Внеурочная деятельность как условие духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
статья по теме

Статья "Внеурочная деятельность как условие духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

                                                                                                       Т.А.Бузмакова, учитель начальных классов

                                                                            МКОУ «Искровская СОШ»

                                                                         Звериноголовского района

Нормативно-правовой и методологической основой программы (образовательная программа начального общего образования) духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

МКОУ «Искровская СОШ» реализует  нескольких лет Программу развития по направлению «Духовно нравственное воспитание – системный подход».

Для решения данной задачи использую авторскую программу внеурочной деятельности «Наш чистый дом». По данной программе осуществляется образовательная деятельность на протяжении трёх лет.

Содержание программы включает вопросы об экологических проблемах родного края и дает возможность обучающимся осмыслить и систематизировать ранее полученные опыт и знания, сформировать новые знания и применить их на практике для реализации идей природоохранной деятельности.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, практические работы, творческую деятельность.

Занятия внеурочной деятельности (факультативного курса) проводятся на регулярной основе в форме. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – по 34 учебных часа в год.

В 1 классе обучающиеся получили представления об экологии, ее законах. Школьники узнали о правилах соблюдения чистоты в общественных местах, о необходимости соблюдения гигиены в помещениях; получали представления о влиянии комнатных растений на здоровье людей, о многообразии птиц и их влияние на экологию края.

Так, например, при изучении темы «Мой дом» изучили внешний вид своего дома, из чего он сделан, окраску стен, этажность, соблюдения чистоты и порядка в доме, как проводится влажная уборка квартиры, ремонт, проветривания, гигиена жилища, знакомство с бытовыми приборами, влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире на жизнедеятельность человека.

Практическая часть данной темы включила: наведения чистоты в доме, классе, на школьном дворе.

В разделе «За окном моего дома» при изучении темы «Зимующие птицы»  в начале занятия учащиеся повторили характеристику погоды, времена года, вспомнили состояния элементов неживой и живой природы с наступлением зимы. Ответили на вопрос «Будет ли меняться жизнь животных с наступлением зимы?». После ответа на вопрос работа по карточкам – загадкам, которые позволили разделить птиц на зимующих и перелётных.

Во 2 классе в модуле «Наш чистый дом» изучалась  актуальная экологических проблема - бытовые отходы. На занятиях ребята получили представления о взаимодействии с окружающим миром, знакомились с основными правилами экологически грамотного обращения с отходами на бытовом уровне. Выполняли  наблюдения, фиксировали  их, обсуждали результаты. Обучающиеся участвовали в творческой деятельности по изготовлению нужных вещей с использованием бытовых отходов.

Так, например, в теме «Бытовые отходы и их виды» при выполнении практической работы «Повторное использования упаковок различных товаров» изготовили поделки: шкатулки для карандашей,  новогодние игрушки, машинки и т.д. Из данных поделок организовали выставку «Вторая жизнь вещей»

В 3 классе изучается модуль «Природа родного края», который знакомит школьников с животным и растительным миром, водоемами Курганской области и п.Искра, их проблемами. Обучающиеся исследуют состояние лечебного озера Горькое –Звериноголовское, состав воздуха в районе школы. Младшие школьники участвуют в природоохранной и социально-значимой деятельности по созданию цветника на школьном дворе, по уборке территории памятников природы «Чудо-дерево», озеро Горькое - Звериноголовское, по экономии электроэнергии и тепла.

После изучения темы «Природа Родного края» обучающимися были составлены проекты на тему «Разнообразия природы родного края», о птицах, животных и растениях. Так, например, в проекте «Одуванчик» даны общие сведения (Одуванчик - растение лекарственное многолетнее).  Места обитания (растёт везде: на лесной опушке и в огороде, на поляне и городском газоне). Из жизни одуванчика (В жизни одуванчика несколько страниц. Первая - зелёная, когда растение не успело зацвести. Затем открывается жёлтая страница. Одуванчик состоит из множество соцветий, которые называются корзинками. На ночь и в сырую погоду соцветия- корзинка плотно закрывается. Затем одуванчик отцветает и открывается белая страница в его жизни. Он превращается в белый шар).  Размножение (Жизнь потомства начинается с воздушного путешествия. Пушистые белые плодики с семенами летят над реками и над полями. Таким образом, попадают на землю и из них растут новые растения).

Были подготовлены и представлены на районную конференцию «Отечество»,  исследовательскую конференцию  младших школьников «Я познаю мир » стендовые доклады исследовательских проектов «Береговая ласточка» и «Отряд  чешуекрылые в окрестностях посёлка Искра».

В модуле  «Здоровье и его охрана» обучающихся познакомятся с пропагандой здорового образа жизни, узнают об экологических факторах здоровья человека, о влиянии природного окружения и результатов жизнедеятельности человека на его здоровье. Будут проводить  природоохранную деятельность по очистке территории, посадке растений. Результаты своих исследований, социальных проектов дети представят на итоговой научно-практической конференции.

Результаты диагностики уровня сформированности экологической культуры выявлены в результате тестирования (таблица №1).

Таблица №1

Критерий

Показатели

1 класс

2 класс

Сформированость знаний,

необходимых для экологически сообразной деятельности

Объем и системность знаний

10%

50%

Уровень владения знаниями

Механическое воспроизведение учебного материала

 90%

Осмысленное воспроизведение знаний на уровне понимания 50%

Характер ценностных ориентаций и потребностей

Преобладающий характер ценностных ориентаций и потребностей, мотивирующих поведение и деятельность

В зависимости от ситуации проявляются потребности духовного общения с природой

20%

Мотивируют потребности  и ценности сохранить и защитить, познать с целью более гармоничного включения своей деятельности в познание красоты и её сохранности 80%

Сформированность экологического мышления

Умение оценивать состояние природной среды

Отсутствует база знаний

90%

Отсутствует глубина мышления, затрудняется выделить существенные признаки 50%

Умение моделировать состояние систем

Не имеет достаточной базы знаний 90%

Может моделировать только по аналогии

20%

Умение прогнозировать

Прогнозы и предписания носят случайный характер

20%

Прогнозируют в рамках известного алгоритма

50%

Практическая экологическая сообразная деятельность

Объем опыта практической экологически деятельности

Отсутствует

90%

Имеет опыт в нескольких видах экологической

Деятельности

50%

Характер практической деятельности

Пассивное участие

 или отказ

90%

Участие в экологически деятельности чаще

по  требованию

50%

Результаты диагностики сформированости экологической культуры показали, что в 1 классе у 90% учащихся был низкий уровень по всем

четырём критериям проводимой диагностики. После второго года

изучения программы «Наш чистый дом» низкий уровень

сформированности экологической культуры уменьшился (с 90% до 50%), средний уровень вырос (с 10% до 50%), наметился переход со среднего на  высокий уровень (с 0% до 20%).

В процессе реализации программы достигнуты воспитательные и образовательные задачи  первого и второго модулей:

- социальные знания о месте и роли человека в природе, о нормах ценностного отношения к природе и необходимости их выполнения;

- о состоянии природной среды Курганской области;

- принятие и освоение социальной роли гражданина страны, ответственного  за сохранение ее природных богатств; 

Воспитательные результаты:

-ценностное отношение школьников к родному краю, бережное отношение к природе, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру;

- доброжелательность и эмоциональная отзывчивость к чувствам других людей во время участия в совместной деятельности;

- устойчивый интерес к познанию мира природы;

- чувство гордости за свою Родину.

Список литературы

1.Общая экология: Учебник для вузов /Автор-составитель А.С. Степановских. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-510 с.

2.Экологический мониторинг: учебно-методическое пособие. Изд. 3-е, испр. И доп. / Под. Ред. Т.Я. Ашихминой. –М.: Академический Проект, 2006.-416 с.

3.Небеел, Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. – М.: Мир, 1993. Т.1; Т.2.; Флинт В.Е. Сохранение редких видов растений в России (теория и практика)

4.Реймерс, Н.Ф. Надежда на выживание человечества. Концептуальная экология. – М.: Россия молодая, 1992.-367 с.;

5.Муравьев, А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. 5.Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций. – СПб.: Крисмас+, 2003.-116 с.;

6.Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. – М.: Прогресс – Пангея, 1993. Т.1; Т.2. 1994; Т.3. 1996 г.

Интернет-ресурсы

www.n-shkola.ru - журнал Начальная школа

 www.edios.ru – Эйдос-центр дистанционного образования;

www.km.ru|education – учебный материал и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»;

powerpt.ruprezentacii-po-ehkologii/ - презентации по экологии;

vitamarg.comeco/video - сборник видео по экологии;

kgsu.rucontent/view/21/52/ Курган – КГУ;

earthecology.ucoz.ru - экология Земли;

punn.ruskachat-uchebnik-po-ekologii…ekologii/ - учебники по экологии;

albinaandr.siteedit.ru› - олимпиадные задания;

vperedi.ru - экология здоровья

wikikurgan.orbitel.ruimages/6/64…po_ekologii.doc, ecology.my1.ru –       учебные пособия по экологии начальной школы;

www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»; www.bio.nature.ru – научные новости биологии и экологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса младших школьников, нами разработана Программа на год «Нравственное воспитание  младшего школьника», в основе её использую...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»

Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...

"Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...

Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Доклад раскрывает вопрос развития творческих способностей обучающихся во внеурочное деятельности в условиях реализации ФГОС...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Цель:    возрождение национального самосознания, развитие личности воспитанника, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и историческ...

Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...