Праздник хлеба. Семейный праздник в классе.
методическая разработка (2 класс) на тему

Сенюшина Ольга Анатольевна

На родительском собрании были отмечены некоторые ребята нашего класса, которые за обедом с аппетитом кушали  хлеб, брали по несколько кусочков с собой, а остатки скармливали птицам...

Тогда решили провести семейное мероприятие о том, почему хлеб так нравится ребятам, от чего он такой душистый, какой ещё бывает хлеб. К празднику готовились тщательно, подобрали много интересного и познавательного материала, музыку; готовили сами иллюстрации и находили высказывания о цене хлеба. В классе провели конкурс пословиц и защищали проекты о видах хлеба в разных странах, где ребята принесли или испекли вместе с родителями необычные хлебные изделия, которыми мы угостили работников нашей столовой. Ребята с удовольствием учили стихи, рисовали, искали и готовили костюмы, придумывали игры. Родители организовали сладкое чаепитие с призами. Праздник удался! Все остались очень довольны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_khleba.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Праздник хлеба

Подготовила и провела Сенюшина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов. Классный руководитель 2В класса, МАОУ СОШ №72

Цель: Воспитание патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

1.Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

2. Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;

3. Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Оформление и оборудование класса:

- русские народные костюмы — Володина Катя, Мамаева Арина, Кузьменко Дима, Мосевнин Саша.

-рушник, каравай — Аввакумов Максим;

-поднос, солоничка — Прокофьева Юля;

- первобытный человек — Назимов Матвей;

- трава, зерна, кружка — Одинцова Лиза;

- дерево — Кузьменко Дима;

плакаты «Безделица», «Суховей», «Труд»;

костюмы морозов (Красный и синий нос — Русаков Миша и Андряков Мксим);

решето, лапти, кушак, косоворотка — Евплова Настя;

фонограммы (русская народная мелодия, «Священная война», «Едут новосёлы» муз.. Радыгина, сл. Солохиной

Надписи с высказываниями:

(Антонов Никита)

«Чудо земли - хлеб

Есть хлеб – будет и песня.

Хлеб – всему голова.

Не будет хлеба – не будет обеда.

Цена хлебу – жизнь.

Без хлеба куска везде тоска.

Без хлеба сыт не будешь.

Горька работа, зато сладок хлеб.

Пот на спине – хлеб на столе.

Хлебом люди не шутят.

Ход праздника:

Класс украшен высказываниями о хлебе и рисунками детей о цене хлеба. На  столе в деревянной кружке стоят колоски, в стороне зеленое деревце. На парте разложены работы ребят — проекты о хлебе и хлебо-булочные изделия. Приготовлена выставка работ учащихся из солёного теста.  

Ведущий - учитель: Сегодня, наш праздник посвящен хлебу. Хлеб! Сколько смысла в этом коротком слове! Хлеб это бесценное народное достояние, хлеб это самоотверженный труд многих людей.

Выходят под хороводную мелодию девочка и мальчик. Мамаева Арина и Кузьменко Дима в народных русских костюмах. У  Арины на подносе с рушником каравай хлеба.

Мальчик: Дима: Слава миру на Земле!

Девочка: Арина: Слава Хлебу на столе!

Мальчик:

Если мы хотим кого – то

Встретить честно и с почётом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Девочка:

С караваем хлеб подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

-Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук.

Ученик 1:Саша Мосевнин

Пышный, мягкий, пропеченный

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шёл к тебе издалека.

Ученик 2:Катя Володина

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл,

В нем здоровье, наша сила

В нём - чудесное тепло

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло?

Ученик 3:Максим Осипов

В нём земли родимой соки.

Солнца свет весёлый в нём

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём.

Ведущий - учитель:

Как ты пришёл к людям хлеб?

Одинцова Лиза: Это было давным-давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек наших бабушек. Людям жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды…

(инсценировка «Первобытный человек»)

Лиза комментирует: Он устало бредет, понурив голову. Вдруг останавливается у дерева, рассматривает траву, срывает, кладет в рот семена. На лице его появляется улыбка, и он радостно кричит: «О – о – э!!! Чудо, какими вкусными показались семена эти человеку. Учёные предполагают, что это был дикорастущий ячмень. (первый хлеб)

Ведущий-учитель: А теперь послушайте сказку.

Роли исполняют дети:

Ведущий — Мамаева Арина

Безделица — Чупахина Яна

Труд — Замалетдинов Амир

Человек — Аввакумов Максим

Морозы — Русаков Миша, Андряков Максим

Ветры- суховеи — Ершов Андрей, Хамидуллин Артур

Ведущий:

Жили – были на свете Солнце, Земля, Труд. Жили, не тужили. Земля питала каждую травинку, солнышко ласкало, Труд оберегал. Но вот откуда, ни возьмись… (входит Безделица)

Безделица: Яна: Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю. Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю Труд. Вы его, ребята, не видели?

               (Появляется Труд, в руках он несет зерно)

Труд: Амир: Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра.

(Безделица набрасывается сзади на него, пытается отнять зернышко. Они борются.)

Безделица: Всё равно я стану владычицей Земли. Не бывать по твоему!

Труд: Владыкой мира будет труд!

Безделица: Ха! давай позовём человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полёживать в тени…

Труд : Будь, по-твоему! (Появляется человек) Вот тебе горсть зерна, сумеешь вырастить хороший урожай – принесёшь всем радость…

Безделица: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем.

Человек:Максим:  (кланяется Труду). Спасибо тебе, батюшка Труд, я тебя не подведу! (Звучит русская народная мелодия. Он сеет зёрна)

Безделица: ну надо же! Труд верх берёт! Эх, была не была! Позову – кА я мороза, пусть заморозит всходы! Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда! На помощь!

                                               (Вбегают Морозы)

Ведущий: Ребята, Беда может случиться! Скорее в круг! Не отдадим Морозам зеленые всходы хлеба!

Морозы: Я Мороз – Красный нос. Я Мороз – синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат – наши всходы.

(Игра «Перетягивание каната» и прыгание на скакалке. Дети выигрывают, так как их много. Морозы убегают.)

Безделица: Ох, и бездельники эти Морозы! Ну да у меня ещё Ветры – суховеи про запас есть! Ветры! Ветры – суховеи! Отзовитесь! Появитесь! (вбегают Ветры – суховеи) Ну, суши! Ну, губи!

Человек: Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветры - суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь!

(игра «Не пролей воду». ) На одной стороне класа  – миски с водой. Это озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести её в стакан по прямой к другой стороне класса.  В чьём стакане окажется больше воды?)

Ведущий: Спасибо, ребята, напоили колоски водой. Теперь бы солнышко их согрело.

Безделица: Я закрыла его тучами с градом.

Труд: Ребята, вы не знаете, как человек научился бороться с градом? Как видишь Безделица и град можно победить.

Безделица: Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу, какая противная ваша сказка!

Труд:

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Ученица 4: Кудинова Анжелика

На свете я видела хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом.

Он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко

Хлеб грозным казался, во имя отца

За трапезой ели его без остатка,

Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

(Ребята берут свои проекты и встают у доски с ними, рассказывают несколькими предложениями о том, что подготовили)

Лиза-Ведущий: У войны свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё более необходимый в военное время. Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово ЖИЗНЬ. Что может быть важнее хлеба?! Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В музее Истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!

                            Презентация? На её фоне идёт рассказ:

Ученик 5: Ершов Андрей

Даже не верится, что когда – то

На поле, сожженном огнём батарей

Перед атакой герои – солдаты

Делили остатки ржаных сухарей.

Ученик 6: Хамидуллин Артур

Корочка хлеба

Хлебная крошка,

Что – это

Много или немножко.

Ученик 7:  Русаков Миша 

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб

Значит, правильны слова

(Хлеб всей жизни голова - все вместе)

Ученик 8: Максим

В дыму Ленинградское небо

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Ученик 9: Никита

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной

Говорим мы: берегите,

(Берегите хлеб родной — всем классом)

Ученик 10: Матвей

Берегите каждый колос

Наших радостных полей

Словно песен тихий голос

Громкой родины своей!

Ученик 11: Саша  Ю.

Не хотим мы видеть чёрных

Зерен, выжженных войной

Пусть сияет нам узорный

Золотистых волн прибой.

Ученик 12: Саша Мос.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Ведущий Лиза:

Да, больших трудов стоит хлеб. Не мало сюрпризов подбрасывает и погода. То сильная сушь, то затяжные дожди. Бывает, вредители полей посягают на урожай. Одним словом 7 потов сойдет с земледельца, прежде чем зерна окажутся в закромах. Поле не терпит бездельников. Я сейчас расскажу вам басню, а вы попробуйте придумать для неё название.

Амир

На пахоте два плуга

Остановились друг против друга

Один – старообразный, ржавый

Другой – сияющий и моложавый.

Плуг старый молодому говорит:

-Смотрю я, одного мы года

И одного завода

Но у тебя блестящий вид,

А я, хоть и берег себя везде,-

Бывало, камешек на борозде,

И тот миную стороною,-

Совсем, совсем больной,

Едва скриплю, от немочи дрожа,

Нутро изъела ржа!

В тебе ж не видно изменения,

Как пух ворочаешь каменья!

В чём тут секрет?

Плуг моложавый произнес в ответ:

Я камни обходить не знал заботы,

А блеск мой – это от работы.

Лиза: Хлеба у нас вдоволь. Посмотрите на полках магазинов пшеничный и ржаной, булочки и бублики. Это богатство – наше завоевание, наше счастье. И порой становиться обидно, что многие люди, особенно те, кто не изведал голодного лиха, не ценят хлеб. Не крохоборства ради мы ведем разговор о бережливости, а потому что бережливость – мать богатства, один из важных факторов экономического могущества нашей Родины.

(Показать разные виды хлеба и детские работы из солёного теста.)

Учитель: Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей едой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем.

Ученик 14: Маша

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает:

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтёр, машинист, металлург – НАРОД.

Ученик 15: Юля: Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь: в хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

Ученик 16: Милена: И ещё помни: для того чтобы хлеб был у всех сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Ученик 17:Вика

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук

Взором радостным объемлю даль бескрайнюю полей

Слава тем, кто любит землю,

Тем, кто трудится на ней!

(конкурс пословиц о хлебе — ребята по командам собирают «разрезные» части теста пословиц воедино )

Ведущий: Лиза: Святое дело вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки. Для выпечки только одного батона требуются более 10 тысяч зерен. Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

Учитель :Если каждый человек за 1 день не доест и бросит 50 г хлеба (показывает кусочек хлеба весом 50 г) это составит по школе 20кг, по городу -200кг, то есть около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

Настя: Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность! Им не сори!

Ученик 18: Дарина

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Ученик 19: Ксюша

Он их теплом, он их добром пропах

И с песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Ученик 20: Анжелика

Пройдется пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит» Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ученик 21: Арина

Ты вырастишь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

Давайте споем песню «Урожайная» муз. Филиппенко, сл. Волгиной

Вручение небольших подарков от родителей и праздничное чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА – СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК

знакомство с православными праздниками (Рождество)...

конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс

конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс...

Классный час "Семейный праздник" 2 класс

Праздник проводится мужду двумя праздниками 23 февраля и 8 марта для пап и мам....

Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Семейный праздник. 1 класс

Занятие по программе «Истоки» . Тема:  «Семейный праздник. 1 класс...

Сценарий праздника "Семейные праздники" 4 класс

Сценарий праздика можно использовать на внеклассных мероприятиях,классных часах,на уроках ОРКСЭ...

"Праздник Рождества - семейный праздник"

"Праздник Рождества - семейный праздник".Цель. познакомить с историей возникновения праздника Рождества ;Задачи: расширить духовный мир детей; создать  атмосферу праздника Рождества Христова....