Классный час "День памяти жертв политических репрессий"
классный час (4 класс) на тему

30 октября – особый день, день памяти погибшим в годы репрессий. В нашей стране много памятных дат. Даже слишком много. Временами одни забываются, им на смену приходят другие. Может быть, они не настолько близки каждому из нас, а может в житейской суете нам некогда о них думать. Но забывать про это нельзя. Марина Цветаева, Анна Ахматова, Нина Русланова - вот те из немногих, кто пострадал в период политических репрессий. Из 2500 человек, входивших в Союз писателей,    репрессировано было 2000. Вдумайтесь в эти цифры!
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_pamyati_zhertv.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "День памяти жертв политических репрессий"

Цель:   воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей

 Основные задачи:

 - углубить знания учащихся о сложной и противоречивой судьбе страны ХХ века;

- периоде политических репрессий;

- показать бессмысленную жестокость репрессий с одной стороны, и необыкновенную стойкость и преданность своей стране людей, прошедших через «маховик» репрессий.  

Слайд 1 

Слайд 2 «Тюремное окно»

- Всем,
кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречён на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!

Слайд 3 «Война»,

Ведущий 1: Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в XX веке на долю нашей страны. Две мировые и Гражданская война, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну.

Ведущий 2: Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Более того, унижены и уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. Тысячи инженеров, сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных партийцев, миллионы крестьян, оказавшиеся жертвами раскулачивания, маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели и артисты, которые на самом деле были преданы Родине.

Слайд 4«Архивные документы», звучит мелодия Шопена «Ми минор»

Ведущий 1: Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам. Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей. Вечная память безвинно погибшим. Объявляется минута молчания.

Слайд 5 «Горящая свечка»

(Звучит реквием. Минута молчания)

Слайд 6 «Монумент» В2: Сегодня День памяти жертв политических репрессий, как подтверждение того, что ничто не забыто – ни высокий подвиг, ни подлое предательство, ни черное злодейство. Вернуть всем невинно пострадавшим их доброе имя- святой долг государства.

Слайд «Цветы»

Ведущий 2: О массовых репрессиях 30-х годов написано немало. Напечатаны многие лагерные мемуары, рукописи бывших заключённых Колымы и ГУЛАГа, стали доступны документы из архивов НКВД. Но самые бесстрастные свидетели на суде истории – письма узников лагерей.

Слайд 7 «Письма репрессированных»

Из-за кулис на фоне музыки ученик читает выдержки из писем заключённых.

5 мая 1938 год

«Дорогие мои Анечка, Лорочка и Лялечка! Вчера нас привезли в Котлас. Находимся сейчас на пересыльном пункте Ухтапечорского лагеря НКВД. Отсюда должны отправить на место, где придется отбывать свой долголетний срок лагерного заключения. Когда и куда будет отправка, это неизвестно. На каких работах придется быть, это тоже еще неизвестно…»

8 июля 1938год

«.. Пишу из пересыльного пункта Устьвымлага. Сюда привезли позавчера, отсюда увезут дальше, в Желдорлаг. Кажется, это будет последний этап нашего следования к месту нашего заключения.… Вся душа моя, весь дух мой – это только Вы, мои дорогие. Не забывайте своего несчастного папочку.… Будьте здоровы.

Сильно, сильно целую вас. Ваш отец».

11 сентября 1938 год. «…Сегодня меня направляют на лечение на 42 пункт, а оттуда в Княж- Погост, очевидно, в стационарную больницу. Пока совсем неважно у меня. Весь я отёк и опух, ходить не могу, задыхаюсь. Но надеюсь, что всё это временное явление и при хорошем лечении в больнице быстро все пройдет и я смогу работать. Будьте здоровы. Сильно, сильно целую Вас. Ваш отец».

Слайд 8«Отверженные заявления о помиловании»

Ведущий 1:Многие из этих людей подавали заявление о помиловании, но им было отказано!

Ведущий 2: Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказания заключенные, находились на Соловках и на Колыме. Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам.

Ведущий 1: С получением оперативного приказа № 00486 от 15 августа 1937 года по стране начались аресты жен изменников Родины. Этот приказ давал неограниченные возможности для произвола. Аресту подлежали не только жены, но и члены их семей.

Слайд «Плачущие жены»

(Голос за кадром)

Слайд 9«Письмо»

Отца арестовали в ночь с 26 на 27 января 1937 года. Настали дни недоуменного молчания и страха. Каждую ночь увозили кого-то из соседей. Двор наш опустел, никакой ребятни. В дом к нам перестали ходить. Ни мама, ни мы с братом не

верили в виновность отца. В марте маму вызвал директор и предложил уйти с работы по собственному желанию. Нам стало совсем не на что жить. В ночь с 20 на 21 августа арестовали маму. При аресте ей сказали, что ничего брать с собой не надо. Так что в тюрьме она оказалась в одном летнем платье, а в лагере ходила босая. Добрые люди поделились с ней своей одеждой, когда она еле живая шла по В течение двух лет она не знала, где ее дети, что с ними. Мама будет сидеть в углу камеры, глядеть на постоянно горящую лампочку и молчать. Меня с братом отправили в детский дом.

Слайд 10 “Репрессированные нашего города”, звучит мелодия Клаудермана

Дети предвоенных и военных лет, они были вырваны из привычной жизни, испытали голод и холод, разлуку с родственниками, у многих из них практически не сохранились фотографии, письма- все то, что хранит память о семье. Но несправедливость и жестокость времени не сломили и не озлобили их. Они достойно идут  по жизни, подавая пример беззаветной преданности России и веры в лучшее будущее.

Ведущий 2: Историю не исправить, единственное, что остается – это восстановить справедливость и законность, чтобы ни одно событие, ни одна дата, ни одна судьба не были забыты.

В СССР Русланову знали и любили все! Любили и за редчайший по тембру и красоте голос, и за истинно русскую, даже в чем-то разудалую стать. И вдруг — гром среди ясного неба! Сначала пошли слухи. Потом, когда стали сдирать афиши с ее именем, заговорили в открытую: Русланову арестовали! Как? За что? Почему?

Самое странное, что даже сегодня, спустя шестьдесят с лишним лет, мало кому известно — что же тогда произошло? Ведь в любой среде она была абсолютно своя — своей считали Русланову шахтеры и полярники, моряки и летчики, рабочие и крестьяне. А что творилось во время войны в частях и подразделениях Красной Армии! Мало того, что, готовясь к встрече с ней, и стар и млад начинал чиститься, бриться и пришивать свежие подворотнички, а некоторые подразделения допускались на концерт Руслановой только в порядке поощрения: возьмете высоту, у которой топчетесь целую неделю, на концерт пойдете, не возьмете — сидите в окопах. И брали эти треклятые высоты! И, оставшиеся в живых, не сняв бинтов, спешили на встречу с Руслановой. Когда поползли слухи о том, что Русланову арестовали, не верил никто. Но когда ее голос перестал звучать по радио, а из магазинов исчезли пластинки, даже самые верные поклонники боязливо примолкли. А это была обычная по тем временам история, и сотрудники МГБ выполняли исходивший из самых высоких инстанций приказ…

Ахматова Анна. Расстрелян муж, репрессирован сын. Не печатали. Не покинула Россию Анна Ахматова. Она не была в тюрьме, но семнадцать месяцев ничего не знала о единственном сыне, триста дней и ночей провела в очереди в тюрьму.

Цветаева Марина. Поэтесса, прозаик, переводчик. Репрессированы муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством.

Условия содержания заключенных в  лагерях привели к большим человеческим жертвам.  Жён заключённых и их детей, как правило, тоже подвергали репрессиям. Женщин отправляли в лагеря, на каторжные работы. А детей или в лагеря, или в детские дома. Происходили дичайшие истории, например «Когда были арестованы бывший нарком финансов Г. Сокольников и его жена писательница Г. Серебрякова, их малолетняя дочь два дня провела в песочнице возле дома, пока не приехала машина НКВД – никто из соседей не подошел к ней, не приласкал, не накормил, не дал приют». Люди просто боялись.

.Ведущий 2. Сколько их было, невинно убиенных, заживо похороненных в ГУЛАГах, забытых из страха порою даже родными? Вдумайтесь в такую цифру. В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек. А репрессировано было 2000! Почему? За что?

Сейчас по решению правительства во всех регионах  создается книга Памяти жертв политических репрессий. И в этой масштабной и гигантской работе важно не потерять ни одного свидетельства той трагической и героической страницы нашей истории.

Слайд 11«Цветы»

Об одном прошу тех, кто живет в это время: не забудьте!

Не забудьте ни добрых ни злых. Придет время, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю. Нужно чтоб все знали, что не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть эти люди будут близки нам, как друзья, как родные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ДТП

Проводится в конце ноября. Рекомендуется для 2-7 классов....

Классный час. 3 сентября - День памяти жертв терроризма. Беслан.

В этой презентации рассказывается о террористическом акте в Беслане....

Классный час "Всемирный День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий"

Цели:провести анализ и показать причины дорожно-транспортных происшествий;воспитание навыков сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте.Содержание: на пр...

Классный час, посвященный Дню памяти жертв ДТП «Во имя жизни и безопасности»

Цель: Формирование у учащихся ценности жизни и ответственности за свою жизнь и здоровье, усиление дисциплины на дороге, развитие внимательности и способности предугадывать развитие событий на дроге.Кл...

Виртуальный музей «Жертвы политических репрессий» Куйтунского района

Жертвы политических  репрессий  Куйтунского района...

Виртуальный музей «Забвению не подлежит…» - Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий

Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий«Забвению не подлежит…»Факты из истории Куйтунского района, только правда, основанная на документах...

Мы не можем забыть! Урок мужества, посвящённый Дню памяти жертв политических репрессий

Актуальность данной методической разработки состоит в том, что в нашем обществе происходит постепенная утрата традиционно патриотического воспитания. И поэтому особенно хочется обратить внимание на од...