Люби и знай свой край
классный час (2 класс) на тему

Абашкина Наталья Кондратьевна

Обобщение знаний детей о родном крае: его истории, растительном и животном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znay_svoy_kray.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Люби и знай край Родной»

Цель: Обобщение знаний детей о родном крае: его истории, растительном и животном мире.

Задачи:

1. Систематизировать знания учащихся об истории Донского края, его растительном и животном мире.

2. Развивать познавательный интерес, память, сообразительность, мышление, быстроту реакции, творческую активность учащихся.

3. Прививать интерес к историческому прошлому Донского края, животному и растительному миру.

Оборудование: карта Ростовской области, медали трех вариантов (с изображением цветов, с изображением животного, с изображением карты Ростовской области),пакетики с рисом, пшеницей, кукурузой, пшеном, гречкой, семечками подсолнечника.

Предварительная работы: Для участия в викторине учащиеся совместно с классным руководителем выбирают участников команды в количестве 5 человек, один, из которых капитан команды.

За неделю до викторины каждой команде дается  список  вопросов, встречающихся в викторине.( Я работаю в коррекционной школе, поэтому предварительная подготовка необходима для наших учеников)

Ход викторины:

Ведущий 1: Здравствуйте,Дорогие коллеги!.  Наша встреча посвящена теме «Люби и знай край родной». И сегодня мы вспомним об истории нашего края, о его растительном и животном мире.

1. Организационный момент.

 - Ребята мы знаем о Родине, о стране, в которой живём, а есть такое понятие «малая Родина».

- Как вы понимаете, что такое «малая Родина»?

Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это область, район, село, улица, дом и даже школа, в которую вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны.

?- Дети становятся в круг, и проводится игра с клубочком «Назови ласково».

Дети, держась за край нити, передают друг другу клубочек и называют друг друга ласковым именем. После того, как образовался круг, воспитатель говорит: «У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами одна большая крепкая и дружная семья. Живём мы вместе, занимаемся вместе, отмечаем вместе общие праздники, говорим на одном языке, живём на одной планете. Вы знаете, как называется наша планета?

(Наша планета называется Земля). А нас, её жителей, как можно назвать? (Нас можно назвать земляне).

Как называется наша страна?

(Наша страна называется Россия.

Жителей нашей страны зовут…? (Россияне).

Мы живём в красивом хуторе с названием …?(Солонецкий). 

А мы с вами – …? (Солонцы).

Леонов ?

Ковыленка?

итд

Вот что, ребята, выяснилось – что у нас с вами одна общая родина. Давайте скрутим клубочек и расскажем, как вы понимаете слово «Родина».

(Высказывания детей и чтение стихотворений наизусть).

 

Если скажут слово «родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь у ворот.

                                 (З. Александрова)

Что мы Родиной зовём

Дом, где мы с тобой растём.

И берёзки у дороги,

По которым мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережем,

Край, где мы с тобой живём… (В. Степанов)

2. Беседа о родном селе. Ребята, скажите, как называется наше государство? (Россия)

У каждой страны, государства, области, района есть свои отличительные символы:

Герб России

Флаг России

– Как зовут президента России?  ()

– Как называется столица нашей Родины? (Москва)

- Как называется наш  областной центр? (Ростов)

– Как называется наша область? (Ростовская)

- Как называется наш район? (Обливский)

- А как называется  наш хутор? (Солонецкий)

- Почему его так назвали?

(                                                                  ?               )

Молодцы.

У нашего дорогого района, как и у нашей Родины – России и у всех городов России есть свой герб.

- Что такое герб?

Герб – это отличительный знак страны. Это рисунок-рассказ об особенностях местоположения, о достопримечательностях, об основных занятиях жителей. Наш герб – это всё то, чем славится наш район.

Герб Обливского района

– Как вы думаете, почему наш герб зелёного цвета? Что может обозначать зелёный цвет герба? (Св.зелёный цвет – это цвет наших лугов, полей. А тёмно зелёный – тайга. Тайга – это наше главное богатство).

Ведущий 1: Правила для участников викторины. Ведущие будут задавать вам вопросы, и давать различные задания. Отвечает капитан команды. Для того, чтобы ответить, нужно поднять руку. Кто первый поднял руку, тот и отвечает. Если ответ не правильны , отвечает капитан другой команды. За каждый правильный ответ вы получите вот такие медали ( показываю медали) Выигрывает команда, которая набрала большее количество медалей.

Ведущий 2: Внимание болельщики! Убедительная просьба во время проведения викторины соблюдать тишину. Если все 5 команд не дают правильного ответа, вы получаете право ответить на вопрос и получить медаль.

Ведущий 1: Теперь представим участников счетной комиссии: ( назвать фамилию, имя, отчество членов счетной комиссии – 3 человека)

Ведущий 2: Викторина начинается!

Ведущий 1: Перед вами карта Ростовской области. На ней вы видите 3 раздела нашей викторины:

Первый – исторический – здесь мы вспомним об истории Донского края;

Второй –  посвящен растительному  миру -  речь пойдет о растениях, растущих на территории Ростовской области;

Третий – посвящен животному миру – поговорим о животных и птицах нашего края.

Ведущий 2: Итак. Вопрос №1: Когда предположительно произошло первое появление человека на территории теперешней Ростовской области?

Варианты ответов: А- 100 лет назад , Б – 15000 лет назад, В – 350000 лет назад

Ответ: 350000 лет назад

Ведущий 1: Вопрос №2: Как назывались первые жители Донского края?

Ответ: кочевники.

Ведущий 2: Вопрос №3: Чем занимались кочевники на Дону?

Ответ: разведением овец, лошадей, земледелием, ловлей рыбы, разведением крупного рогатого скота.

Ведущий 1: Вопрос №4 Какова протяженность границ Ростовской области?

А- 2280 км, Б- 50207 км, В – 103 км.

Ответ: 2280 км.

Ведущий 2: Вопрос №5: Назовите главную реку области? Какова её длина?

Ответ: река Дон, длина 1870 км.

Ведущий 1: Какие полезные ископаемые имеются на территории Ростовской области?

Ответ: каменный уголь, природный газ, мел, глина, песок, известняк, железная руда, поваренная соль.

Ведущий 2: Как называют коренного жителя Ростовской области?

Ответ: казак.

Ведущий 1: как раньше называлось жилище казака?

Ответ: курень.

Уважаемая счетная комиссия подведите итоги первого этапа викторины.

Ведущий 2: Переходим ко второму этапу нашей викторины. Здесь мы поговорим о растительном мире нашего края.

Вопрос №1: Сколько видов растений произрастает на территории Ростовской области?

Ответ: около 2000 видов.

Ведущий 1: Задание №2: Угадай дерево по листу.( Команде предлагается по пронумерованным точкам нарисовать лист и угадать дерево)

Ответ: 3 «А» - ива, 3 «Б»- дуб, 3 «В» - береза, 4 «А» - клён, 4  «Б» - рябина.

Ведущий 2: Вопрос №3: Сколько лет сохраняется хвоя у сосны? ели?

Ответ: У ели – 10 лет, у сосны – 3 года.

Ведущий 1: Вопрос №4 Назовите самого «древнего жителя»  Ростовской области?

Ответ Это – дуб.

Ведущий 2: Вопрос №5: Назовите растение, которое может оказать первую медицинскую помощь, если вы поранились или натерли ногу?

Ответ: подорожник.

Ведущий 1: Вопрос№6: Какие лекарственные растения Ростовской области вы знаете?

Ответ: зверобой, пастушья сумка, ландыш, подорожник, чистотел, ромашка, шиповник, мать – и – мачеха, пижма, чабрец,  тысячелистник, цикорий.

Ведущий 2: Задание №7: Перед вами злаковые культуры. Разложите из в заданном порядке:

-рис

-пшеница

-кукуруза

-пшено

-гречиха

-подсолнечник.

Ведущий 1: Вопрос №8: Выберите культуру, которая на выращивается в Ростовской области?

Ответ: все выращиваются.

Ведущий 2: Вопрос №9: Выберите культуры, урожай которых собирают осенью: рис, кукуруза, подсолнечник.

Ведущий 1: Вопрос №10: Отгадайте загадки:

1. Колосится в поле рожь,

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко – синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василёк)

2. Белые горошки на зеленой ножке. (ландыш)

3. Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова. ( одуванчик)

4. Цвёл когда – носил как франт

На макушке красный бант,

И созрел он – и макушка

Стала, словно погремушка.

Много в городе большом

Лишь по бубликам знаком. (мак)

Ведущий 2: Учащиеся 3 «В» класса подготовили нам танец. Давайте поддержим их и станцуем вместе с ними. А наша счетная комиссия  подведёт итог второго этапа викторины.

Объявляются итоги второго этапа викторины.

Ведущий 1: Вот мы и подошли к последнему этапу викторины, который называется «Животный мир»

Вопрос №1:  Для чего белке и лисе нужен большой хвост?

Ответ: Белке хвост помогает совершать большие прыжки с дерева на дерево, а лисе делать резкие повороты при быстром беге. Хвост служит им своеобразным рулём.

Ведущий 2: Пользу или вред приносит лисица сельскому  хозяйству? Какую?

Ответ: Пользу. Она уничтожает мышей.

Ведущий 1: Вопрос №3: Почему трудно держать живую рыбу в руках?

Ответ: Потому что чешуя рыбы покрыта слизью.

Ведущий 2: Вопрос №4: Всегда ли рак пятиться назад?

Ответ: не всегда. Плавает назад, а за жертвой устремляется вперед.

Ведущий 1: Вопрос №5: Назовите  шестиногих  друзей человека?

Ответ: насекомые.

Ведущий 2: Вопрос №6: Как осы распознают своих и чужих?

Ответ: По частоте взмаха крыльев.

Ведущий 1: Вопрос №7: Сколько ног у паука?

Ответ: 8

Ведущий 2: Вопрос №8: У какого из насекомых уши на ногах?

Ответ: У кузнечика.

Ведущий 1: Вопрос №9: Кого называют пернатой кошкой?

Ответ: Сову.

Ведущий 2: Вопрос №10: У какой певчей птицы самки зеленые, а самцы желтые?

Ответ: У иволги.

Ведущий 1: Вопрос №11: Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах, лошадях?

Ответ: Таскают шерсть для гнёзд и выклевывают насекомых и их личинок из  кожи животных.

Ведущий 2: Вопрос №12:Сколько раз за лето воробьи выводят птенцов?

Ответ: 3 раза.

Ведущий 1: Вопрос №13: Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?

Ответ: Кукушка.

Ведущий 2: Учащиеся 3 «А» класса подготовили для вас сценку по басне А. Фетцера «Лесной врач». Пока мы будем слушать басню, счётная комиссия подведет итоги викторины.

Ведущий 1: Подведем итоги викторины. Наибольшее количество медалей у команды __ класса. Она занимает первое место. На втором месте команда ____класса, количество медалей___. На третьем - ___  класс, количество медалей ___. 

Ведущий 2: Вот и подошла к концу наша викторина.  И в заключении хотелось бы вспомнить известную песню «Край Родной» слова А. Пришелец, музыка Д. Кабалевского. Давайте споём её вместе.

Ведущий 1: Всем спасибо за внимание. До новых встреч!

Заходит Емеля

Здравствуйте, ребята. Я путешествую по белу свету. Примерно 20 лет назад я уже был в вашем сале, но оно так изменилось, что некоторые места я совсем не узнаю. Ой, ребята, а что это у вас? (Показывает на герб Шегарского района). Задаёт вопросы:

- Что это вы сделали?

- Что на нём изображено?

- А почему мельница?

- Как называются реки изображённые на вашем гербе?

- Почему зелёный фон?

Дети рассказывают всё, что они узнали о гербе села Мельникова.

– Молодцы, раз вы так много знаете, то объясните мне, пожалуйста, что это я сфотографировал? Я ездил по вашему посёлку и фотографировал всё, что мне нравилось. А что это такое не знаю. (Показывает фотографии достопримечательностей села Мельникова– «Памятник Вов», «Вокзал», «Дом культуры – Молодёжный центр», «КБО – Магазины», «Милиция» и т.д.).

Дети рассказывают об этих достопримечательностях, и в заключение дарят Емеле на память свои работы (герб села). Емеля прощается, а дети читают ему  на прощание замечательное стихотворение о Родине.

Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная семья –

Это всё называется родина,

Дорогая, родная, земля!

Даже солнце здесь ярче светит

И ромашки красивей цветут

И горжусь я землёю своею –

Здесь хорошие люди живут.

Всем спасибо. Вы молодцы. 

?

А теперь игра со зрителями

Игра  с залом «Птицы».

     Если в тексте я говорю слово, которое не относится к птицам, то зрители топают ногами. В остальных случаях надо хлопать в ладоши. Будьте внимательны

            Прилетели птицы: голуби, синицы,

            Мухи и стрижи, голуби, синицы,

            Аисты вороны, галки, макароны,

            Голуби, куницы, голуби, синицы,

            Чибисы, чижи, галки и стрижи,

            Комары, кукушки, голуби, синицы,

            Галки и стрижи, чибисы, чижи,

            Аисты, кукушки. Даже совы-сплюшки,

            Лебеди и утки и спасибо шутке!      

         

Жюри сообщает результаты конкурсов.

Рефлексия (вход в зал оформлен листом ватмана, на котором нарисован коллаж: дети, радуга, поляна с цветами). После окончания мероприятия всем присутствовавшим предлагается при выходе из зала отразить свое мнение о нем. В случае, если мероприятие понравилось, дети прикалывают на коллаж  солнышко, а если нет – тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люби и знай свой край

Цели урока:-обобщить и проверить, а также расширить знания обучающихся по изученному разделу;-развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, поддерживать интер...

Викторина "Люби и знай свой край родной" для обучающихся начальных классов

Викторина ориентирована на обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и способствует формированию патриотических качеств...

«Люби и знай свой край родной»

Цель :углубление знаний о природе  нашего края. Воспитание бережного отношения к природе ,  прививать любознательности. Оборудование: презентация «Поле чудес» , барабан, призы, карточки...

ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ.

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросо...

Классный час "Люби и знай свой край. Чимеевский Свято-Казанский монастырь"

Классный час "Люби и знай свой край. Чимеевский Свято-Казанский монастырь" 3 класс...

Люби и знай свой край родной

Классный час для начальных классов...

Мастер - класс "Люби и знай свой край"

Презентация мастер-класса по кубановедению...