Рабочая программа по физкультуре
рабочая программа (физкультура, 1 класс) по теме

Степанычева С.В.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultura.docx78.32 КБ

Предварительный просмотр:

                             

           Пояснительная записка

Роль и место дисциплины

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.      

Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему формирования и сохранения здоровья ребёнка. Предметом обучения физической культуре в начальной школе, в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.        

Адресат

Программа адресована обучающимся первых  классов общеобразовательных школ.

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, на основе программ В.И. Ляха, А.А. Зданевича (2006 г); А.П. Матвеева, Т.В. Петровой (2006 г).

Уровень  изучения учебного материала базисный. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Цели и задачи

Учитывая возрастно-половые особенности младших школьников, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирова-ния физической культуры личности. В процессе овладения двигательной деятельности с общеразвивающей направленнос-тью не только совершенствуются  физические качества, но и  активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

 Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможнос-тей жизнеобеспечивающих систем организма;

- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упраж-нениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половоз-растными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спор-тивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские);

- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

   - расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

   - усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных заня-тиях физическими упражнениями.

 Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физичес-кая культура».

Программа обучения физической культуре направлена на:

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к дру-гим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как прояв-ление высшей человеческой способности − любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бы-тия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечиваю-щей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, мило-сердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и госу-дарства.

Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Специфика  программы

В соответствии  с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры  предметом обуче-ния в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

Основные содержательные линии курса

Знания о физической культуре

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и спор-тивных залах).

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкульт-минуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Гимнастика с основами акробатики.

Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувы-рок вперёд.

Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.

Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение, через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.

Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелазания, переползания, передвижение по наклонной гимнас-тической скамейке.

Лёгкая атлетика.

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запры-гивание;

Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Подвижные и спортивные игры.

 На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упраж-нений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстро-ту.

На материале спортивных игр:

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале фут-бола.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Общеразвивающие упражнения

* Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.

Структура программы

  Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятель-ности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деяте-льности» и «Физическое совершенствование».

Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятель-ности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьни-ков, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с раз-личной функциональной направленностью.

Сохраняя определённую традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующи-ми тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Лёгкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражне-ния». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из поло-возрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм заня-тий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упро-щать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю необходимо избегать учебных перегрузок учащих-ся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного образовательного стандарта.

В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогическо-го процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.

В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементар-ным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачеб-ную помощь при лёгких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответ-ствующего содержания практических и теоретических разделов.

К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Требования к результатам

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следую-щие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаи-мопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеюще-гося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерант-ности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудо-вания, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудитель-ность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревно-вательной деятельности.

Формы организации

учебного процесса.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

Планируемые результаты:

Знания о физической культуре

Выпускник научится:

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  • раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
  • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Способы физкультурной деятельности

Выпускник научится:

  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
  • организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, гибкость, выносливость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показате-лей физического развития и физической подготовленности;
  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
  • выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
  • выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
  • выполнять организующие строевые команды и приёмы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнастичес-кое бревно);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

   Выпускник получит возможность научиться:

  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
  • играть в баскетбол, футбол и перестрелку по упрощённым правилам;
  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;

● выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).

Итоговый контроль

По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится текущий контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по видам двигательной деятельности.

Физическая подготовленность проверяется при стартовом контроле и сдаче контрольных нормативов в конце учебного года по шести основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, силовым, выносливости, координации, гибкости, силы.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса должны:

  • иметь представление:
  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  • о способах изменения направления и скорости движения;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  • о правилах составления комплексов утренней зарядки;
  • уметь:
  • выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
  • выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
  • играть в подвижные игры;
  • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
  • выполнять строевые упражнения;

  демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл. 1).

Объём и сроки изучения

На изучение физической культуры отводится 3 часа в неделю, всего - 99 часов:

I триместр – 33 ч

II триместр – 33 ч

III триместр – 33 ч

Учебно-методические комплекты по математике для 1 класса  (программы, учебники, рабочие тетради, тесты).

Стандарт  начального общего образования по физической культуре.

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008 г.

Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2006.

Рабочая программа по физической культуре.

Экранно-звуковые пособия

 Музыкальный центр

 Аудиозаписи

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Бревно гимнастическое напольное

Перекладина гимнастическая (пристеночная)

Стенка гимнастическая

Скамейка гимнастическая жёсткая (длиной 4 м)

Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)

Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

Скакалка детская

Мат гимнастический

Кегли

Обруч пластиковый детский

Флажки: разметочные с опорой, стартовые

Рулетка измерительная

Щит баскетбольный тренировочный

Сетка для переноски и хранения мячей

Сетка волейбольная

Аптечка

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активно-го участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Что надо знать

Когда и как возникли физическая культура и спорт.

Сравнивают физкультуру и спорт эпохи Античности с современными физкультурой и спортом. Называют движения, которые выполняют перво-бытные люди на рисунке. Изучают рисунки, на которых изображены анти-чные атлеты, и называют виды соревнований, в которых они участвуют.

Современные Олимпийские игры.

Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении. Идеалы и символика Олим-пийских игр. Олимпийские чемпионы по разным видам спорта.

Объясняют смысл символики и ритуалов Олимпийских игр. Определяют цель возрождения Олимпийских игр. Объясняют роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Называют известных российских и зарубежных чемпионов Олимпийских игр.

Что такое физическая культура.

Физическая культура как система регулярных занятий физическими упражнени-ями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил при-роды. Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального и психологического) и влияние на развитие человека (физическое, ин-теллектуальное, эмоциональное, социальное). Роль и значение занятий физичес-кой культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и социа-лизации в обществе.

Раскрывают понятие «физическая культура» и анализируют положитель-ное влияние её компонентов (регулярные занятия физическими упражне-ниями, закаливающие процедуры, личная гигиена) на укрепление здоро-вья и развитие человека.

Определяют признаки положительного влияния занятий физкультурой на успехи в учёбе.

Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние орга-ны, скелет, мышцы, осанка).

Строение тела, основные формы движений (циклические, ациклические, враща-тельные), напряжение и расслабление мышц при их выполнении.

Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног.

Игра «Проверь себя» на усвоение правил здорового образа жизни.

Устанавливают связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Характеризуют основные части тела человека, формы движений, напря-жение и расслабление мышц при их выполнении, работу органов дыхания и сердечно-сосудистой системы во время двигательной деятельности. Выполняют упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц жи-вота и спины, для укрепления мышц стоп ног. Узнают свою характеристи-ку с помощью теста «Проверь себя».

Сердце и кровеносные сосуды.

Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений чело-века. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями.

Устанавливают связь между развитием физических качеств и работой сердца и кровеносных сосудов. Объясняют важность занятий физически-ми упражнениями, катания на коньках, велосипеде, лыжах, плавания, бега для укрепления сердца.

Органы чувств.

Роль органов зрения и слуха во время движений и передвижений человека. Строение глаза. Специальные упражнения для органов зрения.

Орган осязания — кожа. Уход за кожей.

Устанавливают связь между развитием физических качеств и органами чувств. Объясняют роль зрения и слуха при выполнении основных дви-жений.

Выполняют специальные упражнения для органов зрения. Анализируют советы, как беречь зрение, слух, как ухаживать за кожей. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников.

Личная гигиена.

Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья).

Игра «Проверь себя» на усвоение правил личной гигиены.

Учатся правильному выполнению правил личной гигиены. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Дают оценку своему уровню личной гигиены с помощью тестового задания «Проверь себя».

Закаливание.

Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливаю-щих процедур.

Игра «Проверь себя» на усвоение правил закаливания.

Узнают правила проведения закаливающих процедур. Анализируют пра-вила безопасности при проведении закаливающих процедур. Дают оценку своему уровню закалённости с помощью тестового задания «Проверь себя». Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников.

Мозг и нервная система.

Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Централь-ная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятель-ности. Рекомендации, как беречь нервную систему.

Получают представление о работе мозга и нервной системы. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций, как беречь нервную систему.

Органы дыхания.

Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека. Важность занятий физическими упражнениями и спортом для улучшения работы лёгких. Как правильно дышать при различных физических нагрузках.

Получают представление о работе органов дыхания. Выполняют упраж-нения на разные виды дыхания (нижнее, среднее, верхнее, полное).

Органы пищеварения.

Работа органов пищеварения.

Важность физических упражнений для укрепления мышц живота и работы кишечника.

Получают представление о работе органов пищеварения.

Комментируют схему органов пищеварения человека. Объясняют, почему вредно заниматься физическими упражнениями после принятия пищи.

Пища и питательные вещества.

Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи.

Игра «Проверь себя» на усвоение рекомендаций правильного употребления пищи.

Узнают, какие вещества, необходимые для роста организма и для попол-нения затраченной энергии, получает человек с пищей. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций правильного употребления пищи. Дают оценку своим привычкам, связанным с приёмом пищи, с помощью тестового задания «Проверь себя».

Вода и питьевой режим.

Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями, во время тренировок и туристских походов.

Усваивают азы питьевого режима во время тренировки и похода. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников.

Тренировка ума и характера.

Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её вли-яние на самочувствие и работоспособность человека. Физкультминутки (физ-культпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинён-ных переменах, их значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повы-шения умственной и физической работоспособности, выработки привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Игра «Проверь себя» на усвоение рекомендаций по соблюдению режима дня.

Учатся правильно распределять время и соблюдать режим дня.

Определяют назначение утренней зарядки, физкультминуток, их роль и значение в организации здоровье-сберегающей жизнедеятельности. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников.

Дают оценку своим привычкам, связанным с режимом дня, с помощью тестового задания «Проверь себя».

Спортивная одежда и обувь.

Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью.

Игра «Проверь себя» на усвоение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.

Руководствуются правилами выбора обуви и формы одежды в зависимос-ти от времени года и погодных условий. Дают ответы на вопросы к рисун-кам. Анализируют ответы своих сверстников. С помощью тестового зада-ния «Проверь себя» оценивают собственное выполнение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями, а также рекоме-ндаций по уходу за спортивной одеждой и обувью.

Самоконтроль.

Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятель-ности. Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время  и после физических нагрузок). Тестирование физических (двигательных) способ-ностей (качеств): скоростных, координационных, силовых, выносливости,  гиб-кости. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами,  из разных исходных положений (и. п.), на ограниченной площади опоры и с огра-ниченной пространственной ориентацией.

Игра «Проверь себя» на усвоение требований самоконтроля. 

Учатся правильно оценивать своё самочувствие и контролируют, как их организмы справляются с физическими нагрузками. Определяют основ-ные показатели физического развития и физических способностей и выяв-ляют их прирост в течение учебного года. Характеризуют величину нагру-зки по показателям частоты сердечных сокращений. Оформляют дневник самоконтроля по основным разделам физкультурно-оздоровительной дея-тельности и уровню физического состояния.

Выполняют контрольные упражнения (отжимание, прыжки в длину и в высоту с места, подбрасывание теннисного мяча, наклоны). Результаты контрольных упражнений записывают в дневник самоконтроля. Дают оценку своим навыкам самоконтроля с помощью тестового задания «Проверь себя».

Что надо уметь

Первая помощь при травмах.

Травмы, которые можно получить при занятиях физическими упражнениями (ушиб, ссадины и потёртости кожи, кровотечение).

Игра «Проверь себя» на усвоение правил первой помощи. Подведение итогов игры.

Руководствуются правилами профилактики травматизма. В паре со сверс-тниками моделируют случаи травматизма и оказания первой помощи. Дают оценку своим знаниям о самопомощи и первой помощи при получе-нии травмы с помощью тестового задания «Проверь себя».            Подводят итоги игры на лучшее ведение здорового образа жизни.

Бег, ходьба, прыжки, метание.

1—2 классы

Овладение знаниями. Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выно-сливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений   в прыжках в длину и в высоту.

Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей. Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2—3 препятствий по разметкам.

Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей. Обычный бег, с изменением направления движения по указанию учителя, корот-ким, средним и длинным шагом. Обычный бег в чередовании с ходьбой до 150 м, с преодолением препятствий (мячи, палки и т.п.). Обычный бег по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3×5 м, 3×10 м, эстафеты с бегом на скорость.

Совершенствование навыков бега и развитие выносливости. Равномерный, мед-ленный, до 3-4 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1 км.

Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способнос-тей. Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстоя-ние 5-15 м). Бег с ускорением от 10 до 15 м (в 1 классе), от 10 до 20 м (во 2 клас-се). Соревнования (до 60 м).

Освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90°; с продви-жением вперёд на одной и на двух ногах; в длину с места, с высоты до 30 см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбе-га и отталкивания одной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи, верёвочку (высота 30-40 см) с 3-4 шагов; через длинную неподвижную и качаю-щуюся скакалку; многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге. На одной и на двух ногах на месте с поворотом на 180°, по разметкам, в длину с места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 60-70 см, с высоты до 40 см, в высоту с 4-5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов, через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков).

Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Игры с прыжками с использованием скакалки. Прыжки через стволы деревьев, земляные возвышения и т. п., в парах. Преодоление естествен-ных препятствий.

Овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания; на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2×2 м) с расстояния 3-4 м. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя ноги на ширине плеч, грудью в направлении метания; на дальность. Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания на дальность и заданное расстоя-ние; в горизонтальную и вертикальную цель (2×2 м) с расстояния 4-5 м, на даль-ность отскока от пола и от стены. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания; снизу вперёд-вверх из того же и. п. на дальность.

Самостоятельные занятия. Равномерный бег (до 6 мин). Соревнования на ко-роткие дистанции (до 30 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 40 см) естественные вертикальные и горизон-тальные (до 100 см) препятствия. Броски больших и малых мячей, других лёгких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой).

Усваивают основные понятия и термины в беге, прыжках и метаниях и объясняют их назначение.

Описывают технику выполнения ходьбы, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение упражнений в ходьбе. Применяют вариативные упражнения в ходьбе для развития координаци-онных способностей. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений.

Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают её само-стоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освое-ния.

Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений.

Применяют беговые упражнения для развития координационных, скорос-тных способностей.

Выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют темп бега по частоте сердечных сокращений.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения беговых и прыж-ковых упражнений, при этом соблюдают правила безопасности.

Включают прыжковые упражнения в различные формы занятий по физи-ческой культуре.

Применяют прыжковые упражнения для развития скоростно-силовых и координационных способностей.

Закрепляют в играх навыки прыжков и развивают скоростно-силовые и координационные способности.

Описывают технику выполнения метательных упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения.

Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений.

Составляют комбинации из числа разученных упражнений и выполняют их.

Тематическое планирование по физической культуре 1 класс (99 часов)  (автор В.И. Лях )

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

                                                                                                                 Лёгкая атлетика  (11 ч)

1.

ОРУ. Ходьба и бег. Развитие скоростных качеств. Игра «Два мороза».

1

Инструктаж по ТБ. Ходьба под счёт. Ходьба на носках, на пятках. Обычный бег. Бег с ускорением. Подвижная игра «Два мороза». Развитие скоростных качеств.

Знать правила ТБ.

Уметь: правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с мак-симальной скоростью (до 30 м).

2.

ОРУ. Ходьба под счёт.  Бег с ускорением. Игра «Вызов номера».

1

Ходьба под счёт. Ходьба на носках, на пятках. Обычный бег. Бег с ускорением. Бег (30 м). Подвижная игра «Вызов номера». Понятие «короткая дистанция». Развитие скоро-стных качеств.

Знать: понятия «короткая дистанция».

Уметь: правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с мак-симальной скоростью (до 30 м).

3.

ОРУ. Ходьба под счёт.  Бег с ускорением. Игра «Гуси-лебеди.

1

Ходьба под счёт. Ходьба на носках, на пятках. Обычный бег. Бег с ускорением. Бег (30 м, 60 м). Подвижная игра «Гуси - лебеди». Понятие «короткая дистанция». Развитие скоростных качеств.

Уметь: правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с мак-симальной скоростью (до 30 м, 60 м).

4.

ОРУ. Ходьба под счёт.  Бег с ускорением. Игра «Гуси-лебеди.

1

5.

ОРУ. Разновидности ходьбы. Развитие скоростных качеств. Игра «Вызов номера».

1

Разновидности ходьбы. Бег с ускорением. Бег (60 м). Ходьба с высоким подниманием бедра. Подвижная игра «Вызов номера». Развитие скоростных качеств.

Уметь: правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с мак-симальной скоростью (до 60 м).

6.

ОРУ. Прыжки с продвижени-ем вперёд. Игра «Зайцы в огороде».

1

Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с прод-вижением вперёд. Подвижная игра «Зайцы в огороде».

Уметь: правильно выполнять основные движения в прыжках; приземляться в прыжковую яму на обе ноги.

7.

ОРУ. Прыжок в длину с места. Развитие скоростно - силовых качеств. Игра «Зайцы в огоро-де».

1

Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с прод-вижением вперёд. Прыжок в длину с места.  Подвижная игра «Зайцы в огороде». Развитие скоростно - силовых качеств.

8.

ОРУ. Прыжок в длину с места. Игра «Лисы и куры».

1

Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжок в длину с места. Подвижная игра «Лисы и куры».

9.

ОРУ. Метание малого мяча из положения стоя грудью по направлению метания. Игра «К своим флажкам».

1

Метание малого мяча из положения стоя грудью по нап-равлению метания. Подвижная игра «К своим флажкам». Развитие скоростно - силовых способностей.

Уметь: правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений.

10.

ОРУ. Метание малого мяча из положения стоя грудью по на-правлению метания. Игра «Попади в мяч».

1

Метание малого мяча из положения стоя грудью по нап-равлению метания. Подвижная игра «Попади в мяч». Развитие скоростно - силовых способностей.

11.

ОРУ. Метание малого мяча из положения стоя грудью по на-правлению метания на задан-ное расстояние. Игра «Кто дальше бросит».

1

Метание малого мяча из положения стоя грудью по на-правлению метания на заданное расстояние. Подвижная игра «Кто дальше бросит». Развитие скоростно – силовых способностей.

Кроссовая подготовка  (11 ч)

12-13.

ОРУ. Равномерный бег. Развитие выносливости. Игра «Пятнашки».

2

Равномерный бег (3 мин). Чередование ходьбы и бега (бег-50 м, ходьба-100 м). Подвижная игра «Пятнашки». Развитие выносливости. Понятие скорость бега.

Уметь: бегать в равномерном темпе (до 10 мин); по слабо пересеченной местно-сти (до 1 км).

14-15.

ОРУ. Равномерный бег. Развитие выносливости. Игра «Горелки».

2

Равномерный бег (4 мин). Чередование ходьбы и бега (бег-50 м, ходьба-100 м). Подвижная игра «Горелки». Развитие выносливости.

16-17.

ОРУ. Равномерный бег. Развитие выносливости. Игра «Третий лишний».

2

Равномерный бег (5 мин). Чередование ходьбы и бега (бег-50 м, ходьба-100 м). Подвижная игра «Третий лиш-ний». Развитие выносливости. Понятие «здоровье».

18-19.

ОРУ. Равномерный бег. Развитие выносливости. Игра «Октябрята».

2

Равномерный бег (6 мин). Чередование ходьбы и бега (бег-50 м, ходьба-100 м). Подвижная игра «Октябрята». Развитие выносливости.

20-21.

ОРУ. Равномерный бег. Развитие выносливости. Игра «Конники- спортсмены».

2

Равномерный бег (7 мин). Чередование ходьбы и бега (бег-50 м, ходьба-100 м). Подвижная игра «Конники- спортсмены». Развитие выносливости.

22.

ОРУ. Равномерный бег. Развитие выносливости. Игра «Гуси - лебеди».

1

Равномерный бег (8 мин). Чередование ходьбы и бега (бег-50 м, ходьба-100 м). Подвижная игра «Гуси – лебе-ди». Развитие выносливости.

Гимнастика  (17 ч)

23.

ОРУ. Акробатика. Строевые упражнения. Игра «Пройти бесшумно».

1

Основная стойка. Построение в колонну по одному. Группировка. Перекаты в группировке, лёжа на животе. Игра «Пройти бесшумно». Развитие координационных способностей. Инструктаж по ТБ.

Уметь: выполнять строевые команды и акробатические элементы раздельно и в комбинации.

24.

ОРУ. Построение в колонну по одному. Группировка. Развитие координационных способностей. Игра «Пройти бесшумно».

1

Основная стойка. Построение в колонну по одному. Группировка. Перекаты в группировке, лёжа на животе. Игра «Пройти бесшумно». Развитие координационных способностей. Название основных гимнастических сна-рядов.

25-26.

ОРУ. Построение в шеренгу. Группировка. Развитие коор-динационных способностей. Игра «Совушка».

2

Основная стойка. Построение в шеренгу. Группировка. Перекаты в группировке, лёжа на животе. Игра «Совуш-ка». Развитие координационных способностей.

27-28.

ОРУ. Построение в круг. Группировка. Развитие коор-динационных способностей. Игра «Космонавты».

2

Основная стойка. Построение в круг. Группировка. Перекаты в группировке из упора стоя на коленях. Игра «Космонавты». Развитие координационных способностей.

29-30.

ОРУ. Перестроение по звень-ям, по заранее установленным местам. Равновесие. Игра «Змейка».

2

Перестроение по звеньям, по заранее установленным мес-там. Размыкание на вытянутые в стороны руки. ОРУ с об-ручами. Стойка на носках, на гимнастической скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание че-рез мячи. Игра «Змейка». Развитие координационных спо-собностей.

Уметь: выполнять строевые упражне-ния и упражнения в равновесии.

31.

ОРУ. Повороты направо, нале-во. Равновесие. Игра «Не оши-бись!».

1

Размыкание на вытянутые в стороны руки. Повороты нап-раво, налево. ОРУ с обручами. Стойка на носках на одной ноге на гимнастической скамейке. Игра «Не ошибись!». Развитие координационных способностей.

32.

ОРУ. Равновесие. Строевые упражнения. Игра «Не оши-бись!».

1

Повороты направо, налево. Выполнение команд «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!». ОРУ с обручами. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи.  Игра «Не ошибись!». Развитие координационных способ-ностей.

33-34.

ОРУ. Равновесие. Строевые упражнения. Игра «Западня».

2

Повороты направо, налево. Выполнение команд «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!». ОРУ с обручами. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи.  Игра «Западня». Развитие координационных способнос-тей.

35-36.

ОРУ. Опорный прыжок, лаза-ние. Игра «Ниточка и иголоч-ка».

2

Лазание по гимнастической стенке. ОРУ в движении. Перелазание через коня. Игра «Ниточка и иголочка». Развитие силовых способностей.

Уметь: лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок.

37.

ОРУ. Опорный прыжок, лаза-ние. Игра «Фигуры».

1

Лазание по канату. ОРУ в движении. Перелазание через коня. Игра «Фигуры». Развитие силовых способностей.

38.

ОРУ. Лазание, подтягивание. Игра «Светофор».

1

Лазание по гимнастической стенке в упоре присев и стоя на коленях. Подтягивания, лёжа на животе на гимнастиче-ской скамейке. Перелазание через горку матов. ОРУ в движении. Перелазание через коня. Игра «Светофор». Развитие силовых способностей.

39.

ОРУ. Лазание, подтягивание. Игра «Три движения».

1

Подтягивания, лёжа на животе на гимнастической скамей-ке. Перелазание через горку матов. ОРУ в движении. Перелазание через коня. Игра «Три движения». Развитие силовых способностей.

Подвижные игры  (20 ч)

40-41.

ОРУ. Подвижные игры. Эстафеты.

2

Игры «К своим флажкам». «Два мороза». Эстафеты. Развитие скоростно - силовых способностей.

Уметь: играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием.

42-43.

ОРУ. Подвижные игры «Класс, смирно!», «Октября-та». Эстафеты.

2

Игры «Класс, смирно!», «Октябрята». Эстафеты. Развитие скоростно - силовых способностей.

44-45.

ОРУ. Подвижные игры «Метко в цель», «Погрузка арбузов». Эстафеты.

2

Игры «Метко в цель», «Погрузка арбузов». Эстафеты. Развитие скоростно - силовых способностей.

46-47.

ОРУ. Подвижные игры «Че-рез кочки и пенёчки», «Кто дальше бросит». Эстафеты.

2

Игры «Через кочки и пенёчки», «Кто дальше бросит». Эстафеты. Развитие скоростно - силовых способностей.

48-49.

ОРУ. Подвижные игры «Волк во рву», «Посадка картошки». Эстафеты.

2

Игры «Волк во рву», «Посадка картошки». Эстафеты. Развитие скоростно - силовых способностей.

50-51.

ОРУ. Подвижные игры «Капи-таны», «Попрыгунчики- воро-бушки». Эстафеты.

2

Игры «Капитаны», «Попрыгунчики - воробушки». Эстафеты. Развитие скоростно - силовых способностей.

Уметь: играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием.

52.

ОРУ. Игры «Пятнашки», «Два мороза». Эстафеты.

1

Игры «Пятнашки», «Два мороза». Эстафеты. Развитие скоростно - силовых способностей.

53.

ОРУ. Подвижные игры «Капи-таны», «Попрыгунчики- воро-бушки». Эстафеты.

1

Игры «Капитаны», «Попрыгунчики - воробушки». Эстафеты. Развитие скоростно - силовых способностей.

54-55.

ОРУ. Игры «Прыгающие во-робышки», «Зайцы в огороде». Эстафеты.

2

Игры «Зайцы в огороде», «Попрыгунчики - воробушки». Эстафеты. Развитие скоростно - силовых способностей.

56-57.

ОРУ. Игры «Лисы и куры»,  «Точный расчёт». Эстафеты.

2

Игры «Лисы и куры», «Точный расчёт». Эстафеты. Развитие скоростно - силовых способностей.

58-59.

ОРУ. Игры «Удочка», «Компас». Эстафеты.

2

Игры «Удочка», «Компас». Эстафеты.

Развитие скоростно - силовых способностей.

Подвижные игры на основе баскетбола  (22 ч)

60-61.

ОРУ. Подвижные игры на ос-нове баскетбола. Бросок мяча снизу на месте. Игра «Бросай и поймай».

2

Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Игра «Бросай и поймай». Развитие координационных способ-ностей.

Уметь: владеть мячом (держать, пере-давать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр.

62-63.

ОРУ. Подвижные игры на ос-нове баскетбола. Ловля мяча на месте. Игра «Передача мя-чей в колоннах».

2

Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Игра «Передача мячей в колоннах». Развитие координацион-ных способностей.

64-65.

ОРУ. Подвижные игры на ос-нове баскетбола. Передача мя-ча снизу на месте. Игра «Мяч соседу».

2

Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Переда-ча мяча снизу на месте. Эстафеты с мячами. Игра «Мяч соседу». Развитие координационных способностей.

66-67.

ОРУ. Подвижные игры на ос-нове баскетбола. Эстафеты с мячами. Игра «Гонка мячей по кругу».

2

Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Переда-ча мяча снизу на месте. Эстафеты с мячами. Игра «Гонка мячей по кругу». Развитие координационных способнос-тей.

68-69.

ОРУ. Подвижные игры на ос-нове баскетбола. Мини-бас-кетбол. Игра «Передал - садись».

2

Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Переда-ча мяча снизу на месте. Эстафеты с мячами. Игра в мини-баскетбол. Игра «Передал - садись». Развитие координа-ционных способностей.

Уметь: владеть мячом (держать, пере-давать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр. Игра в мини - баскетбол.

70-71.

ОРУ. Подвижные игры на ос-нове баскетбола. Бросок мяча снизу на месте в щит. Игра «Выстрел в небо».

2

Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. Эстафеты с мячами. Игра в мини-баскетбол. Игра «Выстрел в небо». Развитие коор-динационных способностей.

72-73.

ОРУ. Подвижные игры на ос-нове баскетбола. Бросок мяча снизу на месте в щит. Игра «Охотники и утки».

2

Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. Эстафеты с мячами. Игра в мини-баскетбол. Игра «Охотники и утки». Развитие коор-динационных способностей.

74-75.

ОРУ. Подвижные игры на ос-нове баскетбола. Ведение мя-ча на месте. Игра «Круговая лапта».

2

Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. Ведение мяча на месте.  Эстафеты с мячами. Игра в мини-баскетбол. Игра «Круго-вая лапта». Развитие координационных способностей.

76-77.

ОРУ. Подвижные игры на ос-нове баскетбола. Ведение мя-ча на месте. Игра «Мяч в об-руч».

2

Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. Ведение мяча на месте.  Эстафеты с мячами. Игра в мини-баскетбол. Игра «Мяч в обруч». Развитие координационных способностей.

Уметь: владеть мячом (держать, пере-давать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр. Игра в мини - баскетбол.

78-79.

ОРУ. Подвижные игры на ос-нове баскетбола. Ведение мя-ча на месте. Игра «Гонка мя-чей по кругу».

2

Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. Ведение мяча на месте.  Эстафеты с мячами. Игра в мини-баскетбол. Игра «Гонка мячей по кругу». Развитие координационных способнос-тей.

80.

ОРУ. Подвижные игры на ос-нове баскетбола. Ведение мя-ча на месте. Игра «Перестрел-ка».

2

Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. Ведение мяча на месте.  Эстафеты с мячами. Игра в мини-баскетбол. Игра «Перес-трелка». Развитие координационных способностей.

Кроссовая подготовка  (10 ч)

81-82.

ОРУ. Бег по пересеченной местности. Игра «Пятнашки».

2

Равномерный бег (3 мин.). Чередование ходьбы, бега (бег- 50 м, ходьба-100 м). Подвижная игра «Пятнашки». Развитие выносливости.

Уметь: бегать в равномерном темпе (до 10 мин.); по слабо пересеченной мест-ности (до 1 км).

83-84.

ОРУ. Равномерный бег. Игра «Октябрята».

2

Равномерный бег (4 мин.). Чередование ходьбы, бега (бег- 50 м, ходьба-100 м). Подвижная игра «Октябрята». Развитие выносливости.

85-86.

ОРУ. Освоение навыков бега, развитие скоростных и коор-динационных способностей. Игра «Два мороза».

2

Равномерный бег (5 мин.). Чередование ходьбы, бега (бег- 50 м, ходьба-100 м) с преодолением препятствий. Подвижная игра «Два мороза». Развитие выносливости.

Уметь: бегать в равномерном темпе (до 10 мин.); по слабо пересеченной мест-ности (до 1 км), описывать технику вы-полнения беговых упражнений, осваи-вать её самостоятельно, выявлять и уст-ранять характерные ошибки в процессе освоения.

87-88.

ОРУ. Совершенствование на-выков бега и развитие вынос-ливости. Игра «Третий лиш-ний».

2

Равномерный бег (7 мин.). Чередование ходьбы, бега (бег- 50 м, ходьба-100 м) с преодолением препятствий. Подвижная игра «Третий лишний». Развитие выносливос-ти.

Уметь: бегать в равномерном темпе (до 10 мин.); по слабо пересеченной мест-ности (до 1 км), демонстрировать вариа-тивное выполнение беговых упражне-ний; применять беговые упражнения для развития координационных, скорос-тных способностей.

89-90.

ОРУ. Совершенствование бе-га, развитие координационных и скоростных способностей. Игра «Вызов номеров».

2

Равномерный бег (8 мин.). Чередование ходьбы, бега (бег- 50 м, ходьба-100 м) с преодолением препятствий. Подвижная игра «Вызов номеров». Развитие выносливос-ти.

Уметь: бегать в равномерном темпе (до 10 мин.); по слабо пересеченной мест-ности (до 1 км); выбирать индивидуаль-ный темп передвижения; контролиро-вать темп бега по частоте сердечных со-кращений.

Лёгкая атлетика  (9 ч)

91.

ОРУ. Сочетание различных видов ходьбы. Игра «Воробьи и вороны».

1

Сочетание различных видов ходьбы. Бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег (30 м). Подвижная игра «Воробьи и вороны». Эстафеты. Развитие скоростных способностей.

Знать: правила ТБ.

Уметь: правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с мак-симальной скоростью (до 60 м); демонс-трировать вариативное выполнение уп-ражнений в ходьбе.

92.

ОРУ. Бег с изменением напра-вления, ритма и темпа. Игра «День и ночь».

1

Бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег в за-данном коридоре. Бег (60 м). Подвижная игра «День и ночь». Эстафеты. Развитие скоростных способностей.

Уметь: правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с мак-симальной скоростью (до 60 м); демонс-трировать вариативное выполнение уп-ражнений в ходьбе.

93.

ОРУ. Прыжок в длину с места. Игра «Парашютисты».

1

Прыжок в длину с места. Эстафеты. Подвижная игра «Парашютисты».

Уметь: правильно выполнять основные движения в прыжках; приземляться в прыжковую яму на две ноги.

94.

ОРУ. Прыжок в длину с разбе-га с отталкиванием одной и приземлением на две ноги. Игра «Кузнечики».

1

Прыжок в длину с разбега с отталкиванием одной и при-землением на две ноги. Эстафеты. Игра «Кузнечики».

95.

ОРУ. Прыжок в длину с разбе-га с отталкиванием одной и приземлением на две ноги. Игра «Прыжок за прыжком».

1

Прыжок в длину с разбега с отталкиванием одной и при-землением на две ноги. Эстафеты. Игра «Прыжок за прыжком».

96.

ОРУ. Метание малого мяча в цель. Игра «Попади в мяч».

1

Метание малого мяча в цель (2х2) с 3-4 метров. Подвижная игра «Попади в мяч». Эстафеты. Развитие скоростно - силовых качеств.

Уметь: правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений; метать в цель.

97.

ОРУ. Метание набивного мяча из различных положений. Игра «Защита укрепления».

1

Метание набивного мяча из различных положений. Подвижная игра «Защита укрепления». Эстафеты. Развитие скоростно - силовых качеств.

Уметь: правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений; метать в цель. Метать набивной мяч из различных по-ложений.

98-99.

ОРУ. Метание набивного мяча на дальность. Игра «Снайпе-ры».

2

Метание малого мяча в цель (2х2) с 3-4 метров. Метание набивного мяча на дальность. Подвижная игра «Снайпе-ры». Эстафеты. Развитие скоростно - силовых качеств.

Уметь: правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений; метать в цель. Метать набивной мяч из различных по-ложений.

Использованная литература:

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.

Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс (3 часа)

Данная программа составлена на основе Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (II)  начального общего образования,Примерной программы общего образованияи...

Рабочая программа по физкультуре

В программе представлена пояснительная записка, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование....

Рабочая программа по физкультуре (4 класс)

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по физической культуре,  авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 ...

Рабочая программа по физкультуре 1 класс

Рабочая программа по физкультуре 1 класс (Матвеев) Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 99 часов в год, соответствует ФГОС.Программа содержит календарно-тематическое планирование и пояснительную з...

Рабочая программа по физкультуре 3 класс (программа В.И.Лях)

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культ...

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...