Конспект внеклассного занятия с презентацией по теме "Будь природе другом. Помоги птицам перезимовать"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Кузьмина Ольга Николаевна

Внеклассное занятие "Будь природе другом. Помоги птицам перезимовать"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа № 5»

Занятие кружка по теме:

«Войди в природу другом. Помоги птицам перезимовать».

Разработано и проведено

 учителем  3-г класса

Кузьминой О. Н.

Февраль 2012 г.

Тема: Войди в природу другом. Помоги птицам перезимовать.

Цель: расширить знания детей о зимующих птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу о них.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственной норме.

Задачи:

Воспитательные:

1.Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.

2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.

Образовательные:

1. Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

2. Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

3. Обобщить и расширить представления детей  о зимующих птицах нашего края.

4. Обогащать пассивный словарь учащихся. Активизировать речь детей.

Развивающие:

1. Развивать в детях ответственность за братьев наших меньших.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Ребята, закройте глаза и попробуйте представить себе, что вы услышите. (Звучит отрывок записи « Пение птиц»)

- Итак, что вы представили сейчас?

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете, сейчас, зимой можно услышать такое  чудесное птичье пение?

- Почему?

- Когда поют птицы?  (Когда им тепло и они сыты)

2. Инсценировка (участвуют четвероклассники).

Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!  Кто в меня снежком пульнул?

Эти скверные мальчишки жить мешают воробьишкам.

То снежками, то рогаткой! А ведь нам и так несладко!

Появляется синичка:

Бр-р! Какой мороз трескучий! Где бы спрятаться получше?

Замерзаю на лету! Может быть согреюсь тут? ( Замечает воробья)

Чик-чирикин! Что с тобой? Ты взъерошенный такой!

Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише! Видишь там троих мальчишек,

Бессердечных, злых и грубых? Хорошо им в тёплых шубах,

В шапках, в куртках меховых! Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна! Птичья жизнь зимой ужасна!

Против нас мороз, бураны, да ещё и хулиганы!

Нас выслеживают кошки, и во рту с утра ни крошки!

Червячков и мошек нет, а без них какой обед?

Ой, как трудно жить на свете! Что нам делать? Кто ответит?

Появляется ворона:

Ну, морозы! Ну, морозы! Нос наружу – ой-ой-ой!

Даже белые берёзы в серой корке ледяной.

И голодная синица тихо плачет у окна:

« Негде греться и кормиться, ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной далью, ночи снежны и темны,

Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!»

- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой?

-Птицам на помощь должны прийти люди.

Читают ученики:

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных, ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,  

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

3. Постановка темы занятия.

-Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

- Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.

- Почему эта тема так важна сейчас?

-Сегодня мы выясним, как может помочь птицам каждый из вас.

4. Деление на команды.

Игра «Генералы и солдаты» (зимующие и перелётные птицы)

Воробей, сорока, голубь, дятел, синица, ворона, галка.

Соловей, аист, ласточка, грач, жаворонок, стриж, дрозд.


- Прочитайте. Как можно назвать одним словом?

- Почему мы разделились на две группы?

- Каких птиц мы называем перелётными? Зимующими?

5. Постановка задач урока.

- Давайте выберем задачи, которые подходят к нашему уроку?

  • Уточним, какие птицы зимуют в нашем крае.
  • Узнаем, какой корм можно класть в кормушку.
  • Исследуем, какие кормушки подходят для птиц.
  • Выясним, как помочь домашним птицам зимой.

6. Работа в группах.

- Вспомним правила работы в группах.

- Сейчас вам предстоит собрать картинки птиц, наклеить их , вывесить на доску и определить, как называются эти птицы. (3 конверта, начинаем с первого)

1 группа: голубь, снегирь, галка.

2 группа: воробей, сорока, синица.

- Что  объёдиняет этих птиц? (зимующие)

- С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?

- В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Что страшнее птицам зимой: холод или голод? Голод для птиц  намного страшнее, чем холод. Птиц греют перья, их бывает несколько слоёв. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, то она погибает.

- Что мы должны сделать, чтобы этого не случилось?

7. Презентация.

- Сегодня мы узнаем , какие ещё птицы зимуют в наших краях.

1) По дереву стучу,

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой-

Червячок-то будет мой.

Эту птицу называют «лесным доктором».Почему? Ребята, а что такое « кузница дятла»? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена).

2) Ну, а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Эта птица… (поползень)

Настоящий акробат-

Чистит все стволы подряд.

- Как вы думаете, почему эту птицу так назвали? Она действительно ползает по стволам деревьев, но делает это как настоящий акробат: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время птица работает- ищет насекомых в щелях дерева.

3) Кто в лесу живёт сосновом,

Носит крестик на носу?

И гнездо плетёт в ту пору,

Когда пурга поёт в лесу?

Не страшны ему метели,

Гнёзда вьёт зимой на ели.

Крик его отрывист, прост,

Криворотый красный …(клёст)

- Как вы думаете,  для чего клесту такой клюв? (доставать семена из-под чешуек шишек). А ещё клесты помогают и белке лакомиться  семенами шишек: птицы съедают только часть семян, а остальное - белка)

4)Выгоняют холода

Птиц из леса в города.

На рябину налетели

Дружной стаей…(свиристели)

- Свиристель – птица с хохолком на голове. Свиристели любят лакомиться ягодами рябины.

5)Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока)

-Для безопасности сороки ночуют стаями. Лишнюю пищу они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. Сороки любят все блестящие предметы.

-Этих птиц не часто увидишь возле наших домов, но они тоже нуждаются в нашей помощи. Как мы можем им помочь?

8. Инсценировка.

Появляется сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!

Чик-чирикин, как дела?

Ой, не терпится похвастать- я сегодня принесла

Сногсшибательную весть: будет всем нам, что поесть.

Рассказала мне подружка про какие-то кормушки.

Дескать дети есть такие - ну совсем-совсем не злые,

А как раз наоборот, помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:

Перестань трещать, сорока, о  еде, о жизни лёгкой,

Да ещё о добрых детях. Сказки нет глупей на свете!

Не поверю никогда, будто где-то ждёт еда!

Никому мы не нужны! Эх, дожить бы до весны…

Сорока возмущённо:

Чик-чирикин, ты не прав!

Разузнала я вчера: эти славные ребята называются юннаты.

Так летим же в школьный сад, ведь кормушки там висят.

Их, поверьте, там немало.

Есть на них зерно и сало, крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:

Нет, не верю всё равно!

Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела. Что-то кушать захотела

Я ещё два дня назад.

Кто со мною в школьный сад?

Воробей:

Так и быть, я полечу – я всю зиму есть хочу.

9. Физминутка.

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны,

Кар-кар-кар!

Целый день они летали,

Спать ребятам не давали.                                        

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают,

Ш-ш-ш-ш.

 10. Инсценировка.

Сорока:

-Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они неблагодарные, на них жалуются , привередничают и капризничают!

Воробей:

- Семечки в кормушке нераздавленные . Клюв вывихнешь, пока их раскусишь.

Ворона:

- Осталась голодной, обед- то ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков?

Синичка:

- Сало салу рознь! Могли бы вывесить несолёное, а то у нас от солёного сала животы болят.

Воробей:

- Прилетел перекусить, а кормушку снегом засыпало! До вечера семечки раскапывал.

Хоть бы навес сделали, что ли!

- Успокойтесь, птицы! Ребята вам помогут. Правда, ребята?

- Как видите, ребята, мало сделать кормушку и насыпать в неё корм. Надо ещё подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

11. Работа в группах.

1 группа -«Исследователи»

- Вы будете работать с кормушками. Вам нужно:

  1. исследовать кормушки;
  2. найти кормушки, которые правильно изготовлены.

1 кормушка – с навесом  без бортов;

2 кормушка – без навеса;

3 кормушка – с навесом и высокими бортами;

4 кормушка – выполнена правильно.

Инструкционная карта:

навес

бортики

№1

№2

№3

№4

2 группа – «Дегустаторы»

-Кто такие дегустаторы? (работа со словарём)

- Вы будете исследовать корм. Вам нужно:

  1. изучить корм;
  2. выбрать корм, подходящий для подкормки птиц.

Сало солёное

Сало несолёное

Семечки жареные

Семечки раздавленные

Семечки нераздавленные

Крошки белого хлеба

Крошки чёрного хлеба

Рябина

Дети работают в группах. По окончании  работы эксперты в группах делают отчёт.

  1. Правильность выполнения задания.
  2. Полностью ли выполнено задание.
  3. Как работала группа.

- Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц природные столовые?

- У птиц есть природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину! Не ломайте её ветки, чтобы не разрушать птичью столовую. Не надо ломать стебли высоких трав. На них много плодов и семян, которыми всю зиму кормятся птицы. Шишки  ели нужны клестам.

- Молодцы, ребята! Как вы думаете, что скажут теперь птички?

12. Инсценировка.

Появляются, не спеша, синичка и воробей.

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!

Я теперь люблю весь мир!

Был жестоким день обычный, оказалось, не со зла.

Людям я не безразлична! Я нужна им! Ну дела!

Воробей:

Да, в саду я убедился: на сороку зря сердился.

И теперь уж наяву до весны я доживу!

А весной мы дружно вместе будем петь вам люди песни,

Защищать от злой беды огороды и сады.

Ведь на сытый- то желудок нам, пернатым, ерунда

И любое время суток, и снега, и холода!

Обращается к синичке:

Ты со мной согласна?

Синичка:

Да! Я, сосед, с тобой согласна!

Как на свете жить прекрасно!

- Как отблагодарят летом нас птички за нашу доброту?

13.Создание «Добрых правил» друзей птиц»

- Можем ли мы с вами считать себя друзьями птиц? Давайте попробуем создать правила для других ребят, чтобы и они стали добрыми друзьями для птиц. (не кидай в птиц снежками, корми  птиц зимой, не ломай рябину, вешай кормушки, не стреляй в птиц из рогатки, не разоряй гнезд, не пугай птиц)

14. Подведение итогов.

- Ребята, а у кого дома есть кормушки? Теперь вы знаете, какой должна быть кормушка, знаете, какой корм нужно класть в кормушку. Следите, чтобы в кормушке всегда был корм. Он спасёт жизнь многим нашим пернатым друзьям. А когда вы идёте с родителями в лес, не забудьте взять с собой хлебные крошки или немного крупы.

Читают ученики:

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

15. Рефлексия.

- Вот наша кормушка. На эту кормушку сейчас прилетят птички. Подойдите по очереди к столу , выберете птичку и посадите её на кормушку.(красный цвет - хорошо, жёлтый – спокойно, синий – плохо)

-А теперь возьмёмся за руки. Сегодня мы сделали ещё один шаг в природу. Так будьте природе другом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Слайд 2

ДЯТЕЛ

Слайд 3

ПОПОЛЗЕНЬ

Слайд 4

КЛЁСТ

Слайд 5

СВИРИСТЕЛЬ

Слайд 6

СОРОКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный прооект на тему: "Помоги птицам перезимовать"

Предлагается разработанный и реализованный с учащимися класса социальный проект на тему: «Помоги птицам перезимовать».  В прессе работы над проектом формируются практические навыки трудовог...

Социально-значимый проект "Помоги птицам перезимовать"

Социально-значимый проект "Помоги птицам перезимовать"...

Конспект внеклассного занятия на тему "Берегите родную природу "

Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому....

Внеклассное мероприятие "Помоги птицам перезимовать"

Внеклассное мероприятие "Помоги птицам перезимовать"...

"Помоги птицам перезимовать"

Конспект классного часа, длоя 1 класс....

«Помоги птицам перезимовать»

На сегодняшний день при работе со школьниками большое значение имеют вопросы защиты окружающей среды и экологии. Особое место занимают темы экологического оздоровления нашей малой Родины, сохранение п...