Роль семьи в обучении и воспитании на современном этапе
статья на тему

Волкова Ольга Николаевна

Современное обучение и воспитание неразрывно связано с формированием у обучающихся умения самостоятельно планировать, ставить и достигать серьезных целей. А для достижения этих целей необходима комплексная поддержка всех участников образовательного пространства в системе «родитель – ученик - учитель». В данной статье представлено краткое описание опыта работы  классного руководителя 3 класса за три года: содержание работы с родителями, методы работы, формы деятельности с детьми и родителями, главные принципы воспитания и предварительные результаты совместной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в обучении и воспитании на современном этапе

Современное обучение и воспитание неразрывно связано с формированием у обучающихся умения самостоятельно планировать, ставить и достигать серьезных целей.

А для достижения этих целей необходима комплексная поддержка всех участников образовательного пространства в системе «родитель – ученик - учитель». В связи с этим особый смысл приобретает поиск универсальных средств работы с ребенком, ведь большое значение имеет организация системы взаимодействия не только с детьми, но и с их семьями.

Родители – главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс воспитания, обучения и становления личности ребенка.

Цель моей работы с первого года обучения было вовлечь родителей в образовательный процесс, сплотить их. Только с помощью совместных дел родители могут стать союзниками и перестанут относиться к школе, как наблюдатели.

Классным руководителем своего 3«а» класса я стала только с середины 2012-2013 учебного года. Мне потребовалось немало усилий, чтобы организовать и сплотить не только 1«а» класс, но и родителей.  Взаимоотношения с детьми и их родителями складывались непросто. Вначале они относились ко мне с настороженностью и недоверием, так как к ним пришел новый молодой учитель.

В 1 «а» классе обучалось 25 учащихся, из них 11 девочек и 14 мальчиков. Класс был шумный и неорганизованный. Дети обладали неустойчивым вниманием, часто отвлекались, шумели, выкрикивали с места, спокойно могли пойти по классу во время урока или есть булочки. Некоторые постоянно находились в возбужденном состоянии, испытывали тревогу и боязнь.

           Родители интересовались достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но были и те, кто предпочитали занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел в классе, не шли на контакт с учителем, не отвечали на телефонные звонки.

             Дети 1 класса были очень активные, подвижные. У ребят не сформированы чувства сознательной дисциплины, ответственности за свои поступки, недостаточно сформирован интерес к учебе. Главным было - создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция. Вся моя работа направлена на развитие индивидуальной личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Вот уже третий год мы вместе. Мы вместе радуемся своим успехам, решаем сообща возникающие проблемы. Постепенно мне удалось завоевать доверие детей и авторитет со стороны родителей. Необходимо было сделать так, чтобы родители не просто были пассивными слушателями и наблюдателями за учебно-воспитательным процессом, а были активными участниками этого процесса.

Содержание работы с родителями заключается в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяю следующие формы деятельности:

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные консультации педагога
  • Посещения на дому 
  • Дни творчества детей и их родителей;
  • Открытые внеклассные мероприятия;
  • Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса, родительский патруль;
  • Дискуссии, круглые столы.

Родители так же, как и педагог, подают ребенку пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании младшего школьника. Поэтому существенными считаю проведение бесед и родительских собраний на темы «Моя семья. Права ребенка в семье», «Формирование культурных навыков и привычек у ребенка в семье», «Роль личного примера родителей в воспитании ребёнка», «Возрастные и психологические особенности подростков», «Забота родителей о физическом развитии и здоровье детей», «Как руководить чтением ребенка?», «Роль семейных традиций в обучении и воспитании детей», «Формирование культурных навыков и привычек у ребенка в семье», «Возможности  современных образовательных технологий, компьютерная грамотность в семье и школе».

На родительских собраниях стараюсь просвещать родителей, а не только констатировать факты; темы собраний учитывают возрастные особенности детей, собрания носят не только теоретический, но и практический характер, проходит анализ ситуаций, дискуссии. Стараюсь не осуждать и не обсуждать личности обучающихся, а наоборот, совместно ищем выходы из трудных ситуаций и конфликтов в плане обучения и воспитания. Постоянно информирую родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии детей.

 Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

В процессе посещения семей, учитель знакомится с родителями, условиями жизни конкретной семьи.

Во время дискуссий происходит вовлечение всех присутствующих родителей в обсуждение поставленных проблем, всесторонний анализ фактов, что способствует повышению педагогической культуры.  

Неоценима  и роль родительского комитета. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю общую работу по установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, оценивает сотрудничество семьи и школы и подводит его итоги.

Чтобы семья успешно справлялась с воспитанием ребенка, чтобы ребенок желал общаться с родителями – им необходимо знать и помнить главные принципы воспитания:

  1. ПРИНЯТИЕ – нужно принять ребенка таким, какой он есть и любить его несмотря ни на что.
  2. ЗНАЧИМОСТЬ – признать значимость ребенка в семье.
  3. ПРИЗНАНИЕ – это вера родителей в то, что ребенок оправдает их ожидания. Признание предполагает одобрение, похвалу – которое делает ребенка еще умнее и добрее.
  4. РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ – любовь делает детей счастливыми, ребенок нуждается в любви независимо от возраста.
  5. ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ – быть доступным – значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все дела и пообщаться с ребенком.
  6. АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ – важная составляющая успешности воспитания детей в семье, нужно сделать так, чтобы ребенок говорил родителям правду, какой бы горькой она не была. Нужно объяснить детям, что прожить жизнь, не совершая ошибок НЕВОЗМОЖНО.

         Совместная работа учителя и родителей способствует повышению качества учебно-воспитательной работы в школе и содействует правильному воспитанию детей в семье.

Чем чаще дети и родители участвуют в совместных мероприятиях, тем выше будет показатель успеваемости, а поведенческие трудности ребенка будут встречаться периодически или же практически исчезнут.

Важна тесная связь учителя и родителя и постоянный контроль за качеством знаний со стороны школы, а так же со стороны родителей. Детям необходима поддержка семьи. Важно, чтобы кто – то интересовался успехами учеников, контролировал ход учебного процесса, и, в частности,   выполнение домашних заданий. Если ребенку не для кого стараться, если никто не огорчится и не обрадуется полученным им результатам работы, то очень скоро он перестанет стремиться к улучшению своих показателей, к совершенствованию умений, избавлению от недостатков.

Методы учителя и родителей, направленные на преодоление трудностей и неудач в обучении, должны быть едины. Все делать и обсуждать, объяснять вместе – учитель, мамы и папы, бабушки и дедушки.

В начальной школе большое внимание уделяется приобщению ребенка к чтению, воспитанию у него любви к книгам. В наше время существует проблема – дети не любят читать. Цель родителей и педагога – привить любовь к чтению. Ребенок должен не только сам любить читать, но и видеть любовь к книге всех членов семьи. Значит, читать книгу должна вся семья. А как это сделать? А для этого нужно, сделать так, чтобы встреча с интересной книгой превращалась в праздник, поэтому в своем классе мы проводили конкурс «Самая читающая семья».

Наиболее воспитывающим и развивающим для ученика является совместная деятельность детей и родителей, учителя и самих сверстников. Только в совместной творческой деятельности ребенок может раскрыть свои личностные качества, инициативу, ответственность, толерантность, трудолюбие. Реализуя данную идею, мои ребята выполняли совместно с родителями проект «Моя родословная», выполняли рисунки на тему «Моя семья», «Герб моей семьи», подготовили пословицы и поговорки о семье, написали сочинения о своей бабушке или дедушке,  «Мама, папа и я  - трудовая семья», составили сценарии семейного праздника. Такие мероприятия сближают семью, делают ее сплоченнее, дружнее, ведь в наше время не так уж много времени родители уделяют своим детям на беседы о своих предках.

        Проводим дни именинников – готовим подарки, поздравляем, играем, в непринужденной обстановке повторяем правила поведения  за столом, в гостях; узнаем, как встретить и проводить гостей, как правильно принять и подарить подарок – и за чаем не скучаем.

Чтобы учащиеся любили свой класс, с удовольствием проводили в нем время, поддерживали чистоту, родители стали помощниками во всех трудовых делах класса, вместе со своими детьми сажают цветы и приносят их в школу. Цветок растет вместе с ребенком.

За эти 2,5 года мои ребята  научились свободно выступать в аудитории, отличаются  артистичностью и большой активностью. К внеклассным мероприятиям относятся с большим интересом, с удовольствием готовят их. Особенно любят театрализованные представления, участниками таких праздников бывают не только дети, но и родители, которые стараются со всей ответственностью подходить к подготовке мероприятий. Без участия родителей теперь не проходит ни один праздник, ни одна разработка проектов. Родители оказывают большую помощь в организации работы  класса.

Любая просьба не остается без внимания. Видя мою любовь, заботу об их детях,  родители стали более терпимыми, внимательными, ответственными. И я рада, что мне шаг за шагом удается сплотить не только детский коллектив, но и родительский, тем более что с нового учебного года в наш класс пришли 6 новых учеников.  И моя  задача  сделать так, чтобы у родителей не пропало желание помогать мне и детям. Они созваниваются друг с другом, интересуются у детей не только тем, выполнили они уроки и какие отметки получили, а какие события произошли  в  школе, чем они были огорчены или обрадованы, их успехами или  неудачами. Я очень хочу, чтобы то взаимопонимание, которое существует между нами сейчас, никогда не исчезло.

Таким образом, комплексный подход к обучению и воспитанию личности школьника, проявляющийся в единстве педагогических воздействий, работы учителя и семьи, может привести к достижению поставленной цели. Подводя предварительные итоги своей работы в третьем классе, я вижу изменения детей в духовном и душевном плане. Ребята становятся более активными и инициативными, учатся слушать, а главное, слышать не только учителя, но и друг друга.

         Роль семьи в воспитании и обучении детей огромна и хочется, чтобы родители не только  в начальных классах были такие активные, но и в старших классах.

         

            

        

         

         

                 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».

В данной работе находится материал для проведения родительского собрания в начальной школе....

Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.

Статья о  роли семьи  в   духовно – нравственном  воспитании личности. ...

Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка.

Статья о значении семьи в полнценном развитии ребёнка. Отношение родителей к школе....

Роль семьи и условия семейного воспитания

Одной из главных функций семья является воспитание детей.Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям....

Роль семьи и специалистов в воспитании ребенка с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)

Данный материал будет интересен педагогам, работающими с детьми с нарушениями слуха, а также родителям, воспитывающих таких детей....

Роль семьи и школы в воспитании личности ребенка

Общеизвестно, что семья и окружение важно и влияет на развитие личности. Мы не можем избежать влияния генов на личность, потому что он встроен в нас, но мы можем попробовать преодолеть некоторое генет...

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка.

Социальный педагог выступает в различных профессиональных ролях: в качестве посредника, защитника, организатора и наставника, который  помогает своевременно определить, предупредить и нейтра...