Все дороги ведут к дому.
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Лукашова  Марина Юрьевна

Внеклассное  мероприятие «Все дороги ведут к дому».

Цели: 1) познакомить учащихся, как относились люди к родному дому в старину; познакомить с понятиями «изба», «терем», «хата»;

 2) развивать и корригировать речь через образование прилагательных от существительных, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

 3) воспитывать любовь к родному дому, интерес к истории родного края.

Наглядность: карточки со словами пословицы (Все дороги ведут к дому.); наборы букв каждому ученику для составления слова «ДОМ»; карточки со словами «изба», «терем», «хата» и соответствующие иллюстрации; иллюстрация к кроссворду «сказочные дома»; иллюстрация к игре «ремонт дома» с вырезанными частями (количество наборов соответствует количеству групп).

Ход занятия.

Орг.момент

II. Сообщение цели

Сегодня, ребята, на занятии мы с вами узнаем, какие бывают дома, почему родной дом нужно любить и заботиться о нем; а поможет нам в этом домовенок Кузя.

- Живет Кузенька в красивом деревянном доме вместе с бабушкой Настасьей и ее внучкой Анютой. Помогает он бабушке за порядком в доме следить: полы веником метет, корове травушку кладет, коню гриву причесывает, да и Анюту учит чистоту в доме наводить. Ростом Кузя с ладошку, взрослым людям не показывается, только с маленькими ребятами дружит. Позавидовала Баба-Яга теплу и уюту в этом доме, да и похитила домовенка. Загоревали Анюта и бабушка Настасья: «Как им теперь без Кузи жить?» и решили попросить у нас помощи. Давайте, ребята, поможем найти домовенка. Итак, отправляемся в путь!

III.Основная часть

  • задание от бабы –Яги: «Составь пословицу»

-Решила Баба-Яга проверить, как вы умеете читать, написала она для вас на карточках слова: составите правильно – получится народная пословица.

(На доске карточки расположены вразброс)

 

          
 

Все

  

к

 

дому.

  

дороги

 

ведут

 
 

 

 

 


-Как вы понимаете эту пословицу? (Где бы мы ни находились, мы всегда возвращаемся домой).

  • Беседа «для чего нужен дом»

-С какой буквы начинается слово «ДОМ»?

-Букву «Д» вы хорошо знаете. В современном русском алфавите она называется «ДЭ», а в старинном алфавите ее называли «ДОБРО».

-А внешне буква «Д» на что похожа? (На крестьянскую избу)

  Русские крестьяне называли эту букву – ДОМ. В давние времена дом не только охранял человека от зверей, от злых людей, всяких бед. Дом давал человеку тепло, уют, покой. В нем спасались от холода и дождя, от ветров и туманов. В нем спали, ели, работали, отдыхали, нянчили детей, пели песни, рассказывали сказки, привечали странников.

Дом – это целый мир, очень большое добро. Люди заботятся о доме, ценят и любят его. Очень важно иметь свой дом. Без своего дома человек не может быть счастливым. Нет несчастнее бездомного.

- А теперь подумайте, из каких букв состоит слово «дом»?

-Буква «Д» - похожа на дом.

-Буква «О» - это круг, хоровод. Возьмутся люди за руки – и получится хоровод.

- Кто в доме стараются жить дружно? (семья)

-В доме живет семья. Поэтому буква «О» ставится с буквой «Д».

-А буква «М» похожа на забор. Дом надо охранять, семью – оберегать.

-Поставим букву «М» с буквами «ДО», получится – ДОМ. (учитель выставляет на доску буквы: буква «Д»- в виде домика; буква «О»- в виде человечков, взявшихся за руки; Буква «М»- в виде забора.)

  • Задание от Бабы-Яги: составление слова «ДОМ» из букв разрезной азбуки

-Баба-Яга дает вам задание: попробуйте сами составить слово «ДОМ» из разрезной азбуки.

  • Закрепление по беседе

Какое слово мы составили?

-На что похожа буква «Д»?

-На что похожа буква «О»?

-На что похожа буква «М»?

-Почему люди заботятся о своем доме?

  • Словарная работа

 

      
 

изба

 

терем

 

хата

 

 

 


(чтение одного ученика по слогам, затем хоровое чтение)

-В старые времена «избой» называли крестьянский дом, сделанный из дерева.     

Терем тоже делали из деревянных бревен, но этот дом принадлежал богатым людям, в тереме было несколько этажей.

Дом, который называли хатой, тоже был построен из деревянных бревен. Хата мало чем отличалась от избы, только крышу застилали соломой.

V. Соотнесение названий с иллюстрациями

 

-Баба-Яга написала для вас слова, их нужно прочитать и соотнести с изображением.

 

-Посмотрите на рисунки, подумайте, на каком из них нарисован терем? Изба?

Хата? (дети рассматривают картины и соотносят их с названием)

  • Упражнение в образовании прилагательных от существительных

-Если дом построен из дерева, он какой? (деревянный)

-Если дом построен из панелей? (панельный)

-Если дом построен из кирпичей? (кирпичный)

  • Физкультминутка (Игра «Дом и ворота»)

На поляне дом стоит,       (дети изображают двумя руками крышу дома:пальцами            

                                            левой и правой рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт.   (правая и левая руки повернуты ладонями к себе,    

                                           средние пальцы соприкасаются друг сдругом, большие                

                                           пальцы подняты вверх- «ворота»)

Мы ворота открываем,     (Ладони разворачивают параллельно друг другу.)

В этот домик приглашаем.(Изображают руками «дом».)

  • Кроссворд «Сказочные дома»

-мы узнали с вами, почему нужно заботиться и любить свой родной дом. О необходимости иметь дом даже говорится в сказках. Мы сейчас с вами выполним следующее задание от Бабы-Яги: решим кроссворд «Сказочные дома» (данный кроссворд может заполняться как коллективно, так и индивидуально)

По горизонтали:

1. Средство передвижения Емели, стоящее в доме. (печь)

2. Место, куда Золушка приехала на бал к принцу? (дворец)

3.Место, где жил Людоед, которого съел Кот в сапогах? (замок)

По вертикали:

4. Материал, из которого лиса построила себе дом, а весной этот дом растаял? (лед)

5. Жилье, в котором дружно жили мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик и т.д.? (теремок)

6. Дом, в котором живет Баба – Яга? (изба)

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  • Коллективная игра «Без чего дома не бывает? »

IV. Итог

-О чем мы говорили на классном часе?

-Как назывались дома в старину?

-Как нужно заботиться о доме?

Игра по группам «Ремонт дома» (в изображении дома вырезаны некоторые части, которые учащиеся должны вставить)

-Помогите домовенку Кузе отремонтировать дом.

(после игры учитель благодарит ребят за работу)

Дополнительное задание

-Чтобы Баба-Яга подобрела, давайте ей нарисуем красивый дом. (детям раздаются нарисованные дома, которые необходимо раскрасить).

 

В работе используются иллюстрации из книг:

1.Александрова Г.В.  Домовёнок Кузька. -     М.: Стрекоза –Пресс, 2001 .

2.Степанов В.  А. Учебник для малышей/Букварь. -  М. : Фолиант-Пресс, 2003.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

Внеклассное  мероприятие «Все дороги ведут к дому».

Цели: 1) познакомить учащихся, как относились люди к родному дому в старину; познакомить с понятиями «изба», «терем», «хата»;

 2) развивать и корригировать речь через образование прилагательных от существительных, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

 3) воспитывать любовь к родному дому, интерес к истории родного края.

Наглядность: карточки со словами пословицы (Все дороги ведут к дому.); наборы букв каждому ученику для составления слова «ДОМ»; карточки со словами «изба», «терем», «хата» и соответствующие иллюстрации; иллюстрация к кроссворду «сказочные дома»; иллюстрация к игре «ремонт дома» с вырезанными частями (количество наборов соответствует количеству групп).

Ход занятия.

Орг.момент

II. Сообщение цели

Сегодня, ребята, на занятии мы с вами узнаем, какие бывают дома, почему родной дом нужно любить и заботиться о нем; а поможет нам в этом домовенок Кузя.

- Живет Кузенька в красивом деревянном доме вместе с бабушкой Настасьей и ее внучкой Анютой. Помогает он бабушке за порядком в доме следить: полы веником метет, корове травушку кладет, коню гриву причесывает, да и Анюту учит чистоту в доме наводить. Ростом Кузя с ладошку, взрослым людям не показывается, только с маленькими ребятами дружит. Позавидовала Баба-Яга теплу и уюту в этом доме, да и похитила домовенка. Загоревали Анюта и бабушка Настасья: «Как им теперь без Кузи жить?» и решили попросить у нас помощи. Давайте, ребята, поможем найти домовенка. Итак, отправляемся в путь!

III.Основная часть

  • задание от бабы –Яги: «Составь пословицу»

-Решила Баба-Яга проверить, как вы умеете читать, написала она для вас на карточках слова: составите правильно – получится народная пословица.

(На доске карточки расположены вразброс)

-Как вы понимаете эту пословицу? (Где бы мы ни находились, мы всегда возвращаемся домой).

  • Беседа «для чего нужен дом»

-С какой буквы начинается слово «ДОМ»?

-Букву «Д» вы хорошо знаете. В современном русском алфавите она называется «ДЭ», а в старинном алфавите ее называли «ДОБРО».

-А внешне буква «Д» на что похожа? (На крестьянскую избу)

  Русские крестьяне называли эту букву – ДОМ. В давние времена дом не только охранял человека от зверей, от злых людей, всяких бед. Дом давал человеку тепло, уют, покой. В нем спасались от холода и дождя, от ветров и туманов. В нем спали, ели, работали, отдыхали, нянчили детей, пели песни, рассказывали сказки, привечали странников.

Дом – это целый мир, очень большое добро. Люди заботятся о доме, ценят и любят его. Очень важно иметь свой дом. Без своего дома человек не может быть счастливым. Нет несчастнее бездомного.

- А теперь подумайте, из каких букв состоит слово «дом»?

-Буква «Д» - похожа на дом.

-Буква «О» - это круг, хоровод. Возьмутся люди за руки – и получится хоровод.

- Кто в доме стараются жить дружно? (семья)

-В доме живет семья. Поэтому буква «О» ставится с буквой «Д».

-А буква «М» похожа на забор. Дом надо охранять, семью – оберегать.

-Поставим букву «М» с буквами «ДО», получится – ДОМ. (учитель выставляет на доску буквы: буква «Д»- в виде домика; буква «О»- в виде человечков, взявшихся за руки; Буква «М»- в виде забора.)

  • Задание от Бабы-Яги: составление слова «ДОМ» из букв разрезной азбуки

-Баба-Яга дает вам задание: попробуйте сами составить слово «ДОМ» из разрезной азбуки. 

  • Закрепление по беседе

Какое слово мы составили?

-На что похожа буква «Д»?

-На что похожа буква «О»?

-На что похожа буква «М»?

-Почему люди заботятся о своем доме?

  • Словарная работа

(чтение одного ученика по слогам, затем хоровое чтение)

-В старые времена «избой» называли крестьянский дом, сделанный из дерева.      

Терем тоже делали из деревянных бревен, но этот дом принадлежал богатым людям, в тереме было несколько этажей.

Дом, который называли хатой, тоже был построен из деревянных бревен. Хата мало чем отличалась от избы, только крышу застилали соломой.

V. Соотнесение названий с иллюстрациями

-Баба-Яга написала для вас слова, их нужно прочитать и соотнести с изображением.

-Посмотрите на рисунки, подумайте, на каком из них нарисован терем? Изба?

Хата? (дети рассматривают картины и соотносят их с названием)

  • Упражнение в образовании прилагательных от существительных

-Если дом построен из дерева, он какой? (деревянный)

-Если дом построен из панелей? (панельный)

-Если дом построен из кирпичей? (кирпичный)

  • Физкультминутка (Игра «Дом и ворота»)

На поляне дом стоит,       (дети изображают двумя руками крышу дома:пальцами            

                                            левой и правой рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт.   (правая и левая руки повернуты ладонями к себе,    

                                           средние пальцы соприкасаются друг сдругом, большие                

                                           пальцы подняты вверх- «ворота»)

Мы ворота открываем,     (Ладони разворачивают параллельно друг другу.)

В этот домик приглашаем.(Изображают руками «дом».)

  • Кроссворд «Сказочные дома»

-мы узнали с вами, почему нужно заботиться и любить свой родной дом. О необходимости иметь дом даже говорится в сказках. Мы сейчас с вами выполним следующее задание от Бабы-Яги: решим кроссворд «Сказочные дома» (данный кроссворд может заполняться как коллективно, так и индивидуально)

По горизонтали:

1. Средство передвижения Емели, стоящее в доме. (печь)

2. Место, куда Золушка приехала на бал к принцу? (дворец)

3.Место, где жил Людоед, которого съел Кот в сапогах? (замок)

По вертикали:

4. Материал, из которого лиса построила себе дом, а весной этот дом растаял? (лед)

5. Жилье, в котором дружно жили мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик и т.д.? (теремок)

6. Дом, в котором живет Баба – Яга? (изба)

  • Коллективная игра «Без чего дома не бывает? »

IV. Итог

-О чем мы говорили на классном часе?

-Как назывались дома в старину?

-Как нужно заботиться о доме?

Игра по группам «Ремонт дома» (в изображении дома вырезаны некоторые части, которые учащиеся должны вставить)

-Помогите домовенку Кузе отремонтировать дом.

(после игры учитель благодарит ребят за работу)

Дополнительное задание

-Чтобы Баба-Яга подобрела, давайте ей нарисуем красивый дом. (детям раздаются нарисованные дома, которые необходимо раскрасить).

В работе используются иллюстрации из книг:

1.Александрова Г.В.  Домовёнок Кузька. -     М.: Стрекоза –Пресс, 2001 .

2.Степанов В.  А. Учебник для малышей/Букварь. -  М. : Фолиант-Пресс, 2003.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога в школу и домой.

Как только ты выходишь из дома на улицу, ты сразу становишься участником дорожного движения.-А если ты идёшь пешком, то кто ты?...

урок нравственности "Все дороги ведут к дому"

Материал урока способствует формированию положительного опыта семейного общения, уважительного отношения к семье и дому, воспитанию у детей и родителей интереса к совместной деятельности...

Урок доноведения на тему "дорога от дома до школы".

В школу я иду учиться,А не после травм лечитьсяПо пути в школу ты можешь встретить разные опасности:   - проезжая ч...

Презентация"Дорога в школу и домой"

Презентацию можно использрвать на классных часах, занятиях по ПДД....

Классный час «Дорога от дома до школы. Законы дорог».

Цель занятия:- сформировать у учащихся представление о новых терминов «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», «проезжая часть»;- научить правилам дисциплинированного поведения во время движе...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...