Выступление на педсовете "Психологический комфорт младших школьников на уроке"
методическая разработка на тему

Нина Ивановна Плющева

В настоящее время учёные в области педагогики психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования. Об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребёнку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический комфорт младших школьников на уроке

1слайд:  природа .Вступительная часть .На улице мороз, но как красиво! Какие красивые деревья! Настроение поднимается несмотря на актированный день для нач шк. ,даже не замечаешь, что на улице сильно холодно! Чувствуется от красоты этой природы внутренний комфорт.

2 слайд.Что такое КОМФОРТ?

Комфорт- заимствовано из англ языка, где «комфорт» поддержка, укрепление. ( Этимолог. Словарь Н М Шанский)

Комфорт это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие , уют.( Толков.словарь русского языка С И Ожегова)

3 слайд: Что такое психологический комфорт? – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово»комфорт»? ( слова должны начинаться с первой буквы сова)

Комфорт-(Красота, органичность, мама, фантазия, отдых ,радость, тепло)

В настоящее время учёные в области педагогики психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования. Об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребёнку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

В развивающей системе обучения Л В Занкова , в образовательной системе «Школа 2010» да и в традиционной программе принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех  стрессообразующих факторов учебного процесса , создание в школе и на уроке такой атмосферы , которая расковывает детей , м в которой они чувствуют себя «как дома»

Никакие успехи а учёбе не принесут пользы , если они « замешаны « на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребёнка и усвоения им знаний.От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям , к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие детей.

Я не допускаю у детей комплексов неуверенности в себе ( девочка Саша И .-Выступление с проектом в НОУ) В классе я не делю детей на «хор» и «Плох», «умных « и «Тупых».

Каждый ребёнок в моём классе ощущает мою веру в его силы. Ситуация успеха ( Я могу) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности , помогает осознать своё продвижение вперёд.

Моя задача как учителя организовать определённую систему мер по созданию психологического комфорта млад шк-ков на уроке.

  • 4 слайд
  •  Создать интерес на уроке к предстоящей работе(создаю ситуацию успеха через проблемный вопрос, использую поисковый метод.В 1 кл присутствие сказочного героя с загадками , четверостишеяим)
  • Мотивационное начало урока ( музыка. Четверостишия)
  • Дифференцированная работа с учениками с разным уровнем развития
  • Включение обучающихся в познавательную деятельность на всех этапах урока( через парную и групповую работу
  • Самостоятельный выбор заданий обучающими( творческие задания и моя методическая тема «творческие виды работ на уроке как средство развития креативных способностей млад шк-ков)
  • Создание ситуации успеха для каждого ученика
  • Надо уметь слышать ученика , быть терпеливым к различным мнениям( иногда , не дослушав ответ ученика , учитель останавливает его, а я в это время применяю технологию модерации,  эта технология предусматривает такую позицию учителя, когда принимается любое мнение ученика)
  • Создавать эмоционально-положительные отношения к уроку
  • Предоставлять ученикам право выбора на самооценку
  • Поддерживать интерес к уроку на протяжении всего урока
  • Итак. Образовательное учреждение несёт ответственность за качество образования своих выпускников. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние  психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
  • В Концепции модернизации российского образования  говорится: «Доступность качественного образования означает государственные гарантии :обучения в условиях , гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность». Кроме того, отмечается , что образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также опыт самостоятельной деятельности и личной  ответственности обучающихся, инициативности , самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе»
  •  Такая личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребёнку с 1 кл предоставляется возможность выражать своё «Я» , делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями ; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений, где создаются условия для самоутверждения ребёнка с учётом сильных сторон его личности, где формируется взгляд на другого человека как на безусловную  ценность .
  • Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда , атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей , и психотерапевтической , и психокоррекционной ибо в этой атмосфере исчезают барьеры , снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную  деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
  • Закончить свое  выступление хочу притчей: Жил мудрец, который всё знал. Один человек захотел  доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи , мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая ? А сам думает : «Скажет  живая – я её умертвляю. Скажет мёртвая- выпущу». Мудрец подумав, ответил : «Всё в твоих руках»
  • 7 слайд В наших с вами руках возможность создать в школе такую атмосферу , в которой дети будут чувствовать себя «как дома»  
  • 8 слайд Рекомендации учителям: дарите детям улыбку, будьте терпеливы, создавайте ситуации успеха, радуйтесь вместе с детьми восходу и заходу солнца , пению птиц и такой красивой природе которая стоит вот уже несколько дней.
  • Учитель высшей категории Плющева Нина Ивановна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологический комфорт на уроке 1 Плющева Нина Ивановна Учитель начальных классов

Слайд 2

Что такое комфорт? Этимологический словарь Н.М.Шанский Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова 2

Слайд 3

красота органичность мама фантазия отдых радость тепло комфорт 3

Слайд 4

Борис Слуцкий «Ничему меня не научит То, что тычет, талдычит, жучит….» 4

Слайд 5

Система мер по созданию психологического комфорта на уроке Создать интерес на уроке к предстоящей работе Мотивационное начало урока Дифференцированная работа с учениками с разным уровнем развития Включение обучающихся в познавательную деятельность на всех этапах урока Создание ситуации успеха для каждого ученика 5

Слайд 6

Надо уметь слышать ученика , быть терпеливым к различным мнениям Создавать эмоционально-положительные отношения к уроку Представлять ученикам право выбора на самооценку Поддерживать интерес к уроку на протяжении всего урока 6

Слайд 7

Всё в наших руках. 7

Слайд 8

8 Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке.

В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в образовательной системе “Школа 2100” принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообраз...

"Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке"

В статье рассматриваются эмоционально-личностные особенности младших школьников;разрабатывается система мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке....

Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроках

Разбудить мысль каждого ученика – основная задача начальной школы. Я считаю, что ребенок — это носитель своего предназначения и своей неограниченной огромной энергии. Он — явление нашей жизни. И поэто...

Выступление на педагогическом конкурсе. Статья "Создание ситуации успеха как фактор, обеспечивающий психологический комфорт младших школьников"

В данной статье вы найдёте некоторые рекомендации по созданию комфортного психологического климата в классе....

«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке»

Презентация на тему : «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке»...