дефектов каждого ученика, и на этой основе решения проблемы развития социально-адаптированной личности в современных условиях.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка.

Формы работы:

•        Игра;

•        Конкурс;

•        Викторина;

•        Праздник;

•        Посещение музея;

•        Просмотр фильмов

•        Дискотека.

•        Занятия в творческих мастерских.

•        Экскурсии.

Патриотическое направление:

Цель:

Формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.

Формы:

•        экскурсии

•        спортивно-развлекательная программа  «Зарница»;

•        конкурс рисунков «Миру - мир».

.        викторина «Пока мы едины , мы непобедимы».

.        конкурс фотографий «Мой родной район».

.       конкурс  фотографий « Пермь моими глазами».

Нравственно - экологическое  направление:

Цели:

 Воспитание у детей любви к родному краю, к бережному отношению к природе.

Задачи:

•        Закрепить  знания, умения, навыки, полученные на уроках трудового цикла.

•        Воспитывать трудолюбие, умение трудиться в коллективе, ответственность за порученное дело, предприимчивость.

•        Соблюдать режим, оптимальной нагрузки через индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам.

•        Соблюдать правила техники безопасности и основ безопасной жизнедеятельности.

Поэтому считаем целесообразно,  особое внимание уделить организации социально-значимой деятельности

1. Трудовые десанты: «Зеленая, чистая улица».  Операция « Родник».

3. Повседневную заботу о чистоте, озеленении и благоустройстве закрепленного участка школьной территории;

4.Самообслуживающий труд:

-        дежурство в столовой, в классе.

5.Викторины.

Обязательное условие - присутствие медицинского работника на трудовых десантах и во время работы на пришкольном участке.

Механизм реализации.

Материально-техническое обеспечение .

Материально- техническая база МБС (к) ОУ «Школа- интернат №12» VIII вида позволяет осуществлять профильное обучение, оздоровление и досуговую деятельность детей:

        Достаточно большая территория для подвижных игр на территории МБС (к) ОУ «Школа - интернат №12» VIII вида;

         Помещения – кабинеты ( просторные, хорошо освещённые);

        Мебель ( столы, стулья, музыкальная, мультимедийная аппаратура);

        Учебные кабинеты для кружковой работы;

        Актовый зал;

        Спортивный зал;

        Оборудование и материалы: видео-, аудио - аппаратура ,микрофон, фотоаппаратура, компьютер, принтер, проектор, музыкальный центр, настольные игры( шашки, шахматы, настольный теннис и др.).

        Видео, аудиотека, фонограммы;

        Спортивный инвентарь : (настольный теннис, бадминтон, мячи, скакалки, обручи, кегли т.д.)

        Канцелярские товары : (краски, кисточки, гуашь, фломастеры, ватман, скотч, альбомы, карандаши, ручки, тетради, цветная бумага, клей, ножницы, бумага для офисной техники);

        Школьная библиотека.

Кадровые условия

- Педагоги МБС (к.) ОУ «Школа - интернат №12» VIII вида, имеющие опыт работы с детьми, знающие их возрастные и психологические особенности.

          логопеды.

        Организатор спортивных мероприятий (физрук).

        Медицинская сестра.

.Педагогические условия:

  • Многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле);
  • Добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни школы.
  • Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);
  • Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
  • Создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;
  • Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.
  • Осуществление рефлексии по окончании каждого творческого дня.

Финансовое Обеспечение:

Школа содержится за счет средств:

  • Краевого бюджета
  • Муниципального бюджета
  • Добровольных пожертвований родителей

Схема сотрудничества

Схема сетевого сотрудничества

Работа с родителями

  • Активная позиция родителей, актуализация их потребности в изменении не только ребенка, но и себя
  • Комплексный подход к коррекции
  • Исключение ожиданий о скором результате
  • Доверительные отношения
  • Разговор на языке родителя
  • Конкретика задач (нельзя объять необъятное, сделаем это - перейдем к другому)
  • Единство требований
  • Избегать излишней фиксации на трудностях и нарушениях. Избегать слова «проблема»
  • Совместные занятия (в позиции наблюдателя и в позиции соучастника)

Дневники наблюдений:

  • Заполняется ежедневно
  • Непосредственная фиксация его учебных достижений и проблем, опосредованное изучение его деятельности для отслеживания траектории развития
  • Взаимоотношения со сверстниками
  • Учебный процесс и внеклассная деятельность

Их можно использовать на последнем рефлексивном этапе работы так же как и экспертизу которая была предоставлена нам  доцентом кафедры социальной педагогики и психологии ПГПГПУ ,кандидатом педагогических наук

 Наумовым Александром Анатольевичем.

Предполагаемые результаты нашей работы:

Обучающий эффект:

  • Получение обучающимися, воспитанниками образования  по программам общеобразовательной школы,  специальной (коррекционной) школы VII и VIII вида с учетом различных учебных возможностей обучающихся, воспитанников,  их способностей, склонностей и возрастных психофизиологических возможностей;
  • Создание благоприятных условий для формирования жизненно важных компетенций, необходимых для успешной социализации выпускника школы; получение, расширение и углубление теоретических и практических знаний  и умений обучающихся, воспитанников в области формирования культуры ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности, поведения в сложных жизненных ситуациях.

Воспитательный эффект:

  • Овладение обучающимися, воспитанниками первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, доме, семейных и профессиональных ролях, правах и обязанностях школьника, общекультурные ценности и моральные ориентиры, задаваемые культурным сообществом ребенка и др.)    
  • Развитие у обучающихся, воспитанников представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими, способности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и  сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, обогащение практики эмоционального сопереживания и самостоятельного морального выбора в обыденных  житейских ситуациях и  др.)
  • Развитие у обучающихся, воспитанников вкуса и способности к физическому совершенствованию, к достижениям в учебе, к собственным увлечениям, поиску друзей, организации личного пространства и времени (учебного и свободного), умения строить планы на будущее.
  • Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства.

              Социальный эффект:

  • Мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, наркомании, табакокурения, алкоголизма, использование ПАВ; профилактика преступности, безнадзорности и беспризорности; отвлечение подростков с ОВЗ от антисоциальной деятельности;
  • Правовое воспитание, профилактика негативного поведения;
  • Разработка и внедрение специальных программ, направленных на профилактику  дезадаптирующих условий;                                                                                                
  • формирование устойчивых социокультурных правовых знаний о жизни в обществе.

               Оздоровительный эффект:

  • привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом; укрепление физического здоровья детей с ОВЗ;
  • коррекция и развитие физических качеств, приобретение необходимых навыков по выполнению физических упражнений; систематическое соблюдение обучающимися, воспитанниками  режима дня.

                Коррекционно- развивающий эффект:

  • Активизация познавательной активности в получении, расширении и углублении знаний в различных областях, сферах жизнедеятельности человека.
  • Развитие коммуникативных навыков на уровне, соответствующем возрасту и психофизическим особенностям ребёнка с ОВЗ.
  • Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка.
  • Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка.  
  • Коррекция психофизического состояния каждого обучающегося, воспитанника, в зависимости от его индивидуальных особенностей, с целью введения в современный социум каждого ребёнка с ОВЗ.

Возможные риски и пути их преодоления:

Возможные риски

Пути их преодоления

Скептическое отношение детей

Использование ИКТ, нестандартные, игровые формы проведения занятий. Продумать различные способы мотивации и стимулирования.

Недостаток компьютерной техники для индивидуального использования учащимися в определенный промежуток времени (самоподготовка)

Помощь родителей

Недостаток времени для выполнения домашнего задания

Создание гибкого расписания и организации внеурочной деятельности.

Немотивированность воспитателя, родителей

Проведение родительского собрания совместно с воспитателем по вопросу формирования познавательного интереса учащихся через организацию и использование информационно-образова-тельной среды .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на б...

Викторина: "Что? Где? Когда?" по теме "Развитие вкусовых качеств" для учащихся 1 класса школы-интернат №6 VIII вида

Данное занятие относится к предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". В игравой форме дети знакомятся с вкусовыми качествами....

Интеллектуально-развлекательная викторина: Эрудит-кафе "Мозгодром" для учащихся начальных классов школы-интернат № 6 VIII вида

Данное занятие содержит: разного вида кроссворды, загадки,загадки-шутки и ребусы направленные на коррекцию мыслительных операций, внимания, пополнение словарного запаса....

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения учащихся 3 класса II отделения школы-интерната №15 II вида.

Рабочая программа по предмету « Развитие слухового восприятия и формирование произношения»  для 3 класса  II отделения составлена в соответствии с содержанием и требованиями типовых программ...

Основные особенности развития детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы VII и VIII вида

Основны особенности детей с задержкой психического развития и с умственной отсалостью....

Сценарий к сказке Яблоко" по Сутееву. 2 класс школа - интернат I_II вида

                  Сценарий сказки Сутеева «Яблоко» 2 кл...

Заключение по результатам экспертизы образовательной среды.

Результаты пилотажного исследования и количественной оценки параметров образовательной среды....