Экскурсия в парк "Сказки старого дуба" (экологическое воспитание)
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Степанова Ольга Валериановна

Экскурсия в природу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в парк «Сказки старого дуба»

Цели:

•         обобщение знаний детей о лесе;

•         попытаться установить причины гибели деревьев в парке;

•         определение своих возможностей по спасению;

•         развитие воссоздающего и творческого воображения, логики, мышления;

•         воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе.

Место проведения: городской парк

Подготовка:

•         найти стихотворение И. Бунина «Листопад»;

•         иллюстрации к нему.

ХОД

•         Сегодня мы снова в нашем парке. Пришли мы сюда не только за тем, чтобы отдохнуть и полюбоваться им, но послушать и подумать. Кого послушать? О чём подумать? Об этом чуть позже. А пока давайте немного «разомнёмся».

•         Быстро отвечайте на мои вопросы «Да» или «нет». Если вы не согласны со мной, дайте свой ответ.

Наш парк — участок естественного леса. (Да)

Естественный - значит посажен человеком. (Нет. Вырос без помощи человека).

•В парке растут деревья: белоствольные берёзы (Да), могучие клёны (нет, могучие дубы), кудрявые клёны (да), медоносные рябины (нет, липы), вечно дрожащие осины (да), зелёные ели (нет, ели в парке не растут), пышные лещины (Нет, лещина это кустарник).

Лес — это множество деревьев на участке. (Нет. Лес — это не только деревья, но и травы, кустарники и животные

Итак, мы вспомнили, что лес — это растения и животные, которые живут сообща, помогая друг другу; т. е. это сообщество растений и животных.

•         Лес красив в любое время года. Многие писатели и поэты отразили это в своих произведениях. Имя русского поэта И.Бунина знакомо вам с уроков чтения. Вспомните строчки его стихотворения «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

В этом стихотворении есть и другие строки о Лесе.

Лес, точно терем без призора,

Весь потемнел и полинял,

Сентябрь, кружась по чащам бора,

С него местами крышу снял.

И вход сырой листвой усыпал;

А там зазимок ночью выпал

И таять стал, всё умертвив...

Какой из отрывков подходит к настоящему состоянию парка? (Последний). Определите подходящие иллюстрации к этим отрывкам. Вспомните и назовите все этапы осени (ранняя, золотая, поздняя, предзимье).

• А теперь наступило время слушать и думать. Пришли сюда сейчас, именно в пору осени, неслучайно. Лес обнажился, посветлел, стало хорошо просматриваться вокруг. Посмотрите внимательно:         что

бросается вам в глаза?

В парке много поваленных деревьев.

Парк сильно засорён.

Действительно, именно теперь очень заметно, как много деревьев повалилось; а многим не дают упасть соседи, которые подставили им свои ветви. Подумайте и назовите причины этого явления.

•Деревья старые.

•Деревья болеют (чага, нарост).

Портят деревья и жуки-короеды.

Их ломают люди, портят кору.

А теперь, ребята, послушайте, что я услышала у старого дуба.

«Я уже старый, такой старый, что и вспомнить не могу, сколько я простоял в этом лесу. Каждый год на моих ветках созревают крепкие жёлуди - мои сыновья. Уж как я их холю: и пою их в досталь, и кормлю, и раскачиваю на своих ветках. Но вот беда. С давних военных пор застрял во мне кусок снаряда. Рана вроде и затянулась, но постоянно о себе напоминает, особенно в непогоду; когда налетает сильный ветер, заставляет меня гнуться и скрипеть. Ох, боюсь, что скоро сил не хватит держаться»

Этот рассказ подсказал вам ещё одну причину гибели деревьев? Оказывается, деревья в войну тоже страдали, погибали.

В последнюю бурю дуб не выдержал и упал. Падая, он подумал: «Я ведь ещё мог бы...»

Вот теперь вы внимательно послушайте и скажите, о чём думал дуб, если рассказ его назывался бы «Печаль»

Я мог бы жить ещё 200 лет.

Я мог бы кормить птиц и зверей своими плодами.

Я мог бы радовать людей своей красотой.

Я мог бы выделять кислород.

Я мог бы сохранять влагу.

А теперь назовём рассказ «Радость» и подумаем, что могло порадовать дуб? Наконец-то я отмучился.

На моём месте вырастет молодой, сильный дуб.

Из меня сделают спички.

Меня отвезут в мастерские и сделают что-нибудь нужное.

 Я пойду на топку.

Под моим стволом построит нору ёж.

•         Какое настроение навевают сказки старого дуба?

•         Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы изменить что-то вокруг?

Убрать мусор.

Спилить сломанные деревья.

Посадить новые деревья.

В заключение я хочу напомнить, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят! Мусор в парке - это наша невоспитанность. Сажать деревья - это Здорово. Говорят, что каждый мужчина должен посадить дерево, построить дом и вырастить детей. Но сажать надо уметь: выбрать место, подготовить его для посадки, подобрать породу дерева. И помните:

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они –

На планете мы останемся одни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

  Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

Экскурсии в воспитании младших школьников.

Экскурсии имеют огромное влияние на развитие наблюдательности, воображения, чувств ребёнка. Экскурсии проводятся в течение всего учебного года. Можно проводить экскурсии в игровой форме, использовать ...

Старый Нижний-глазами молодых-виртуальная экскурсия

Виртуальная экскурсия по Нижнему Новгороду...

Экскурсия по Старой Ладоге.

Виртуальная экскурсия по Старой Ладоге.Первый город нашего края."Путь из варяг в греки".Музей - заповедник "Старая Ладога"...

Статья "Воспитание детей с ОВЗ: старым постулатам – нет, а новые еще четко не сформированы".

Бесконечное стремление успевать за НТП мирового сообщества, а также не менее стремительные изменения в системе образования, заставляют нас еще более часто задумываться о том, как прогрессирует совреме...

Воспитание детей с ОВЗ: старым постулатам – нет, а новые еще четко не сформированы.

Статья является помощником в переосмысление обществом своего отношения к детям с ограниченными возможностями....