Классный час «Поговорим о дружбе»
классный час (4 класс) на тему

Разживина Нина Ивановна

Классный час составлен по изучаемой теме учебного  курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)   в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_orkise.docx31.78 КБ
Файл pogovorim_o_druzhbe.pptx678.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №89

г. Челябинска

Разработка  внеклассного занятия «Поговорим о дружбе»

 по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики») 

(4 класс)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор (фамилия, имя, отчество полностью)  материла

Разживина Нина Ивановна

Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

Заместитель директора, учитель начальных классов МБОУ СОШ №89 г. Челябинска.

Учебный курс

Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль «Основы светской этики»

Класс

4 класс

Участники

Обучающиеся 4 класса,  их родители.

Название материала

 Внеклассное занятие «Поговорим о дружбе»

Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Технологическая карта внеклассного занятия

УМК, авторы образовательной программы

УМК любой

Цель внеклассного мероприятия

Формировать у обучающихся коммуникативность, ответственность за свои  поступки, уважительное отношение к окружающим и к иной точке зрения, саморегуляцию, самоорганизацию, ЗОЖ и исследовательский интерес.

Задачи внеклассного мероприятия

Воспитывать у учащихся культуру дружбы в системе «ученик-ученик», «взрослый-ребенок», «учитель-ученик»; создавать в детском коллективе одинаковые условия для дружеского общения всех учащихся класса, учить учащихся приемам преодоления проблем общения в дружбе, воспитывать учащихся в традициях и обычаях общения различных поколений людей, развивать речь, память, внимание и мышление.

Формы и виды учебной деятельности

Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

Необходимое оборудование и материалы для занятия  

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, художественная литература, словари, сюжеты из мультфильмов «Приключения кота Леопольда», «Дом, который построили все», музыкальное сопровождение, для групповой работы листы бумаги, маркеры, лесенка достижений.


Ожидаемые результаты внеклассного занятия:

  • понимание ценности дружбы и дружеских отношений;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • понимание и сопереживание чувствам других людей

Формирование УУД:

Личностные: 

  • уметь делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;
  • уметь понимать кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны;
  • понимать значимость дружбы и доброты;
  • уметь пользоваться культурой дружбы;
  • соблюдать традиции дружбы в коллективе;
  • быть настоящим другом.

Коммуникативные:

  • умение общаться;
  • умение работать в коллективе;
  • развитие коммуникативных способностей, умение общаться в коллективе;

Регулятивные:

  • высказывать свое мнение, предположение;
  • прогнозировать предстоящую работу;
  • умение вести диалог.

Познавательные:

  • развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
  • на основе анализа делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • мотивация к познавательной деятельности.

Ход внеклассного мероприятия

 №

 Этапы классного часа

Содержание мероприятия

 Деятельность   участников  

 Примечание

 1

 Создание психологической комфортности на занятии

 - Добрый день. Сегодня наш классный час мы начнем необычно. Я приглашаю и детей и взрослых сыграть в игру «Миксер».  Это упражнение поможет вам преодолеть стеснение и скованность, а также настроиться на активную плодотворную работу.

Дети и взрослые становятся в круг.

Игра проводится в рекреации

  • Встаньте в круг
  • Поменяйтесь местами те,  пил чай на завтрак
  •  Поменяйтесь  местами те, у кого в одежде есть зеленый цвет
  • Поменяйтесь  местами те, у кого есть домашние животные
  • Соберитесь вместе те, кто примерно одного роста
  •  Соберитесь вместе те, у кого примерно одного цвета волосы

Выполняют задания ведущего.

- Спасибо за разминку. Я вижу, что упражнение «Миксер» помогло вам преодолеть скованность чувств и реакции.

Родители и обучающиеся рассаживаются за столы, образуя  несколько  групп.

 2

 Введение в тему

 - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!    А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном.  Тему нашей беседы, я думаю, вам подскажет предлагаемый сюжет.

- Вы догадались, о чем пойдет речь?

Смотрят сюжет мультфильма, отвечают на вопросы.

 Сюжет из мультфильма «Приключения кота Леопольда»

Слайд 1

- Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

Учитель читает отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».

- Дети, а что, по-вашему, значит слово «дружба»?

- А теперь этот же вопрос я адресую родителям.  Уважаемые родители, как вы понимаете значение этого всем известного слова.

- Спасибо за ваши искренние  ответы, уважаемые собеседники.

Дети и взрослые отвечают на вопросы.

Слайд 2

3

Работа в группах

- Каждой группе найти в словарях значение слова «дружба».

- Выделите  слова, которые характеризуют слово  «дружба».

Совместно родители и дети выполняют задание.

Слайд 3-4

4

Чтение притчи

- Я хотела бы познакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей.

- Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?

Учитель читает притчу.

Обучающиеся и родители слушают притчу, отвечают на вопросы.

Приложение 1

Звучит тихая музыка

слайд 5

- Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи?

- Уважаемые родители, приведите примеры из жизни, подтверждающие мудрость пословицы.

- Ребята и взрослые, а знаете ли вы еще какие-нибудь пословицы о дружбе?

5

Различение понятий

- Иногда можно услышать такую фразу: «У меня много друзей». Так ли это на самом деле?

- Друг, приятель, товарищ, знакомый…

- Казалось бы, понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. Так давайте разберёмся, чем отличаются все эти понятия.

Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают свое мнение.

Читают определения.

Слайд 6

- А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. 

Учитель читает начало предложения, дети угадывают последнее слово.

Слайды 7-14 

6

Качества настоящего друга

- Настоящий друг должен обладать определенными качествами характера. Сейчас мы с вами поиграем.

- В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок дружбы.

Слайд 15

На плакате – круг, изображающий серединку цветка.

- Я буду предлагать качества характера человека. Если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами.

Выполняют инструкции учителя

Слайды 16-17

- У нашего цветка нет лепестков. На каждом столе лежат ладошки.

- Представьте, что эту ладонь вы дарите своему лучшему другу. Подумайте, какой я – друг? Каким я готов быть другом.

Анализируют, выполняют задание.

- Напишите на ладошках ваши лучшие качества. Приклеить ладошки-лучики на доску.

- Посмотрите, ребята, из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок.

Выполняют задание.

К кругу прикрепляют ладошки-лепестки

7

Работа в группах

- Я предлагаю вам, ребята, вместе с родителями, опираясь на собственный опыт и мудрость русских пословиц,  вывести несколько законов дружбы.

Обсуждают, анализируют, выполняют задание.

Слайд 18

Результаты работы групп вывешиваются на доску.

- А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что,  несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.

Слайд 19

- Я с гордостью хочу заявить, что ваши законы и законы ученых-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили? В чем отличие?

8

Закрепление социальных понятий

- Хочу предложить вам отдохнуть и посмотреть несколько сюжетов.

- Дайте совет друзьям из мультфильма. Объясните причины их поведения.

Просмотр сюжетов из мультфильма.  

Обсуждение ситуаций.

Мультфильм «Дом, который построили все»

9

Итог занятия. Рефлексия.  

- Что нового и интересного вы узнали сегодня?

- Какие законы дружбы вам показались самыми легкими? Тяжелыми?

Анализируют, отвечают на вопросы.

На плакате – лесенка достижений.

- Ребята, у вас на столах лежат кружки с вашими именами. Возьмите свой кружок и закрепите его на «лесенке достижений» там, где, по-вашему, мнению вы находитесь как друг.

- Почему вы прикрепили свой кружок именно на это место?

- Над чем вам еще надо поработать?

- Что вы хотите пожелать своим

друзьям?

Самоанализ.

- Ребята и уважаемые взрослые, наше сегодняшнее занятие я хочу завершить  словами Файзиля Алиева:

Хороший друг – как ветер.

При несчастье

Он унесет и горе и беду.

Как листья,

Что осыпались в ненастье

В осеннем холодеющем саду.

А в радости –

Он мощный вал, стоящий

Надежно на пути врагов твоих.

Люблю друзей, надежных, настоящих.

Ценю и воспеваю их!

Учитель читает стихотворение Файзиля Алиева.

Слайд 20


Список литературы:

1. Курамшина, О.Н., Железкина, А.М. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы/ О.Н. Курамшина, А.М. Железкина. – М.: ВАКО, 2008. – 160с.

2. Горбатова, Е.А. Теория и практика психологического тренинга: Учебное пособие/ Е.А. Горбатова. – СПб.: Речь, 2008. – 320с.

3. Дик, Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3-4 классах/Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 352с.

4. Дик, Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах/Н.Ф. Дик. – 6-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 320с.

5. Дик, Н.Ф. Цель – дружный класс/Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 311с.


Приложение 1

Притча о дружбе.

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни 1 овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни.

Прошел еще один день и на заре  хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.


 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разживина Нина Ивановна, заместитель директора, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №89 г. Челябинска ПОГОВОРИМ О ДРУЖБЕ

Слайд 3

Работа в группах Найти в словарях значение слова «дружба». Выделить слова, которые характеризуют слово «дружба»

Слайд 4

1 группа 2 группа 3 группа

Слайд 5

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дружба дороже золота. Друзья познаются в беде.

Слайд 6

Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться. Товарищ – человек, близкий вам по роду занятий, деятельности, по условиям жизни. Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения. Знакомый – это человек, с которым вы общаетесь, которого вы знаете.

Слайд 7

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать ...

Слайд 8

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать знакомый

Слайд 9

О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете …

Слайд 10

О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете приятель.

Слайд 11

Об однокласснике, с которым за 4 года съеден пуд соли, скажете…

Слайд 12

Об однокласснике, с которым за 4 года съеден пуд соли, скажете товарищ .

Слайд 13

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете...

Слайд 14

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете друг .

Слайд 16

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ скромный доброжелательный общительный отзывчивый завистливый равнодушный хвастливый злой добрый жадный

Слайд 17

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ скромный доброжелательный общительный отзывчивый добрый

Слайд 18

Работа в группах Опираясь на собственный опыт и мудрость русских пословиц, вывести несколько законов дружбы.

Слайд 19

Законы дружбы 1. Доверять другу. 2. Делиться новостями, успехами и неудачами. 3. Уметь хранить чужие секреты. 4. Радоваться вместе с другом его успехам. 5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи. 6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций. 7. Защищать друга. 8. Не критиковать друга в присутствии других людей. 9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя. 10. Всегда выполнять свои обещания.

Слайд 20

Хороший друг – как ветер. При несчастье Он унесет и горе и беду. Как листья, Что осыпались в ненастье В осеннем холодеющем саду. А в радости – Он мощный вал, стоящий Надежно на пути врагов твоих. Люблю друзей, надежных, настоящих. Ценю и воспеваю их! Файзиль Алиев