Викторина, посвященная дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Никто не забыт, ничто не забыто"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Икконен Дарина Аркадьевна

Викторина о блокаде Ленинграда. В презентации содержится материал с вопросами и ответами для детей. В начале детям предлагается ответить на вопросы по  теме занятия,тем самым открыть спрятанную фразу, высказывание философа о войне. Дети подводятся к мысли, что война это зло, и в их руках не допустить повторения тех страшных событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon блокада Лениграда2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие Икконен Д. А.

в рамках клубного часа

«Город, в котором мы живем»

Викторина, посвященная дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Занятие с использованием ИКТ.

Цель: сохранение памяти о трагических событиях блокадного города, воспитание патриотизма у подрастающего поколения.

Задачи:

Воспитательные – воспитание патриотизма, любви к городу, уважения к старшим.

Развивающие – развитие умения взаимодействовать в коллективе, уважительного отношения к сверстникам; развитие умения применять знания на практике.

Образовательные – активизация полученных знаний.

Ход занятия:

Орг. момент, объяснение правил

Викторина

Подведение итогов

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран

Предварительная подготовка учеников:

Беседа, рассказ о блокаде Ленинграда, о фактах, связанных с трагическими событиями, о героических подвигах простых ленинградцев, деятелей культуры и искусства, спортсменах и военных деятелей.

Викторина, посвященная дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Гремит салют,
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика – 
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут,
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…

В истории нашего города есть период, трагические события которого коснулись почти каждой живущей ныне семьи. Это блокада Ленинграда. Сегодня 27 января. В этот день город отмечает праздник. Какой?

- День снятия блокады.

Сегодня мы будем говорить об этом событии.

Перед вами слайд, на котором изображены 15 карточек. За каждой карточкой прячется вопрос о блокадных днях и часть одного высказывания. Дав правильный ответ, мы сможем открыть карточку и увидеть определенный фрагмент высказывания. А прочитать всю фразу целиком мы сможем, если правильно ответим на все вопросы. (Слайд 2)

Дети по одному выбирают любую карточку и отвечают на вопросы.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15

Вопрос

Ответы детей

Мультимедиа

  1. Летом 1941 года, когда началась война, были зарыты в землю все скульптуры в Летнем саду и в Александро-Невской лавре, а памятники на площадях, улицах, набережных Ленинграда были укрыты защитными футлярами и замаскированы. Однако некоторые статуи остались неукрытыми. Штаб обороны города решил, что они должны стоять среди бомбежек и обстрелов на боевом посту. Мимо памятников проходили на близкий фронт батальоны морской пехоты, дивизии ополченцев. Можно сказать, что эти памятники выстояли блокаду вместе с живыми.

Что это за памятники?

Это памятники великим полководцам: памятник А. В. Суворову на Марсовом поле, памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли у Казанского собора

Слайд 3

  1. Соотнесите даты с событиями Великой Отечественной войны, распределите их в хронологическом порядке.

22 июня 1941

начало Великой Отечественной войны

8 сентября 1941

начало блокады Ленинграда

18 января  1943

прорыв блокады Ленинграда

27 января 1944

полное снятие блокады Ленинграда

9 мая 1945

Победа в Великой Отечественной войне

Слайд 4

  1. Этот проспект назван в честь выдающегося полководца, Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза, который стал  одним из главных творцов победы Советской армии над Германией. Он командовал Ленинградским фронтом.

     Как называется этот проспект?

Проспект Маршала Жукова

Слайд 5

  1. Этот комплекс памятников, расположенный по границам блокадного кольца, создан по инициативе поэта Михаила Дудина с целью увековечить память его героических защитников. В него входят 29 монументов и зеленые насаждения на протяжении 200 километров.

     Как называется этот мемориальный комплекс?

Зеленый пояс Славы

Слайд 6

  1. Успенская церковь на Малой Охте построена на месте старого кладбища, на котором во время блокады Ленинграда хоронили людей, умерших от голода. Ее называют храмом памяти ленинградской блокады. Церковь строилась на пожертвования горожан, и в ее стенах находятся 8 000 кирпичей.

    А что написано на этих кирпичах?

Имена людей погибших во время блокады.

Слайд 7

  1. Это было самое безопасное место в Ленинграде. Туда не долетали снаряды, и в этом районе не было заводов, которые могли быть подвергнуты бомбардировке.

Для чего было выбрано это место в декабре 1941 года? Как оно названо сейчас?

Для массового захоронения жертв блокады Ленинграда и воинов Ленинградского фронта. Это Пискаревское мемориальное кладбище.

Слайд 8

  1. Сколько лет в этом году исполняется со дня снятия блокады Ленинграда?

Детям необходимо посчитать, сколько лет прошло с 1944 года до настоящего времени.

Слайд 9

  1. За годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор ни разу не был подвергнут прямому артобстрелу – только однажды снаряд попал в западный угол собора. По предположениям военных причина в том, что немцы использовали самый высокий купол города как ориентир для пристрелки.

    Как жители Ленинграда могли использовать этот факт при сохранении музейных ценностей?

Ленинградцы спрятали в подвале Исаакиевского собора некоторые экспонаты музеев города.

Слайд 10

  1. Как известно, метрономы используются в музыке для определения темпа произведения. Однако в блокадное время метроном выполнял еще одну функцию.

Какую?

Звук метронома передавали по радио в блокадном Ленинграде в минуты затишья.

Слайд 11 Звук метронома

  1. Эта ленинградская поэтесса, оставаясь в осажденном городе во время блокады, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. В это время она создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму». После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены именно её слова.

     О ком идет речь?

Ольга Берггольц

Слова такие:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.

Слайд 12

  1. Это музыкальное произведение было написано композитором в годы блокады Ленинграда.

     Что это за музыкальное произведение и кто стал его автором?

Ленинградская симфония или Симфония № 7, автор Шостакович Д. Д.

Слайд 13 Аудиозапись Симфонии № 7

  1. Как ленинградцы придумали прятать позолоченные шпили и купола в городе от фашистских снарядов?

Шпиль Адмиралтейства был накрыт маскировочным чехлом, а шпиль Петропавловского собора покрашен краской.

Слайд 14

  1. Этот путь пролегал по льду замерзшего озера. Какое название он получил и что по нему перевозили?

Дорога жизни. В город везли продукты, а вывозили людей.

Слайд15

  1. Перед вами изображение одной из табличек, укрепленных на домах блокадного Ленинграда. Но ключевые слова фразы написанной на ней отсутствуют.

Что это за слова? О чем предупреждает надпись на табличке?

Нет слов «артобстреле» и «опасна». Такие таблички висели на многих домах, расположенных на той стороне улицы, куда вероятность попадания снаряда выше, чем на противоположной.

Слайд 16

  1. Как только  в апреле 1943 года частично прорвали блокаду и проложили от Шлиссельбурга до Морозовки железную дорогу, одним из первых стратегически важных грузов светло-серого цвета, находившийся в четырех вагонах, позволил спасти в Ленинграде уцелевшие продсклады.

     Что это был за груз?

Это были кошки. Задача их заключалась в борьбе с крысами, которые уничтожали и без того малые запасы провианта в блокадном городе.

Слайд 17

(Слайд 2)У нас получилась фраза. Давайте вместе её прочитаем

Война – это зло, позорящее род человеческий.

Эти слова принадлежат древнему философу Фенелону, но и сейчас они не теряют своего смысла.

Согласны ли вы с ними?

Ваша задача, как подрастающего поколения, не допустить повторения этих событий. Ведь от вас зависит будущее нашего города, страны, мира.

Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!

(Н. Найденова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

900 дней Подвига. 70 лет полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады - материал для оформления тематической выставки в школьной библиотеке.

Блокада Ленинграда. Материал для оформления тематической выставки в школьной библиотеке к памятной дате. Рекомендательный список литературы....

70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается....

70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается....Презентация для младших школьников....

Внеклассное мероприятие, посвященное дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Дети блокады"

На бесчисленных страницах истории нашей страны есть не только хорошие воспоминания. Мы, жители Петербурга, никогда не забудем те долгие 872 дня блокады нашего города, которая унесла жизни полутор...

Сценарий к мероприятию "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (75 лет)

Сценарий к мероприятию "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (75 лет)...

«Торжественная линейка, посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»

Цель мероприятия:расширение представлений обучащихся о блокаде Ленинграда, истории ВОВ.Задачи:углубить и закрепить знания обучающихся о  блокаде Ленинграда с использованием дополнительных источни...

Литературно-музыкальная композиция «Несовместимы дети и война!» для учащихся начальных классов, посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

В жизни у каждого коренного ленинградца есть три дня в году, которые он не забудет никогда. Один трагический, день скорби и печали,  день установления блокады Ленинграда.Два других более радостны...