Классный час "Я-гражданин России!"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Чалдаева Дарья Геннадьевна

Использовать в 3-4 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstitutsiya_rf_klassnyy_chas.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час. 4 класс. 1 сентября 2013 год.

Цели:

- способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России;

- способствовать формированию общероссийской идентичности;

- способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к законам и символам России.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Работа над новым материалом.
  4. Закрепление полученных знаний.
  5. Подведение итогов.
  6. Ход занятия.
  1. У: Здравствуйте  ребята! Все вы отдохнули и повзрослели за лето. Теперь пришло время вновь взяться за книжки и тетрадки, вспомнить всё, с чем вы познакомились ранее и узнать много нового! Наш сегодняшний классный час я решила посвятить очень серьёзной, важной, и одновременно интересной и увлекательной теме. Теме нашей страны и нашего с вами, места в ней.  А начну я со стихотворения:

Россия…

Как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа-

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким слово Русь.

(Сергей Васильев)

  1. У:  Ребята, как вы думаете, почему наш классный час я начала именно с этого стихотворения? (Потому что, Россия – это наша родина, и страна в которой мы живём)

У:  Да вы правы, а теперь ответьте мне как называются люди живущие в той или иной стране. Как мы можем себя назвать? (Мы граждане России) Вы слышали такое понятие? Давайте подробнее разберём это понятие, кто же такой гражданин.

  1. Гражданин - это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данной страны (государства), имеет все права, предоставляемые законами этой страны, исполняет все установленные законами обязанности.
  2.  Гражданин - это человек, который знает свои права и обязанности и, что самое главное, обладает общественным чувством соучастия в больших и малых делах.

У: Как вы думаете, что мы, как граждане Российской Федерации должны знать в первую очередь? (Отличительные символы нашей страны)

У: А что относится к символам страны? (герб, флаг, гимн)

У: Молодцы! Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам – это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

- Что такое Конституция?

Конституция – это основной закон государства.

- Что записано в Конституции? (В Конституции записаны основные правила, по которым мы живём.)

- В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

             -Кто знает, когда отмечается в нашей стране День Конституции?

             (День Конституции. 12 декабря 1993 года была прията Конституция,

             по которой мы сейчас живём, Конституция Российской Федерации)

3. Сейчас мы немного окунёмся в историю этого праздника и поймём, откуда же вообще появилась Конституция РФ.

         Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?»

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы?

Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.

Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».

Так появилась Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности.

Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником - Днем Конституции РФ.

                В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д.  

- А что же такое - право?

Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

        С многими своими правами,  я уверенна вы уже знакомы.  А вот правильно их сформулировать и закрепить наши знания нам помогут герои сказок. Которые, иногда нарушают права других героев и обижают их.

        Вопросы учащимся:

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

Я же не Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение) 

 Право на жизнь

 Право на имя при рождении

 Право на медицинскую помощь

 Право на образование

 Право на отдых и досуг

 Право иметь имущество

 Право свободно выражать свои взгляды

 Право на свободное перемещение

 Право на заботу и воспитание родителями

  Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

 Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

         Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

 Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы)

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

     Уважать права, честь и достоинство всех участников;

     Прилежно учиться;

     Иметь аккуратный вид;

    Соблюдать правила техники безопасности;

    Беречь школьное здание, оборудование;

    Придерживаться общепринятых правил поведения;

    Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

 

4.  Анализ ситуаций:

1.Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.

Кто прав?

2.

Ваня: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

5.  Подведение итогов.

1. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

1. Что такое Конституция?

2. Где записаны права и обязанности граждан России?(В основном законе России- Конституции.)

3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

4. Какие государственные символы России?

5. Какие права есть у ребёнка?

6. Какие обязанности должен выполнять любой школьник?

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Птицы России"

Конспект проведения классного часа ко дню птиц....

Классный час "Велика Россия, но отступать некуда: позади Москва!"

Классный час "Велика Россия, но отступать некуда: позади Москва!" поможет актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне, знакомит с одним из решающих сражений - битвой за Москву, дает инф...

Классный час. Тема: Россия – Родина моя!

Классный час для 1-3 классов....

Классный час о России

Россия - Родина моя,Прекрасна ты и многолика.Твои поля, леса, лугаИ на речной равнине бликиЯ восхваляю!...

Классный час "Символика России и родного города"

Дети расширяют знания о символах России, знакомятся с историей их возникновения. Также дети получают знания о символах родного города Липецка....