Взаимодействие с ветеранами как одно из основных направлений патриотического воспитания младшего школьника
статья по теме

Cабирова Роза Гумеровна

обобщение  педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме «Взаимодействие с ветеранами как одно из основных направлений патриотического воспитания  младшего школьника».

Фамилия: Сабирова

Имя: Роза

Отчество: Гумеровна

Образовательное  учреждение: МКОУ ООШ села Филькино, город Серов

Патриот-это человек,служащий Родине,

а Родина-это, прежде  всего, народ.

Николай  Чернышевский.

Деятельность по  патриотическому воспитанию, как мне кажется, сегодня особенна актуальна и должна быть основной  составляющей учебно- воспитательного процесса в любом образовательном учреждении.

В широком понимании патриотизм - олицетворение любви к своей Родине, активная  сопричастность к ее истории. Культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

Патриотизм применительно к ребенку младшего школьного возраста определяется, как его потребность участвовать  во всех делах на благо окружающих людей. В своей  деятельности я руководствуюсь следующим правилом: необходимо воспитывать патриота не в абстрактных идеалах, а на конкретных примерах.

Мои воспитанники - учащиеся  небольшой  сельской  школы. В рамках реализации воспитательной  программы  «Тайны моего Я», рассчитанной на 4 года, выделено направление  «Я -  патриот». Это система воспитательных мероприятий, направленных на развитие нравственно - патриотических чувств. Она включает в себя работу с детьми, работу  с родителями, с жителями села. Деятельность проводится планово, систематически,  последовательно, от единичного, конкретного, наглядного к общему с постепенным расширением знаний и поля  деятельности. Совместно планируя  деятельность, мы решили с ребятами  реализовать социальный проект по патриотическому воспитанию «Передай  добро по кругу»

 Свою деятельность  мы распределили по следующим блокам - направлениям:

- «Село Филькино – наш общий  дом»

-«Природа и мы»

-«Связь поколений»

-«Чутких сердец биенье».

Последние  два блока связаны с непосредственным взаимодействием с ветеранами и тружениками  тыла.

В качестве форм патриотического воспитания использую

-деловые игры, беседы, диспуты,

-классные часы,

- встречи с ветеранами войны и труда,

-викторины, коллективные творческие  дела, создание проектов.

-смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, трудовые дела,

-знакомство с историческим прошлым малой  родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями народов, живущих в нашей области.

Для реализации проекта  был организован отряд «Добродельцев», цель которого - сделать жизнь окружающих нас людей  светлее и ярче. Были поставлены следующие задачи:

-оказание помощи ветеранам войны и труда. Инвалидам и престарелым,

-повышение самосознания через разнообразные формы работы внеурочной  деятельности и социальной  работы,

-формирование положительных качеств   личности, социализация.

Были определены сферы деятельности - оказание социальной  помощи, шефская работа, взаимодействие  с социумом.

Каждый блок также имеет конкретные воспитательные цели:

-направление «Чутких сердец биенье».

Цель: воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Педагогическая  цель: формирование  социально -  активной  позиции детей.

Данное направление  не случайное. На протяжении многих лет наша школа является социокультурным центром села. После разрушения  клуба одиноким людям преклонного возраста, в том числе ветеранам, негде было провести досуг. Школьники стали активными организаторами праздников, концертов, встреч. В нашем селе есть Дом сестринского  ухода, в котором  проживают одинокие люди, им не хватает нашей  любви и заботы. Среди них есть немало тружеников, ветеранов. Ребята не оставили их без  внимания.

Дом престарелых на поселке есть  у нас.

Там очень рады видеть  нас.

С концертами мы их навещаем.

Но и про подарки не забываем. Клуба в поселке нет.

Наша школа- досуговый центр.

Здесь перед одинокими жителями и ветеранами выступаем,

Теплом сердец их озаряем.

Счастливые лица - главная награда для нас.

Мы даем повод верить,

Что добро на земле нашей есть!

Традиционные мероприятия  этого блока-

-Акции «Дом без одиночества»- посещение Дома сестринского ухода.

-Изготовление подарков для больных,

-Поздравление ветеранов с праздниками  на дому,

-Операция «Забота»- организация  концертных программ.

Направление «Связь поколений».

Цель: поддержание связи со старшим поколением, воспитание  чуткого отношения.

Педагогическая цель: формирование  потребности совершать добрые  дела и поступки, развитие  таких качеств, как сострадание, сочувствие, внимательность, заботливость.

Встреча с ветеранами  фронта  и тыла.

Чтоб память героев  своих не забыла.

Музыкально - литературные композиции готовим,

В гости к ветеранам мы ходим.

Главное для них - общение, наше к ним почтение и уважение.

В нашем мире огромном, в суете  бесконечных дней

Мы хотим, чтобы люди научились слышать людей!

Основные мероприятия этого блока:

-Акции «Милосердие»- помощь ветеранам  на дому,

-«Память»- проведение совместных Уроков Мужества, уход  за могилой первого председателя сельского совета С. Хлюпина, участие в шествиях к могиле героя Советского Союза П. Богатыря, сбор информации об односельчанах-участниках Великой  Отечественной  войны.

Патриотизм- категория нравственная и в то же время гражданственная, действенная. Поэтому, воспитывая патриотизм, мы формируем у детей  отношение к моральным ценностям, воспитываем ценные мотивы ( забота, долг, ответственность). Включение младших школьников в социально активную деятельность способствует формированию патриотических чувств.

Важным условием  патриотического воспитания, на мой  взгляд, является истинное взаимодействие взрослого и детей в совместной  деятельности и общении, которое  направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, воспитание  эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

В период младшего школьного возраста развиваются высокие  социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в это время, во многом зависит все его последующее развитие.

Все меньше и меньше остается  ветеранов, людей, которые на основе лично-го примера могут помочь в патриотическом воспитании. Важно успеть  сохранить истинные  ценности, которыми они делятся, чтобы передать его потомкам.

Применение в воспитательной  работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно - педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности  гражданско- патриотического воспитания.

У детей  появилось чувство  гордости за свою семью, стал расти интерес к своим генеалогическим корням. Повысился уровень  сформированности гражданского и патриотического сознания  личности. Стали более ярко выраженными уважительное  и доброжелательное  отношение  к людям, организованность и требовательность к  себе. Чувства  ребят  становятся  личными, пережитыми. Они стали осознавать, что будущее страны, в первую очередь, зависит от духовности. От нашей  доброты, честности, справедливости, трудолюбия. Ребята  почувствовали радость от проделанной  работы, сплоченность, желание  творить добро не  только   в дни  акций. Но и в повседневной  жизни.

Мы не будем ждать, когда кто- то другой

Сделает все за нас.

Помогать, заботиться и дерзать

Готов всегда наш дружный  класс!

Опыт  работы  по  патриотическому  воспитанию школьников  показывает успешность выбранной тактики  воспитательной  работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС в направлении патриотического воспитания младших школьников

Статья содержит теретический материал по реализации ФГОС. Была опубликована на конференции №Патриотическое воспитатание детей и молодёжи"...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В статье идёт речь о патриотизме как нравственной ценности. Идея патриотического воспитания во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его ...