Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Этическая грамматика"
рабочая программа (1 класс) по теме

Яковлева Лариса Юрьевна

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1v_eticheskaya_grammatikaa.docx43.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует социальное направление.

Нормативно-правовая база:

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах.

Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, в гостях, за столом; иметь представления о нормах и стиле одежды, о манерах и культуре речи – обо всем том, что называют этикетом.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует  вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.

Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам. Другой отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом.

Цель реализации данной Программы:

Цель программы заключается в формировании нравственных качеств личности, развитии коммуникативной культуры и культуры поведения обучающихся посредством познания этикета в ходе освоения материала данной образовательной программы.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • познакомить детей с историей возникновения этикета;
  • формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в общении с окружающими;
  • прививать устойчивые нормы поведения;
  • научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
  • ознакомить с атрибутикой, имеющей отношение к этикету.
  1. Развивающие:
  • развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками, в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами русского языка;
  • развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
  • формировать способность интегрироваться в группу сверстников по возникающим вопросам  и строить продуктивные взаимоотношения;
  • воспитывать качества, предполагающие социальную компетентность и учет позиций партнеров по общению;
  • формировать и развивать в детях мужское и женское начало с учетом гендерных особенностей девочек и мальчиков.

Сроки реализации Программы – 1 год

Режим, формы проведения занятий

Занятия проводятся с детьми 1 класса  1 раз в неделю, всего 33 часа в течение года.

  1. Методы обучения
  • Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.

Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой.

             С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.

  • Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д., которые помогают детям лучше усвоить материал программы.

С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.

  • Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения.

 Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.

  1. Формы проведения занятий:

занятие, занятие-игра, сказка, репетиция, викторина, турнир.

С учетом возраста детей, которым адресован материал программы – игра используется очень часто и эффективно, при этом дети любят выполнять различные роли: пассажира, зрителя, гостя, гостеприимного хозяина и т.д.

Постоянным является и обращение к сказкам: разыгрываются различные сюжеты, анализируются нормы поведения. Блеснуть полученными знаниями детям помогают и различные по тематике «Рыцарские турниры».

По охвату детьми используется  фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы, а также работа в парах.

Принципы реализации Программы

Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.

Планируемые результаты освоения Программы

К концу  года обучения ребенок:

  • познакомится с историей возникновения этикета;
  • узнает правила поведения в транспорте, театре, в гостях;
  • научиться вежливому обращению к старшим;
  • узнает, как правильно вести беседы по телефону.

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения во время знакомства, за столом, в общественных местах (кино, театре, кафе, библиотеке) и т.д.
  • этикетные выражения прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и др.
  • контактные этикетные формы обращения к взрослому человеку, сверстнику.

Учащиеся должны уметь:

  • вежливо разговаривать по телефону, правильно вручить и принять подарок, поздравить по поводу различных дат и т.д.;
  • оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки;
  • соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни.

Способы определения результативности

  • Наблюдение за ребенком на занятиях;
  • текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
  • индивидуальная и групповая беседа с детьми;
  • опрос;
  • анкетирование;
  • викторина

Формы подведения итогов реализации Программы.

Результатом работы данного курса можно считать демонстрацию знаний и умений на открытом занятии для педагогов и родителей.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

I

Школьный этикет

7

2

5

II

Правила общения

8

3

5

III

О трудолюбии

4

1

3

IV

Культура внешнего вида

4

1

3

V

Внешкольный этикет

10

3

7


Содержание программы

Раздел 1. Школьный этикет (7 ч)

Понятие об основных правилах поведения в школе.

 - Правила поведения в школе, на уроке , на перемене, в столовой.

Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

 - Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

 - Поведение в столовой , правила поведения за столом.

Раздел 2. Правила общения (8 ч)

Взаимоотношения с другими людьми.

 - Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведения, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношения с окружающими.

 - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим, родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

 - Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Раздел 3. О трудолюбии (4 ч)

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

 - Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

 - Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Раздел 4. Культура внешнего вида (4 ч)

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

 - Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

 - Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Раздел 5. Внешкольный этикет (10 ч)

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.

 - Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «Спасибо» и «Пожалуйста» и т.д.

 - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко  и громко высказывать обращение, просьбу.

Условия реализации программы

Условия набора:

В группу принимаются все желающие дети без предварительного отбора (на основании заявлений родителей). Основной формой работы с детьми является занятие.

Раздел 1.  Школьный этикет (  7 ч)

Ожидаемые результаты 

Ученик знает

  1. Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой

Ученик умеет

  1. Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
  2. Оценивать свое поведение и поведение окружающих на уроке.

Раздел 2. Правила общения (  8  ч)

Ожидаемые результаты 

Ученик знает

1. Как строить взаимоотношения с другими людьми.

Ученик умеет

  1. Использовать в речи слова вежливости.
  2. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
  3. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
  4. Создавать по иллюстрации словесный портрет героев (положительный, отрицательный).
  5. Описывать сюжетную картинку (серию).
  6. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
  7. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Раздел 3. О трудолюбии ( 4 ч)

Ожидаемые результаты 

Ученик знает

  1. Обязанности школьника.
  2. Как сделать труд рациональным.

Ученик умеет

  1. Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
  2. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Раздел 4. Культура внешнего вида ( 4 ч)                   

Ожидаемые результаты

Ученик знает

1. Правила соблюдения человеком опрятности, аккуратности.

Ученик умеет

  1. Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
  2. Оценивать внешний вид человека.

Раздел5. Внешкольный этикет  ( 10 ч)                                                                     

Ожидаемые результаты

Ученик знает

  1. Правила вежливости в общении с окружающими людьми.
  2. Правила поведения в общественных местах.

Ученик умеет

  1. Использовать доброжелательный тон в общении.
  2. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Система  отслеживания результатов

- включенность учащихся во внеурочную деятельность, посещаемость;

- результативность участия в мероприятиях, выставках, конкурсах различного уровня;

- рост социальной активности обучающихся;

- уровень сформированности коммуникативных  компетентностей, креативных и организаторских способностей

- уровень развития и сплочения ученического коллектива, характер межличностных отношений;

- сформированность     рефлексивных навыков (ценности здоровья и ЗОЖ);

- удовлетворенность учащихся и  родителей деятельностью кружка.

журнал внеурочной деятельности

дипломы, грамоты, итоговые приказы

анкетирование

тестирование

педагогическое наблюдение

сочинение

анкетирование

Ежемесячно

По мере проведения

Январь, май

Апрель

Еженедельно

Март

Май

Управление Программой

Программа внеурочной деятельности «Ежели вы вежливы» ориентирована на достижение  воспитательных результатов 1 уровня. 

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Содержание

Способ достижения

формы деятельности

Способы оценки

Первый уровень результатов - школьник  знает и понимает общественную жизнь. 

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа, лекция, участие в обсуждении

Наблюдение,

анкетирование

Методика «Беседа о школе»  (Т.А.Неженовой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Вагнера)

В качестве диагностических  приемов и методик мониторинга используется:

-педагогическое  анкетирование;

-контрольно-оценочные методики;

-тесты  

Список рекомендуемой  литературы

Для педагога:

  1. Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2008;
  2. Богуславская Н.Е. «Веселый  этикет». – Екатеринбург: АРГО 2007;
  3. Гангнус Л.В.  – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2010;
  4. Дами Э. «Хорошие манеры»;
  5. Иванова В.В. «Девчоночьи секреты», Москва. Лабиринт, 2008;
  6. Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 2009;
  7. Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», Москва. Просвещение, 2005;
  8. Лихачева Л.С. «Школа этикета»;
  9. Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс, 2006;
  10. Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2012;
  11. Стрелкова Л.Н. «Уроки сказок» - Москва: Педагогика, 2009.

Для детей:

  1. Насонкина С.А. «Уроки этикета», СПб: АКЦИДЕНТ – 2007;
  2. Снегирева А.Л. «Этикет для юных леди» - Москва: РИПОЛ, 2008.

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Этическая грамматика»

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Календ.сроки

По плану

Фактич

По плану

Фактич

I

Школьный этикет (   7   часов)

7

1.

Первичный инструктаж по ОТ. Мы пришли на урок

1

2

Вежливо – невежливо

1

3.

Зачем нужны перемены?

1

4.

Будильник «тик- так»

1

5.

Когда я ем…

1

6.

Кто опрятен, тот приятен

1

7.

Итоговая игра «Встаньте дети, встаньте в круг»

1

II

Правила общения (  8   часов)

8

1.

Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность)

1

2.

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам

1

3.

Хочу, не хочу и надо

1

4.

От чего зависит настроение

1

5.

Мальчишки-девчонки

1

6.

Думай о других: сочувствие – как его выразить

1

7.

Моя семья

1

8.

Итоговая игра «Встаньте дети, встаньте в круг»

1

III

О трудолюбии (  4  часа.)

4

1.

Что помогает учиться лучше (старательность)

1

2.

Главное правило

1

3.

Как мы трудимся: в школе, дома

1

4.

Итоговая игра «Встаньте дети, встаньте в круг»

1

IV

Культура внешнего вида (  4 часов)

4

1.

Основные правила Мойдодыра

1

2.

Каждой вещи свое место

1

3.

Бережливость

1

4.

Итоговая игра «Встаньте дети, встаньте в круг»

1

V

Внешкольный этикет  (  10 часов)

10

1.

Правила поведение на улице, в транспорте

1

2.

О тех, кто рядом

1

3.

Когда все вместе

1

4.

«Спасибо» и «пожалуйста»

1

5.

Пусть всегда будет мама

1

6.

Голоса природы

1

7.

Чтобы всем было весело

1

8.

Итоговая игра «Встаньте дети, встаньте в круг»

1

9.

Итоговая игра «Встаньте дети, встаньте в круг»

1

10.

Итоговая игра «Встаньте дети, встаньте в круг»

1

ВСЕГО

33

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная гармматика"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика».

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика» составлена в соответствии с ФГОС НОО на основе программы А. И. Шемшуриной «Этиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Занимательная Грамматика" 1 класс

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Занимательная грамматика 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Занимательная грамматика» НОО

Программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Программа ...