Классный час "Спешите делать добро"
классный час (4 класс) на тему

Классный час можно использовать в рамка недели Добра. В ходе классного часа учащиеся участвуют в диспуте "Что такое добро и зло", знакомятся с правилами добра, оформляют дерево добра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_dobre.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «О добре и зле»

Цель: 

·  познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека;

· формировать умения различать их;

·  показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;

· поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора;

Оборудование:

плакаты с пословицами и высказываниями : "Человек живет век, а доброе дело – два"; "Спешите делать добро", анкета, толковые словари Ожегова. «Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром». Священное писание.

Ход классного часа

1.     Вводная беседа.

Учитель: «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» Слова этой песни были услышаны многими. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Сегодня мы еще раз поговорим о таком человеческом качестве как доброта. Ведь они не разделимы. А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое доброта? (дети говорят то, что они думают о доброте)
Учитель: Да! Многие из вас, верно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точно посмотрим в «Словаре русского языка» (у детей на столах словарь Ожегова, в котором они ищут определение): «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»

1. Достается не дешево 

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

2. Этой мерой измеряются
Все земные труды…

Может, вырастил ты деревце

На земле Кулунды?

3. Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Полезным мирным трудом?

4. Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому!

  1. Путешествие в Царство Снежной королевы.

На стенах класса рисунки  с изображением зла,  в центре -Снежная королева, осколки зеркала со словами).

- В чьё царство мы попали? Кто автор этой сказки?

-Вам нравится обстановка?

-А хозяйке? Почему?

-Назовите ещё главных героев?

-Что случилось с Каем?

-Каким становится человек с ледяным сердцем?

- А Герда?

-Давайте, ребята, про себя подумаем:

- Не случалось ли  в вашей жизни такое, что и в наше сердце попадали льдинки?

-Последствия были хорошими ?  Радость  была?

-Вывод для себя?( А если бы со мной так поступили?..)А мне было бы приятно?..

Работа со словами.

-На листочках запишите имена самых близких вам людей. Возле каждого нарисуйте: красное сердце-с этим человеком у вас никогда  не бывает ссор, розовое со снежинкой - ссоры иногда, белое сердце - ссоритесь часто.

-Поднимите руку, у кого встретились розовые сердца? А  белые?

Не страшно, что они есть, но от вас зависит, чтобы их было меньше?

-Какое качество человека поможет нам растопить снежинки, кусочки льда в нашем сердце?

-ДОБРОТА.

- Давайте уберём все  страшные  картины, все снежинки, льдинки из наших сердец, избавимся от всего зла, что у нас есть.

Работа с правилами добра.

-Будь вежливым и  приветливым, говори «волшебные слова».

-Не будь жадиной.

-Не заставляй других волноваться о себе.  Уходя,  скажи, куда и с кем пошёл, когда вернёшься.

-Если выиграл, радуйся, но не задавайся.

Уступай место старшим.

Выполняй свою работу как можно лучше и в срок.

Соблюдай правила игры, не пытайся выиграть нечестным путём.

Распределяй общую работу поровну, по силам каждому.

Помоги товарищу, если у него не получается или он попросил.

Останови товарища, если он поступает плохо, объясни, почему это плохо.

Не ссорься по пустякам, не ябедничай.

Прежде чем отдавать выполненную работу, проверь , как ты её выполнил.

Не опаздывай.

НЕ радуйся ,когда другие проигрывают.

НЕ перебивай, когда кто-то говорит.

Старайся хорошо выполнить свою часть работы, не подводи товарища.

Называй одноклассников по имени, не обзывайся.

Защищай слабого.

Относись бережно и аккуратно к вещам, предметам.

 Не выкрикивай.

 Учитель:

-Перед вами - правила добра. Прочитайте и выберите только те, которые не всегда получается у вас выполнять.

-Как вы думаете, для чего отметили ? ( Для того, чтобы работать над собой)

-Положите  эти листочки в свои «сердечки-кармашки", которые вы делали дома и не забывайте про них.

- Добрые дела нужно выполнять по плану?

-А какую-то награду нужно ждать? Конфетку, новый  сотовый телефон?

-  А добрый взгляд, улыбка, слово вас разве не порадуют?

Чтение притчи. Задание.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…  Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы  понимаете мораль притчи?

- Эти два волка всю жизнь ведут борьбу?

-Что будем делать со Снежной королевой? Может  быть, она от наших добрых слов подобреет и превратится в добрую Зимушку- зиму?

1. Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

2. Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

3. На клумбе цветок,

Его листья повисли.

Грустит он…

О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик спустился из лейки твоей.

4. А что же сестренка скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь сделай сестренке!

И ты обернулся ретивым конем –

Галопом сестренка помчалась на нем!

5. Хоть мама еще не вернулась с работы,

Не трудно узнать

Её думы. Заботы.

"Вернусь,

Хорошо бы пошить, почитать…

Да надо с уборкой возиться опять"

И ты совершаешь великое чудо –

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой: -

Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!

Учитель:- Какого человека можно назвать добрым?  (Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов прийти им на помощь в трудную минуту. Добрый человек бережет природу)

3. Беседа "Значение добрых слов"

- Есть пословица: "Доброе слово и кошке приятно"

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?  

-Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют "волшебными словами"  Почему?

- А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: "Доброе слово человеку, что дождь в засуху"

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Какие добрые, "волшебные слова" звучат в нашей речи? Что они означают?

- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само  слово "добро"

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
В ДОБРЫЙ ЧАС!
В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

- А знаете ли вы историю слова "добро"? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как  "Дать добро" и "Получить добро". А понятен ли вам смысл этих слов?

ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение  на что-либо, одобрение.

ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

- Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?!

- Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет"

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит: "Извините, я ошибку признаю"

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

"Извините, я немного опоздал"

Спор давно ведется в классе:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ. 

Учитель:

Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: "Не одежда красит человека, а его добрые дела". А еще, ребята, вам необходимо помнить: начатое дело нужно доводить до конца.

- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете  сделать в классе, дома, на, на улице, в транспорте, в природе?

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? 

- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

- А теперь  вслушайтесь в пословицы русского народа о доброте:
Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.
Доброта – язык, на котором немые могут говорить
И некоторые глухие  могут слышать.
Доброта лучше красоты.
Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро,  тому нет времени быть добрым.

4. Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла».

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

– Почему это ты, Дятел, плачешь?

– Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

Вопросы для анализа:

– Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

– Почему радуются Белочка и бельчата?

– Какое дело совершила Белка?

– Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

Учитель. Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда нужно просчитать на два шага вперед.

1.Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

 2. Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

3. Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

4. Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

5. Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

5. Анкета «Добрый ли вы человек?»
1) У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2) Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3) Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4) Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5) Любите ли вы злые шутки?
6) Вы злопамятны?
7) Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8) Умеете ли на практике применять свои способности?
9) Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10) Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11) Вы охотно выполняете просьбы?
12) Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

6. Заключение.
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
И ЕЩЁ ПОМНИ:
Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
 Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Оформляем Дерево Добра.

Песня: «Если с другом вышел в путь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....

Конспект классного часа в 1 классе "Мы умеем делать добрые дела"

Классный час был проведен в 1 классе совместно с учителем православной культуры. На занятии рассматривалось понятие "добродетель". Занятие проходило в форме живого общения с детьми в сочетании с актив...

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Классный час "Спешите делать добрые дела" для 4 класса...

Классный час: Делать добро спеши. Игра «Магазин одной покупки».

Цель: Дать детям представление о душевной красоте и душевном здоровье человека; о значении добра для гармонии и счастья, активизировать их личную активность и развивать способность помогать и сочувств...

Классный час "Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло..." (В. О. Ключевский) 2 класс

Данный материал содержит сценарий классного часа о добре, доброте. Рассуждая на эту тему, дети создают картину ДОБРА....

Классный час " Спешите делать добрые дела!"

"Классный час  по духовно - нравственному воспитанию "Спешите делать добрые дела!"...

ВСЕКУБАНСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА»

Цели: становление нравственно – зрелой личности, воспитание желания совершать добрые дела....