Гражданско - патриотическое воспитание младших школьников в условиях Молодёжнинской средней общеобразовательной школы
статья на тему

Бякова Наталья Владиславовна

В работе  содержится идея реализации деятельностного подхода в гражданско - патриотическом воспитании младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sokratovskie_chteniyabyakova_n.v.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 Бякова Наталья Владиславовна, учитель начальных классов

 1 квалификационной категории  МБОУ Молодёжнинская СОШ

Приаргунского района, Забайкальского края.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях Молодежнинской средней общеобразовательной школы

Исторический опыт становления и развития Российской Федерации указывает, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонационального государства является патриотическое воспитание молодого поколения. Поэтому  патриотическое воспитание учащихся  определяется как одно из приоритетных в современной школе. Патриотами не рождаются, ими становятся. Гражданственность, патриотизм, чувство Родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. Важную роль в этом первоначально играет семья, а впоследствии  образовательные учреждения. Конечным результатом патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны. Очень важно, каким вырастет человек будущего, в какой мере он освоит две социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

В чём выражена сущность патриотизма? Видный российский учёный В. И. Лутовинов сущность патриотизма выражает в следующих ёмких, простых и взаимосвязанных формулировках.  «Патриотизм – это любовь, возвышенная и преданная к своему Отечеству. Патриотизм - это неотъемлемость от своего Отечества, неразрывность прежде всего духовной связи с ним. Патриотизм – это деятельное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, высшим проявлением которого является его защита от врагов с оружием в руках» [4, с.33]. Из этого определения понимаю, что патриотизм проявляется в деятельности и считаю, что важно формировать  патриотическое сознание и чувство гражданского достоинства не на словах, не на картинках, а включать детей в практическую деятельность.

Я работаю с детьми младшего школьного возраста. В этом возрасте    у них происходит активное формирование идеалов. Ребята стремятся понять «что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому  в данный период становления личности важно дать положительный пример построения жизненного пути.

Моей  основной целью  является создание условий для развития социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.  

Для достижения  цели предполагаю  решение следующих задач:

 -формировать у детей систему знаний о своей малой и большой родине;

- приобщать детей к изучению истории  своей семьи, своего края, своей Родины;

- прививать чувство гордости за героическое прошлое Отечества;

-развивать начала патриотизма и гражданственности;

- прививать интерес к открытиям, исследованиям;

- ориентировать родителей на важность воспитания  своих детей патриотами и гражданами своей страны.

Эти задачи реализую через учебную деятельность и внеурочную деятельность. В учебной деятельности  на уроках литературного чтения, окружающего мира,  Забайкаловедения использую такие методические приёмы:

  1. Соединение познавательного содержания с творческой  деятельностью детей.  Получая от учителя новую информацию, они пытаются почувствовать это содержание через рисование, лепку, написание сочинений.
  2. Театральная творческая деятельность детей. Момент собственной активности ребёнка усиливается, если ему предстоит сыграть ту или иную роль.
  3. Биографический метод. Пытаюсь максимально заинтересовать и привлечь внимание детей рассказом эпизодов детства и описания наиболее ярких подвигов человека, о котором идёт речь на уроке.

В целом, использую следующие формы работы: классные часы, беседы, выставки, соревнования, походы, экскурсии.

     Формированию у детей чувств  патриотизма и   гражданственности    

помогает созданное в нашей школе детское объединение для учащихся начальных классов «Аргунята». Ребята моего класса участвуют в мероприятиях, которые стали традиционными.  Например, «День юнармейца», к которому  готовятся  в течение месяца, так как им нужно отработать умения ходить строем, чётко выполнять команды командира, показывать физическую выносливость,  находить ответы к викторине «Выдающиеся воины России».  Длительная подготовка требуется к проведению Дня Победы. Ребята пишут сочинения на тему «Моя семья в годы войны», выполняют рисунки, принимают участие в акции «Подарки на память». Во время празднования 65-летия Победы акция «Солдатский платок» объединила усилия школьников, родителей и жителей села: из платочков, на которых были вышиты имена погибших родственников, сформировали один общий платок как дань памяти воинам-героям и торжественно  9 мая  пронесли по главной улице села. Не забываются встречи с ветеранами войны, на сегодняшний день их осталось всего двое. Дети готовят для них открытки, сувениры, принимают участие в концерте «Споёмте, друзья». Не любят ветераны рассказывать о войне, но когда чувствуют внимание и свою надобность, то долго можно слушать их. Дети в таких встречах видят пример преданности долгу, гражданской ответственности.

Для повышения эффективности работы по привитию патриотических чувств разъясняю на классных часах: «Овеянные славой флаг и герб», «Мой Российский флаг», «Знамя победы» - сущность и значение государственных символов,  использую их при проведении торжественных мероприятий, обязательным считаю исполнение гимна. Текст гимна дети заучивают  на уроке музыки со 2 класса. В моём кабинете оформлен уголок государственной и краевой символики.

Традиционно 1 сентября первый урок стараюсь преподнести в интересной форме, в частности, на уроке  «Душа России в символах её» дети отвечают на вопросы викторины, рисуют рисунки, изображают символы России в сувенирах.

Примером формирования гражданского достоинства являются выборы командира отряда. Выборы проходят по образцу выборов президента государства. Сначала выдвигаются кандидатуры, готовятся бюллетени, создается комиссия для подсчёта голосов, а потом в торжественной обстановке избирается «президент».

В своей работе не обхожусь без помощи школьного библиотекаря, который помогает организовать  выставки книг, портретов выдающихся воинов России, героев войн; выставки, посвящённые историческим победам русской армии, советских войск;

В классе есть ребята, которые пишут рассказы, стихи, разные истории о своём крае, селе, семье, о войне и мире; принимают участие в школьном конкурсе «Проба пера».

В воспитании патриотических чувств важную роль играет предмет «Забайкаловедение», при изучении которого у детей формируются представления о природе, истории и людях своего края.

 Во время изучения темы «Моя родословная» детям даю задание провести исследовательскую работу и оформить семейный альбом, в котором они рисуют генеалогическое древо, помещают фотографии и собранные сведения о корнях своей семьи. Названия своему альбому придумывают разные, например, «Моя семья», «История моей семьи». На следующем уроке «История моей семьи в истории Забайкалья»  альбом пополняется. После этого проводим семейный праздник «Моя родословная» с выставкой приготовленных альбомов и семейных реликвий (старинные вещи, которыми дорожит семья, например, салфетки, игрушки, шкатулки).

Эффективность  работы зависит от того, насколько качественный, иллюстративный, доступный материал я подбираю при подготовке к занятиям.

Творческие проекты, исследовательская и  самостоятельная деятельность детей – обязательная часть моей работы, в которую я активно включаю родителей.

За четыре года  приобщения  к истории семьи, села, края, государства Российского, к воинской славе мои воспитанники получили «пищу для ума».  Им стали интересны люди с необычной судьбой. Гражданами и патриотами своего государства они ещё пока не стали, но я думаю, что  в старших классах продолжится их исследовательская, творческая деятельность, и   у ребят сформируется  свой нравственный выбор и гражданская позиция.

Библиографический список

  1. Белоганов В. А. Патриотическое воспитание: концепция, технология военно-патриотического воспитания, организационно-методические основы: учебн. пособие. Чита: ГУ, 2008. 160с.
  2. Вырщиков А. Н., Кусманцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. Волгоград: НПИПД «Авторское перо», 2006.  172с.
  3. Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: методическое пособие.  М.: Айрис-пресс, 2005. 164с.
  4. Лутовинов В. И. Современое понимание патриотизма // Патриот Отечества. 2008. №9. С.31-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...

гражданско -патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"

Доклад гражданско - патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"...

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

Социальное партнёрство как ресурс гражданско-патриотического воспитания младших школьников

В данной статье описана система работы с детьми по патриотическому воспитанию. Младшие школьники должны знать историю своей Родины, историческое прошлое своей семьи. Этому способствует сотрудничество ...

Реализация проекта «Воинская слава моей семьи» как средство гражданско – патриотического воспитания младших школьников.

Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса  "Воинская слава моей семьи"....

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы

         Патриотическое воспитание — это непрерывный процесс. Начинается он в семье, продолжается в школе, а дальше сама жизнь формирует патриотов. Настоящим...