Внеклассное мероприятие "Преподобные Кирилл и Мария"
классный час (4 класс) на тему

Залогина Светлана Николаевна

Внеклассное мероприятие, посвященное небесным покровителям класса, преподобным Кириллу и Марии Радонежским, родителям преподобного Сергия Радонежского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского

Семейный праздник 

Преподобные

Кирилл  и Мария

Учитель: Залогина Светлана Николаевна

4 класс, 13 октября 2014 год

План проведения праздника

  1. Поиск «клада». Ориентирование. Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает маршрутный лист и отправляется на поиски «клада».
  2. Интерактивный рассказ с презентацией о житии преподобных Кирилла и Марии.
  3. Рассказы о чудесах, совершающихся на протяжении всей истории существования Хотькова монастыря.
  4. Кроссворд. Работа в группах.
  5. Поздравление с праздником духовника гимназии.
  6. Чаепитие.
  7. Возложение цветов к памятнику.

Семейный праздник «Преподобные Кирилл  и Мария»

Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!
свт. Платон
Святые Кирилл и Мария, молите Бога о нас!

Много святых явила нам земля русская. Но родители преподобного Сергия Радонежского, святые преподобные Кирилл и Мария Радонежские - это особые святые для каждой семьи. Именно им мы молимся, чтобы воспитать своих детей в вере и благочестии.

В субботу, 11 октября,  православная церковь вспоминала небесных покровителей нашего класса  в своих молитвах.

Нам неизвестны сведения о их жизни до вступления в супружество. Известно лишь, что в конце XIII — начале XIV века в 4 км от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, в селе Варницы, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь).

Преподобный Кирилл состоял на службе у ростовских князей. Это было время татаромонгольского ига. Князьям постоянно приходилось ездить на поклон в Орду, и боярин Кирилл не раз сопровождал своего князя в этих опасных поездках, из которых многие князья и бояре не возвращались, погибая за отеческую веру.Понятно, сколько скорбей приходилось переживать Марии, но ее молитвы хранили мужа. Преподобная Мария и дети каждый раз прощались с ним, как перед смертью.

Супруги вели благочестивый образ жизни и особенно много творили дел милосердия. Бедные странники всегда находили приют в их доме. Несмотря на принадлежность к знатному боярскому роду, вели очень простую уединенную жизнь, занимались сельским хозяйством.

Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием. По преданию, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого, она стала больше молиться, хранила себя от всякой скверны, избегала людских взоров, усердно соблюдала посты всю беременность, не давая себе поблажек.

Праведная  Мария, подобно святой Анне, матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу. Это значило, что они сделают все, чтобы на их будущем дитяти исполнилась воля Божия, совершилось о нем предопределение Божие, на которое они уже имели некоторое указание.

3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В 40-й день по рождении Младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством: по средам и пятницам он совсем ничего не ел, а в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. Таким образом, Мария своим постом во время ношения во чреве и сыну передала любовь к воздержанию. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком. Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятница не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил воздержание. Мария опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала.

После Варфоломея у супругов родился третий сын Петруша. Дети в семье воспитывались в страхе Божием и целомудрии.

Когда дети подросли, боярин отдал их учиться. Под конец своей жизни боярин Кирилл стал терпеть немалую нужду. Ростовская земля была истощена частыми набегами татар, и многие жители стали переезжать в другие места. Когда Варфоломею исполнилось 15 лет боярин Кирилл вместе со своим благочестивым семейством переселился из Ростова в Радонеж.

 Во всех путях своих Преподобные хранили душевный мир и упование на Бога. Их семейный очаг был подобен монастырской обители, где все служило к утверждению в благочестии. По старости лет боярин Кирилл больше не мог нести службы, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, который к тому времени женился. Младший сын Петр также избрал супружескую жизнь, а Варфоломей желал принять иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения и упокоить их старость. С великой любовью согласился он еще остаться с ними, до времени томить себя неисполненным желанием и сохранить повиновение родителям, а через это наследовать их благословение. Так раскрывается Божественная премудрость: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исход, 20, 12).

В то время на Руси распространен был обычай принимать иночество под старость. Так поступали простецы, князья и бояре. Согласно этому благочестивому обычаю Кирилл и Марию в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Утружденные болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Сорок дней провел будущий великий святой в Хотьковском монастыре, молясь за родителей и совершая дела милосердия в их память. Оставшееся наследство оставил младшему брату Петру, а сам отправился искать уединения

Святой Сергий оказался достойным сыном своих благочестивых родителей. Святые Кирилл и Мария Радонежские заложили в его душу любовь к Богу, к труду, милосердию и родной земле.

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь в Хотьково, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, ровно через 600 лет после преставления их «сына радости», преподобного Сергия Радонежского.

Чудеса, совершающиеся на протяжении всей истории существования Хотькова монастыря у мощей преподобных Кирилла и Марии.  

Радуйтеся, на земли величием чудес блистающии.

Радуйтеся, с верою приходящих к раце мощей ваших благодатно освящающии

Сила заступничества Божией Матери, преподобных Кирилла и Марии и преподобного Сергия проявляется в чудесах, совершающихся на протяжении всей истории существования Хотькова монастыря. В трудное для русского народа и Святой Церкви время не раз проявлялось ходатайство перед Богом за своих земных собратий преподобного Сергия и его родителей.

1) В 1770 – 1771 годах Россию постигло одно из сильнейших народных бедствий. Холера или, как тогда говорили, моровая язва губила население разных городов и сел нашего отечества и, достигнув Москвы, истребила здесь множество людей. Хотьковские монахини обратились к заступничеству Божией Матери и своих небесных покровителей, преподобных Кирилла и Марии. Перед образом Тихвинской Божией Матери служились водосвятные молебны, была составлена молитва преподобным для чтения на каждой «Славе» Неусыпаемой Псалтири у их святых мощей. Эта молитва в Покровском монастыре читалась постоянно и переписывалась. Как сказано в записях того опасного времени: «Читалась она с августа до декабря месяца. И молитвами угодников Божиих от оной язвы избавлена вся обитель. И от иных стран с верою приходящие к ним для моления во время моровой язвы служили молебны Тихвинской Богоматери, прилагая молитву сию преподобным». Так молитвами небесных предстателей обитель избавилась от страшной болезни.

2) Хотьковский протоиерей Алексий Лебедев повествует о чудесном исцелении дочери крестьянина Симбирской губернии Татьяны Ивановой: «Это произошло в 1868 г. После падения в реку в зимнее время она заболела ревматизмом. От болезни по всему телу образовались язвы, от которых исходил зловонный запах. Она не могла ходить и лежала в постели более 12 лет.

Под Светлое Христово Воскресение ее жестоко обидел родной брат, приказав вынести больную на праздник в скотную избу по причине зловония. Татьяне такое приказание родного брата было очень прискорбно, и она горько плакала перед Богом, что зловоние ее ран брат уже не терпит, и она должна проводить светлые и радостные дни с телятами и ягнятами. Со слезами на глазах она как бы уснула перед утреней Светлого Христова Воскресения, и ей представилось, что перед ней стоит седенький старичок в мантии, со склоненной головой и говорит ей: «Не плачь, не скорби и не ропщи, а благодари, и молись Богу, и призывай Преподобного Сергия и Кирилла и Марию». И, благословив ее, стал невидим. После этого она проснулась и увидела, что никого нет, а теплится только лампадка, и почувствовала облегчение, и ломоты более не ощущала. Мать ее утром сняла тряпки с ран и, увидев, что остались только голые кости и жилы, и, узнав от нее, что ломотные боли утихли, обмыла ее, надела чистое белье и стала ожидать ее смерти. Брат стал упрекать мать, что она не вынесла ее снова в хлев, на что мать сказала: «Что ее выносить – она скоро умрет». А Татьяна, напротив, чувствовала себя гораздо лучше и стала сидеть. В Светлый вторник раны ее стали затягиваться и закрываться, а зловония от них уже не было со Светлого дня, и она час от часу стала поправляться. Когда же она стала ходить и несколько окрепла, ей стали говорить, чтобы она сходила помолиться Богу и поблагодарила Преподобного Сергия за исцеление. Но мать, видя ее слабость, не отпускала, боясь, что она умрет в дороге, и девица отложила богомолье до другого года. Несмотря на это, многие убеждали ее, чтобы не откладывала благодарить Бога и шла непременно,  на  что она и решилась.

На пути, когда она зашла в Саровскую пустынь, где исповедалась и приобщилась Святых Христовых Тайн, схимник, имени которого она не помнит, увидев ее и ухватив сзади за плечо, сказал ей: «Иди к Преподобному Сергию и благодари, родители его Кирилл и Мария исцелили тебя, благодари и их». Она сначала думала, что этот старец являлся ей во сне, но, посмотрев на него внимательно, не признала за того, который ей являлся, и сказала, что она боится, как бы по слабости здоровья не умереть в дороге. Он отвечал: «Не бойся, Кирилл и Мария и Преподобный Сергий молитвами своими сохранят тебя, и ты будешь совершенно здорова. От обители Преподобного Сергия недалеко и преподобные родители его почивают – в девичьем монастыре в Хотькове, который отстоит только в 10-ти верстах. А если ты не пойдешь, Господь накажет тебя, и даже не мысли, чтобы тебе возвратиться домой».

Удивившись этому старцу, неизвестно почему узнавшему о ее болезни и явлении Преподобного Сергия, она решилась идти и чем ближе подходила к обители Преподобного Сергия, тем крепче становилась силами и здоровьем, и пришла в Петров пост в обитель. Помолившись Господу Богу и поблагодарив Преподобного Сергия за его явление, отправилась в Хотьков монастырь. Когда она стала прикладываться к изображению преподобного Кирилла, голова ее, до тех пор бывшая наклоненной от сведенных жил в правую сторону, неожиданно стала прямой, шея также выпрямилась и стала свободно поворачиваться.

Обрадовавшись такому чудесному исцелению и приложившись к изображению преподобной Марии, она стала рассказывать об этом исцелении и была отведена к игумении монастыря Филарете, которой и рассказала все. Исцелившись, она осталась в монастыре. Ныне она совершенно здорова, только при трудной работе скоро устает.

Чудотворения у мощей родителей преподобного Сергия Радонежского совершаются и по сей день. Угодники Божии хранят нашу обитель и всех уповающих на их помощь и заступничество. На гробницах преподобных Кирилла и Марии, находящихся в Покровском Хотьковом монастыре, засвидетельствованы многочисленные исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой.

3) Тютькова Г.В. из Серпухова сообщила об исцелении ее сына Богдана от энцефалита. «Врачи сказали: если не лечить ребенка, то он не сможет ни сидеть, ни ходить. Моему горю не было границ. Этот ребенок был долгожданным и поздним, так как мы с мужем ждали его шесть лет. Я ходила в церковь, молилась Господу Богу, причащалась Святых Христовых Таин, и Господь послал нам ребенка. Мы назвали его Богданом. Отец Никон (в Серпухове) сказал нам, что нужно принести чепчик и распашонку мальчика и положить в святую гробницу преподобных Кирилла и Марии (в Высоцком монастыре хранится часть мощей Преподобных). Он сам положил туда вещи ребенка, где они лежали некоторое время. Батюшка переписал нам молитву Преподобным, ее мы читали каждый день и постоянно причащали Святых Христовых Таин нашего мальчика. Постепенно Богдан стал поправляться, затем начал сидеть и ходить, не отставая в развитии от своих сверстников, разумно мыслить, все говорить. Сейчас его сняли с учета больных у невропатолога.

Вся наша семья благодарит Господа Бога за чудесное исцеление нашего сына.

19 декабря 1993 г.»

4) В 2004 году у молодых супругов из города Москвы родился ребенок Даниил. У него была непроходимость кишечника, все время его держали в больнице и уже готовили к сложной операции. Тетя молодой мамы обратилась в Покровский монастырь к иеромонаху Иоанну (Корчукову), который посоветовал собрать всех родных для исповеди. Собралось девять человек. Отец Иоанн исповедовал, а отец Варнава (Лосев), благочинный Московской Духовной Академии, совершал Крещение младенца. Во время Таинств каждый подходил к святым мощам. Люди искренно молились, прикладывались, просили святых Кирилла и Марию об исцелении. После совершения Таинств, вечером позвонили и сообщили, что у ребенка деятельность кишечника наладилась, а в ближайшие дни главный детский хирург, осмотрев ребенка, неожиданно заявил, что никакой болезни не наблюдается и потому операция уже не требуется. Все понимали, что по вере, молитве и покаянии родных Господь явил Свою милость ребенку.

«Слава  Господу за все!

Пишут эту историю Владислав, Татьяна и мл. Анастасия.

5) 31 января 2006 г. наконец родилась у нас долгожданная дочурка, Настенька. До этого 13 лет мы не имели детей. В апреле 2005 г. мы приехали в Лавру, к прп. Сергию Радонежскому. У мощей пришла мысль поехать к его родителям, в Хотьковский монастырь, что мы и сделали. И через месяц я была уже беременна. Врачи сначала не поверили, говорили, что «не может быть». По молитвам Св. Кирилла и Марии мы теперь счастливы в ребенке. Настю мы родили в 38 лет.

Слава Тебе, Боже во Святых Твоих!

Ястребова Татьяна»

«Мне хочется рассказать о чудесной помощи Хотьковских Святых нашей семье.

В самом начале моей беременности мы приехали в Покровский Хотьков монастырь с тем, чтобы поклониться Святым преподобным Кириллу и Марии. У раки с мощами мы горячо молились и просили помощи у Святых. Мне было 36 лет. Всю надежду, все упование мое возлагала я на Господа, Царицу Небесную и Святых Угодников Божиих. Беременность проходила без осложнений. В положенное время дочка попросилась на свет. Роды были быстрыми и легкими. Наша малышка родилась 31 января – в день памяти Святых преподобных Кирилла и Марии. Окрестили дочку с именем Мария. Мы с радостью приезжаем в Святую Обитель. Преподобные стали покровителями нашей семьи. Сердцем и душой своей стремимся сюда. Вновь и вновь с благодарностью, трепетом и благоговением прибегаем к драгоценной Святыне и получаем в дар утешение, укрепление, радование.

Святые преподобные Кирилл и Мария, молите Бога о нас!

Семья Алешиных. Подмосковье» 

Слава, честь и похвала святым угодникам Божиим, преподобному Кириллу и Марии, безмездным врачам и чудотворцам нашим предивным. К ним мы обращаемся постоянно в кругу своей обыденной жизни, и в большом и в малом, и всегда чувствуем их помощь, заступничество, руководство. И это так срастается с нашей жизнью, что просто все это начинаешь воспринимать как должное, чувствуешь себя чадом, частичкой одной большой семьи, во главе которой стоят родители прп. Сергия, а значит, и наши духовные родители – преподобные Кирилл и Мария.

Много в наши дни совершается и других чудес, связанных с именем преподобных Кирилла и Марии, Радонежских Чудотворцев. Так что по сей день горячая молитва, возносимая у их святых мощей, обретает скорый ответ, а кто с верой обращается к этим дивным угодникам Божиим, тот, несомненно, воспринимает от них небесную помощь.

Радуйтеся, преподобные Кирилле и Марие, усердные о нас пред Богом молитвенницы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преподобные Кирилл и Мария

Слайд 2

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Слайд 3

Колодец преподобных Кирилла и Марии в Троице-Сергиевом Варницком монастыре

Слайд 4

Боярин Кирилл советник был князю

Слайд 5

Святой Кирилл с князем ездил в орду

Слайд 6

Ордынских вельмож подарками умилостивлял

Слайд 7

Святые Кирилл и Мария жили скромно

Слайд 8

Каждый день усердно молились Богу

Слайд 9

Раздавали милостыню странникам и беднякам

Слайд 10

" Егда крестили отроча пророчество о нем услышали"

Слайд 11

Святые родители о чаде святом радуются

Слайд 12

У супругов было три сына

Слайд 13

Святой отрок просит родительское благословение на иноческое житие

Слайд 14

"Святые Кирилл и Мария прияша пострижение"

Слайд 15

Святые закончили свои дни в монастыре в Хотьково

Слайд 16

Преставление святых Кирилла и Марии

Слайд 17

Преподобный Сергий у мощей своих родителей

Слайд 18

Никольский собор Покровского Хотькова монастыря


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - СОЗДАТЕЛИ СТАРОСЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

Классный час. День славянской культуры и письменности (День святых Кирилла и Мефодия)

Праздник, известный как день памяти первоучителей славянских народов — святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия (IX в.). Второй (после Рождества) в современном российском календаре государств...

Внеклассное мероприятие "День Знаний. Марий Эл".

Внеклассное мероприятие ко Дню Знаний «Моя родина республика Марий Эл» (3 класс)...

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Внеклассное мероприятие "Введение во храм Пресвятой Девы Марии"

Сценарий для проведения внеклассного мероприятия по ОРКСЭ к православному празднику "Введение во храм Пресвятой Девы Марии"...

Внеклассное мероприятие к 8 марта «Марья-искусница»

сценарий праздника 8 марта и разнообразные конкурсы для девочек...