Программа по ПДД
методическая разработка на тему

Мойсишина-Бенц Тамара Александровна

Полезна для учителей начальной школы и воспитателей группы продленного дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_pdd.docx157.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ начальная школа-детский сад № 36

Василеостровского района  Санкт-Петербурга

 

ПРИНЯТО
решением   Совета Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста  начальной школы-детского сада № 36 Василеостровского района Санкт-Петербурга

Протокол №       от «           »                     2013

УТВЕРЖДАЮ
Директор Государственного бюджетного образовательного учреждения  для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной  школы-детского сада № 36 Василеостровского  района Санкт-Петербурга
 
_____________________________ Дивина А.В.

Программа

по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах

Государственного бюджетного образовательного учреждения

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальной школы - детского сада  № 36

Василеостровского района Санкт-Петербурга

«Добрая дорога»

Без имени-1

 

  Цель:

     создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на    улицах и дорогах.

Задачи:

1. Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов.

2. Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД.

3. Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности администрации школы .

4. Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.

5. Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

6. Использовать материально-технический потенциал школы и другие ее возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.

Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

- Конституция РФ.

- Конвенция «О правах ребенка».

- Правила дорожного движения (ПДД).

- Устав образовательного учреждения.

-Учебный план.

-Учебные программы.

-Методические рекомендации для проведения уроков по ПДД.

Управленческая деятельность по информационному обеспечению:

1. Создание банка данных - разработка уроков, бесед для родителей, бесед для учащихся, внеклассных мероприятий.

2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах.

3. Сбор текущей информации о результатах тестов,  посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий;

4. Сбор аналитической информации о ходе работы по программе и результатах ее выполнения.

5. Работа школьного методического объединение

6.. Контроль за проведением классных часов по ПДД, внеклассных мероприятий.

7. Проверка документации  классных руководителей.

8. Организация встреч с родителями.

9. Систематическое оформление информационного стенда.

Экспертное обеспечение:

1. Самоэкспертиза деятельности педагогов.

2. Экспертиза качества обучения руководством школы.

3. Анализ состояния дорожных происшествий, участниками которых являются обучающиеся в школе.

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении ПДД.

 Все учителя начальной школы работают по единому тематическому планированию, которое соответствует программе. Спланирована работа по профилактике ДТП. В течение учебного года организованы беседы по ПДД с учащимися до и после каникул, а также «минуток безопасности». На заседаниях школьного методического объединения утверждены  методические рекомендации по формированию у младших школьников навыков безопасного поведения на дорогах.

В рамках классных часов для каждого класса четко определено необходимое количество часов на изучение раздела ПДД. Большое количество часов обусловлено тем, что в этот период времени закладываются основы не только знаний, но и поведенческих навыков в различных дорожных ситуациях.

 Наиболее распространенными формами проведения уроков являются беседы и рассказ учителя в сочетании с практическими упражнениями и методами ситуативного обучения. Учителя начальных классов успешно применяют игровые технологии (ролевые игры), так как игра - один из основных видов деятельности учащихся первой ступени. Кроме того, они применяют разнообразный дидактический материал: дорожные задачи, контрольные вопросы, загадки  Светофорика, кроссворды и т. д.

Основной способ формирования у детей навыков поведения – наблюдение, подражание поведению взрослых и прежде всего своих родителей. Домашние задания для учеников 1-4 классов включают тему уроков и описание конкретных действий родителей с детьми по отработке навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.  Для родителей проводятся собрания, где отмечается ответственность за роль взрослых в профилактике ДДТТ.

        Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. Изучать ПДД можно не только на специальных уроках, но и на занятиях в системе дополнительного образования. Кроме традиционных профилактических бесед, педагоги включают в свои занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и специальные элементы: читают стихи, разучивают музыкальные произведения о светофоре, дорожных знаках, проводят тематические динамические паузы и т. д.

        Однако разнообразие форм, насыщенность занятий требуют от классных руководителей большой предварительной подготовки. На консультациях по воспитательной работе выделяется одно из приоритетных направлений деятельности: закрепление знаний ПДД, формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, даются рекомендации по планированию и организации деятельности классов в этом направлении.

Основные направления работы по реализации программы.

1.Мероприятия по созданию условий безопасности школьников.

2.Профилактическая работа по предотвращению ДДТТ.

3.Профилактическая работа по правилам поведения на дороге и улице.

 Функциональное обеспечение создания реализации программы.

1.Функции директора и администрации школы в реализации программы:

  • Общее руководство разработкой и реализацией программы;
  • Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;
  • Разработка системы внеклассных мероприятий по ПДД;
  • Организация работы классных руководителей по программе и ее контроль;
  • Организация работы инспекторов по ПДД;
  • Общее руководство по обеспечению безопасности школьников;
  • Контроль  условий и мер ДДТТ.

2.Функции классного руководителя в реализации программы:

  • Проведение мероприятий по профилактики ДДТТ;
  • Организация и проведение профилактической работы с родителями;
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы;

Прогнозируемый результат:

Выпускник, владеющий основами личной безопасности, знающий ПДД – психологически и физически готовый к любой ситуации на дороге и улице.

Сроки реализации программы: 2013 – 2017 г.г.

Программа действий по реализации цели и задач

Подготовительный этап: 2013 – 2014 уч. г.

  1. Нормативно-правовое обеспечение:
  • Изучение нормативных документов;
  • Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений;
  • Разработка локальных актов, необходимых для функционирования программы;
  • Разработка и  реализация перспективного плана мероприятий;
  1. Педагогическая поддержка:
  • Разработка и  реализация школьной программы по профилактике ДДТТ «Добрая дорога»

Практический этап: 2014 – 2015 уч. г.

  1. Реализация школьной программы по профилактике ДДТТ «Добрая дорога».
  2. Организация и проведение школьных мероприятий с учащимися и родителями.
  3. Выпуск тематических презентаций, необходимых для проведения классных часов.
  4. Диагностика деятельности классных руководителей и учащихся по данной программе.

Обобщающий этап: 2016 – 2017 уч. г.

  1. Анализ работы по программе.
  2. Подведение итогов реализации программы.
  3. Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных.
  4. Обобщение опыта работы.

Темы занятий по ПДД на классных часах
1-й класс

Город, округ, где мы живем.
(Город, в котором мы живем. Его достопримечательности. Улицы микрорайона. Домашний адрес. Место нахождения школы.)

Что мы видим на дороге.
(Улица. Тротуар. Проезжая часть. Почему проезжая часть опасна)

Транспорт.
(Какой транспорт ходит в нашем городе? Какие вы знаете автобусные (троллейбусные маршруты)?

Мы идем в школу.
(Пешеход –
кто это? Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу и обратно. Особенности движения пешеходов осенью и зимой).

Наши верные друзья.
(Что поможет безопасно перейти проезжую часть. “Зебра”, подземный пешеходный переход, Светофор, дорожные знаки, регулировщик дорожного движения).

Утренник.
"Посвящение первоклассников в пешеходы".

Мы пассажиры.
(Общие обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки. Поведение в общественном транспорте).

Знакомство с дорожными знаками.
(Знакомство со значением некоторых, часто встречающихся в микрорайоне школы и по месту жительства дорожных знаков и указателей, а также с другими знаками и указателями, необходимыми пешеходу).

Где можно играть?
(Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Опасность игр у дорог).

Подведение итогов.
(Повторение знаний Правил дорожного движения. Инструктаж перед летними школьными каникулами. Особенности движения на загородных дорогах. Катание на велосипедах по улицам дачных поселков.)

2-й класс

Улица полна неожиданностей.
(Как правильно переходить дорогу. Разбор конкретного маршрута)

Транспорт.
(Какой транспорт ходит в нашем городе? Остановки маршрутного транспорта в микрорайоне. Схематическое изображение микрорайона).

Правила поведения на улице.
(Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на улице – залог безопасности движения)

Особенности движения транспорта и пешеходов на осенних и зимних улицах.
(Наиболее опасные и безопасные места для движения пешеходов. Опасность зонтов, капюшонов).

Сигналы светофора.
(Назначение светофора, значение сигнала светофора. Пешеходный светофор).

Это должны знать все.
(Зачем нужно знать правила дорожного движения пешеходу и водителю)

Мы пассажиры.
(Где разрешается ожидать общественный транспорт. Как надо обходить стоящий трамвай, троллейбус, автобус? В чем опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего транспорта).

Дорожные знаки.
(Рассказать, показать или нарисовать дорожные знаки, встречающиеся по дороге в школу, объяснить их значение. Рассказать о других дорожных знаках). Тему можно раскрыть в форме игры, викторины или конкурса рисунков.

Весенние дороги.
(Особенности весенних погодных условий, затрудняющих дорожное движение (тающий снег, гололед, туман, дождь). Места для катания на самокатах, роликах, велосипедах).

Инструктаж перед летними школьными каникулами.
(Внимательность и осторожность при играх во дворах жилого сектора, особенности движения на загородных дорогах).

3-й класс

Мы идем в школу.
(Микрорайон в котором находится школа. Улицы вокруг школы. На каком транспорте можно доехать до школы? Остановки маршрутного транспорта рядом со школой

Я пешеход.
(Умение правильно выбрать наиболее безопасный путь. Как пройти по более сложному маршруту к школе. Где и как правильно перейти улицу? Не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь).

Осенние дороги.
(Лужи, грязь – препятствия дорожному движению. Плохая видимость в дождь и туман. Особая осторожность пешеходов на дорогах осенью. Инструктаж о безопасности движения во время осенних каникул).

Это должны знать все.
(Правила дорожного движения – закон для водителей и пешеходов. Примеры о последствиях нарушений правил дорожного движения. Какой вред приносят нарушители правил.)

Знатоки дорожных знаков.
(Какие существуют группы знаков, их символика и назначение).

Наши верные друзья.
(Технические средства регулирования дорожным движением, дорожные знаки, пешеходные переходы и их виды, “ИДН” – искусственная дорожная неровность – “лежачий полицейский”, светофоры и их виды, работа сотрудников ГИБДД).

Движение по улицам.
(Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правосторонне движение и история происхождения этого Правила. Перекрестки и их виды). Тема может быть раскрыта практическим занятием и на конкретных примерах участников дорожного движения на улице около школы.

Что такое закрытый обзор.
(Дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешеходов за кустами, деревьями, стоящим или движущимся транспортом).

Дорожно-транспортные происшествия.
(Виды происшествий. Причины их возникновения. Как правильно вести себя на улице, чтоб не произошло несчастье).

Повторение пройденных тем. Инструктаж перед летними школьными каникулами.

4-й класс

Правила дорожного движения.
(Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, их причины). Использовать материалы и статистику предоставленные отделом ГИБДД на августовском совещании.

Элементы улиц и дорог.
(Дорога, ее составные части – проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка, Дорожная разметка и дорожные знаки. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Одностороннее и двустороннее движение).

Безопасность пешеходов.
(Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. Распознание типичных “ловушек” на дорогах).

Виды транспортных средств.
(Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека)

Погодные условия.
(Особенности движения водителей и пешеходов в зависимости от погодных условий и времени года).

Железнодорожный переезд.
(Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды).

Велосипед.
(Правила дорожного движение о правах и обязанностях велосипедистов).

Дорожные знаки.
(Викторина по знанию дорожных знаков).

Законы дорожного движения.
(Культура транспортного поведения, история дорожного движения и современность).

Повторение изученного материала. Инструктивная беседа перед летними школьными каникулами.

Дидактические занятия должны быть направлены на развитие у детей целостности восприятия дорожной среды, внимания, воображения, памяти, логического мышления, связной образной речи.

Развитие познавательных процессов необходимо младшим школьникам для того, чтобы они могли ориентироваться в дорожной среде: вовремя замечали опасные места, приближающийся транспорт, умели различать его величину (большой – маленький), расстояние до приближающегося транспорта (далеко – близко), могли зрительно (визуально) запомнить образы светофоров, различать символы на дорожных знаках.

Дети должны понять и осознать, что означают сигналы светофора и дорожные знаки. Им следует объяснить, что, управляя движущимся транспортом, водитель не может мгновенно остановить его, увидев на своем пути пешехода (ребенка). Ученики должны знать, что транспорт опасен, а на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей.

При обучении основам безопасности дорожного движения важно не только акцентировать внимание детей на том, что нельзя делать на дорогах, но и объяснять им, как можно и должно поступить в той или иной ситуации. Если педагог говорит,  что играть на проезжей части дороги нельзя,  нужно показать и рассказать детям, где можно играть: во дворе, на детской площадке, в парке и т. д.

Образовательный процесс должен быть направлен на формирование у детей умений, навыков и положительных привычек безопасного поведения на улице. Этому способствует тематическая подборка “Памяток”.

Рекомендуемые темы занятий для классных руководителей и воспитателей ГПД (во второй половине дня)

  1. Что называется дорогой
  2. Элементы (составные части дороги)
  3. Как надо переходить дорогу
  4. Дорога с односторонним движением
  5. Дорога с двусторонним движением
  6. Переход дороги
  7. Обозначение пешеходного перехода
  8. Светофор и его сигналы
  9. Типы светофоров
  10. Регулировщик и его сигналы
  11. Безопасность на пешеходном переходе самого пешехода
  12. Опасность на дороге. Как ее избежать
  13. Бытовые привычки и их опасность на дороге
  14. Что такое «дорожные ловушки» (скрытая опасность-отсутствие обзора дороги, неумение оценивать обстановку, начало движения и изменение направления движения без оценки ситуации, движение через дорогу бегом или наискосок, отсутствие предусмотрительности)
  15. Как распознать и предвидеть опасность на дороге
  16. Проезжая часть дороги  - не место для игр и забав
  17. Поведение на проезжей части жилых зон и во двоРЕ.

Памятка для пешехода.

  1. Ходите только по тротуару.
  2. Переходите улицу в местах обозначенных разметкой или знаками “пешеходный переход”, а где нет их – на перекрестках по линии тротуаров.
  3. Переходя улицу, посмотрите налево, а дойдя до середины – направо.
  4. На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.
  5. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.
  6. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части и там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
  7. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжить переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
  8. Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для переходов местах, соблюдая при этом осторожность.
  9. Обходить этот транспорт спереди или сзади опасно.
  10. Не устраивайте игры вблизи дорог и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы.
  11. Не цепляйтесь за проходящие автомобили, не катайтесь на сцепном устройстве – это опасно для жизни.
  12. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячком синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом не начинайте переходить улицу, а если находитесь на дороге, уступайте дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободите проезжую часть. Ездить на велосипедах по улицам и дорогам разрешается детям не моложе 14 лет.

Памятка велосипедисту

  1. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.
  2. Велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал. При движении по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад и т. п., когда расстояние видимости менее 300 м) велосипед должен быть оборудован спереди фарой с белым светом и белым световозвращателем; сзади — фонарем с красным светом или красным световозвращателем; с боков — желтыми и красными световозвращателями, установленными на колесах.
  3. Движение на проезжей части на велосипедах разрешается только в один ряд на расстоянии не более 1 м от ее правого края. Выезд на большее расстояние допускается лишь для обгона, объезда и поворота или разворота на дорогах без трамвайного движения и имеющих не более одной полосы для движения в данном направлении. Разрешается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
  4. Водителям велосипедов запрещается:

а) ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам;
б) ездить, не держась за руль;
в) перевозить пассажиров (кроме ребенка на дополнительном сиденье, оборудованном подножками):
г) перевозить груз, который выступает более – чем на
0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда и может помешать управлению;
д) двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки, обозначенной знаком "велосипедная дорожка";
е) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (в этих случаях нужно перевести велосипед по пешеходному переходу);
ж) управлять велосипедом в нетрезвом состоянии.

5. Запрещается буксировка велосипедов и велосипедам.

Формы взаимодействия с родителями

Организуя обучение детей безопасному поведению на улице, педагог должен постоянно взаимодействовать с их родителями. В этом плане важно проведение работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Поэтому, находясь с ребенком на улице, они должны сами соблюдать правила дорожного движения.

На родительских собраниях или в часы, когда родители (взрослые) приходят за детьми, я рассказываю им о проводимых в школе занятиях по обучению безопасного поведения на улице, выясняю, показывают – ли они ребятам опасные места по дороге в школу, держат ли их за руку, находясь на улице.

Специально организованные лекции (с приглашением специалистов) и беседы с родителями, в том числе индивидуальные, должны быть направлены на активизацию их заинтересованности в получении детьми знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице.

В рамках изучения предмета “Окружающий мир” разработаны темы, рекомендуемые для занятий и бесед с родителями:

  • Причины и условия, способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием школьников;
  • Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на улице;
  • Как научить ребенка наблюдательности на улице;
  • Где можно кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах;
  • Как переходить с ребенком проезжую часть дороги;
  • Какие могут быть опасности на улицах (закрытый обзор проезжей части из-за домов, деревьев, киосков, стоящих автомобилей; недостаточная видимость при плохой погоде; особенности движения по улицам в разное время года; возможное появление автомобилей во дворах, на тротуаре, выездах из арок домов; неожиданное появление велосипедистов, мотоциклистов; ходьба вдоль проезжей части, игра на ней или вблизи дорог с интенсивным движением транспорта и др.);
  • Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров;
  • Виды и сигналы светофоров;
  • Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный – “зебра”);
  • Дорожные знаки для пешеходов;

Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей.

В одних случаях это могут быть:

  • ознакомление с материалами, представленными на стендах “уголков безопасности”, публикациями в прессе по проблемам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием младших школьников в качестве пешеходов и пассажиров;
  • организация выставок детских рисунков, поделок, макетов, плакатов, дидактического материала по тематике дорожной безопасности.

В других случаях возможно:

  • приглашение родителей на дискуссионную встречу за круглым столом;
  • предложение выступить перед другими родителями, если они являются автомобилистами, врачами-травматологами или специалистами по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Информируя родителей о причинах, влекущих за собой дорожно-транспортное происшествие с участием школьников, необходимо сообщать о конкретных примерах с указанием названий улиц, где оно случилось, раскрывать причины, делая акцент на опасное или неосторожное поведение родителей или взрослых, по вине которых погибли или пострадали дети.

Возможен также показ фотографий, где зафиксированы несчастные случаи с детьми, которые произошли по вине взрослых. Элемент экстремальности, вызывающий сильные эмоциональные переживания у родителей, в данном случае может способствовать повышению у них бдительности, осторожности, восприимчивости к предостережениям, касающимся безопасности на дорогах.

В беседах следует рассматривать вопросы об опасностях по дороге в школу, особенно при плохой погоде, недостаточном освещении, а также о неудобной одежде детей (капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф и др.), которая может мешать их движению, ухудшать слух, затруднять повороты головы при осмотре проезжей части дороги.

С родителями важно проводить беседы о психофизиологии восприятия детьми дорожной среды. Необходимо объяснять, что дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего из-за их возрастных и психофизиологических особенностей поведения на улице.

Типичные ошибки в поведении школьников на улице

При проведении занятий с родителями стоит обращать их внимание на типичные ошибки в поведении детей на улице:

  • самостоятельный переход проезжей части дороги в неположенном месте;
  • самостоятельный переход проезжей части дороги на красный или желтый сигналы светофора;
  • неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений, других препятствий, закрывающих обзор;
  • ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;
  • самостоятельное движение вдоль проезжей части загородной дороги по направлению движения транспорта;
  • игра на проезжей части и вблизи нее;
  • неосторожность на тротуаре или во дворе дома, куда автомобили могут въезжать и выезжать из гаражей, подвозить грузы к магазинам, заезжая на тротуар и др.

Статистика показывает, что значительное число дорожно-транспортных происшествий с участием школьников, происходит также в ситуациях, когда они правильно ведут себя на улице, но из-за маленького роста, порой не видны водителям. Поэтому родители должны научить детей быть максимально внимательными на улице.
Большое число дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пассажиров происходит по вине родителей, которые перевозят их в автомобилях на переднем сиденье, не пристегивая ремнями безопасности.

Возрастные особенности детей при осознании опасности.

В силу своего возраста младшие школьники, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже их видит и объедет. Они не способны замечать приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.

Им сложно определить, откуда доносится шум. Они реагируют только на те звуки, которые им интересны. Не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот. Услышав сигнал автомобиля, школьники могут сделать роковой шаг навстречу опасности. Они боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

У детей младшего школьного возраста не сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий. В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дети впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе.

Малыш медленнее и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому при переходе через дорогу взрослые всегда должны держать ребенка за руку. Особенно это касается детей, которые входят в группу риска (слишком подвижные, излишне эмоционально-возбудимые или, напротив, заторможенные).

Памятка для родителей детей младшего возраста по воспитанию грамотного пешехода:

Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности.

В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:

  • без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь с взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;
  • ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
  • переходить дорогу можно только по пешеходному тротуару на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;
  • проезжая часть предназначена только для транспортных средств;
  • движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора и милиционером-регулировщиком;
  • в общественном транспорте не высовываться из окон, не выставлять руки какие-либо предметы.

Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с Правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе. Находясь с ребенком на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти проезжую часть, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что они нарушают правила, рискуя попасть под движущиеся транспортные средства.

Не запугивайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!

Полезно читать ребенку стихи о Правилах дорожного движения и показывать рисунки с дорожными знаками и различными дорожными ситуациями. Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки регулировщиков и организуйте игры по придуманным вами сюжетам, отражающим различные ситуации на улице. Игра - хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах

Памятка для родителей
"Обучение детей наблюдательности на улице"

  1. Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.
  2. Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.
  3. При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  4. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.
  5. При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.
  6. Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.
  7. Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.
  8. Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.
  9. Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.
  10. Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Помните, что ребенок обучается движению по улице, прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт.

Памятка для родителей-водителей
“Правила перевозки детей в автомобиле”

  1. Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи).
  2. Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья.
  3. Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.

Памятка для родителей
“Правила поведения на остановке маршрутного транспорта”

  1. Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус) и т. д.
  2. На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.
  3. Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.
  4. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.
  5. При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.

Памятка для родителей
“Причины детского дорожно-транспортного травматизма”

  1. Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.
  2. Игры на проезжей части и возле нее.
  3. Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.
  4. Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигналы светофора.
  5. Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.
  6. Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.
  7. Незнание правил перехода перекрестка.
  8. Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
  9. Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.
  10. Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.

Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!

Знания, умения и навыки школьников по итогам занятий.

В результате проведения занятий по основам безопасности дорожного движения младшие школьники должны знать:

  • правила перехода проезжей части дороги;
  • опасные места вблизи школы, дома, в микрорайоне;
  • безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
  • типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и авариям;
  • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
  • места, где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах, санках и т. п.;
  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.

Учащиеся начальной школы должны уметь:

  • переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;
  • переходить проезжую часть дороги с односторонним движением вне зоны видимости пешеходных переходов и светофоров;
  • переходить проезжую часть с двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при групповом движении, при езде на велосипеде и роликовых коньках;
  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
  • не создавать помех движению транспорта;
  • правильно вести себя на посадочных площадках, при посадке на маршрутный транспорт и высадке из него.

Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у младших школьников:

  • устойчивые привычки осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слышать движение транспорта, находясь на улице;
  • переходить дорогу только по пешеходным переходам, осматриваясь по сторонам отработанными на занятиях поворотами головы;
  • переходить проезжую часть только прямо, а не наискосок, не перебегать дорогу, обращать внимание на возможные опасности, не оглядываться на оклик знакомых, не выбегать на дорогу за мячом, собакой и т. д.;
  • кататься на велосипеде, роликах, коньках, санках во дворах и в специально отведенных для этого местах;
  • сидеть в легковом автомобиле в детском удерживающем кресле, пристегнутым ремнем безопасности.

Необходимость изучения правил дорожного движения с учащимися, совместная работа школы и семьи по профилактике детского дорожного травматизма и обеспечение безопасности детей продиктована самой жизнью и ситуацией на дорогах.
Настоящая работа проводится мной в рамках образовательной программы “Твое здоровье”. За годы моей педагогической деятельности выпускники моих классов не попадали в дорожно-транспортные происшествия.

Здоровье – это важнейшее условие благополучия, то есть счастья. Поэтому, если мы, взрослые (родители, педагоги), хотим сделать наших детей счастливыми, то должны таким образом выстроить свои и их приоритеты, чтобы эффективная забота о здоровье реализовывалась каждодневно как в мелочах, так и в общем укладе нашей жизни.

Материальная база для проведения работы
по изучению правил дорожного движения с младшими школьниками

  1. Мультимедийная техника.
  2. Интерактивная доска (изучение теории, ситуационных заданий)
  3. Стенды по дорожным знакам (комплекты плакатов)
  4. Проекты детей “Схема безопасного маршрута от дома до школы”
  5. Методические разработки внеклассных мероприятий по изучению правил дорожного движения.

Литература

  1. Закон РФ от 10.12.2007 “О безопасности дорожного движения”.
  2. Правила дорожного движения РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ
  3. Федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 г”
  4. Ковалько В.И. «Игровой модульный курс по ПДД 1-4 классы» Москва ВАКО 2011 (2014)
  5. «Классные часы». Автор-составитель Т.Н. Максимова. Москва ВАКО, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...