Игра-путешествие "Россия - Родина моя".
классный час (3 класс) по теме

Тарасова Нэлли Ивановна

О символах государства, о правах и обязанностях граждан, об истории Российского государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya-rodina_moya_4kl.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

                      Игра – путешествие «Россия – Родина моя».

 Цель: закрепление знаний детей о символах государства, о правах и обязанностях граждан, об истории Российского государства.
Задачи: 

  • Образовательные: знакомство с общественно-политической жизнью страны.
  • Развивающие: развитие чувства патриотизма.
  • Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к стране и людям, которые в ней живут.

 Предварительная подготовка: учащиеся  готовят  информацию о символах России.

                                                    Ход  мероприятия.

     Здравствуйте дети! В начале нашего классного часа я предлагаю вам посмотреть клип. После просмотра клипа ответить мне на вопрос.

-Какая тема классного часа? С какой целью мы его проводим? Зачем?

Слайд №1   Клип песни «С чего начинается родина?»

Учитель:

Кто из вас догадался, какая тема нашего сегодняшнего мероприятия.

Да, сегодня мы поговорим о Родине. А зачем, мы проводим этот классный час?(Что бы больше узнать об истории  нашей Родине.) «Не стыдно спрашивать, стыдно не знать». Поговорим мы  об   историческом прошлом России, о её государственных  символах, о её праздниках и законах.

Слайд №2    Тема нашего мероприятия « Россия – Родина моя».

Берёза всегда считалась символом России, символом её одухотворённости, процветания и долголетия.

Учитель:

 Слайд №3-4  

Слово Родина  с детства знает каждый ребёнок. Родина – это – то  место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями. Родина у каждого одна, как мама. Родина – мать своего народа.

Сегодня мы с вами совершим путешествие на скором поезде сапсан по нашей Родине. На каждой станции мы будем узнавать что-то новое, делиться знаниями со своими друзьями.  

Учитель:    Слайд №5    Пристегнулись? Ну,  что, пассажиры, к дальнему путешествию готовы? ( Дети хором говорят:«Готовы!»)

    Слайд №      -Первая станция «Географическая»

Слайд №6     - Как называется наша родина?

 Слайд  №7    - Какой,  город, является столицей нашей Родины?

 Слайд №8     -А кто является президентом нашего государства?

                       - Кто возглавляет правительство нашей страны?

 

-С какого возраста можно баллотироваться в президенты? (30 лет) У вас еще всё впереди, может быть и среди нас есть будущий президент.

Слайд №9   Ребята, посмотрите внимательно на карту России. Наша страна очень большая. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, уже начинается новый день, восходит солнце. Площадь России составляет 17 млн. кв.км. Это в два раза больше, чем территория  материка Австралия .

Слайд №10    Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Россия – единое многонациональное  демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей. Да, много народов живет в нашей стране.  И все они составляют единую дружную семью. 

Слайд №11    Русские, татары, чеченцы, башкиры  и другие народы создали свои республики. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

Учитель:   

 Кто из вас, ребята знает, откуда появилось такое название – «Россия»? Ответ на этот вопрос мы, узнаем, побывав на станции «Исторической»

Слайд №12  Пристегнулись. Готовы? Готовы!

Слайд №13  Станция «Историческая» 

Откуда взялось такое название – "Россия"?  В далёкие времена Россию называли Русью. Слово "Русь" произошло от слова "русло". Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.

Людей живущих по берегам рек называли россами. А страну, в которой они  живут, называют Россией. Первое упоминание о России было в 15 веке. Когда русские стали объединяться в одно государство..

Слайд №1 4  От чего произошло слово «Родина»?  (родня, род.)

-Я поняла. Вы подбираете однокоренные слова.

Слайд №15    Посмотрите сколько много однокоренных слов в слове Родина.

Слайд №16  В стародавние времена племена россов поклонялись прародителю всех богов богу Роду. В честь него свой первый и главный город назвали Родень(Родня). Так и появилось слово Родина.

Учитель: 

Ребята, чем же отличается одно государства друг от друга?

(Ответы детей:  Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей,  обычаями, традициями, географическим положением.)

 Вы наверно знаете, что у каждого государства есть  гимн, флаг и герб. И на следующей станции нам ребята расскажут о государственных символах.

Слайд №17 Пристегнулись. Готовы? Готовы! Отправляемся!

Слайд №18 Станция «Символическая»

Дети (о гербе). 

Слайд №19 (1 ученик:)

У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Ш Васильевич – князь всея Руси.

Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы. На нем, на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

Молодец! Садись!

Кто готовил сообщение о флаге?

Дети (о флаге).  

Слайд №20 (2 ученик)

Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра Ш. С 1993 года это государственный флаг Российской Федерации.

История современного российского флага ведёт своё летоисчисление из далеких времен царя Алексея Михайловича (XVII в.). В период его царствования с Россией воссоединились Малороссия (нынешняя Украина) и Белоруссия. Благодаря этому и появился триколор (флаг с тремя полосами). Красный цвет соответствовал великороссам (русским), синий – малороссам (украинцам), белый – белорусам.

Слайд №20   Садись молодец! Я добавлю.

 По другой версии  цвета имели следующее символическое значение:

белый – благородство, откровенность;

синий – верность, честность, безупречность, целомудрие;

красный – мужество, смелость, великодушие, любовь.

Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне.

Дети (о гимне).

Слайд №21   (3 ученик).

Одним из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны. Музыку сочинил композитор А.Александров, а слова гимна написал С.Михалков. Государственные гимны существуют во всех странах мира. Гимн – главная государственная песня, в которой  отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя. Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые.

Учитель: Итак, гимн – это торжественная песня, прославляющая нашу Родину.            Когда звучит гимн?  Как слушают гимн

 Давайте  проведём практическую работу. Послушаем отрывок из нашего гимна. Запомним как надо вести себя при звучании гимна.

 (Звучит гимн Р.Ф.)Дети слушают один куплет.

Учитель: 

Кроме таких государственных символах, как герб, флаг и гимн у нашего государства есть Конституция.

О конституции мы узнаем на станции «Гражданская».

Слайд № 24 Станция «Гражданская»  Пристегнулись. Готовы? Готовы! Отправляемся!

-Кто готовил сообщение о Конституции?

 4  ученик:

 – В нашей стране много законов, но основные законы нашего  государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в  Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово "Конституция" пишется с большой буквы.

Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря  1993 года. Этот день стал всенародным праздником. В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу   государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что    Россия – дружная семья равноправных народов. А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано  в Конституции.    

– Вы, конечно, ещё дети, но уже настоящие граждане своей Родины. Главное, что вы должны знать из нашей Конституции это ваши права и обязанности.

Слайд№26  (игра)  Сейчас каждая группа получает задания. Вам надо записать слова в два столбика. В первый столбик  права, во второй обязанности. Какая команда сделает задание  первой, возьмитесь за руки.

Права:                                                      Обязанности:

на жизнь;                                                защищать Родину;
на отдых;                                                 соблюдать законы;
на образование;                                     охранять природу 
на помощь;                                              платить налоги 
на защиту чести и достоинства

Итак, проверяем права. Какая команда допустила ошибку?  Давайте проверим обязанности.  Молодцы! Вы знаете свой права и обязанности.

-Отправляемся на следующую станцию «Праздничную».

Слайд№27   Пристегнулись. Готовы? Готовы! Отправляемся!

Слайд№28  Следующая станция «Праздничная».

 Сейчас мы немного отдохнём! Отдыхать мы любим все, но лучше всего это делать в праздники. А знаете ли вы праздники? Проверим. Соедините линией  названия праздников с  их датой. 

Слайд№29

12 декабря


23 февраля


1 января


9 мая


12 июня


4 ноября


8 марта


1 мая

День Победы


Новый год


День защитников Отечества


День Конституции


Праздник Весны и Труда


Международный женский день


День народного единства


День независимости России

-Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

Слайд № 30  В народе сложено много пословиц и поговорок о Родине.

Задание для групп.

 Из слов составьте пословицу и объясните её смысл.

1.Родина – мать, умей за неё постоять.

2.На чужой сторонушке рад родной воронушке.

3. Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.

 Слайд №31-34  Патриоты России. 

 Слайд №

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой.

Это небо и солнце. Этот хлеб на столе.

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию – без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть!

Учитель: Наше мероприятие подошло к концу. Но знакомство с Родиной будет продолжаться всю нашу сознательную жизнь. Желаем всем счастья и великого чувства любви к Родине. Я предлагаю вам взять звездочки красного и синего цвета. Если вам понравилось мероприятие прикрепить на магнитную доска  красные звёздочки, а если нет то синие.

Родина.

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

                                      А Прокофьев.

       . . .

Вечер ясен и тих,

Спят в тумане поля;

В голубых небесах

Ярко пышет заря.

Золотых облаков

Разноцветный узор

Накрывает леса,

Как волшебный ковёр.

Вот пахнул ветерок,

Зашептал в тростнике;

Вот и месяц взошёл

И глядится в реке.

                           И. Никитин.

Родина.

Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки – берёзка скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной любимый двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток.

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

                            З. Александрова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой край для меня - это Родина! А Родина - это Алтай !

Классный час проведён к 70 - летию Алтайского края.Цели :   1. Расширить представления детей о родном крае  , учить любить родину.2.Работать над выразительным эмоциональным чтением поэт...

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

КОНКУРС СТИХОВ О РОДИНЕ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»

Формирование у детей стремления  больше знать о своей родине,способствовать воспитанию любви и уважения к ней....

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....

Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....