Урок мужества День Героев Отечества
классный час (3 класс) на тему

Урок мужества "День Героев Отечества" спосбствует  формированию гражданской активности, патриотических чувств у подрастающего поколения; 

вовлечению учащихся в поисковую деятельность по теме «Герои в моей семье»;

 развитию интереса учащихся к истории своей Родины;

 пропагандированию значимости праздника  «День Героев Отечества» среди учащихся и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

имени Героя Советского Союза Хоменко И. С.

Урок мужества

«День Героев Отечества»

Выполнила: Акименко Вера Ивановна

классный руководитель 3 Г класса

 МОУ СОШ № 4

г. Комсомольск – на - Амуре

2013 год

Цель: создать условия для формирования гражданской активности, патриотических чувств у подрастающего поколения.

Задачи:

- вовлечение учащихся в поисковую деятельность по теме «Герои в моей семье»;

- развитие интереса учащихся к истории своей Родины;

- пропагандирование значимости праздника  «День Героев Отечества» среди учащихся и родителей.

Подготовка к мероприятию: учащиеся разделены на творческие группы, которые вовлечены в поисковую деятельность.

1группа изучала сведения из истории праздника «День Отечества Героя», подготовка презентации.

2 группа находила сведения о Героях Советского Союза – комсомольчанах. (участниках Великой Отечественной войны)

3 группа подбирала пословицы, стихи, песни к теме «Герои Отечества».

4 группа осуществляла поиск героев в своей семье.

Место проведения: школьный музей «Антей» комната памяти Героя Советского Союза И. С. Хоменко.

Аудитория: учащиеся 3 Г класса МОУ СОШ № 4, родители учащихся, Мельник Евгений Викторович (папа Мельник Вероники) – участник боевых действий в Чеченской республике.

    Вступительное слово учителя:  Добрый день, уважаемые ребята и родители! Мы рады приветствовать вас  на уроке мужества, посвященном самому молодому празднику, который  отмечает наша страна 9 декабря. Этот праздник называется День Героев Отечества. 

- Ребята, кого можно назвать героями Отечества?

 Ученик

Российской истории тысяча лет.
Немало в ней было блестящих побед.
Победы стране обеспечили славу,
За мужество, доблесть сынов и отвагу.
  Ученик

В боях, защищавших просторы страны,
От всякой заморской, незваной «чумы»,
Георгий Святой был надежной опорой
Российскому воинству в ратные годы.
  Ученик

Россия Святого заслуги признала,
С его образами награды вручала.
Героям в сраженьях врага одолевшим,
И бури военные перетерпевшим.

 Ученик

Таких кавалеров народ уважал,
Их славу в сказаньях своих прославлял.
Дни пролетели, и годы прошли,
Века изменили устройство Руси.
Лишь слава героев осталась в сказаньях,
Как лучший учитель потомкам в познаньях.

 Учитель:

    Образ Георгия Победоносца уже не одно столетие является на Руси символом высочайшей воинской доблести, его считают покровителем нашей непобедимой Армии, икону святого Георгия можно найти в любом православном храме, а изображение битвы героя с драконом по праву украшает герб столицы. Кто же этот мужественный воин?  И какова связь Георгия Победоносца с праздником Днем Героя Отечества?

Об истории этого праздника нам расскажут ребята.

(слайд 1)

Ученик:

Сегодня наша страна отмечает День Героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году. Россияне, отмеченные почетным званием героев достойны, чтобы у них был собственный праздник.

   Ученик: 

День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации. Статус высшей военной награды Российской Федерации был возвращен ордену Святого Георгия в 2000 году.

(слайд 2, 3, 4, 5)

Ученик:

Многие слышали   имя Георгия Победоносца ли, по крайней мере, видели его образ   на гербе Москвы,  на гербе России, на монетах, на иконах.  Но мало кто знает историю этого великомученика. Его не случайно нарекли своим покровителем такие страны как Россия, Англия, Грузия.

(слайд 6)

Ученик:

Георгий Победоносец жил в 3 веке. Он был сыном богатых   родителей, исповедовавших христианскую веру.

 В 20 лет  юноша был образован, красив и имел отличное телосложение. Кроме того, он был очень храбр. Святой Георгий выступил  против императора,  когда тот задумал истребить всех христиан.  За выступление против императора, тот приказал своим оруженосцам заключить Святого Георгия в темницу и подвергнуть  пыткам.  

(слайд 7)

Ученик:  

В течение 7 дней молодого юношу  пытали.  Различные истязания выдержал   Георгий:  его ноги забивали в колоды, а  на грудь  клали  тяжелый камень;  его привязывали к колесу, истыканному железными остриями; засыпали  негашеной известью на три дня; поили   чародейными травами.

(слайд 8)

 Ученик:

    Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа.  Никакие уговоры не  смогли заставить отречься его от веры. И его приговорили к смерти.

Георгий, придя на место казни, помолился и с радостью склонил свою голову под меч (6 мая) 303 г.  Именно поэтому 6 мая - День святого великомученика Георгия. Однако  в России  Днем святого великомученика Георгия является и  9 декабря. Почему?

(слайд 9, 10)

    Ученик:

    Дата 9 декабря выбрана в связи с тем, что в этот день в 1769 году императрица Екатерина II учредила орден Святого Георгия Победоносца. Этим орденом награждались воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость. Претендовать на Георгиевский орден могли те, кто в морской службе "18 кампаний служили", или "в полевой службе 25 лет обер-офицерами служили". Заслужить Георгиевский орден было чрезвычайно трудно. Традиция  награждения сохранялась до Октябрьской революции. Орден св. Георгия Победоносца был восстановлен в 2000 году, как высшая военная награда России.

(слайд 11)

Ученик:

В России, в канун Великого праздника Победы, ежегодно, с 24 апреля по 12 мая, начиная с 2005 года, проводится масштабная акция под названием «Георгиевская ленточка».

Акция начинается с распространения волонтёрами среди населения небольших отрезков лент, по форме и цвету, как и  Георгиевская лента. Георгиевская лента — это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений. Это элемент награды, за которую многие отдали свою собственную жизнь.

(слайд 12)

Ученик:

 Во время  Великой Отечественной войны, в ноябре 1943 года, в нашей стране был утвержден новый орден  -   орден Славы.  

Орден Славы по своему статусу и цвету ленты почти полностью повторял орден Святого Георгия.

Орден Славы имеет три степени. Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности — от низшей степени к высшей.

( слайд 13)

Ученик:

Всего за годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, более 46 тысяч — II степени и 2631 — I степени.

Полных кавалеров ордена Славы, по уточнённым данным, насчитывается 2656 человек, среди них — четыре женщины.

(слайд 14)

    Ученик:

Богатств  всех в мире не нажить

И всех наград не заслужить,

От всех невзгод не убежать

И всех побед не удержать.

Но, если званья Человек

За свой ты удостоен век,

И в годы трудные не сник

То, значит, ты всего достиг.

Учитель: Мы по праву гордимся своими земляками, которые в годы Великой Отечественной войны были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Кто они, Отечества герои?

Не вельможи, а простые люди!

Их отвага дорогого стоит,

Подвиг их Россия не забудет!

(Перекличка Героев Советского Союза – комсомольчан)

Абрашитов Шамиль Мунасыпович, Бельгин Андрей Антонович, Гайдаш Александр Никитович, Дикопольцев Евгений Александрович, Кретов Александр Федорович, Ларев Иван Васильевич, Маресьев Алексей Петрович, Павловский Александр Андреевич, Плешков Петр Анатольевич, Поросенков Павел Федорович, Родионов Михаил Иосифович, Сазонов Михаил Петрович, Скворцов Александр Васильевич, Тарасов Георгий Григорьевич, Черноморец Александр Григорьевич, Швецов Степан Федорович, Хоменко Игнат Степанович.

Учитель:

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Вспомним и минуту помолчим…

(Минута молчания. Хронометр.)

Ученик:

Я горжусь тем, что учусь в школе, которая носит имя Героя Советского Союза Игната Степановича Хоменко.

     Родился Игнат Хоменко в 1914 году в селе Синяво в Украине. Каким было детство и юность героя мы узнали из письма его старшего брата, которое он прислал нам в 1982году. Семья была большая 3 сына и три дочери. Отец и мать батрачили на помещика. С 6-ти лет  Игнат пас гусей, а в 14 уже работал трактористом, да работал так хорошо, что даже получил премию – ФУФАЙКУ, на которую посмотреть приходила вся деревня.  

На Дальний Восток Игнат приехал в 1934 году, когда нашему городу было всего 2 года.

Ученик:

Когда началась Великая Отечественная  война, Игнат Степанович Хоменко уходит на фронт, но не сразу, а только в 1943 году.

На Черкассы теперь всё вперёд и вперёд.

И Хоменко машину свою боевую,

Самоходку свою на Черкассы ведёт.

И умело ведёт! Площадь, улицы взяты

И вокзал, где немало фашистских солдат.

Но, ударил снаряд! Помутилось сознанье!

Левой тронул Хоменко рычаг:

«Я смогу, я сумею. Кончим бой и тогда в медсанбат».

Истёк он кровью, раненый Хоменко.

Герой не выжил – горькая беда.

За городом Игната схоронили.

В могиле братской – столбик  и звезда.

Истекая кровью, Игнат Хоменко не выпустил рычага управления своей самоходки, пока не вывел  десантников и раненых товарищей в безопасное место.

За  героический подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования, при форсировании Днепра, Президиум Верховного Совета СССР своим указом от 22 февраля 1944 года присвоил Игнату Степановичу Хоменко звание Героя Советского Союза.

Ученик:

Когда в гостях бываю

У бабушки своей,

Альбом её листаю

Давно ушедших дней.

В нём с пожелтевших фото

На мир светло глядят

Девчушка–первоклашка

И доблестный солдат.

Та девочка – бабуля.

Солдат тот – мой прадед.

Совместных фотографий

В альбоме больше нет...

Рассказ ученицы Левуськовой Анастасии о прадедушке Николае Никифоровиче Рябуше – участнике Сталинградской битвы.

Мой прадедушка Николай Никифорович Рябуша 5 месяцев обучался в Биробиджане приемам владения оружия, рукопашному бою, маскировке, рытью окопов. Затем 6 суток езды на запад в товарных вагонах и высадка в декабре 1942 года в Сталинграде. Ему было тогда 18 лет. Он вместе с тремя товарищами рядовыми пехотинцами попал во взвод, где преобладали обстрелянные «старики». Благодаря им и выжил в Сталинградском бою.  Прадедушка ни разу не был ранен да самого окружения армии Паулюса. И только в битвах на Орловско-Курской дуге уже опытного солдата сильно контузило. Его засыпало землей от близко разорвавшегося снаряда. Несколько часов он пролежал без сознания. Спасся чудом. Попал в госпиталь. Затем сбежал из госпиталя и снова в бой.

После окончания войны на западе прадедушка  воевал на Дальнем Востоке командиром орудия. Служил до 1950 года. Затем работал на авиационном заводе.

Жизнь моего прадедушки – пример для многих людей, особенно для нас – его правнуков.

Рассказ ученицы Примаковой Олеси о прадедушке Баранникове Илье Андреевиче.

Мой прадедушка Баранников Илья Андреевич приехал в наш город в 1936 году после службы в армии. Он стал работать на авиационном заводе. В годы войны нужно было много самолетов для фронта. Поэтому его оставили в тылу. Прадедушка работал термистом, выполняя важные задания. Трудился честно, самоотверженно. Прадедушка награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.» Я считаю своего прадедушку настоящим героем нашей Родины.

Учитель:

   Юные исследователи, ваши ценные сведения о героях семьи пополнят фонды  школьного музея «Антей».

Исполнение  учащимися песни из кинофильма «Офицеры».

Автор текста (слов):  Агранович Е.

Композитор (музыка): Хозак Р.  

От героев былых времён

Не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых,

Этот вечный огонь,

Нам завещанный одним,

Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов,

Целый свет помнит их в лицо.

Вот застыл батальон в строю,

Снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти,

Трудный путь им пришлось пройти.

Это те, кто в штыки

Поднимался, как один,

Те, кто брал Берлин.

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой,

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя

Ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть.

Ученик:

Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!

Инсценирование стихотворения «МАЛЕНЬКИЙ ОФИЦЕРИК»

Пусть я маленький ерошка,

Пусть коверкаю слова!

Но мечтаю я немножко

Быть смелей седого льва.

Мама хочет дипломатом

Сделать в будущем меня;

Папа хочет адвокатом

Чтобы стал когда-то я.

Я их слушаю серьёзно

И киваю им в ответ;

А потом вприпрыжку к деду,

У него спросить совет.

«Не хочу быть дипломатом,

Адвокатом не хочу!

Буду Родины солдатом!» -

Деду громко прокричу.

Ну а ты, любимый деда,

Улыбнёшься, как всегда:

«Эх, мой милый непоседа!

Офицером будешь - да!»

Я тебя услышу, деда, -

Генералом стану я!

Пусть сейчас я непоседа -

То теперь мечта моя!

И скажу я за обедом

Маме, папе и коту,

Что пойду, мой милый деда,

Я в военный институт.

Там я занят буду делом -

Все науки изучать!

Там меня научат смело

Маму, папу защищать!

А погоны на рубашке,

Тёмный кожаный ремень,

И ботинки, и фуражку,

Чистить будет мне не лень!

И все девочки задорно

Улыбаться будут мне,

Как домой поеду в форме

К дяде, тёте - всей родне!

Пусть я маленький ерошка,

Пусть я взрослым не чета!

Вот такая вот немножко

Защищать страну мечта!

Учитель:

Какой мальчишка не мечтает стать настоящим защитником своего Отечества! И наши мальчишки готовятся с честью выполнить святой долг – служить Родине. Много пословиц сложено народом о храбрости воинов. А какие пословицы стали для вас, ребята, более значимыми?

Ученики:

В бою побывать - цену жизни узнать.

Без смелости не возьмешь крепости.

Кто честно служит, с тем слава дружит.

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

Русский солдат не знает преград.

Славу свою добываю в бою.

Умелый боец везде молодец.

Учитель:

Сегодня у нас в гостях Мельник Евгений Викторович – участник боевых действий в Чеченской республике.

Мельник Е. В.:

    День Героев Отечества – это день радости и торжества, день бессмертной славы и светлой памяти героев. В мирное время мне и моим товарищам пришлось испытать весь ужас войны, выполняя боевой долг перед Родиной в Чеченской республике. Война уносила жизни, но не сломила в народе волю к защите Отечества. Быть защитником Отечества – это значит быть смелым, сильным, ловким и честным. Занимайтесь спортом, вырабатывайте в себе мужество, стойкость, и, конечно же, хорошо учитесь. Как сказал Александр Суворов «Тяжело в ученье, легко в бою!».

Ученик:

   С праздником сегодня поздравляем

Храбрых сердцем и душою чистых!

Долгой жизни и добра желаем,

Так горда за вас наша Отчизна!

Берегите силы и здоровье,

В жизни будет пусть побольше счастья,

Верьте, что народ того достоин,

Что ваш подвиг все же не напрасный!

Учитель:         

    Выражаю уверенность в том, что вы, ребята, и вы, уважаемые родители,  посчитаете за честь 9 декабря поздравить своих родных, знакомых с праздником  Героев Отечества. Ведь в  каждой семье есть герои войны и герои труда. Эти люди заслужили уважения, внимания и почета.

Используемая литература:

Календарь школьных праздников. / Авт.-сост. С.И.Лобачева, К. В. Щиголь, О. Е.Жиренко. – М.: 5 за знания, 2006.

Внеклассные мероприятия в начальной школе. / Авт.-сост. С. А.Болотская и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

Город, рожденный подвигом: Комсомольску-на-Амуре - 70 лет. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2003.

«Я познаю мир» Детская энциклопедия: история. / Составители Чудакова Н.В., Громов А.В., Москва, ТКО «АСТ», 1995.

Семейные архивы учащихся.

Интернет-ресурсы:

 http://www.vampodarok.com/congrad.php?filterid=128&sort=top

     http://poiskm.com/song/6117257...fitseri-Ot-geroev-bilih-vremen


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День героев Отечества

Презентация к классному часу, посвященному ко Дню героев Отечества. Этот день отмечается 9 декабря....

Урок мужества День Героев Отечества

Урок мужества "День Героев Отечества" спосбствует  формированию гражданской активности, патриотических чувств у подрастающего поколения; вовлечению учащихся в поисковую деятельность по теме ...

03. Классный час "День Героев Отечества. Наши земляки - герои".

  Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, чувства гордости и уважения к историческому прошлому нашей Родины; расширить знания учащихся о героических страницах истории нашего Отече...

Беседа с детьми старшей группы «День Неизвестного солдата» и «День Героев Отечества»

Цель: Увековечивание памяти, воинской доблести и бессмертный подвиг российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами, чьё имя ост...

История флота – история славы России День Героев Отечества (Урок мужества, посвященный 325-летию образования ВМФ России)

Цели:сформировать представление о значении ВМФ, истории создания и развития флота;ознакомить учащихся с современной структурой и боевыми возможностями ВМФ;воспитывать гордость за свое Отечество, патри...

9 декабря – День героев Отечества. Герои Отечества - связь времён

Герои Специальной военной операции по защите Донбасса и Луганска, повторишие подвиги героев Великой Отечественной войны...