Не красна изба углами, а красна пирогами
план-конспект занятия на тему

калнина анна алексеевна

Конспект внеклвссного занятия, посвященного году культуры. Занятие проводится в классах и ГПД "Особый ребенок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 613 Московского района г.Санкт – Петербурга

                     

        Методическая разработка

Занятия  «Не красна изба углами, а красна пирогами» для классов и групп продленного  дня «Особый ребенок»

                                                               Авторы: Калнина Анна Алексеевна,

                                                               Кузьмина Светлана Александровна

                                                               воспитатели класса «Особый ребенок»  

                                                             

                                              Санкт – Петербург

                                                      2014г                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                 

Внеклассное занятие «Не красна изба углами, а красна пирогами»

(посвящено году культуры в России)

ГПД классов «Особый ребенок»

Цели:

 ознакомить с истоками национальной культуры, народным бытом, дать представление о русской избе, домашней утвари, устном народном творчестве.

Задачи:

 закрепление навыков чтения, расширение кругозора, развитие речи, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, общей и мелкой моторики, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, воспитание положительного отношения к труду.

Формы и методы:

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Технологии:

  1. ИКТ
  2. Здоровьесберегающие
  3. Игровые
  4. Объяснительно-иллюстрационные
  5. Арт-терапия
  6. Личностно-ориентированные
  7. Гуманно-ориентированные

Оборудование:

Мультимедийная установка, картинки, соленое тесто, «печь, коромысло с ведрами, чугунок, ухват», презентация, музыкальное сопровождение

                                          Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте! Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Ребята, наше занятие сегодня посвящено году культуры, который проходит в нашей стране России. Мы с вами живем в одном из прекраснейших городов мира. В Санкт-Петербурге много музеев, театров, дворцов, красивых памятников и мостов. Здесь жили и создавали свои произведения многие знаменитые писатели, художники, музыканты. Поэтому наш город по праву называют культурной столицей России. Но культура - это не только книги, картины, музыка. Начинается культура с народного творчества, традиций, обычаев, народного быта. И мы сегодня прикоснемся к частичке народной культуры.

Слайд 2

Мы с вами живем в больших, светлых, красивых домах. А когда-то давным-давно люди на Руси жили в небольших деревянных домах, которые назывались избами.

Слайд 3

Вы уже слышали это слово. Ведь во многих русских народных сказках герои живут в избушках. В избе жил Емеля из сказки «По щучьему велению», три медведя и еще много сказок можно вспомнить.

Слайд 4,5

И внутри изба не похожа на наши квартиры. Там не было холодильников, телевизоров, диванов и много другого, к чему мы привыкли.

Слайд 6

 Посмотрите, как выглядела изба. Здесь обязательно должна быть печь, а

так - же лавки, на которых сидели и большой стол за которым собиралась вся многочисленная семья. Но самое главное, что должно быть в избе – печь. Она давала тепло, в ней готовили еду, на ней спали, когда было холодно.

Слайд 7,8

А еще в избе было много разных предметов не знакомых нам, но очень нужных людям, которые там жили. Посмотрите, вкусную кашу и щи варили в чугуне, а не в кастрюле. Чугунок ставили в печь ухватом, чтобы не обжечься.

Слайд 9

 В те времена не было водопровода и воду носили из реки или из колодца в ведрах с помощью коромысла.

Слайд 10

Давайте поиграем. Представьте, что мы живем в старинной избе. Нам нужно растопить печь, принести воду и приготовить «кашу». Что бы растопить печь надо наколоть дров или собрать в лесу хворост. Хворост - это сухие ветки. Игра: Дети «собирают хворост», приносят «воду коромыслом» и ставят «чугунок ухватом в печь».

Воспитатель:

Но вот все дела сделаны и вечером, после ужина, когда на улице уже темно и пора ложиться спать, взрослые придумывали и рассказывали детям сказки.

Такие сказки называются народными. Вы знаете и любите много таких сказок: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» и много-много других. В народе так же сложилось много пословиц и поговорок, связанных с бытом.

Слайд 11

Дети читают пословицы.

- не красна изба углами, а красна пирогами

- добрая то речь, что в избе есть печь

- печь нам мать родная

Воспитатель:

Многие пословицы говорят о том, что не так важно, как выглядит изба внешне, насколько она красива. Гораздо важнее чтобы в избе было чисто, тепло, уютно, было что кушать. А для этого надо много трудиться. Это можно сказать и о человеке. Мало быто хорошо и чисто одетым. Важнее быть добрым, честным, помогать другим.

А сейчас, ребята, мы сделаем гимнастику для глаз.

Слайд 12

 электронная гимнастика для глаз

А теперь давайте мы с вами вместе вспомним и расскажем сказку «Колобок»

Хотите?

В одной избе жили-были дед и баба.

Слайд 13

 Посмотрите внимательно на экран и найдите тени деда и бабки.

Дети показывают.

Скажите, а чьи тени еще остались?

Дети называют и показывают тени медведя, мышки, собаки.

Молодцы!

Слайд 14

И вот как-то дед попросил бабку испечь колобок.

- Из чего же мне его испечь? У нас и муки нет.

- Эх, бабка! Ты по коробу поскреби, по амбару помети, муки и наберешь.

Бабка так и сделала.

Слайды 15, 16,17

Ребята, пока сказочный колобок остывает на окошке, давайте мы тоже сделаем свой колобок.

Динамическая пауза:

Дети делают движения за воспитателем

- по коробу поскребем

-по амбару пометем

- 2 пригоршни наберем

- тесто замесим

- колобок слепим

- в печь посадим

- получится колобок вот такой ширины, вот такой вышины

Вот мы с вами замесили тесто и теперь давайте сделаем из него колобки. Какой формы колобок?

Дети: Круглый.

(из заготовленного соленого теста дети формуют колобки, из изюма делают глаза, из цукатов - рты)

Воспитатель:

А наш Колобок полежал-полежал, да вдруг спрыгнул на пол, выкатился за порог, покатился по дорожке

Слайд: 18

Катился колобок по дорожке и пел свою веселую песенку        

Звучит песня колобка.

И тут навстречу ему бежит…  угадайте кто

Слайд 19 Загадка  (ученик читает)

Этот зверь живет в лесу,

У деревьев ест кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою в беленькой.

Дети: заяц

Слайд: 20

И говорит заяц колобку:

- колобок, колобок! Я тебя съем!

-не ешь меня, зайчик! Я тебе песенку спою.

И колобок запел свою песенку.        

Слайд 21

Посмотрите на картинку. Какой зайка здесь лишний? Почему?

Дети: белый, потому, что белая шубка у него бывает зимой.

И покатился колобок дальше по дорожке.        

Катился, катился, а на встречу ему…

Слайд 22 Загадка   (читает ученик)

Серый и зубастый который воет в день ненастный.

Дети: волк  

Слайд: 23

Волк и говорит:

-колобок, колобок! Я тебя съем!

- не ешь меня, волк! Я тебе песенку спою!

И колобок покатился дальше только волк его и видел.

Катится колобок, а навстречу ему … кто?

Слайд 24 Загадка  

Хозяин лесной,

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Дети: медведь

Слайд: 25

И говорит медведь колобку:

-колобок, колобок! Я тебя съем!

-Где тебе, косолапому, съесть меня!

Покатился колобок дальше по дорожке и пел свою любимую песенку. Выкатился он на поляну , а там за елками кто - то спрятался. Смотрит, а за одной елкой сидит…

Слайд 26 Загадка  

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет

Дети: лиса

Слайд: 27  

Найди, за какой елкой сидит лиса.

 А кто спрятался за другими елками? Чьи это уши? Чья голова?

Дети: заяц и медведь

Слайд 28                                

И говорит лиса колобку:

- здравствуй колобок! Какой ты хорошенький! Какую славную песенку ты поешь, но я стара стала, плохо слышу. Сядь мне на мордочку, спой еще раз, да

 погромче.

Слайд 29

Вскочил колобок на мордочку лисе и запел ту же песенку.

- спасибо, колобок! Сядь мне не язычок и спой мне еще в последний разок,

Колобок понял, что лиса хочет его съесть, спрыгнул на дорожку и быстро-быстро покатился домой к бабушке и дедушке.

Песня колобка

Слайд 30

Бабушка с дедушкой очень обрадовались, что колобок вернулся домой здоровый и невредимый и устроили праздник.

Танец колобков

Воспитатель:

Вот и сказке конец. Сказка ложь, да в ней намек, вам, ребята. всем урок. Надо слушаться взрослых, маму, папу, дедушку, бабушку, учителей, воспитателей. Нельзя баловаться, а то можно попасть в плохую сказку или даже может случиться беда.

А колобок прислал нам своего друга каравайчика и просил угостить всех, кто хорошо работал сегодня.

Воспитатель вносит каравай и угощает всех присутствовавших.

                                            Литература

1.Жукова О.С., Борисенко М.Г., Лукина Н.А., Сизова О.Б.  Игры со сказками. СПб: Издательский дом «Нева» 2004.

2.Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста СПб, Паритет 2008

                                           Интернет ресурсы

1.  1.http://www.detiam.com/библиотечка/

2. http://plus-music.org/

3.umm4.comstories_tales_poems/skazka-zayushkina        

4. http://tagoc.foreverhost.us/29/multfilm-izbushka-na-kurix-nozh

5.images.yandex.ru

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Красна изба пирогами, а семья - традициями"

Цели данного родительского собрания:- актуализация значимости поддержания старых и создания новых семейных традиций;- обменяться опытом семейного воспитания, поделиться умением готовить семейные торже...

Методическая разработка занятия "Не красна изба углами, а красна пирогами"

Задачи:       1. Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа...

"Не красна изба углами,а красна пирогами"

Внеурочкая деятельность по программе " Разговор о провильном питании"...

"Не красна изба углами,а красна пирогами"

Внеурочная деятельность по программе " Разговор о правильном питании". Конкурсная работа ученика 3 класса" Не красна изба углами, а красна пирогами"...

Логопедическая станция: «Не красна изба углами, а красна пирогами», в рамках общешкольного Дня культуры.

Логопедическая станция: «Не красна изба углами, а красна пирогами»,в рамках общешкольного Дня культуры расчитанна на 20 минут для учащихся класоов Особый ребёнок II варианта обучения.Цель: расшир...

Проект «Красна изба не углами, а пирогами» 1 класс

Проект «Красна изба не углами, а пирогами» знакомит учащихся с излюбленным блюдом на Руси и традициями его приготовления....

Красна изба углами

Знакомство с русскими традициями архитектуры и зодчества...