Тема мероприятия: «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть
методическая разработка (4 класс) на тему

Паршина Татьяна Петровна

Цель:  Учить детей выражать чувства добрыми словами;

формировать навыки вежливого обращения;

воспитывать потребность в доброжелательном общении.

 

 

Задачи:

·       воспитывать доброжелательность;

·       умение видеть красоту в простом и обыденном;

·       умение дарить тепло и доброту;

·       способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

·       развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;

·       воспитывать у детей чувство  вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

 

Оборудование: 

·       компьютер,  проектор;

·       презентация; 

·       фильм «Вежливый  кролик»

·       фонограмма песни: «Дорогою добра»;

·       ларец – добродетелей;    

·       пословицы;

·       изображение «пушистиков»;

·       стихотворения;

·       карточки с заданиями для работы в группах;

·       карточки: «солнышки», «тучки», шарики;

·       конфеты.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №24 города Тамбова

Кружок

по курсу основ морали

«Азбука нравственности»

4 класс «Д»

Тема мероприятия:

«Чтобы радость людям дарить,

 нужно добрым и вежливым быть»

                              Классный руководитель  Паршина Т. П. 

2014

Тема мероприятия:

«Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть»

Цель:  Учить детей выражать чувства добрыми словами;

формировать навыки вежливого обращения;

воспитывать потребность в доброжелательном общении.

Задачи:

  • воспитывать доброжелательность;
  • умение видеть красоту в простом и обыденном;
  • умение дарить тепло и доброту;
  • способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
  • развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;
  • воспитывать у детей чувство  вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

Оборудование:  

  • компьютер,  проектор;
  • презентация;  
  • фильм «Вежливый  кролик»
  • фонограмма песни: «Дорогою добра»;
  • ларец – добродетелей;    
  • пословицы;
  • изображение «пушистиков»;
  • стихотворения;
  • карточки с заданиями для работы в группах;
  • карточки: «солнышки», «тучки», шарики;
  • конфеты.

Ход классного часа

  1. Оргмомент.

Добрый день, ребята!

  У вас на парте лежит листок, на котором изображены «пушистики». У них разное настроение. Раскрасьте одного «пушистика», у которого такое же настроение как у  тебя в данный момент.

  • Каких «пушистиков» вы раскрасили?
  • Почему?
  • А что нужно сделать, чтобы у всех людей было хорошее настроение?

  1. Беседа.  

Сегодня мы и  будем говорить об этом. А о чём более точно, узнаете после просмотра фильма. («Вежливый кролик»)

  1. Просмотр
  2. Обсуждение ситуации.

   А какие вы еще знаете вежливые слова?

  1. Тема.

   Вы пока ученики, но закончите  школу, станете строителями, трактористами, агрономами, врачами, учителями, …  .  Много интересных дел ждет вас впереди. Но  какую бы профессию вы не выбрали, вы должны вырасти вежливыми, воспитанными. А для этого вы должны всегда пользоваться волшебными  добрыми словами, от которых становится теплее и радостнее другим.

  Вот сегодня на классном часе мы и поговорим об этих и о других вежливых словах, когда и как ими пользоваться  и тема классного часа: «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть».

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остаётся с человеком навсегда.

  • А  что вы знаете  о вежливости?  
  • Что такое вежливость?

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 – века «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям и окружающему миру.  

  1. ИГРА «Вставь слово»

 А сейчас мы поиграем, узнаем у вас, знаете ли вы "Вежливые слова"?

  Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).

  "Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь, ...» (пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: «...» (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал:«.....» (извините, пожалуйста).

       - Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их   в своей речи.

2) ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО".        

 А теперь поиграем в другую игру.

Я произношу фразу, а вы продолжаете её в рифму, вставляя волшебные слова.

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).
  • Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день).
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы  ....  (спасибо).
  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).
  • Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)
  • И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания). 

3)   СИТУАЦИИ

    Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, но это не так.
  А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций.

Первая ситуация.

Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.

Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу, он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.

  • Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?

 Вторая ситуация.

Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

Третья ситуация.

Вася и Коля едут в трамвае. На остановке входит старушка. Как вы будете действовать?

Четвертая ситуация.

Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.

Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал.

  • Итак, какую же ошибку совершил Костя?

       Правильно. Не берите пример с такого мальчика. Запомните, что при входе в класс нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями.

Пятая ситуация                                                                  

Одна девочка жаловалась маме:

- Во дворе один мальчишка зовёт меня Галька.

- А как ты его зовёшь? – спросила мама.

- Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

- Права ли Галя?

Вывод:  Вежливыми  должны быть не только слова, но и поступки, чтобы за них не пришлось краснеть, ни вам,  ни родителям, ни друзьям.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро».

Солнцу и  птицам – доброе утро,

Улыбчивым лицам и каждый становиться

Добрым, доверчивым.

Доброе утро  длится  до  вечера.

4)Игра  на внимание «Пожалуйста»

Вот условия  игры:

по моей просьбе вы выполняете определённые действия, но при условии,  что я произнесу волшебное слово. Если я не произнесу волшебного слова, то вы действие не выполняете.

  • Посмотрите все, пожалуйста,  направо;
  • Скажите, что видите?
  • Скажите соседу по парте, пожалуйста, доброе слово;
  • Крикните громко: «Ура»
  • Попросите своего соседа подвинуться;
  • Попросите своего соседа подвинуться, пожалуйста.

5) Работа в группах

1 группа

Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым взрослым человеком?

  1. Пока.
  2. Привет.
  3. Здорово.
  4. Здравствуйте.
  5. Хеллоу.
  6. Доброе утро.

2 группа

Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа

  1. Позовите Машу.
  2. Здравствуйте, позовите Машу.
  3. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
  4. Здравствуйте, извините, Маша дома?

3 группа

Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Какой вариант наиболее вежливого выражения просьбы вы выберете?

  1. Можно войти?
  2. Я войду?
  3. Извините, можно войти?

4 группа

Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы?

  1. Разрешите пройти.
  2. Извините, можно пройти?
  3. Пропустите меня, я выхожу.

  • Итак, с какими словами вы должны крепко подружиться?
  • Почему?

6) Музыкальная физкультминутка. Песня «Дорогою добра»

(Дети выполняют движения под видеоклип, глядя на экран.)

  • Чему учит нас эта песня?

7)  Игра «Сказочный герой - добрый или злой?»    

 Все  вы любите сказки.

  • Какие герои встречаются в сказках?  

 Я буду называть героя, а вы будете отвечать, добрый или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете ладонями лицо.
(
Иван-царевич, Карабас-Барабас, Золотая рыбка, Дюймовочка, Баба-Яга, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной,  Кащей- Бессмертный, Морозко,  Мальвина.

  • А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему?

8) Поиграем в игру «Вежливо-невежливо»

  ( Если вежливыми были действия, то поднимаете -  зелёный шар, если невежливыми - красный).

  • Поздороваться при встрече …
  • Толкнуть, не извиниться …
  • Помочь подняться, поднять упавшую вещь …
  • Не встать, обращаясь к учителю …
  •  Не уступить место пожилому человеку …
  • Поздороваться, когда входите в класс…
  • Бегать по коридору на перемене и громко кричать…
  • Не обижай и не унижай своего товарища…

Я надеюсь, что вы не только знаете правила вежливого человека,  но и будете на практике их выполнять.

9)  Ларец - добродетелей.

  • Как вы думаете, что там?
  • Кто желает произнести заветные слова: «Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться..? (взять из ларца записку):

  • помогать там, где нужна моя помощь;
  • понимать другого;
  •  заботиться о близких;
  •  выручать друзей в беде;
  • не сориться;
  • улыбаться тем, с кем общаешься;
  •  сочувствовать.

Если вы будете выполнять эти правила, то будете очень красивыми людьми.

Ведь как гласит пословица:

«Не одежда красит человека, а его добрые дела».

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

 3.  Итог мероприятия.

Ребята, наше  мероприятие  подошло к концу. 

Вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются «волшебными словами», они ходят грустные, как эта тучка.

  • Подумайте.  Вы бы хотели быть «солнышками» или «тучками»?

Возьмите то изображение,  кем бы вы хотели быть.

Прикрепите свои жетончики на плакат.

(Дети выходят к доске и прикрепляют рисунки на плакат)

Посмотрите, какое большое солнышко у нас получилось и как светлее и радостнее  от него стало в комнате.  

Я  уверена, что в ваших сердечках добра стало немного больше и никогда  вы не останетесь равнодушными к чужой беде.

А ваши родители приготовили для вас лекарство: волшебные пилюли - лекарство от зла и невоспитанности. Но прежде чем их проглотить,  надо  загадать доброе дело, которое вы хотели бы совершить. И тогда оно обязательно исполнится.

(Родители раздают детям конфеты)

 Всем спасибо. Всего доброго!

Список литературы

1.  Алёшина Л. «О вежливости, о такте, о деликатности» - Л.: Лениздат, 1990.

2. Безруких  М. «Я и другие.  Я или правила поведения для всех» - М.: Издательство политической литературы, 1991.

3.  Васильева-Ганнус Л. П.  «Азбука вежливости» - М.: Педагогика,1989.

4. Волович А.И. «Этика и этикет» - Пособие для учителя по курсу «Основы этикета и искусства общения». – М.: Школьная пресса, 2005.

5. Гольдникова Л. «Хорошие манеры в рисунках и примерах» - М.:Молодая гвардия, 1980.

6.  Камычек Ян.  «Вежливость на каждый день» - М.: Знание, 1981.

7.  «Праздник в школе. Интересно всё на свете» - ред.-сост. Л. И. Жук – Мн.: ИООО « Красико-Принт», 2002.

8.  «Праздник в школе. Спешите делать добрые дела» -  ред.-сост. Л.И.Жук- Мн.:ИООО « Красико-Приет», 2004.

9.  Хорват Ф., Орлик Ю..  «Вежливость на каждый день» - М.: Молодая гвардия, 1981.

10.Формановская Н.И. «Вы сказали: « Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). – М.: Знание, 1987.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Внеклассное мероприятие на тему: "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"...

Внеклассное мероприятие "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Внеклассное мероприятие "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"...

Конспект открытого внеклассного мероприятия (классный час) в 3 «Д» классе. Тема:"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть !"

Конспект  открытого   внеклассного  мероприятия (классный час)  в 3 «Д» классе. Тема:"Чтобы  радость  людям дарить, надо  добрым  и вежливым  быть !"...

Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Чтобы радость людям дарить,надо добрым и вежливым быть" 3 класс

Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Чтобы радость людям дарить,надо добрым и вежливым быть"3 класс...

Конспект открытого внеклассного мероприятия (классный час) в 3 «Д» классе. Тема:"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть !"

Конспект  открытого  внеклассного  мероприятия (классный час) в 3 «Д» классе                 ...