Тема: « Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?»
классный час (4 класс) на тему

Краснова Варвара Ивановна

Цель:

·                    Воспитать у детей положительное отношение к природе;

·                    подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это    богатство нашей Родины;

·                    учить детей видеть красоту леса и радоваться ею;

·                    воспитывать бережное отношение к природе леса и стремление принять активное участие в его охране.

·                    Привлекать к природоохранной работе.

·                    Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья, вытаптывания);

·                     Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_my_s_lesom_druzhim.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

            Тема: « Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?»

Цель:

  • Воспитать у детей положительное отношение к природе;
  • подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это    богатство нашей Родины;
  • учить детей видеть красоту леса и радоваться ею;
  • воспитывать бережное отношение к природе леса и стремление принять активное участие в его охране.
  • Привлекать к природоохранной работе.
  • Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья, вытаптывания);
  •  Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Оборудование: плакат М. Пришвина «Охранять природу – значит, охранять Родину»;  растения, животные Красной книги, картины с лекарственными растениями, карточки с надписями, картины природы, загадки, кроссворд, кассета с музыкой природы, цветы к сценке, маски для сценки, кассета с песней “Не рвите цветы”, тексты песен, запрещающие знаки (для аппликации), мультимедиа, экран.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели.

III. Вступительная часть.

Я люблю побродить по зелёной стране.
Здесь друзей заводить очень нравится мне.
На сюрпризы горазд молчаливый народ.
И за то, что отдаст, ничего не берёт.
В той стране – благодать, удивительный свет.

Вот бы нам разгадать, в чём тут главный секрет.
Загляни-ка со мной в эту славную жизнь,
И с зелёной страной навсегда подружись.

Учитель: Вот и пришли мы, ребята, в гости к нашему зеленому другу. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью дерева, птицы, зверя. Без дерева жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется.

1 ученик:

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.

2 ученик:

Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои! 

3 ученик: 

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший,
С зеленой бородой.
Жизнь, кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

4 ученик

Лес не только для нашей забавы,
Он богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, друзья!
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!

1 ученик

Нет ничего милее,
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок,
Средь зарослей колючих,
Покажет родничок.

2 ученик

 Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина,
На кустах густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану-
Присяду на пенек.

3 ученик

Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?

 Учитель: Какое значение имеет лес для человека?

            Лес - наше богатство.

  • Лес - это зелёный наряд нашей земли.
  • Там, где лес - всегда чистый воздух.
  • Лес - это дом для зверей и птиц.
  • Лес - это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
  • Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
  • Поглощение углекислого газа, выделение кислорода;
  • Препятствует проявлению парникового эффекта;
  • Лес – очиститель загрязнённых вод, так как загрязнённые воды впитываются лесной подстилкой и отфильтровываются;
  • Лес очищает атмосферу от загрязнения;
  • Лес – поставщик древесины;
  • В лесу растут лекарственные травы, грибы, ягоды;
  • Лес – это местообитание животных;
  • Лес – это место отдыха людей;

Учитель:  Кто мне расскажет правила поведения в лесу?

ОТВЕТЫ РЕБЯТ. ПРАВИЛА ВЫВЕШИВАЮТСЯ НА ДОСКУ.

  • Чтобы в лесу было чисто, не оставляй там мусор. Всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа станет непригодной для жизни животных.
  • Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.
  • Не шуми в лесу. Крики и громкая музыка пугают животных и птиц.
  • Будь другом животных. Не разоряй гнезда птиц, муравейники, норы зверей. Животные могут остаться без дома.
  • Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.
  • Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветущих трав.

4ученик:

Чтобы быть Земле полезным,
Надо знать Устав железно:
Вовремя туши костер,
Ведь огонь как лис хитер.

1ученик:

С корнем куст не выдирай,
Мусор сразу убирай,
Муравейники не трогай,
А иди своей дорогой

2ученик 

Гнезда птиц не разоряй,
Водоем не засоряй.

1ученик

Много трав еще целебных,
Для здоровья нам полезных.
Лес – ведь наше достоянье,
И зверушек состоянье!

                       Разгадывание кроссворда. По горизонтали: (смотреть приложение №1)

  1. Жидкость, используемая для тушения пожара. ( Вода)
  2. Средство для тушения. ( Багор)
  3. Прибор, при помощи которого можно сообщить о пожаре. (Телефон)
  4. Вид транспорта. (Машина)
  5. Один из главных предметов для борьбы с огнём. (Огнетушитель) По вертикали: огонь.

- Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы: «Огонь - наш друг, огонь - наш враг». (Ответы детей.) Я предлагаю вам  послушать вот такую сказку.

                       Сказка «Огонь- друг, огонь- враг».

Жил – был Огонь. Был он очень весёлым и горячим. Гулял, где хотел: по лесам, полям и деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути, сжигал всё подряд и был он злейшим врагом всего живого.

        Однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Слушай, Огонь, давай померимся силой». Огонь с улыбкой отвечает: «Да куда тебе, человек, со мной силой мериться». А человек стоял на своём: «Давай! Давай!» Огонь согласился.

        Вот начался бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, взмолился Огонь: «Не туши меня, человек, верой и правдой буду тебе служить». Пожалел его человек, заставил служить себе. Вот так и начал служить огонь человеку и стал его другом. Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер и стремится убежать от них и гулять по лесам, лугам, деревням, городам и тогда снова может прийти беда. С тех пор люди стали знать, что огонь нуждается в постоянном внимании, иначе он может из друга превратиться во врага. Сказка ложь, да в ней намёк, сущей правды здесь урок.

IV. Защита от лесных пожаров.

Учитель:

Ребята, к вашему вниманию ещё одна сказка «Лесные пожарные». ( Рассказывает ученик.) Возвращался солдат со службы домой. Путь был далёкий, трудный, да и день клонился к вечеру. Решил солдат отдохнуть. Разжёг костёр, попил чайку и лёг немного вздремнуть. А когда проснулся, солнце было уже высоко. Заторопился солдат - захотелось ему быстрее до дома добраться. Затоптал наскоро костёр ногами и ушёл. А один уголёк отскочил от солдатского сапога, покатился и попал прямо в муравейник, который находился неподалёку. Муравейник моментально загорелся. Муравьи испугались, выбежали из него и давай лесных друзей на помощь звать, чтобы затушить огонь. Вот и сорока – белобока тут как тут. Увидела, что муравейник горит, полетела всему лесу сообщать. Летит, стрекочет: « Беда! Беда! Муравьиный дом горит! На помощь! На помощь!» Услышал медведь о муравьиной беде, схватил бочонок с водой и побежал на помощь. Повстречал зайцев: «Куда спешишь, Михаил Иванович?». Медведь и говорит: «Беда! Муравьиный дом горит! Бегу друзьям помочь!» «Мы тоже хотим помочь нашим лесным друзьям, не оставим их в беде», - говорят зайцы. И поскакали к ручью бобров искать. А бобрам уже сорока сообщила о беде. Взялись бобры за дело дружно. Строят запруду, а кроты роют канал прямо к муравейнику. Вот вода потекла по вырытым каналом. Лесным жителям стало легче тушить огонь. Работа закипела быстро. И огонь отступил. Все лесные обитатели радовались, что не дали огню сжечь весь лес. Так дружба лесных жителей победила огонь.

_ Ребята, а как вы поступили бы вместо солдата? ( Ответы учащихся)

Учитель: Рассказ о защите от  лесных пожаров.

Основным виновником возникновения лесных пожаров является человек, его небрежность при пользовании в лесу огнём во время работы и отдыха. Большинство пожаров возникает в местах сбора грибов и ягод, во время охоты, от брошенной горящей спички. Во время выстрела охотника вылетевший из ружья пыж начинает тлеть, поджигая сухую траву. Часто можно видеть, насколько завален лес бутылками и осколками стекла. В солнечную погоду эти осколки фокусируют солнечные лучи, как зажигательные линзы. Не полностью потушённый костёр в лесу служит причиной последующих больших бедствий. Ещё одной из часто встречающихся причин загорания лесов являются грозовые разряды.

В лесных массивах наиболее часто возникают низовые пожары, выжигающие лесную подстилку, подрост и подлесок, валежник, корневища деревьев. В засушливый период при ветре представляют опасность верховые пожары. При горении торфа и корней растений существует угроза возникновения подземных пожаров, распространяющихся в разные стороны. Способность торфа самовозгораться и гореть без доступа воздуха и даже под водой представляет большую опасность.

Предупреждение лесных и торфяных пожаров.

О наступлении в лесу пожароопасного сезона население узнаёт из средств массовой информации. Важными мерами по предупреждению пожаров в этот наиболее опасный период являются полное запрещение разведения костров, временное прекращение доступа в лес, а также приостановка работ на территориях лесохозяйственных участков, лесничеств и лесхозов. В период высокой пожарной опасности, исходя из условий погоды, у дорог при въездах в лес выставляются контрольные посты из работников лесной охраны, автоинспекторов, которые обязаны предупреждать водителей транспорта, а также граждан, о правилах поведения в лесу.

Действия населения при возникновении лесного (торфяного) пожара.

В случае, если вы оказались вблизи очага пожара в лесу или на торфянике и у вас нет возможности своими силами справиться с его локализацией и тушением, немедленно предупредите всех находящихся поблизости о необходимости выхода из опасной зоны. Пламя небольших низовых пожаров можно сбивать, захлёстывая его ветками лиственных пород, заливая водой, забрасывая влажным грунтом, затаптывая ногами. Торфяные пожары тушат перекапыванием горящего торфа с поливкой водой.  

В пожароопасный сезон в лесу запрещается:

  • Бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу;
  • Употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;
  • Оставлять в лесу промасленный или пропитанный бензином, керосином  обтирочный материал;
  • Оставлять на освещённой солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла;
  • Выжигать траву, а также стерню на полях;
  • Разводить костры.

Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу!

Учитель: Мы с вами живём на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе летают стаями птицы, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе.  Говорят на одном языке, делают одно общее дело и называется народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без лесов, полей, рек, озёр. Михаил Пришвин, русский писатель, который написал много произведений о природе, сказал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

1Ученик: Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

2 ученик:

Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь:
Всё это называется природой.
Давайте же всегда её беречь!

Учитель:

Как вы поступите, чтобы не причинить вреда природе? Дайте краткий ответ.

1. На дорожке прыгает маленький птенец, который никак не может взлететь. Ваши поступки.

2. Ребята поставили палатки и пошли в лес за лапником ветками ели, чтобы приготовить место для ночлега.

3.Вы нашли гриб, но не знаете, настоящий это белый или ложный. Что делать?

4. Ребята гуляли со щенком в лесу. Вдруг они заметили, что его нет рядом. Они его звали, кричали, но так и не нашли.

5.Вы увидели, что на берегу озера мужчина моет машину.

6. Составь правила поведения в лесу.

7. В предложенных ситуациях выдели и объясни неправильные действия детей.

8. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра.

9. На земле валялась бумага, полиэтиленовые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре.

Учитель:

Я приготовила вам загадки и задачки о лесе. Кто правильный даст ответ получит от меня награду.

Дуб:

Я дерево могучее, я леса санитар.
И знает это дерево любой – и стар, и мал.
Расту до самой старости и сто, и двести лет.
Мой ствол, большой, могучий, ты не обхватишь, нет.
Любому дам я силу, и всем, конечно люб.
Меня узнали, дети, ведь я - могучий…..

Береза:

Я деревце российское, я деревце-краса!
Собою украшаю я летние леса.
В лесу далёко виден мой белый нежный стан.
С зеленою каймою мой летний сарафан.
И символом российским недаром я зовусь.
Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.
Проще не найти вопроса,
Что за дерево? ……

Осина:

Всегда от холода трясусь,
Всего-всего в лесу боюсь.
Не береза, не рябина,
Я – пугливая…..

Ива:

Над рекой склоняюсь,
В речке я купаюсь.
В воду ветви опущу,
Целый день их полощу.
Посмотрите, как красива.
Догадались? Это …..

Сосна:

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту,
В высоту.
Коль расту я на опушке,
Ветки только на макушке.
Вверх тянусь я как струна,
Корабельная…..

Учитель: Ну-ка, ветер, паренек,
Дуй, веселый наш дружок!
Вы ж, деревья, не стесняйтесь,
На полянке покачайтесь!

А теперь мы поиграем все,
В словесную игру.
Кто скажет, кто знает,
Какой лес бывает?
Внимание, внимание,
Слушайте задание!
Любит подберезовик
Лес, какой? (Березовый)

 Дуб налево, дуб направо,
Это что у нас? (Дубрава)

Любит подосиновик
Лес, какой? (Осиновый)

Ели словно на подбор,
C красной шапкой мухомор,
Спрятался бездельник,
В вечнозеленый (Ельник)

Сосны вышли на бугор,
Лес такой – сосновый (Бор)
 

Учитель: Вы хотите поиграть? ... Будем листья собирать.

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЕТ ЛИСТЬЕВ?»
На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья с определенного дерева. Кто соберет больше на свое дерево?  

 ИГРА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ «КТО БЫСТРЕЕ?»
На полу по кругу раскладывают листья (их количество - на один меньше, чем игроков). Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры.

1 ученик: Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!

2 ученик:  В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить,
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!

3 ученик: Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим!

4 ученик: Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется всё это,
Давайте же её любить всегда!  

V. Итог. Ребята, давайте построим дом, где мы с вами были бы здоровы и счастливы. Выбирайте кирпичики, которые подойдут для этого дома. И жить в нём будут счастливые люди. ( Смотреть приложение №2)  

Счастливые люди.

Кислотный дождь.

Очистительные сооружения.

Горы мусора.

Радуга.

Зелёные насаждения.

Пожары.

Затоптанные цветы.

Грязные реки.

Браконьерство.

Грибной дождь.

Чистый воздух.

Цветущие растения.

_ Проверьте, такой у вас получился дом. В таком доме каждый человек будет здоров и счастлив. Ведь наша жизнь и здоровье зависит от того, как мы будем беречь и охранять природу.

Я надеюсь, мой урок

Будет вам, ребятам, впрок.

Чтобы вы дары природы

Умножали год от года.

Чтобы было что опять

Своим внукам передать.

Мы свою природу – мать

Должны любить и охранять!

VI. Заключительная часть: Исполнение песни «Не рвите цветы».

 

Приложение №1

Кроссворд

По горизонтали:

1.Жидкость, используемая для тушения пожара. ( Вода)

2.Средство для тушения. ( Багор)

3.Прибор, при помощи которого можно сообщить о пожаре. (Телефон)

4.Вид транспорта. (Машина)

5.Один из главных предметов для борьбы с огнём. (Огнетушитель)

По вертикали: огонь.

                                                                 

1в

о

д

а

2б

а

г

о

р

3т

е

л

е

ф

о

н

4м

а

ш

и

н

а

5о

г

н

е

т

у

ш

и

т

е

л

ь

Приложение №2.

Счастливые люди.

 

Литература.

1. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. – Издательство «Либерея- Бибинформ», 3 / 2003, с. 82.
2. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. – Мн.: ООО «Асар», 2001.
3. Луконина Н. Н., Чадова Л. Е. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. – М.: Айрис – пресс, 2001.
4. Праздник в школе. – Книжная серия для учителей, родителей и школьников: В гармонии с природой. – Мн., 2001.
5. Рыжова Н. А. Не просто сказки: Экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: 2002.
6. Научно-методический журнал. Классный руководитель. – М.: 2 / 2003, с. 41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“ Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?”

Цель: Воспитать у детей положительное отношение к природе; подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это    богатство нашей Родины; учить ...

Внеклассное мероприятие на тему: “ Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?” (устный журнал "Будь природе другом")

Внеклассное мероприятие "Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?" для учащихся 2-4 классов по окружающему миру проводится в форме устного журнала. Цель:Подвести к пониманию значения ле...

Сценарий праздника для учеников начальных классов "Почему мы с лесом дружим"

Раскрывает для детей значение леса в жизни человека....

Презентация Исследовательская работа ученика 3 класса на тему " Почему люди врут?"

Презентация Исследовательская работа ученика 3 класса на тему "Почему люди врут?".Вопросы для исследования:1. Неужели все врут?2.Зачем люди врут?3. Причины лжи.4.Кто врет больше?5.Можно ли распознать ...

Урок окружающего мира по теме «Почему на Луне не живут люди?»

Планируемые результаты: - учащиеся расширяют знания о Луне,- осознают их важность и необходимость.Цель урока: - узнать почему на Луне не живут люди (для детей);- формировать информационную  и ком...

Урок окружающего мира по теме «Почему на Луне не живут люди?»

Урок окружающего мира по теме «Почему на Луне не живут люди?»(1 класс)Планируемые результаты: - учащиеся расширяют знания о Луне,- осознают их важность и необходимость.Цель урока: - узнать...

"Почему мы с лесом дружим"

Учить детей видеть красоту леса и радоваться ею, бережное отношение к природе....