Внеклассное занятие для учащихся 2-го класса «Зимующие птицы»
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Мартыненко Светлана Юрьевна

Цель занятия: расширять  представления учащихся о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;

Задачи:

- актуализация знанийучащихся  о птицах; расширениезнаний учащихся о зимующих птицах и помощи им;обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;

- коррекция и развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умозаключений), памяти, внимания, воображения, слухового и зрительного восприятия; активизация активного и пассивного словаря, совершенствование умения составлять простые распространённые предложения; развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и личностных качеств учащихся;

- привитие любви к окружающему нас миру;воспитание ответственного отношения к природе на примере посильной помощи детей птицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие для учащихся 2-го класса

 «Зимующие птицы»

Воспитатель: Мартыненко С.Ю.

Цель занятия: расширять  представления учащихся о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;

Задачи:

- актуализация знанийучащихся  о птицах; расширениезнаний учащихся о зимующих птицах и помощи им;обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;

- коррекция и развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умозаключений), памяти, внимания, воображения, слухового и зрительного восприятия; активизация активного и пассивного словаря, совершенствование умения составлять простые распространённые предложения; развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и личностных качеств учащихся;

- привитие любви к окружающему нас миру;воспитание ответственного отношения к природе на примере посильной помощи детей птицам.

Оборудование: ММУ, презентации «Покормите птиц зимой», «Птицы»;

предметные картинки и плакаты с изображением домашних и диких птиц; загадки о птицах; выставка рисунков “Птицы зимой”; семена подсолнечника, калины, овса, арбуза, тыквы, кусочки сала; раскраски с изображением синицы и снегиря, цветные карандаши; буквы С,И,Н,И,Ц,А,С,Н,Е,Г,И,Р,Ь на магнитиках.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

- Улыбнитесь,  ребята. Подарите свою добрую и счастливую улыбку друг другу и гостям.

II. Сообщение темы и целей занятия.

- О ком мы будем говорить сегодня на занятии, вы должны догадаться. Тема спрятана в загадке.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…(птица)

- Сегодня на занятии наш разговор пойдет о птицах. СЛАЙД 1

Мы вспомним названия птиц и будем говорить о том, как мы можем помочь им в холодную зиму.

Пальчиковая гимнастика «Птичка». СЛАЙД 2

ptica

Пальчики – головка,

Крылышки – ладошки.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

СЛАЙД 3

III. Основная часть занятия.

1. Актуализация знаний о птицах, их отличиях от животных.

- Чем птицы отличаются от других групп животных? Давайте поиграем в игру  “Да-Нет”.

Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - группа птиц.

Методика проведения: воспитатель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши.

- Если вы услышите признаки птиц, то похлопайте в ладоши, если нет - молчите.

•        Тело покрыто шерстью…

•        Тело покрыто перьями…(+)

•        Есть зубы…

•        Есть клюв… (+)

•        Отыскивают птицу с помощью клюва и лап… (+)

•        Две пары ног…

 Есть клыки…

 Длинный пушистый хвост…

•        Эти животные летают… (+), плавают …(+), издают звуки …(+),

бегают…(+), зимуют с нами… (+), улетают зимой в теплые края... (+)

- Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края” и  “зимуют с нами?”.

Вывод: есть птицы, улетающие в теплые края, и зимующие птицы.

2. Разминка. Отгадывание загадок о птицах. СЛАЙД 4

Хоть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.

Кто же я? (Синичка)

                        Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

Бела как снег,

Черна как жук,

Вертится как бес,

А повертка в лес.  (Сорока)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крошки собирает. (Воробей)

«Сотру, сотру» - кричит,

В кору, в кору стучит.

Живет в глуши лесной.

И летом и зимой

Старательный работник,

Лесной носатый плотник. (Дятел)

3. Речевая игра «Скажи наоборот».

  • Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
  • Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
  • Дятел длинноклювый,  а воробей – какой? (короткоклювый)
  • У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой?( маленький и тонкий)
  • У снегиря грудка красная, а у синички — …?(жёлтая)

4. Речевое упражнение «Назови ласково»

  • Птица – птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло — … (крылышко)
  • Хвост — …(хвостик)
  • Клюв — …(клювик)
  • Синица — …(синичка)
  • Птенец — …(птенчик)
  • Воробей — …(воробышек)
  • Голубь — … (голубок)

5. Рассказ воспитателя о клестах, дятлах  и совах:

а) клёст: СЛАЙД 5

- Меня зовут клёст. Я считаюсь святой птицей. Если присмотреться, у меня клюв похож на крестик. Я живу в еловых и сосновых лесах, ведь мой корм – это семена хвойных растений, а созревают они зимой.

В феврале появляются птенцы, но птенчики не замерзают, у них пушистое оперение. К тому же один из родителей всегда находится в гнезде и обогревает и кормит их.

б) дятел: СЛАЙД 6

-А теперь послушайте ещё об одной птице.

Гнезда дятлы устраивают в дуплах, которые выдалбливают сами. Долбят по очереди самец и самка. Высиживают птенцов тоже по очереди. Дупла дятлы выдалбливают в деревьях с подгнившей серединой. Здоровым деревьям дятлы никакого вреда таким строительством не наносят. После дятла этим дуплом пользуются другие птицы, так как дятел не селится два раза в одном и том же гнезде.         

        Суровые времена для дятлов — осень и зима. Так как насекомых нет или они очень глубоко спрятались, то дятлы переходят на растительный корм. Они лущат шишки, едят семена других растений, которые можно найти.

Но дятел, оказывается, может разорять гнёзда других птиц, что бывает, правда, очень редко.

-К нам, ребята, прилетела ещё одна гостья. Послушайте, что она расскажет о себе.

г) сова: СЛАЙД 7

-А что вы знаете о нашей хозяюшке – сове?

Совы - очень интересные птицы. О них сложено много легенд, поверий и сказок. Из-за необычной внешности, страшного голоса, бесшумного полета и ночного образа жизни люди боялись этих птиц.

        Сову часто называют лесной, или пернатой, кошкой. Почему? Оба животных ведут ночной образ жизни, хорошо видят в темноте и ловят мышей.

        Сова — единственная птица, у которой оба глаза находятся «на лице», а не по бокам головы. Повернув голову, сова может увидеть свою спину, такая у нее шея.

        Слух у сов в пятьдесят раз острее, чем у человека. Такой слух необходим сове, чтобы находить под снегом бегущих мышей. Ученые подсчитали, что одна сова уничтожает за год в среднем 1000-1200 мышей. Это значит, она спасает около тонны хлеба, то есть столько, сколько за год съедает примерно 10-11 человек.

6. Физминутка “Птички”

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземлиться нам пора. (Дети садятся за парты)

7. Беседа с учащимися по вопросам с опорой на имеющиеся у них знания.

Как живут птицы зимой?

- Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди!

- Как люди готовятся к зиме?

(Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье).

- А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки?

(Звери – зайцы, лисы, волки.)

- И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее. Между перышками у птиц – воздух. Он не пропускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

- Наверное, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. СЛАЙД 8

 (Попросите ребенка показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках.) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают?

СЛАЙД 9

- Птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. В полете тело птицы со всех сторон обдувается холодным морознымвоздухом и птичка быстрее замерзает на лету.

- А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

- Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла.

СЛАЙД 10

- Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться?

-  Для того, чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше, чем летом. С раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом – поиском еды.День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить. СЛАЙД 11

- Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему?

(Зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).

8. Просмотр видеоролика «Где зимуют птицы?»

- Зимующие  птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, сильного мороза.

- Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла?

(Легче раздобыть пищу.)

- Почему нужно помогать птицам зимой?

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка) СЛАЙД 12

- Как мы можем помочь зимующим птицам?

(Подкармливать и делать кормушки)

9. Показ образцов  кормушек (на слайде и реалистичная). СЛАЙД 13

10. Рассказ воспитателя «Чем кормить птиц?» СЛАЙД 14

- Послушайте и запомните, чем можно кормить птиц.

Кусочки сала(показать) и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно предварительно подсушить и  мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам перловую крупу и горох, разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшено. Семена подсолнечника нравятсявсем птицам,  арбузные семена - синицам, пшено -воробьям, синицам, тыквенные семечки - синицам, воробьям;  калина - снегирям.  

Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц.

- Чем можно угощать птиц зимой? Назовите(педагог показывает семена – дети называют).

-Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.

                                               ПРАВИЛА:
- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.
- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время.

Птицы будут сами прилетать к этому времени.
- Кормить птиц нужно каждый день.

10. Практическая работа.

На столе лежат семена арбуза, тыквы, подсолнуха, овес,  ягоды калины, кусочки сала и т.д.

Задание:  чем покормить синицу, снегиря, воробья.

Синицы: сало, овсянку, семечки, арбуз, тыкв.семечки;

Снегири: калина,

Воробьи: пшено, хлеб.

11. Беседа о птицах зимой. СЛАЙД 15

- В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Зимой много птиц погибает от голода, человек должен помочь им. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.

Вывод: те птицы, которые приспособились к холоду, находят корм сами или их подкармливают люди – выживают. А мы обязательно им в этом должны помочь.

12.Хотите верьте – хотите проверьте(народные  приметы о зимующих птицах). 

  • Воробьи дружно чирикают – значит,  будет оттепель, тепло.
  • В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
  • Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
  • Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
  • Синички с утра пищат – значит,  будет мороз.

12. Чтение детьми стихотворения «Покормите птиц зимой!» (сопровождается показом презентации)

СЛАЙД 16

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались как домой,

Стайкой на крыльцо.

СЛАЙД 17

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

СЛАЙД 18

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

IV. Обобщающая беседа по теме занятия.

СЛАЙД 19

1. Игра «Прятки».

- Птички замёрзли, вы – немного устали. Поиграем в игру «Прятки». Назовите птиц на слайде. «Засните». «Проснитесь» . Кто спрятался? (проводится несколько раз)

2. Игра «Фотолюбители».

- Поиграем в игру. Сначала составим названия некоторых зимующих птиц из букв (СИНИЦА, СНЕГИРЬ).

- Поднимите руку, у кого «фотография»  синицы , а теперь – у кого «фотография» снегиря. Запишите в пустые клеточки название птицы, изображённой на вашей фотографии. (Педагог проверяет)

- У вас черно-белые фотографии и сейчас мы превратим их в цветные, а помогут нам в этом цветные карандаши.

3. Фотовыставка.

(Разместить «фотографии» птиц на доске, сделать учащимся комплимент).

- Как Вы постарались! Мне очень-очень нравится наша фотовыставка.

V. Итог занятия. СЛАЙД 20

Птицам, которые улетели в теплые края, там достаточно корма, а тем, которые остались зимовать с нами, трудно искать корм. И помочь им пережить трудную зиму должны мы, потому что мы учились этому на сегодняшнем занятии.

Спасенье птицы ждут от нас.

 Кормите их! Согрейте!

 Повесьте домик на суку!

 Рассыпьте крошки на снегу,

 А то и манной кашки…

 И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

 Взлетят пернатые друзья

 И пропоют, чирикая:

 "Спасибо вам великое!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы "День матери"

Конспект внеклассного занятия, сопровождающийся красочной презентацией. Может быть использован и для подготовки к утреннику, посвященному Международному женскому дню....

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы по правилам дорожного движения

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов содержит позновательный материал по изучению правил дорожного движения. В материале есть презентация....

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»Можно использовать как на уроках Окружающего мира ( УМК "Школа России"),  так и во внеур...

Школа вежливых наук, Сценарий внеклассного занятия для учащихся 1-5 классов

Школа вежливых наук. Цель -Научить детей речевому, познакомить с правилами вежливого общения, показать, что вежливость- это проявление уважения к людям, выраженная в словах, мимике, жестах, поведении....

Внеклассное занятие по окружающему миру: "Куштар бистин оннуктеривис" ("Птицы наши друзья")

Презентация для проведения внеклассного занятия по окружающему миру по теме: "Птицы наши друзья". Учителя могут использовать для своих уроков...

Внеклассное занятие по русскому языку, посвященное международному Дню птиц.

На занятии используются различного характера задания: вставить пропущенные орфограммы (безударные гласные), объяснить значение фразеологических оборотов, отгадать ребусы, вставить пропущенное слово в ...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...