Программа воспитательной работы "В мире добра"
рабочая программа на тему

Порякова Татьяна Викторовна

Данная программа разработана для обучающихся 1, 4 класса-комплекта, работающего по адаптированной образовательной программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty.docx126.76 КБ

Предварительный просмотр:

                    МОУ Смирновская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на ШМО классных руководителей

от «____» _________2014г. протокол №___

«Утверждаю»

Директор школы___________ В.А.Урвин

Приказ от «____» _________2014г. №___

Программу разработала: Порякова Т.В., классный руководитель 1,4 класса- комплекта,

работающего по адаптированной образовательной программе

Категория: первая

Участники программы: обучающиеся 1,4 класса

Срок реализации программы: 1 год

                                                     С. Смирново

2014г.

Пояснительная записка

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

                                                                                                              В.Г. Белинский

         Программа «В мире добра» разработана на основе воспитательной программы школы и направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка и  предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 7 до 12 лет и рассчитана на 1 год. Это связано с тем, что дети занимаются в классе – комплекте.

 В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение защиты жизненно важных интересов обучающихся, создание условий для удовлетворения их познавательных, эстетических, нравственных и других потребностей, обеспечивающих формирование и развитие личности, освещены в основных задачах воспитательной деятельности. Все направления воспитательной работы основаны на личностно-ориентированном подходе.

Система моей работы, как классного руководителя, нацелена на коррекцию и максимальное сглаживание определённых недостатков в развитии, проявляющихся в различных психофизических процессах и сторонах личности воспитанников с проблемами в развитии. Все направления коррекционно-образовательной работы взаимосвязаны, и задачи коррекционного обучения и воспитания решаются комплексно.

Моя программа воспитания детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.

     Программа разработана с учетом физиологических, психических особенностей обучающихся, их интересов.

    Содержанием программы является воспитательная деятельность, реализуемая по основным направлениям: «Труд», «Гражданин», «Социальная адаптация», «Эстетика», «Здоровье», «Семья». Содержание данной программы  учитывает общие принципы воспитания: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, единство требований к построению системы воспитания детей.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Данная программа реализуется через классные часы, которые проводятся каждый вторник месяца, праздники, экскурсии, конкурсные программы, практикумы, Дни здоровья, уроки доброты. Участниками программы являются: учитель, обучающиеся 1и 4 класса – комплекта, психолог, социальный педагог, родители, вожатая, библиотекари.

        Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования  системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Для оценки результативности программы используется: Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся (составлена на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой), методика изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью.( Андреев А.А.), методика «Ценностные ориентации» М. Рокич, диагностика развития речи (Методика Эббингауза) и т.д.

      Техническое оснащение воспитательного процесса: ноутбук, проектор, акустическая система, фотоаппарат.

  Цели и задачи

Цель программы:

Создание условий для социальной реабилитации и адаптацииобучающихся через личностно-ориентированную, здоровьесберегающую и практическую направленность учебно - воспитательного процесса.

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, родному краю, приобщать к народным традициям;        
  • Воспитывать уважительное отношение к взрослым, пожилым людям;
  • Формировать социально-бытовые знания, умения и навыки, воспитание правовой культуры;
  • Формировать навыки культурного поведение в школе,  на улице, в общественных местах;
  • Прививать интереса к здоровому образу жизни, соблюдению гигиенических правил;
  •  Формировать экологическую культуру.

 Развивающие:

  • Развивать творческие способности, художественно-эстетическое восприятие;
  • Развивать речь обучающихся и культуру общения;
  • Формировать и развивать трудовые умения и навыки.

Корректирующие:

  • Корректировать  все компоненты психофизического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с проблемами  в развитии;
  • Корректировать  развитие эмоционально-волевой сферы, психокоррекция поведения.

Направления деятельности

 Основные направления воспитательной программы: «Труд» (трудовое и экологическое воспитание), «Гражданин» (гражданско-патриотическое воспитание), «Социальная адаптация» (социокультурное воспитание), «Эстетика» (художественно-эстетическое воспитание), «Здоровье» (здоровьесберегающее воспитание), «Семья» (воспитание семейных ценностей)

                    Направление «Труд» (трудовое и экологическое воспитание).

      Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

Цель деятельности в направлении ”Труд “-  максимальное вовлечение обучающихся в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Задачи   в направлении ”Труд”:

  1. Формировать трудолюбие;
  2. Формировать нравственные качества эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда;
  3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.
  4. Формировать правильное отношение к окружающей среде.

Основные моменты деятельности в направлении “Труд”:

  • изучение семей обучающихся, ситуации развития ребенка в семье, отношения родителей к труду ребенка, обязанностей ребенка дома;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков трудовой деятельности;
  • организация выставок работ;
  • поощрение активных участников мероприятий и выставок.

Формы деятельности в направлении ”Труд”:

  • тематические классные часы
  • акция “Чистый двор” с участием бабушек и дедушек, мам и пап;
  • праздники, неделя трудового обучения, выставки поделок;
  • кружковая работа;
  • привлечение родителей к совместным трудовым акциям, праздникам.

Классы

                       Содержание деятельности

       1

       4

Операция  «Чистый класс»

Экскурсия        «Любимая школа - чистая школа»

Беседа «Содержи в порядке книжки и тетрадки»

 Выставка рисунков «Как трудится моя семья»

 Отчёт « Мои поручения в классе и дома»

Трудовой десант «Встречай с любовью стаи птиц»

Конкурс праздничных открыток        «Сияние Рождества»

Акция        Чистый класс

Направление  «Гражданин»(гражданско-патриотическое воспитание).

         Историческое значение каждого русского человека измеряется

        его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его

        патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

    Цель деятельности в направлении ”Гражданин“ является формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него. Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям; максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи в направлении ”Гражданин”:

  1. обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;
  2. формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
  3. формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
  4. формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
  5. воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении”Гражданин”:

  • знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения обучающихся к законам и правовым нормам;
  • сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  • формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно – правового выбора.

Формы работы в направлении”Гражданин”:

  • тематические классные часы;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  • конкурсы, викторины по правовой тематике;
  • изучение истории своей Родины и своего края;

Классы

       Содержание деятельности

    1

    4

Устный журнал «Основной закон России»;

Посещение краеведческого музея в р.п.Шатки;

Конкурс чтецов        «Я гимны Родине пою».

Устный журнал « День народного единства»;

Урок мужества «Память сильнее времени»;

Военно-спортивный праздник «А ну-ка, мальчики!»

Экскурсия в Зал боевой славы «Это нужно не мёртвым, это нужно живым».

Выставка рисунков        «Наша история – наша Победа»

Военно-спортивная игра        «День Защиты детей»

Направление «Социальная адаптация». (Социокультурное воспитание)

Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания – и ролевого поведения – способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Психическая адаптация осуществляется на трех уровнях: психическом, направленном на сохранение психического здоровья; социально-психологическом, обеспечивающем функцию микросоциального взаимодействия и психофизиологическом, при котором создаются условия для оптимального психофизиологического соотношения между организмом и средой в целях сохранения соматического здоровья.

Цель деятельности в направлении социальной адаптации является процесс и результат становления оптимального соотношения психической деятельности человека условиям окружающей среды.

Задачи в направлении ”социальная адаптация”:

  • принятия ребенком системы школьных правил и требований;
  • взаимоотношений обучающихся с окружающими, умения решать проблемные ситуации, возникающие в процессе общения с окружающими;
  • восприятии значимых сфер общественной жизни (школы, семьи);
  • умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с взрослым.

 

Основные моменты в направлении “социальная адаптация”:

  • знакомство с правилами и нормами поведения в обществе и формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде;
  • сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков поведения в социуме;
  • формирование умений включаться в специфические виды деятельности, которые способствуют получению значимых для себя и окружающих результатов, и социальную активность;
  • вовлечение учеников в активную общественную жизнь школы и деятельность вне школы;
  • создание предметно-пространственной среды.

Формы работы в направлении”социальная адаптация”:

  • классные и воспитательные часы;
  • участие в школьных  мероприятиях;
  • создание игровых ситуаций коммуникативных отношений с товарищами и взрослыми;
  • моделирование ситуаций поведения в социуме;

Классы

                       Содержание деятельности

      1

      4

Беседа        Профилактическая работа по  соблюдению  Устава школы и правил поведения для обучающихся;

 Урок доброты «Передай добро по кругу»

Участие в праздничном концерте «Любимым учителям посвящается…»;

 Классный час – общение «Секреты»  дружбы;

Участие в Празднике Урожая;

Классный час – практикум  «Что значит быть полезным людям»

Классный час - праздник        «Прощание с первым классом»

Направление «Эстетика» (Художественно-эстетическое воспитание).

Художественно-эстетическое воспитание школьников это актуальная проблема формирования творческой личности ХХI века.

На пороге нового тысячелетия с особой остротой стоит вопрос о воспитании личности нового типа – личности неординарной, творчески мыслящей, свободно ориентирующейся в реалиях информационно-насыщенной, пестрой и разорванной картины мира.

Цель деятельности в направлении художественно-эстетического воспитания заключается в расширении возможностей для самореализации ученика, создании условий для разностороннего и свободного развития личности. Формирование его духовной культуры

Задачи в направлении художественно-эстетического воспитания:

  • выявлять с помощью индивидуального подхода к каждому ребенку творческий потенциал каждого ученика;
  • развивать способности обучающихся в самых различных видах досуговой деятельности;
  • воспитывать умение видеть особенности мира окружающей природы;
  • понимать красоту и особенность народных ремесел;
  • создавать условия для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
  • использовать активные и нестандартные формы внеклассной деятельности обучающихся, отвечающие их интересам и возможностям;
  • развивать способности адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи;
  • использовать досуговую деятельность как средство развития эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.

Основные моменты деятельности в направлении “художественно-эстетического воспитания”:

  • художественная, творческая деятельность обучающихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика. Наша задача – помочь каждому человеку состояться Человеком.
  • раскрытие природных задатков и способностей ребенка – формирование творческой личности, что является конечной целью работы всей школы;
  • творческие конкурсы
  • изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий;
  • просвещение и консультация в выборе кружков;
  • предоставление обучающимся право выбора формы участия в досуговой деятельности;
  • изучение отношения обучающихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях;
  • предоставление родителям обучающихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива;
  • стимулирование инициативы и активностиобучающихся в жизни классного коллектива и жизни школы.

Формы работы в направлении “художественно-эстетического воспитания:

  • концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
  • концерты обучающихся, выставки изделий, изготовленных собственными руками; дни творчеств;
  • анализ изучения потребностей обучающихся в досуговой деятельности в стенах школы по классам;
  • празднование памятных дат в жизни обучающихся;
  • празднование памятных дат календаря;

Классы

Содержание деятельности

праздник        День знаний

Участие в праздничном концерте «Любимым учителям посвящается…» Игровая программа        В гости к Осени

Участие в Празднике Урожая

Конкурс чтецов        «Я гимны Родине пою», посвящённый году культуры.

Выставка рисунков        "Как трудится моя семья"

Конкурс праздничных открыток        Сияние Рождества

Новогодний праздник

Час общения        Татьяна, милая Татьяна

Беседа         Слово доброе посеять…

Созвездие талантов

Конкурс  рисунков        Живи, Земля и т.д.

                  Направление «Здоровье».(Здоровьесберегающее воспитание)

Цель работы: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи работы:

  • формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья.

Основные моменты деятельности: 

сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся класса;

  1. сотрудничество с родителями обучающихся в рамках обозначенной проблемы;
  2. сотрудничество с социально-психологической службой школы с целью формирования у обучающихся умений саморегуляции и самовоспитания;
  3. организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом;
  4. формирование собственной я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Формы работы с классным коллективом:

спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами,  дни здоровья;

  • предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике;
  • беседы и дискуссии.

Классы

Содержание деятельности

1

4

Беседа        Личная гигиена – залог здоровья

День Здоровья

Классный час        Глаза – главные помощники человека.

Спортивный праздник        Сильные, смелые, ловкие, умелые

Классный час        Безопасность в доме

Многоборье        Один за всех и все за одного

Классный час         Вредные и полезные привычки.

 Весеннее спортивное соревнование         В здоровом теле - здоровый дух

Военно-спортивная игра        День Защиты детей

                  Направление «Семья». (Воспитание семейных ценностей)

Цель деятельности является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  1. организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  2. организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
  3. создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
  4. обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности:

изучение семей обучающихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка;

  • сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми;
  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
  • поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Формы деятельности:

  • тематические классные часы:
  • праздники семьи;
  • праздники, посвященные красным датам календаря (8-е Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1-е сентября, День Учителя)
  •  экскурсии, викторины, Дни творчества, дни открытых дверей;
  • тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями;
  • читательские конференции по проблемам семьи.

Классы

Содержание деятельности

1

4

День матери

Выставка рисунков        "Как трудится моя семья"

Конкурс рисунков        «Дом, в котором я живу»

Родительские собрания

Индивидуальные консультации по вопросам воспитания

Дни открытых дверей

Праздник, посвящённый Дню 8 Марта «Обойди весь белый свет, лучше мамы в мире нет»

День семьи. Классный праздник

Этапы реализации программы.

Этапы

Дата

Содержание

Ответственные

1

Подготовительный

Сентябрь - октябрь

Постановка проблемы, установление контакта с ребенком. Адаптация к школьной жизни, подбираются пути безболезненной адаптации. Учитель и ученик делают “первые шаги на встречу друг к другу, идет работа по сплочению коллектива.

Диагностика изучения характера детей.
Анкетирование родителей.

Классный руководитель, школьный психолог

2

Внедренческий

Сентябрь – январь

Решение проблем школьной жизни совместно с ребенком. Установление тесных контактов в общении. Совместное проведение коллективных творческих дел. Организация соуправления, способствующая формированию классного сообщества.

Классный руководитель, родители

3

Договорный

Январь - Май

Создается совместное проектирование действий педагога и ученика. Активно исследуется и осваивается образовательное пространство школы и окружающего социума. Поддержание потребности ребенка реализовать свою субъективную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Создается пространство для самореализации ребенка, побуждение для участия ребенка в кружках, секциях, публичных мероприятиях. Идет активное участие ребенка в окружающей жизни при поддержке педагога.

Классный руководитель

4

Обобщающий

Май

Подведение итогов

Классный руководитель, родители


Планируемые результаты

  Поставленные задачи

Показатели результативности

Диагностический инструментарий

Сроки исполнения

Исполнитель

Результаты

Корректировать  все компоненты психофизического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с проблемами  в развитии

Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребенка.

Соц

1. Анкетирование «Изучение вербальной и физической форм агрессии» (соц. педагог)

2. Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся (составлена на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой

«Справочная книга школьного психолога»)

3. Педагогическое наблюдение

Ппп

В течение года

Соц. педагог

Психолог

Кл.руководитель

Формировать социально-бытовые знания, умения и навыки, воспитание правовой культуры

Формирование социально-бытовых знаний

Умение самостоятельно осуществлять дежурство по классу.

1. Анкетирование «Изучение вербальной и физической форм агрессии» (соц. педагог)

2. Педагогическое наблюдение

В течение года

Соц. педагог

Кл.руководитель

Развивать творческие способности, художественно-эстетическое восприятие

Развитие творческих способностей

Методика изучения удовлетворенности обучающихся

школьной жизнью.

( Андреев А.А.)

Апрель

Кл.руководитель

     Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, родному краю, приобщать к народным традициям

     Воспитание патриотических чувств        

Диагностика уровня воспитанности  по методике М.И.Шиловой

Октябрь - май

Кл.руководитель

     Формировать и развивать трудовые умения и навыки

     Формирование  и развитие трудовых умений и навыков

Педагогическое наблюдение.

В течение года

Кл.руководитель

     Формировать навыки культурного поведение в школе,  на улице, в общественных местах

    Формирование навыков культурного поведения в школе,  на улице, в общественных местах

1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич

2. Педагогическое наблюдение

Ноябрь

В течение года

Кл.руководитель

Кл.руководитель

     Прививать интереса к здоровому образу жизни, соблюдению гигиенических правил

     Привитие интереса к здоровому образу жизни

1.Статистический медицинский анализ состояния здоровья обучающихся.

2.Результативность участия в спортивных мероприятиях. 3.Выполнение контрольных нормативов по физической подготовке

Конец года

В течение года

Май

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Учитель физ-ры

     Развивать речь обучающихся и культуру общения

    Развитие  речи обучающихся и культуры общения

Диагностика развития речи. Методика Эббингауза

3 четверть

Кл.руководитель

    Воспитывать уважительное отношение к взрослым, пожилым людям

    Воспитание уважительного отношения к взрослым, пожилым людям

1. Уровень воспитанности обучающихся  (методика Н.П. Капустина)    

 2.Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Февраль

Октябрь - май

Кл.руководитель

Кл.руководитель

    Формировать экологическую культуру.

    Формирование экологической культуры.

Уровень воспитанности обучающихся  (методика Н.П. Капустина)                                                                                                                                

Октябрь - май

Кл.руководитель


Критерии отслеживания воспитанности детей по приоритетным направлениям

“Труд” (трудовое и экологическое воспитание).

1-й класс:

  • Аккуратное и бережное отношение к окружающим предметам (школьным принадлежностям, игрушкам, играм, мебели);
  • Знать назначение предметов труда (лопата – убирать снег, веник – подметать класс).
  • Умение выполнять трудовые манипуляции (вытереть с классной доски, намочить тряпочку, убрать игрушки на место) под контролем взрослого.
  • Умение содержать свое рабочее место в порядке под контролем взрослого.
  • Умение содержать в порядке свой портфель и спортивную форму под контролем взрослого.
  • Пассивная деятельность или совместная деятельность с педагогом по уходу за комнатными цветами.

4-й класс:

  • Бережное отношение к школьному имуществу, результатам трудовой деятельности взрослых.
  • Умение поддерживать порядок в классной комнате самостоятельно.
  • Умение в порядке содержать свои школьные принадлежности и вещи, рабочее место.
  • Умение последовательно выполнить посильную трудовую деятельность, доводить начатое дело до конца под контролем взрослого.
  • Умение классифицировать профессии людей, уважительно относиться к любой профессии.
  • Умение самостоятельно осуществлять дежурство по классу.
  • Умение под контролем взрослого дежурить по столовой
  • Умение самостоятельно или по напоминанию педагога ухаживать за комнатными растениями.
  • Умение проявлять активность к трудовой деятельности любого посильного характера..

”Гражданин“( гражданско-патриотическое воспитание)

1-й класс:

  • Знает свои личные данные (имя, фамилию, домашний адрес, день рождения).
  • Знает ИО педагогов школы, работающих с ребенком.
  • Знает некоторые явления природы, с помощью педагога определяет время года и его признаки.
  • Знает название города, в котором проживает и учится.
  • Проявляет пассивный интерес к русскому народному творчеству, традициям, праздникам.
  • Умеет выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель.

4-й класс:

  • Знает личные данные своей семьи, устанавливает родственные связи.
  • Знает область, страну в которой проживает и учится.
  • Знает достопримечательности области, геральдику по картинному материалу.
  • Различает природные особенности родного края.
  • Имеет толерантное отношение к другим нациям и народностям.
  • Умеет ориентироваться на улицах города.
  • Умеет общаться с окружающими людьми (выражать свои желания, просьбу посторонним людям).
  • Проявляет интерес к школьной жизни.
  • Проявляет интерес к общению со сверстниками.
  • Имеет негативное отношение к вредным привычкам.
  • Умеет ориентироваться в ближайшем окружающем пространстве.
  • Проявляет интерес к русскому народному фольклору; различает народные праздники, может запомнить элементарные народные традиции.
  • Знает особенности русского костюма; определяет виды народных промыслов.
  • Поддерживает дружеский интерес к окружению вне школы.
  • Проявляет интерес к особенностям краеведения. Проявляет интерес и уважение к достойным страницам прошлого своего народа.
  • Не имеет случаи правонарушений.

«Социальная адаптация». (Социокультурное воспитание)

1-й класс:

  • Имеет интерес к общению со сверстниками.
  • Уметь вступать в игровую деятельность в малой группе (2–3 человека), выполняя правила игры.
  • Уметь под контролем взрослых выполнять навыки самообслуживания.
  • Иметь уважительное отношение к взрослому человеку.
  • Иметь доброжелательность взаимоотношения с одноклассниками.
  • Уметь различать ситуации конфликта и отношение друг к другу с координирующей помощью педагога.

4-й класс:

  • Принятие и выполнение правил и норм поведения в школе, общественных местах.
  • Уметь оценить свое поведение и поведение окружающих.
  • Иметь способность к самоорганизации собственной деятельности.
  • Уметь адекватно общаться и вступать в социальные отношения с педагогами школы.
  • Уметь поддерживать доброжелательные взаимоотношения с окружающими людьми.
  • Уметь сотрудничать со взрослыми и одноклассниками.
  • Самостоятельно выполнять навыки самообслуживания.
  • Уметь различать конфликтные ситуации во взаимоотношениях и избегать их.

«Эстетика» (Художественно-эстетическое воспитание).

1-й класс:

  • Уметь слушать чтение небольшого по объему художественного произведения.
  • Уметь прослушивать детские музыкальные произведения.
  • Иметь интерес к просмотру картин, иллюстраций при мотивации педагога.
  • Принимать участие в игровых инсценировках и драматизациях при обучающей помощи педагога.
  • Иметь потребность в эмоциональном выражении своего отношения к художественным и музыкальным произведениям.
  • Уметь выразить свои чувства в рисунке под руководством педагога.

4-й класс:

  • Уметь слушать чтение небольшого по объему художественного произведения.
  • Уметь прослушивать детские музыкальные произведения.
  • Иметь интерес к просмотру картин, иллюстраций при мотивации педагога.
  • Принимать участие в обсуждении сюжета художественных произведений под руководством педагога.
  • Уметь проявлять инициативу в играх-драматизациях при пассивной помощи педагога.
  • Уметь проявлять интерес к различным видам искусства.
  • Проявлять активность к посещению библиотеки.
  • Иметь потребность в эмоциональном выражении своего отношения к художественным и музыкальным произведениям.
  • Уметь выразить свои чувства в рисунке.
  • Могут самостоятельно выполнить творческую работу.
  • Уметь использовать все выразительные средства при участии в КТД с направляющей помощью педагога.
  • Уметь переживать положительное эмоциональное состояние в процессе подготовки и участии в КТД

“Здоровье”.(Здоровьесберегающее воспитание)

1-й класс:

  • Следит за своей осанкой, правильной походкой при побуждении;
  • Заботится о своем здоровье, одевается по сезону,  ведет здоровый образ жизни, но не побуждает к этому других;
  • С желанием занимается спортом.

4-й класс:

  • Всегда самостоятельно следит за своей осанкой в разных видах деятельности: при письме, походке, сидении за партой, требует этого от других;
  • Всегда сам заботится о  своем здоровье, одевается всегда по сезону, ведет здоровый образ жизни,  побуждает к этому других;
  • С желанием занимается спортом, активно участвует в спортивных мероприятиях;
  • Владеет знаниями о здоровом образе жизни,  сам ведёт здоровый образ жизни;
  • Навыки личной гигиены привиты прочно, постоянно сам соблюдает правила личной гигиены и активизирует товарищей на их освоение;

“Семья”.

1-й класс:

  • Уметь быть вежливым  во взаимодействии с другими людьми;
  • Уметь  владеть навыками культурного поведения в общественных местах;
  • Знает ИФО своих родителей (или лиц их заменяющих).

4-й класс:

  • Всегда вежлив, тактичен во взаимодействии с людьми, прочно владеет навыками культурного поведения в общественных местах, сам контролирует своё поведение;
  • Знает ИФО своих родителей (или лиц их заменяющих).
  • Всегда правильно, адекватно реагирует на просьбы и замечания и возражения, выполняет беспрекословно, никогда не вступает в конфликт.

Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Педагогический мониторинг «Определение уровня воспитанности обучающихся»

Под педагогическим мониторингом по проблеме воспитания обучающихся школы VIII вида мы будем понимать «форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Цель мониторинга:  выявить уровень воспитанности обучающихся школы.

Задачи мониторинга::

1. Определить состояние уровня воспитанности обучающихся;

2. Оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;

3. По результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности обучающихся.

4. Отследить динамику развития обучающихся 1,4 классов, в процессе воспитательной работы школы.

В качестве объекта мониторинга выступает воспитательный процесс в школе.

Предметом исследования являются условия и факторы, обеспечивающие развитие личности обучающихся в системе воспитания.

Разрабатывая систему мониторинга, мы исходили из следующей гипотезы: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности учителей по воспитанию обучающихся; позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.

Основные методы исследования, используемые в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование.

Методика проведения мониторинга.

   Воспитанность - это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе.

Измерение уровней воспитанности обучающихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.

Критерии оценок и показатели воспитанности обучающихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам, соответствующим специфики школы VIII вида, а именно: 1-5 классы; 6-9 классы.

Основные требования к определению критериев воспитанности:

Связь критериев с целями воспитания, т.е. цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности (таблица 1). Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях, отношениях ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.

Ступени обучения        

Цели воспитания        

Критерии оценки

1-4 классы        

Развитие любознательности

Любознательность

Уважение к школе

Мое отношение к школе

Трудолюбие        

Прилежание, трудолюбие

Бережное отношение к природе

Бережное отношение к природе

Чувство прекрасного

Красивое в моей жизни

Я - человек        

Как я отношусь к себе

 Мои полезные привычки

•          Доступность понимания критериев и показателей воспитанности педагогами, обучающимися и родителями;

•          Количественная оценка качеств обучающихся достаточно условна, так как их проявление возможно не сразу, кроме того, оценка достаточно субъективна (качества оцениваются педагогом).

В ней находит отражение качественная сторона воспитания обучающихся, под которой понимается частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной системе, привычная и для детей и для родителей.

•          Системность в отслеживание результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности проводится три раз в год (в сентябре, декабре и мае). При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно вносить изменения в воспитательный процесс.

•          Фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности обучающихся школы.

•          Полученная информация используется в качестве основы анализа результатов учебно-воспитательного процесса и планирования воспитательной работы.

5. Оценка проводится по четырехбалльной системе: 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда. По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет семь оценок (анкета №1, анкета №2, анкета №3). Результаты анкетирования заносятся в карту воспитанности (Таблица №2) и в карту обобщенной информации (Таблица №3). На основе проведенных исследований зам.директора по ВР составляется обобщенная карта уровня воспитанности по школе (Таблица №4). Оценка проводится три раза в год - в сентябре, декабре и в мае.

        

Анкета 1

для обучающихся 1 -2 класса

Критерии (показатели воспитанности)

Оценка

воспитателя

Оценка

Кл.руководителя

Средний

балл

(итоговая

оценка)

Любознательность

Проявляет интерес к учебе

23 45

2 3 45

Любит читать, слушать

23 45

2 3 45

Нравится выполнять задания, рисовать

23 45

23 45

Нравится получать хорошие отметки

23 45

2345

Средний балл

Отношение к школе

Выполняет правила для обучающихся

2 3 45

2 3 45

Добр в отношении с людьми

2 3 45

2 3 45

Участвует в делах класса

2 3 45

2 3 45

Средний балл

Прилежание, трудолюбие

Старается в учебе

2 3 45

2 3 45

Помогает другим в делах

2 3 45

2 3 45

Обращается за помощью сам

2 3 45

2 3 45

Помогает в семье выполнять домашнюю работу

2 3 45

2 3 45

Любит дежурить в классе

2 3 45

2 3 45

Помогает учителю

2 3 45

2 3 45

Средний балл

Бережное отношение к природе

К земле

2 3 45

2 3 45

К растениям

2 3 45

2 3 45

К животным

2 3 45

2 3 45

Средний балл

Красивое в жизни

Аккуратен в делах

2 3 45

2 3 45

Опрятен в одежде

2 3 45

2 3 45

Любит красивое вокруг себя

2 3 45

2 3 45

Вежлив в отношении с людьми

2 3 45

2 3 45

Средний балл

Отношение к себе

Умеет управлять своим поведением

2 3 45

2 3 45

Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой

2 3 45

2 3 45

Нет вредных привычек

2 3 45

2 3 45

Средний балл

Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. • 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда.

Закончив анкетирование и подсчитав все что нужно, воспитатель заносит суммарный рейтинговый балл в карту воспитанности ученика.

Таблица 2


Карта воспитанности ________________,

Дата проведения исследования ____________

Фамилия, имя ученика

Любознательность

Отношение к школе

Прилежание, трудолюбие

Бережное отношение к природе

Красивое в жизни

Отношение

к себе

Рейтинг

(суммарный балл)

Указывается средний балл по каждому показателю

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Уровни воспитанности (в %)

Высокий (от 4 до 5 баллов)

Средний (от 3 до 4 баллов)

Низкий (от 2 до 3 баллов)

Отрицательный (от 1 до 2 баллов)

Карта воспитанности заполняется каждый раз после обработки анкет и хранится в папке с личными делами обучающихся.

Уровни воспитанности можно показать на графике, в котором по оси X отмечаются годы учебы (или классы), а по оси Y - уровни воспитанности в процентах.

Алгоритм обработки материалов

Составить таблицу обобщенной информации по вопросу «Уровень воспитанности обучающихся в группе».

В таблицу вносятся средние баллы по каждому показателю.
«Уровень воспитанности обучающихся»
группы        , дата обследования ______________

№ п/п

Критерии воспитанности

ФИ обучающихся класса

Общее кол-во баллов

К

средний показатель

1

Любознательность

2

Отношение к школе

3

Прилежание, трудолюбие

4

Бережное отношение к природе

5

Отношение к красивому в жизни

6

Отношение к себе Полезные привычки

Итого

(кол-во баллов у конкретного ученика)

Примечание: 1. Средний показатель по каждому блоку

2. Таблица составлена для 1 ,4 класса.

                                                         МЕТОДИКА

                  изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

                                                               (А.А.Андреев)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

      Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по сл.шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1.Я иду утром в школу с радостью

2.В школе у меня обычно хорошее настроение

3.В нашем классе хороший классный руководитель

4.К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной  

   жизненной  ситуации

5.У меня есть любимый учитель

6.В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение

7..Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8.У меня есть любимые школьные предметы

9..Я считаю, что школа по – настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10.На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка результатов

    Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов

У больше 3 – высокая степень удовлетворенности

от 2 до 3 – средняя степень удовлетворенности

если У меньше 2, низкая степень удовлетворенности

  Затем производится подсчет числа учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу по ОУ.

Диагностика уровня воспитанности  по методике М.И.Шиловой

отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

  • Отношение к обществу, патриотизм
  • Отношение к умственному труду
  • Отношение к физическому труду
  • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
  • Саморегуляция личности (самодисциплина)

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист (см. файл "Сводный лист диагностики изучения УНВ младших школьников.doc"). Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

 

Таким образом формируется  оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.

                                Диагностическая программа изучения уровней проявления

воспитанности младшего школьника

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17.  Самообладание и сила воли

3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;  2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни»

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Применение методики изучения ценностных ориентации.

  1. Индивидуальная диагностика.

 С этой целью методика может применяться как вспомогательная, дополняющая данные, полученные, с помощью ТАТ и других многосторонних диагностических методов.

Анализируя индивидуальную иерархию ценностных ориентации, следует обратить внимание на то, как отдельные ценности группируются испытуемым в содержательные блоки. Как правило, индивидуальная иерархия представляет собой "последовательность достаточно хорошо разграничиваемых между собой "блоков". Ценности могут объединяться в такие блоки по разным основаниям. Вот несколько примеров для терминальных ценностей. Нередко группируются вместе конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и "абстрактные" ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.).Возможно Объединение ценностей профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь).Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) в противовес ценностям межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других). Возможно объединение ценностей активных (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и ценностей пассивных (красота природы и искусство, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость). По отчасти близким основаниям могут группироваться и инструментальные ценности. Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность).Выделяется группа ценностей самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) и ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).Можно, наконец, выделить ценности интеллектуальные (образованность, рационализм, самоконтроль) и ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Разумеется, перечисленными вариантами не исчерпываются все возможности субъективного структурирования испытуемым своей системы ценностных ориентации. Искусство психодиагноста заключается в том, чтобы в каждом случае уловить индивидуальную закономерность. Более того, если ни одной закономерности выделить не удается, то можно либо говорить о несформированности у испытуемого системы ценностных ориентации (в частности, в подростковом и юношеском возрасте), либо подозревать фальсификацию ответов.

2. Индивидуальная диагностика с использованием дополнительных инструкций.

Много дополнительной информации можно получить, сравнивая результаты ранжирования по стандартной инструкции с результатами ранжирования по дополнительным инструкциям, конкретный выбор которых определяется целями исследования.

Одна из возможных дополнительных инструкций - инструкция на "Я-идеальное": "Представьте себе, что Вы стали таким, каким мечтаете быть. Как Вы в этом случае проранжируете те же ценности?" Сравнение результатов ранжирования списка терминальных ценностей по этой и стандартной инструкции (испытуемыми были молодые рабочие и ИТР) показало, что для Я-идеального возрастает значимость таких ценностей, как активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, продуктивная жизнь, развитие, счастье других, творчество. Напротив, снижается ранговое место таких ценностей, как любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие друзей, общественное признание, свобода,, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе. В том же исследовании использовалась еще одна дополнительная инструкция:

"Расположите Ценности так, как это сделали бы, по-Вашему, большинство людей". Характерно, что большинство ценностей при ранжировании по стандартной инструкции (Я-реальное) занимают среднее положение между местом при ранжировании по инструкции "большинство людей" и местом при ранжировании по инструкции "Я-идеальное".

Может быть задан и более абстрактный идеал: "Расположите ценности так, как это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях". В исследовании, проведенном на студентах МГУ, из числа испытуемых-мужчин 58% описывали совершенного мужчину, для остальных пол не играл роли. Из испытуемых-женщин для 50% пол не играл рол», 40% описывали мужчину и лишь 10% -женщину. В иерархии ценностных ориентации по такой дополнительной инструкции у женщин повышается значимость жизненной мудрости, материальной обеспеченности, свободы, независимости, непримиримости к недостаткам, эффективности в делах; более низкое место в идеале отводится любви, семейной жизни, творчеству, работе.Аналогичная динамика наблюдается и у мужчин, у которых, помимо этого, смешение вверх обнаруживают также аккуратность, рациональность, чуткость, а вниз - образованность, ответственность, самоконтроль, твердая воля, терпимость. Интересно, что представления женщин об идеальном мужчине ближе к ценностным ориентациям реальных мужчин, чем мужские идеалы. Ценностные идеалы отличаются большим разнообразием; обобщенные ценностные идеалы мужчин и женщин рисуют' образ человека, прочно стоящего на ногах, хорошо адаптированного к социальным условиям, но не теряющего при этом своего лица.

Возможны и другие дополнительные инструкции. Например, можно предложить после стандартной инструкции расположить ценности так, как испытуемый сделал бы это 5 или 10 лет назад, а также через 5 или 10 лет.

Дополнительные вопросы после основной серии теста:

  1. В каком порядке и в какой степени (полностью, частично) реализованы эти ценности в Вашей жизни?
  2. Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтаете стать?
  3. Как, на Ваш взгляд, расположил бы эти ценности человек идеальный, совершенный во всех отношениях?
  4. Как расположили бы эти ценности, по Вашему мнению, большинство людей?
  5. Как это сделали бы Вы пять или десять лет назад?
  6. Как Вы думаете, в каком порядке Вы расположите эти ценности через пять или десять лет?
  7. Как ранжировали бы эти ценности близкие Вам люди?

Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.

Обработка результатов

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.

  1. Так, например, среди терминальных ценностей выделяются:
  • «конкретные» и «абстрактные»

 

Конкретные ценности

Место в жизни

Абстрактные ценности

Место в жизни

Активная деятельная жизнь

 

Жизненная мудрость

 

Здоровье

 

Красота природы и искусства

 

Интересная работа

 

Любовь

 

Материально обеспеченная жизнь

 

Познание

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Развитие

 

Общественное признание

 

Свобода

 

Продуктивная жизнь

 

Счастье других

 

Счастливая семейная жизнь

 

Творчество

 

Удовольствия

 

Уверенность в себе

 

  • ценности профессиональной самореализации и личной жизни

 

Профессиональная самореализация

Место в жизни

Личная жизнь

Место в жизни

Активная деятельная жизнь

 

Любовь

 

Интересная работа

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Общественное признание

 

Свобода

 

Продуктивная жизнь

 

Счастливая семейная жизнь

 

Развитие

 

Удовольствия

 

  1. Среди инструментальных ценностей выделяются:
  • этические ценности, ценности общения, ценности дела

 

Этические ценности

Место в жизни

Ценности общения

Место в жизни

Ценности дела

Место в жизни

Ответственность

 

Воспитанность

 

Аккуратность

 

Высокие запросы

 

Жизнерадостность

 

Исполнительность

 

Независимость

 

Непримиримость к недостаткам

 

Образованность

 

Самоконтроль

 

Терпимость

 

Рационализм

 

Широта взглядов

 

Чуткость

 

Смелость в отстаивании своего мнения

 

 

 

Честность

 

Твердая воля

 

 

 

 

 

Эффективность в делах

 

  • индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности

 

Индивидуалистические ценности

Место в жизни

Конформистские ценности

Место в жизни

Альтруистические ценности

Место в жизни

Независимость

 

Воспитанность

 

Терпимость

 

Непримиримость к недостаткам

 

Самоконтроль

 

Чуткость

 

Рационализм

 

Широта взглядов

 

 

 

Смелость в отстаивании
своего мнения

 

 

 

 

 

Твердая воля

 

 

 

 

 

  • ценности самоутверждения, ценности принятия других 

Ценности самоутверждения

Место в жизни

Ценности принятия
других людей

Место в жизни

Высокие запросы

 

Самоконтроль

 

Независимость

 

Терпимость

 

Непримиримость к недостаткам

 

Чуткость

 

Образованность

 

Широта взглядов

 

Смелость в отстаивании своего мнения

 

Честность

 

Твердая воля

 

 

 

Эффективность в делах

 

 

 

Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:

  • в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;
  • при консультировании по вопросам карьерного роста;
  • в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
  • при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;
  • при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;
  • при изучении мотивационной сферы сотрудников;
  • при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
  • при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.

Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)

Дата тестирования_________________

Фамилия, имя ____________________________________________________________

Класс_____________________________

Запрос_________________________________________________________________________

Список А (терминальные ценности):

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

– здоровье (физическое и психическое);

– интересная работа;

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

– наличие хороших и верных друзей;

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

– счастливая семейная жизнь;

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

– творчество (возможность творческой деятельности);

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

Список Б (инструментальные ценности):

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

– воспитанность (хорошие манеры);

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

– жизнерадостность (чувство юмора);

– исполнительность (дисциплинированность);

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

– непримиримость к недостаткам в себе и других;

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

– честность (правдивость, искренность);

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

– чуткость (заботливость).

Литература

  1. Внеклассные мероприятия. Автор – составитель Н.Н. Яровая. М.: ВАКО, 2008.
  2. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Волгоград: «Учитель», 2008
  3. Новые родительские собрания; 1-4 кл. М.: ВАКО,2008.
  4. Интернет ресурсы

а) http://www.klassnye-chasy.ru

б) http://nsportal.ru

в) http://festival.1september.ru

г) http://pedsovet.su

Работа с родителями

В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.

Направления работы с родителями:

 Проводить систематически родительские собрания

По просьбе родителей приглашать психолога и представителей администрации школы.

 Привлекать к сотрудничеству родителей всех учеников класса.

 Проводить индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости и их просьбе.

 Систематически встречаться с родителями детей группы риска

 Проводить консультации.

Темы родительских собраний на 2013-2014 учебный год:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы Планета Добра

Программа воспитательной работы Планета добра разработана с 1 по 4 класс. Программа реализуется в 4 этапа. В каждом этапе обозначены цели. задачи, и критерии успешного завершения этапа.  В програ...

Программа воспитательной работы "Дорогою добра" (4-5 классы)

Програма разработана на 2 года. (4-5 классы).Цель  данной программы:Формирование и развитие у  школьников стереотипа  толерантности как непреходящей ценности современного общества....

Программа воспитательной работы "Планета добра"

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном у...

Программа воспитательной работы "Дорогою добра"

Программа рассчитана на 4 года....

Авторская программа воспитательной работы "Дорогою добра"

Программа прошла конкурсный отбор на городском конкурсе "Программ по воспитательной работе- 2006". Вошла в десятку лучших и получила грант на её реализацию в размере 50 тыс рублей...

Программа воспитательной работы "Дорогою добра"

Программа по воспитательной работе расчитана на 4 года обучения. Проблема духовно-нравственного воспитания личности очень актуальна в современном мире. Целью программы является создание условий для ра...

Программа воспитательной работы "Планета добра" 1-4 класс

Программа воспитательной работы "Планета добра " 1-4 класс...