Превентивное занятие для учащихся 3 - 4 классов "Почему люди употребляют алкоголь?"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Свешникова Ирина Борисовна

Конспект занятия построен  в форме работы учащихся малыми группами в сопровождении врача - валеолога (педиатра). При необходимости, занятие может провести социальный педагог или классный руководитель в рамках курса "Все цвета, кроме чёрного" или как классный час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_preventivnogo_zanyatiya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

 «Все цвета, кроме чёрного».

Превентивное занятие для учащихся 3 - 4 классов.

Тема: «Почему люди употребляют алкоголь?»

Цель: Предупреждение употребления учащимися ПАВ (алкоголя), как условие успешной школьной адаптации при переходе в среднее звено обучения.

Задачи: 1. Выяснить причины (психологические, физиологические) начала употребления алкоголя.

2. Дать представление об алкогольной зависимости, механизме её возникновения; понятия «злоупотребление алкоголем», «хронический алкоголизм».

3. Формировать навыки позитивного решения проблем.

Участники: учащиеся, социальный педагог, врач – педиатр.

Организация рабочего пространства: столы расставлены для работы в   4–х группах по 4 – 5 учащихся в каждой. На  столах цветные таблички (синий, жёлтый, зелёный, красный «смайлик»).

Материалы для занятия:

Цветные смайлики по количеству детей в классе (4 цвета) для деления  на группы; цветные бейджики для  «полномочных представителей», т.е.  руководителей группы;  плакат с групповыми правилами работы; раздаточный материал для работы в группах и коллективной работы см. в ПРИЛОЖЕНИИ, «фоторобот» - стадии внешней деградации человека, употребляющего алкоголь (из пособия «Детство без алкоголя»); колба, реторты, краски (жёлтая и синяя) для организации опыта; 2  пословицы, разрезанные на отдельные слова (размещаются по стенам класса); опорные таблички с изображением: тучек (2 малых и 2 больших), солнышек (больших жёлтых, красные  - большое и маленькое), алкогольных напитков (2 штуки); 4 конверта с опорными словами; клей карандаш (по 2 на каждую группу); фломастеры, магниты, скотч.

Предварительная работа:

Цикл превентивных занятий «Все цвета, кроме чёрного» с  использованием комплекта наглядно – методических пособий «Детство без алкоголя» (социальный педагог). Индивидуальные и групповые беседы,  участие в занятиях «Все цвета, кроме чёрного» (врач – педиатр).

Ход занятия:

Организационные моменты.

  • деление на группы  по цвету смайлика;
  • напоминание о соблюдении правил групповой работы, принятых учащимися (плакат);
  • произвольный выбор «полномочных представителей» (руководителей группы) по наличию смайлика на спинке стула, вручение им бейджика с отличительным знаком;
  • определение  темы занятия

1 этап. Обмен жизненным опытом.

Игра «Ассоциация» (проводит соц. педагог).

Задание: Назовите слова, мысли, образы, которые у вас возникают, когда вы слышите слово «алкоголь».

Предполагаемые ответы: Болезнь, опьянение, конфликты, иллюзии…

Вывод: Все ассоциации, которые вы назвали,  являются негативными. Тем не менее, определённая часть подростков и взрослых регулярно употребляют алкоголь.

Задание: Какие качества появляется в характере человека, часто употребляющего алкоголь?

На доске:

  • «фоторобот» - стадии внешней деградации человека, употребляющего алкоголь;
  • табличка с ключевым словом «алкоголь» .

Необходимо подобрать слово – характеристику на каждую букву ключевого слова. Строки таблички постепенно открываются.

Предполагаемые ответы:

Алкоголь: агрессивность, лень, конфликтность, обидчивость, грубость, гнев, озлобленность, ложь.

Получился притягательный портрет?

2 этап. Систематизация и дополнение имеющихся знаний.

  1. Мини – лекция «Злоупотребление алкоголем и его последствия» (проводит врач).

Вы уже знаете о том, что даже если алкоголь попадает в организм однократно, органы и системы испытывают на себе его негативные воздействия. Но когда действие алкоголя проходит, здоровый организм человека собирает все свои силы и, через какое – то время, способен восстановиться.

А что произойдёт, если алкоголь будет попадать в организм не один раз, а часто и регулярно, как это бывает, когда у человека сформировалась привычка употреблять алкогольные напитки?

Предполагаемые ответы: Организм не будет успевать восстанавливаться, ухудшение здоровья, формируется зависимость…

Предлагаем провести опыт.

Демонстрация опыта (проводит соц. педагог).

Берём колбу с подкрашенной акварельной  жёлтой краской водой  и  стакан синей водой.  Стакан с жёлтой краской символизирует здоровый организм человека – недаром он такого яркого и светлого цвета, как солнце - источник жизни!

Начнём постепенно в жёлтую жидкость подливать синюю, что будет происходить?

Предполагаемые ответы:

Сначала изменения цвета жёлтой жидкости незаметно.

Как вы думаете, почему ничего не произошло с жёлтой жидкостью, когда мы влили в неё совсем немного синей?

Предполагаемые ответы:

 Малое количество жёлтой жидкости смогло раствориться и не дать видимого изменения цвета.

Вывод: Так и наш организм  -  при однократном или редком употреблении алкоголя он  справляется с последствиями и восстанавливается.

По мере увеличения количества синей жидкости, т. е. алкоголя, жидкость, символизирующая наш организм,  будет всё больше принимать зелёный оттенок. Наконец, наступит такой момент, когда вся жидкость в колбе окрасится в зелёный цвет.

Вывод: Так происходит и с организмом человека: по мере попадания в него большого количества алкоголя, тот не будет успевать восстанавливаться. Произойдут негативные изменения в работе всех  органов и систем человека.

Символично, что в нашем опыте жидкость, представляющая организм человека, под влиянием алкоголя, окрасилась именно в зелёный цвет: ведь в народе алкоголь часто именуют «зелёным змием».

Как вы думаете, возможен ли обратный процесс -  превращение зелёной жидкости в жёлтую?

Предполагаемые ответы: Нет, не возможно.

  • В беседу вступает врач.

 Как невозможно снова сделать зелёную жидкость жёлтой, так и организм, поражённый алкоголем, уже никогда не сможет снова стать здоровым!

Вывод: Частое и регулярное употребление алкоголя человеком с нанесением вреда всему организму, носит название «злоупотребление алкоголем». В результате этого у человека развивается болезнь – «хронический алкоголизм». Слово «хронический» означает, что полного выздоровления быть не может: болезнь изменила работу органов и систем.

На доске размещаются ключевые понятия «злоупотребление алкоголем», «хронический алкоголизм».

  1. Работа в мини – группах «Почему человек начинает злоупотреблять алкоголем?» (проводит врач).

Следующее задание поможет вам ответить на вопрос «Почему человек начинает злоупотреблять алкоголем?»

Задание: необходимо записать ответы на вопросы таблицы и определить сходство между заболеваниями: «ангина» и «хронический алкоголизм».

Образец заполненной таблицы.

Вопросы

Ангина

Хронический алкоголизм

1. Употребление какого продукта вызвало данное заболевание?

мороженое

алкогольные напитки

2. Какую цель преследовал человек, употребляя данный продукт?

удовольствие, сделать себе хорошо

удовольствие, сделать себе хорошо

3. Заставлял ли кто – либо человека употреблять этот продукт или он делал это самостоятельно?

нет, никто не заставлял

нет, никто не заставлял

4. Много ли потреблялось данного продукта.

да

да

5. Смог ли человек вовремя остановиться и прекратить употребление данного продукта?

нет

нет

6.Каковы последствия употребления данного продукта?

возникшее заболевание

возникшее заболевание

Предложить учащимся познакомиться с результатами работы других групп, произвольно передвигаясь от стола к столу.

Давайте обобщим результаты вашего исследования. Как вы ответили на каждый вопрос? (Фронтальный опрос)

На доске образец заполненной таблицы, столбцы которой постепенно открываются по мере обобщения ответов учащихся .

Мы с вами сумели определить,  в чём сходство  между двумя болезнями – ангина и алкоголизм. Однако есть между ними  и очень серьёзное различие. Как вы думаете, в чём оно?

Предполагаемые ответы: Заболевания вызваны употреблением разных продуктов, употребление мороженного не так вредно, как алкоголь…

Ангину врачи называют острым заболеванием, имея в виду, что если её начать лечить, то человек поправится, т.е. заболевание излечимо.

Алкоголизм определяют как хроническое заболевание, и вы уже знаете, что этот термин означает невозможность привести поражённый алкоголем организм к первоначальному здоровому состоянию, т. е. заболевание неизлечимо.

Вывод: Основная причина  возникновения обоих заболеваний – несерьёзное отношение к своему здоровью.

Подумайте, стоит ли экспериментировать с тем веществом, которое приводит к пожизненному изменению органов и систем?

  1.  Работа с пословицами. Валеологическая минутка (проводит соц. педагог).

Издавна мудрость народа передавалась в пословицах. Есть пословицы и по теме нашего разговора.

Вам необходимо  встать  и найти глазами слова  двух пословиц, которые расположены в разных частях класса. Кто «собрал»  пословицы – возвращается на своё место.

Какие пословицы вы прочитали?

 Предполагаемые ответы: «Пить да курить – здоровью вредить!»  «В здоровом  теле  - здоровый дух!» 

Можно продублировать  пословицы на доске.

3 этап. Решение практических задач.

  1. Моделирование проблемной ситуации «Причины употребления алкоголя» (проводит соц. педагог).

 Проблемный вопрос:  Как вы думаете,  взрослые знают, о том, что злоупотребление алкоголя приводит к тяжёлым последствиям в жизни человека?

Предполагаемые ответы: да.

По каким же причинам человек начинает употреблять алкоголь часто и регулярно?  (Мозговой штурм).

Предполагаемые ответы: Одиночество, неприятности, снятие стресса, желание подростков казаться взрослее…

Человек употребляет алкоголь в разных ситуациях. Если человеку хорошо и весело (солнышко), например,  на празднике, в компании, но ему этого кажется недостаточно, он с целью усилить своё веселье употребляет алкоголь и хочет добиться усиления хорошего настроения (большое солнышко).

              Схема 1.                                    алкоголь

Если человеку плохо, грустно, есть какие – то проблемы (тучка) и хочется, чтобы они все разрешились и стало хорошо (солнышко), он тоже употребляет алкоголь с целью уйти от плохого.

                               алкоголь                                                         Схема 2.

Таким образом, когда состояние человека недостаточно хорошее или просто плохое, а хочется, чтобы оно стало хорошим и все проблемы разрешились, люди часто прибегают к употреблению алкоголя.

Когда настроение или состояние меняется с помощью алкоголя, эффект бывает непродолжительный, пока алкоголь действует. Чтобы почувствовать эффект снова человек чувствует потребность в повторном употреблении алкоголя. Но это не решает проблемы. Человек только на некоторое время может забыть о них, а потом данная проблема усугубляется другой,   связанной с алкоголем и последствиями его приёма.

Вывод: Если человек не находит других способов изменять своё состояние или решать проблемы, начинается регулярное употребление алкоголя.

А как можно улучшить своё состояние и повысить настроение без помощи алкоголя?

На третьей схеме после маленькой тучки  поместить «улыбающееся солнышко».

Предполагаемые ответы: (Устный мозговой штурм). Поговорить с друзьями, родителями, спорт, увлечения…

  1. Работа в мини – группах «Поиски позитивного решения проблем» (проводит соц. педагог).

Задание:

В табличках к каждой букве  ключевого слова «алкоголь» записать альтернативы – виды спорта (1 – 3 группы), увлечения, хобби (2 – 4 группы).

На задание вам отводится 3 минуты. Если возникнут сложности, можно воспользоваться  подсказками. Слова – подсказки находятся в конвертах. При необходимости слова с помощью клея закрепляются в табличке.

Представители команд (1 – 3, затем 2 – 4), оглашают результаты групповой работы.

Листы с результатами работы групп помещаются в схему.

Схема 3.

Вывод: Спорт, здоровый образ жизни, увлечения, посещение кружков по интересам, секций, студий  - это и есть альтернативы употреблению алкоголя, а так же  способы личностной самореализации.

4 этап. Подведение итога. Рефлексия.

Каких личностных качеств, лишается человек, больной алкоголизмом? Подберите к каждой букве ключевого слова «алкоголь» слова – качества.

Предполагаемые ответы:

Активность, любовь, красота – физическая и духовная, оптимизм, гордость, ответственность, отзывчивость, любознательность.

Пожелание: Мы желаем вам, ребята, чтобы в вашей жизни были: активность, любовь, красота, оптимизм, гордость, ответственность, отзывчивость, любознательность, но  без алкоголя!

Убрать ключевое слово «алкоголь» из таблички.

Пусть  помогут вам в этом те альтернативы, которые вы предложили.

Желаем вам здоровья и успехов!

Используемая литература:

Климович В.Ю. Методическое пособие «Детство без алкоголя». Центр Планетариум, М., 2004

Безруких М.М., Макеева А.Г. Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. Пособие для педагогов. Вентана – Граф, М., 2002.

Газета «Здоровье детей». Издательский дом Первое сентября, 2007 – 2008 г.


Социальный педагог: Свешникова И.Б.,

врач – педиатр: Шведова Л.В.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Спеши творить добро людям"

Цель: привитие уважения к окружающим людям. Задачи:          - дать понятие слова « добро»;- мотивировать детей на добрые по­ступки,...

«Мы заняты разным делом» (Профессии людей)

  На уроке организована  деятельность учащихся по восприятию иосмыслению изменений трудовой деятельности людей (от древней до современной); по изучению профессий и орудий труда, ...

конспект занятия кружка "Я среди людей"

Конспект занятия кружка "Я среди людей" , тема: "Вглядись в себя" для учеников 3-4 класса...

конспект занятия кружка "Я среди людей"

Конспект занятия кружка "Я среди людей" , тема: "Когда рядом много людей" для учащихся 3-4класса...

Факультативное занятие по "Основам православной культуры" для учащихся 2 - ых классов Тема занятия: "Добрые и злые люди"

Методические указания  и презентация к занятию по теме предмета "Добрые и злые люди"...

Превентивное занятие в рамках проекта сетевого взаимодействия

Стержнем превентивного обучения является формирование личной ответственности учащегося за свои поступки.Основной этап занятия строился на этапе создания дружеского отношения и сотрудничества детей, гд...

Конспект группового занятия с учащимися 1 класса дисграфия, обусловленная ФФНР. Тема: Дифференциация произношения звуков с, ш. Большая буква в именах людей.

Повторение артикуляции звуков с, ш. Сравнение перед зеркалом.Дифференциация звуков и букв с, ш в слоге.Отработка навыка написания имён людей.Закрепление произносительного навыка звуков с, ш. Хоро...