Выступление на тему "Растим патриотов России"
статья на тему

Ермилова Наталья Николаевна

Сегодня все меньше и меньше остается последних свидетелей тех трагических лет…Последних свидетелей Великой Отечественной войны. За ними – больше никого! Сейчас это уже пожилые люди… Как бы ни менялись за последние годы факты нашей истории, но военное время нам забывать нельзя! В своём выступлении хочу поделиться опытом работы по воспитанию патриотизма и любви к своей Родине у младших школьников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        Еще тогда нас не было на свете,
                                                                       Когда с Победой вы домой пришли,
                                                                       Солдаты мая, слава вам навеки
                                                                        От всей земли, от всей земли.

         Чем больше проходит времени с той поры, когда весь мир ликовал под звуки победного салюта, тем более далёкими кажутся нам события той страшной войны. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

     Выросли уже целые поколения, которые не видели и не слышали ничего о массовых пытках и казнях, о блокадном голоде, о концлагерях, о сожжённых вместе с жителями деревнях.

         Сколько бы не отделяло нас время от страшных фашистских зверств на нашей земле, рассказывать об этом невероятно трудно. Но и забывать об этом нельзя. И мы помним. Помним не просто из–за ненависти. Мы помним подвиг людей, без колебания отдавших свою жизнь, чтобы спасти родину от захватчиков.

   Оба моих деда, уроженцы Тюменской области, не вернулись с войны. Дед Степан в 1942 году погиб под Смоленском. Дед Яков пропал без вести. Моя бабушка Мария, так и не дождалась похоронки на мужа Якова, осталась одна с восьмерыми детьми. Пережила голод, тяжёлый труд, но подняла на ноги детей.

        Нельзя забывать об этом, ибо, как говорится: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его снова». Мы же будем продолжать читать, смотреть фильмы о войне,  размышлять и помнить. Будем помнить эту страшную войну, её героев, так как это история нашего Отечества. Молодое поколение должно знать цену Победы. 

        Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришёл с войны, но не дожил до сегодняшних дней, нужна прежде всего нам, живым.

Учителем начальной школы я работаю 32 года, в Панаевской школе –интернате  проработала - 10 лет. К военной тематике я отношусь с глубоким чувством гордости за нашу Родину.

Почему так происходит? Ведь мы,  поколение шестидесятых, не были на войне, не испытали ужаса страха, но почему же тогда 9 мая мы встречаем с огромным волнением. Могу ответить, что наше поколение родилось в стране патриотов. Именно Родина, школа, родители научили меня ценить историю нашей страны с детства.

Поэтому школа должна стремиться и сейчас сохранять для молодого поколения бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И именно патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.  

        Считаю, что к действенным формам патриотического воспитания в начальных классах относятся: уроки мужества, литературно-музыкальные композиции, устные журналы, классные часы, видео презентации, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, конкурс сочинений, акции, праздничный концерт, митинг, выставка книг.

      Тематика проведённых мною мероприятий по патриотическому воспитанию различна. Собранные за годы работы материалы о войне помогают мне с наименьшими затратами времени подготовить внеклассное мероприятие. Уже с первого класса знакомлю детей с понятием «война», рассказываю о том, что жители Панаевска, Ямала также как и другие народы воевали, защищали нашу Родину от фашистов.

       Урок мужества «Но выдержал железный тот солдат…!»  направлен на  воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому Ямальского народа. Материалы презентации позволяют ребятам представить картину тех далёких дней, когда 23 июня в Салехарде на площади около Дома ненца собралось на митинг более четырёх тысяч человек. Каждый готов был пойти на фронт.13 июля 1941 года состоялись первые проводы мобилизованных на фронт. Девиз  «Родина – мать зовёт», «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Враг будет разбит!», «Вперёд к победе!», «Всё для фронта! Всё для победы!» вошёл в кровь и плоть каждого советского патриота, побуждая к решительным самоотверженным действиям.

      Младшие школьники с огромным волнением узнают, что в положении прифронтовой зоны был и Ямальский район. Вблизи его арктического побережья в водах Карского моря курсировали вражеские субмарины. Они губили пассажирские суда, обстреливали полярные станции, держали в напряжении защитников Арктики.

Ежегодно я повторяю детям о том, что патриотизм северян выражался в их сознательном, добровольном  стремлении на фронт – туда, где решалась судьба Отечества. В годы войны из Ямальского района ушли на фронт 1222 человека. Установлено 100 погибших, нет данных на 937 человек.

     Уходили на фронт и  земляки из с.Панаевск. Сведения об участниках войны с. Панаевск хранятся в классном уголке в альбоме, и каждый ребёнок не дожидаясь празднования Победы, может читать и перечитывать заново о своих земляках. Это Филиппов Алексей Фёдорович. Он ушёл на фронт в 1942 году, с войны вернулся раненым с медалями, прожил не долго: в 1948 году умер от боевых ран.

       Вануйто Енсо Павлович служил на фронте пулемётчиком. В своём первом бою он поборол страх и научился метко стрелять. Он на всю жизнь запомнил свой последний бой под Кенинсбергом. Солдаты шли в атаку. Всё вокруг грохотало, всё было в дыму, люди глохли, но шли вперёд. Енсо бежал с ручным пулемётом, рядом – напарник. Помнит, что был взрыв, потом что то ударило по правой руке. Затем ничего не помнит. Солдаты рассказывали, что он бежал с оторванной правой рукой, но пулемёта из левой руки не выпускал. Очнулся он от холода, пошевелился и увидел ползущего к нему санитара. В 1946 году он вернулся в Новый Порт, затем работа в посёлке Панаевск. Умер Енсо Павлович в 1985 году. Его именем названа одна из улиц села Панаевск.

       Нарычи Семён Андреевич в 1942 году, когда ему исполнилось 18лет, записался добровольцем и попал на фронт.В 1943 году пришла похоронка. Сведений о том, где он воевал нет. Но память о солдате жива и по сей день.

        В год 50-летия Победы создана Книга памяти, куда вошли имена всех жителей Ямальского района, ушедших на фронт. Панаевский народ будет помнить своих героев.                                                              

                                Время пришло – рассеялся дым,

                                Смолк военный гром.

                                Шапку снимая при встрече с ним,

                                Мы говорим о нём:

                                Этот железный  наш солдат,

                                Он защищал российский народ!

        Победа над фашизмом ковалась, конечно же, и в тылу. Женщины, старики и дети, помогали фронту упорным трудом. Порою сутками не отходили они от станков, дни и ночи проводили в полях во время посевной и уборочной страды. Единство фронта и тыла стало залогом будущей победы. Это в полной мере относится к труженикам Ямала и нашим землякам панаевцам.

           Женщины шили тёплую одежду и отправляли её на фронт солдатам. Заготавливали мясо, ловили рыбу. Писали и письма, поддерживая боевой дух наших воинов – победителей. Высоких показателей по сдаче рыбы и мяса для отправки на фронт добивались труженики Панаевска.

          Награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.:

Вакуева  Апполинария Пантелеевна

Канева Анастасия Николаевна

Неркаги Мейдась

Хороля Оттако Павлович

Хороля Пирчико

Хороля Отто Андреевич

Янгасова Василиса Ивановна.

        Организованная акция «Подарок ветерану» моим первоклассникам запомнится надолго. В мае 2012 года ребята изготовили подарок для ветерана труда Рыбьяковой Агнии Никитичны. Встреча состоялась у неё дома. Агния Никитична рассказала ребятам о нелёгком труде во время войны. Она была очень рада первоклассникам. Глаза её излучали свет и тепло. Я думаю, что пока ещё такие люди живы, нам учителям нужно активнее привлекать ребят к акциям. Нужно помнить о таких людях.

            В начальных классах для подготовки мероприятий, посвящённых военной тематике часто использую учебники по краеведению «Ямальский калейдоскоп»(1,2 класс), «Северные родники» (3,4 класс).  Ямальские и хантыйские писатели: Леонид Лапсуй, Роман Ругин, Прокопий Явтысый, Микуль Шульгин с детства  познали тяжкий труд отцов, за их плечами – жестокая война, в которой их отцы проливали кровь, защищая Россию, оберегая её жемчужину – Сибирь. И поэтому их слова в стихах о войне, о труде и о победе звучат торжественно, просто и проникновенно.

         Младшие школьники должны знать о тяжёлых испытаниях детей нашей Родины. Многие дети вместе со взрослыми уходили в  партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры- герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Александр Бородулин  и другие. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Они также как и солдаты погибали за свою Родину, за Победу.

        Страшное событие Великой Отечественной войны- блокада города Ленинграда. Что это такое? Это значит из окружённого города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине, ни проехать по Ладожскому озеру. Никто не сможет приехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла… Днём и ночью фашисты не прекращали обстреливать город. Не было электричества, воды. Без пищи человек может прожить много дней, а без воды не больше 2 – 3 дней. Детям выдавалось по 125 граммов хлеба в день, а кроме хлеба не было почти ничего, только тёплая мучная похлёбка да горячий кипяток вместо чая. Люди умирали от голода и холода в своих квартирах. Некоторые падали прямо на улицах и замерзали. С нескрываемым волнением дети читали записи дневника девочки Савичевой Тани:

 Шесть страниц –шесть смертей .Сжатые, лаконичные записи : «28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го.17 марта –Лека умер .Дядя Вася умер 13 апреля .10 мая –дядя Леша ,мама-15 мая» . А потом без даты : «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ». После девятисот дней и ночей блокадное кольцо было прорвано.

       Так мероприятие «Маленькие герои большой войны» проведено в форме литературно - музыкальной композиции с участием старшеклассников. Использовано музыкально-звуковое оформление, литературно-музыкальный монтаж, просмотр документальных кадров о ВОВ, чтение сообщений о подвигах героев-пионеров.

      Мероприятие «Вернёмся памятью назад» проведено в форме устного журнала. Воспитанием чувства гордости за подвиги защитников Родины, уважением к своему   Отечеству было проникнуто это мероприятие. Кто такой Александр Матросов? Что такое амбразура? Кто это Алексей Крамаренко? А Федор Соколов?

      На такие вопросы ребята третьих, четвёртых классов должны уже знать ответы. А кто должен их этому научить? Ответ простой: школа, учитель, родители. И мы учим патриотизму детей на таких примерах, как Александр Матросов. И сами мы, взрослые не должны забывать о том, что девятнадцатилетний герой погиб в боях за небольшую деревушку Чернушки.

        Был дан приказ – отбить у противника деревню и укрепиться на данном участке фронта. Немцы очень надёжно подготовили оборону, поставив там множество дотов – укреплений с пулемётами. Пулемётной очередью убивало многих солдат. Александр Матросов вызвался уничтожить пулемётную точку сам, подполз к доту и своим телом закрыл огневую позицию врага. Героя разорвало на части, но жизни его товарищей были спасены. Пехота пошла вперёд, приказ был выполнен, деревня взята.

       Сержант Алексей Филиппович Крамаренко, в рукопашном бою уничтожил пять фашистских солдат и одного офицера. Был ранен в руку, уйти с поля боя отказался, продолжал командовать отделением. Закрыл своим телом амбразуру немецкого дота и дал возможность подразделению продвинуться вперёд на опорный пункт.

          Краснофлотец Федор Николаевич Соколов, в дневном бою уничтожил четырёх фашистов. При подходе к огневой точке немцев был ранен. Для того, чтобы помочь своим товарищам, закрыл своим телом амбразуру пулемётной точки.

         Младшие школьники ещё не много знают о войне, их родители, бабушки и дедушки не испытали ужаса войны. Но каждый раз 9 мая с особым трепетом,   вместе со взрослыми ребятишки идут на митинг, несут цветы и кладут их к памятнику землякам-защитникам Отечества, в разные годы войны отдавшим свою жизнь за Родину.

       Наши школьники рисуют войну, беспредельный подвиг и мужество солдат. Пока только ещё рисуют и читают, смотрят фильмы…

       И если Родина призовёт в трудную для неё минуту, наши бывшие школьники смогут её защитить. Я думаю, верю, что все наши труды по воспитанию Патриотов России будут не напрасны.

      И в заключении хотелось всем напомнить, что сегодня все меньше и меньше остается последних свидетелей тех трагических лет…Последних свидетелей Великой Отечественной войны. За ними – больше никого! Сейчас это уже пожилые люди… Как бы ни менялись за последние годы факты нашей истории, но военное время нам забывать нельзя!

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 4 классе по программе « Школа России» Тема : « Патриоты России».

Это урок обобщения и систематизации.   Урок решения практических ,проектных задач.Урок поможет: подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представленияоб основополагающих по...

Конспект урока по истории на тему :"Патриоты России" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Патриоты России" Школа России 4 класс...

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Патриоты России».УМК "Школа России".

Тема: «Патриоты России».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «народное ополчение»...

Выступление школьного клуба "Патриот", посвящённое 80 -летию операции Малый Сатурн.

Опыт работы представлен на муниципальном семинаре "Патриотическое воспитание, как базовая основа личности школьника"....

Технологическая карта урока по окружающему миру: "Патриоты России" (УМК "Школа России"., 4 класс)

Тема урока: «Патриоты России»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Формирование представления учащихся о патриотизме.Планируемые результатыДидактические:1. Позна...