Урок по окружающему миру "Природные зоны России"
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Горбунова Нина Юрьевна

Урок по окружающему миру "Природные зоны России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по окружающему миру16.89 КБ

Предварительный просмотр:

         План- конспект  урока   в 4 классе  по  окружаещему  миру.

                                                         Учитель  Горбунова Н.Ю.

ТЕМА.  Природные зоны  России.

Тип  урока:  проектная  деятельность – создание  таблицы« Сравнительная   характеристика  природных  зон».

Учащиеся  должны знать: определение   природных  зон,  закон природной  зональности,  основные  характеристики  природных зон.

Учащиеся  должны  уметь:   работать со справочной литературой; владеть элементарными  способами получения и обработки  информации; делать выводы; на основе полученных  выводов  составлять сообщение и доносить его до слушателя;  участвовать в общем  проекте в качестве члена одной  из групп.

Оборудование:  карта   природных  зон, таблички  с названиями  инициативных  групп ( « Ледяные  пустыни» , « Тундра», « Лесная  зона», «Степи», « Пустыни»),  раздаточный материал  для  разработки  каждого  раздела  проекта.

        

Ход  урока.

  1. Организационный  момент.   Саммоопределение к деятельности.

Распределение  по группам.  На  партах  таблички с надписями:

Ледяные пустыни

Тундра

Лесная  зона

Степи

Пустыня

  1. Создание  проблемной  ситуации.

- Сегодня у нас  итоговый  обобщающий  урок по теме « Природные зоны». Нами были  изучены  сначала тепловые пояса, затем  природные  зоны. Многие  из вас  самостоятельно  или с помощью родителей  готовили  доклады,  сообщения о животных  и растениях  природных  зон. Мы получили  большое количество  информации  в процессе  исследовательской, иллюстративной  работы. Для  того чтобы умело использовать накопленные  знания, нужно  научиться обрабатывать и систематизировать  информацию.

  Какие  формы  систематизации вы можете  предложить?

( Дети предлагают  возможные  варианты  проектов: альбом,  памятка, игра, плакаты, опорная  таблица.

В результате  под руководством  учителя выбор делается на опорной  таблице)

  1. Формулирование  целей и задач проектной деятельности.

Цель:  учиться  обрабатывать и систематизировать  информацию.

Задача: создать опорную таблицу» Сравнительная  характеристика  природных зон».

  1. Подготовка  к созданию  проекта.

Учитель ставит  задачу- наметить  разделы  проекта с целью  удобства  систематизации   полученных  знаний. Работа проводится  в виде « мозгового штурма».

- Что такое природные  зоны?

Слайд №1

                                          Природными  зонами

        Называются

                                     Крупные области  со сходными  природными условиями,

                                                 Животным и растительным миром.

- Вспомним  закон природной зональности.

Слайд №2

Правильное чередование  природных зон от полюса  к экватору, соответствующее изменение  климата  называется – ЗАКОНОМ  ПРИРОДНОЙ  ЗОНАЛЬНОСТИ.

- Назовем   известные нам  природные зоны  в порядке расположения  их от полюса к экватору.

Ответ учеников.

-По каким признакам  будем сравнивать  эти зоны?

Ученики.-  1. Местонахождение.

                    2. Климат.

                    3. Типичные  представители  растительного и животного  мира.

5. Основной  этап создания проекта.

- Группа «  исследователей»  подготовили сообщения  о своей  природной  зоне. Задача  остальных  групп- слушать  очень  внимательно  и по ходу  выступлений и просмотра  слайдов  отмечать в таблицах,  которые лежат на партах,  основные  характеристики  данной зоны.  Итоги выступления « Исследователей Ледяных пустынь» подведут участники группы « Исследователи Пустыни»  ; « Исследователей Тундры»- « Исследователи  Ледяных пустынь»; «Исследователей Лесной  зоны» - « Исследователи Тундры», « Исследователей Степи» - « Исследователи Лесной  зоны»;

« Исследователей Пустыни» - « Исследователи  Степи». Остальные  группы  тоже работают  с целью  корректировки  неверных  ответов,  внесения  дополнений, уточнений. (См. приложение).

Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться!

- Для  создания  веселого  или лирического  настроения будем прослушивать  музыкальный  фрагмент  перед  выступлением  каждой  группы « Исследователей».

1. Песня « Где-то на белом свете, там где всегда мороз».

2. Песня « Увезу тебя я в тундру».

3. Песня « Друзья леса».

4. Песня « Ой ты, степь широкая».

5.Песня « Кара-Кум»

Доклады групп «Исследователей» . Слайды с 5 по 84.

После прослушивания докладов и просматривания  слайдов  заполняем  таблицу.

Этап испытания проекта.

Учитель. – В результате  подробной  обработки  различных  видов  информации  и фиксирования  результатов  этой  обработки  получилась  опорная  таблица для  сравнительной  характеристики природных зон,  которую позже мы распечатаем для всех ребят- участников проектной деятельности.

Давайте теперь сменим вид деятельности и поработаем  « испытателями».

( Дети  одной  группы  задают  вопросы  другой  группе. Напрмер: « В каком  тепловом  поясе находится тундра?, « Какая зима в  лесной  зоне?», « Какие  животные  обитают  в пустыне?»

7.Итоги  урока.

- Какую  цель и задачи мы ставили  в начале  урока?

 Ученики.  Учиться  обрабатывать и систематизировать  информацию;  создать  опорную  таблицу  « Сравнительная  характеристика  природных  зон».

_  Удалось ли нам  достигнуть  поставленной цели и задачи?

Какие  трудности  встретились? Что понравилось, показалось  наиболее интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок - игра "По природным зонам России"

Игровое поле делится на 4 сектора и очки. Класс делится на две комнаты. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков. (Вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсу...

Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"

Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....

Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"

Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....

Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"

Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....

Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"

Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....

Конспект урока по теме «Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов» окружающий мир 4 класс

Целью данного урока было создать условия для формирования  у обучающихся понятие природной зоны Арктика; учить их находить и показывать её на карте. Познакомить детей с особенностями природной зо...

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России". (Урок обобщение)

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России"....