Сценарий - проект "Художники - иллюстраторы детской литературы", презентация к проекту.
презентация к уроку (3, 4 класс) на тему

Алексеева Алла Игоревна

Этот сценарий является итогом работы над проектом "Художники-иллюстраторы детской литературы". Цель данного проекта - познакомить детей с профессией художник-иллюстратор. Материал сценария будет интересен ученикам разного возраста, с 1 по 4 класс.

Ученики 3 класса на уроках литературного чтения знакомились с созданием первых печатных и рукописных книг, с творчеством художников - иллюстраторов: И. Билибиным и В. Васнецовым. Дети сами рисовали иллюстрации к разным произведениям, в процессе работы над проектом был создан и озвучен фильм по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане". В сценарии подобран материал о художниках иллюстраторах: Ю. Васнецове, В. Васнецове, И. Билибине, Е. Чарушине, В. Сутееве, Л. Владимирском, А. Лаптеве, Г. Вальке, А. Савченко. В игровой и доступной форме детям рассказывается о создателях книг, о тех, кто печатает книги. Дети совершают экскурс в историю, узнают о первопечатниках, о летописце Несторе, побывают на целлюлозно-бумажном комбинате, в типографии и т.д. Дети знакомятся с творчеством художников-иллюстраторов, сравнивают работы разных художников к одним и тем же литературным произведениям. Сказочные герои: Буратино, Карлсон, Винни-Пух и др. рассказывают о своих создателях - художниках.

Презентация доступна по ссылке: https://yadi.sk/d/BaW91C5KfknzU

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий проекта для начальной школы «Художники иллюстраторы детской литературы»

Составила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 17 Алексеева Алла Игоревна

Действующие лица и исполнители:

Ученики с 1 по 7 – краски ,3 Музы, сказочные герои: Мальвина ; Буратино; Карлсон,

Незнайка ;  Винни Пух; Художник Тюбик;

Уч. 8 ,9.Ведущие: 3 чел ,За художника Владимирского – 1 ученик,        Девочка Mаша  (За жену Б. Заходера) –  За Алису

На сцене Маша и 7 красок                                                                              Слайд 2

(Маша сидит за партой) Звучит песня: «Оранжевое небо» 1 куплет. Маша поет:

- Вот теперь уже 2-а дня я сижу рисую.

Красок много у меня  - выбирай любую.

Я раскрашу целый свет

В самый свой любимый цвет…

Оранжевое небо, оранжевое море,

Оранжевое солнце, оранжевый верблюд,

Оранжевые люди, оранжевым ребятам,

Оранжевые песни оранжево поют.

- (Танцует с красками,  останавливается. Оглядывается )

- Ой, красочки мой дорогие, куда это мы с вами попали?

(Появляются ведущие)

Ведущие:- Здравствуй , Машенька! Сегодня мы представляем наш проект «Художники – иллюстраторы». Присоединяйся к нам. И краски твои пригодятся. Они ведь очень много знают о художниках.

Маша: - Ура, я очень люблю всем помогать. Чур, я объявляю! (Отодвигает краски)

-И так, мы начинаем наше представление!                                   (Звучит музыка….)

Вступление:

Ведущая 1: - Вьются легким хороводом музы древней старины,     Слайд 3

                           Удивляя, восхищая, нежным взором умиляя,

                           И искусство прославляя, в танце кружатся они.

                           Музы древней старины.

Ведущая 2: - Музыка повсюду и везде,
                  В пляске водопада и в реке,
                  В птичьих голосах, в лесной тиши
                  Музыка моя звучи, звучи!

Ведущая 3: - Вслед за музыкою сразу
                      В дальний путь пустились мы,
                      Побываем мы у сказок,
                      У весны среди зимы...

Под народную песню выходит хоровод муз.

 (Танец Муз , все одеты в  русские народные сарафаны. 1- Держит в руках палитру и кисти, 2 – гусиное перо, 3 - свирель )                                                                                       Слайд 4

Музы: (Земной поклон) Здравствуйте, гости дорогие.  Мы музы искусства.

1 муза: - Я – муза, вдохновляющая музыкантов, я помогаю композиторам создавать прекрасную музыку.

2 муза: – Я – муза поэзии, помогаю поэтам писать чудесные стихи.

3 муза: – А я – муза, вдохновляющая художников. Сегодня я расскажу вам о художниках, которые посвятили свою жизнь книге.

1 муза: -  Имечтали, чтобы вы, маленькие читатели, полюбили книгу, лучше узнали героев книг, причину их поступков, и вместе с ними научились преодолевать жизненные трудности.

2 муза: Сегодня мы пришли не одни. Ученики 3 «В» класса представят вашему вниманию свой проект «Художники – иллюстраторы детской литературы»                              Слайд 5

Уч.1 – Здравствуйте, ребята, учителя и родители, все, кто пришёл сегодня, чтобы посмотреть, послушать и оценить нашу работу.

Уч.2 – Сегодня мы расскажем вам о том, как мы работали над нашим проектом « Художники иллюстраторы»  и поделимся знаниями, которые мы получили в процессе работы над проектом.

Уч.3 – Надеемся, что вам с нами будет интересно, и вы узнаете об этой замечательной профессии: художник - иллюстратор.

Уч. 4. - Кто они авторы самых любимых картинок, которые так нравятся всем детям.

Муза 3: -  Рядом с текстом часто можно увидеть рисунки художников. Это иллюстрации –изображения того, о чём рассказывается в книге. На иллюстрации можно увидеть героев книги, место, где происходили события.

Муза 1: -   Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР) есть точный год рождения - 1925 год.                                                                                Слайд 6

Муза 2. - В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе).

Муза 3: - До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались. Слайд 7

Уч.5 – С самых первых дней нас сопровождают красочные картинки, которые нам показывали мамы и бабушки в наших первых книжках.                           Слайд 8

Муза 2: – Ребята, поднимите руки, кто помнит свои первые книжки?

Муза 1: – Давайте вместе вспомним их.                     ( Слайд с изображением обложек Ю. Васнецова)

(Звучит русская народная мелодия, выходят дети, в руках плакаты с рисункам Ю. Васнецова и детскими стихами)

( Дети читают некоторые стихи:  Котик-коток….)  Поют песенки.

Игра: - Ребята,  давайте вспомним , как мы играли в детстве. Первая игра «Ладушки…» Вы можете поиграть со своим соседом. (На сцене дети  хором цитируют и играют в ладошки..

-Ладушки, ладушки, где были у бабушки….

- А теперь сыграем в сороку! (Дети водят пальчиком по ладошке , приговаривая.. «Сорока-ворона кашу варила….) --------Всё это сопровождается показом слайдов – иллюстрации Ю. Васнецова. (Дети играют мелодии русских народных песен на свирелях)

Муза 3: -  Молодцы, ребята! Эти стишки и песенки вы помните с детства. Посмотрите, какие яркие и красивые рисунки.                             Слайд 10

Уч.6 – А кто их нарисовал для нас?

1 муза: -  Это замечательный художник Юрий Васнецов.                     Слайд.11 Фото Ю. Васнецова и  краткая биография

Муза 2: - Юрий Алексеевич Васнецов, родился в1900 в городе Вятка, умер в1973 –Он  народный художник и иллюстратор. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам .( Дети на сцене поднимают плакаты с иллюстрациями Ю. Васнецова.)

Муза 3: -  Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы.                       Слайды  12, 13: иллюстр.к произведениям  перечисленных авторов)

Уч.1 – Юрий Васнецов был не просто художником, он был художником иллюстратором.

Уч.2   – А еще Юрия Васнецова называли художником сказочником.

Уч.3  – А я тоже знаю художника сказочника. Это Иван Билибин.                           Слайд 14

Он не только изобрел особый Билибинский стиль, придумал шрифт, каждое изображение сопровождалось орнаментом. Его рисунки очень сказочные и погружают нас в мир русской старины.

Уч.4 - Иван Яковлевич Билибин (1876-1942, Ленинград) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Билибин проиллюстрировал большое количество сказок, в том числе сказки Александра Сергеевича Пушкина.                       Слайды15-18        

( Дети поют песню : «Сказки ….»)

Уч.7. – Все вы видели картины «Аленушка», «Три богатыря». Автор этих картин Виктор Васнецов. Он, рисовал картины на тему русских народных сказок: «Сивка Бурка», «Иван царевич и Серый волк» и другие.

Уч. 8. – Сравните его картины с иллюстрациями Ивана Билибина к сказке «Иван царевич и Серый волк».                                                                         Слайд 19                                                                                                                                                                                                  

Уч.6. - Картины Виктора Васнецова очень реалистичны, больше похожи на настоящую жизнь.

Уч. 8. -  Изображения Билибина больше похожи на сказку.

Муза 1 – Некоторые писатели сами рисуют иллюстрации к своим произведениям. Они объединяют профессию писателя и художника.                                     Слайды 20

Муза 2. Вспомните замечательные рассказы Евгения Чарушина. Все иллюстрации нарисовал сам автор. 

Уч.5 - Самые известные из них это иллюстрации животных, которые он нарисовал к своим собственным рассказам: «Про Томку», «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья» и многим  многим другим.                                                                                                  Слайды 21

Уч.6  – Евгений Иванович Чарушин Родился в 1901 году в городе Вятке. Он  был не только чудесным рассказчиком, но  и замечательным художником-анималистом.

Муза 3. Так называют тех, кто изображает на своих картинах животных.  Его иллюстрации исполнены в манере свободного акварельного рисунка, каждая работа написана  немного с юмором.

Уч.7- Именно юмористические картинки нравятся детям. Зверушки на рисунках Чарушинв, как живые.

Уч.8 - Евгений Иванович Чарушин также  рисовал иллюстрации к произведениям Чуковского, Пришвина, Бианки. Самая известная книга с его иллюстрациями «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака.                                                                                                    Слайд 22

Муза 2: - Можно назвать еще одного писателя, который также иллюстрировал свои сказки. Это Владимир Григорьевич Сутеев                                   Слайд 23

 Уч.1 – Он родился в 1903 Москве, умер в 1993 в возрасте 90 лет - детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор.

Уч.2 -  Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры.  Сказки Чуковского, с иллюстрациями Сутеева, хочется держать в руках и читать детям.

Уч.3 – Теперь вы знаете, кто такие художники и откуда взялось слово иллюстратор.

Уч.4 –Давайте повторим: И так, иллюстратор – это художник, который рисует картинки в книге, то есть  иллюстрации.

Уч.  5- Сегодня к нам в гости пришли сказочные герои, которых тоже  придумали и нарисовали художники – иллюстраторы. Они помогут нам рассказать о своих создателях художниках – иллюстраторах. Встречайте:  (Звучит музыка…)                                 Слайд 24

Муза 1: У каждого из этих героев есть свой создатель – художник.

Уч. 1. Некоторые сказочные герои живут так долго, книги про них читали еще наши прабабушки и прадедушки, а сегодня мы смеёмся  или плачем , читая истории про Незнайку, Буратино и многих других героев.

Уч. 6 -  Иногда в разных изданиях одних и тех же героев рисуют по- разному, потому что  художники -разные. Сегодня к вам в гости пришли сказочные герои.  Они сами расскажут вам о своих первых создателях – художниках..

( Выходят: Художник Тюбик, Незнайка, Мальвины -2, Буратино – 2, Карлсон, Винни- Пух_

Мальвина: - Здравствуйте, ребята! Я директор школы Сказочных наук.  

Первый урок – Изобразительное искусство. Проведет его наш учитель – Художник Тюбик.    

                                                                                                           Слайд 25 -  Буратино за партой …  Мальвина 2: Моя подруга Алиса из Страны чудес, всегда говорила, что книга для детей без иллюстраций – это ненужный товар. « Что толку в книжке
– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?»                          Слайд 26
«Приключения Алисы в стране чудес»

Художник Тюбик: - Об этом мы и поговорим на нашем уроке. ( Дети на сцене показывают детские книги разных авторов) Вы узнали эти книги? У многих из вас дома есть точно такие же. Поднимите руки, кто узнал свои книжки.

- А что вы знаете о художниках, сделавших эти книги такими красочными и привлекательными?

 Мальвина: - С давних, давних времён, когда ещё книги не печатались в типографиях,   Слайд 27

 а писались от руки, уже тогда страницы украшались рисунками, орнаментами, особенно красиво изображалась первая буква.

Буратино:  - Да,  да! (Кричит радостно.) Отсюда пошло название «красная строка», ведь слово «красная» раньше на Руси означало «красивая». Сравните: Красная площадь, красна девица и т. д.

Художник Тюбик: - До наших времен не дошли имена этих художников, но есть одно имя, которое должны знать все – это монах – летописец Нестор                                  Слайд 28                                                                                                                       

Уч.8 -А сейчас можно узнать, кто нарисовал иллюстрации в наших книгах, кто сделал их такими яркими и красивыми?

Незнайка: На обложке книги всегда пишут название и автора, а где же фамилия художника?                                               Слайд 29

 Художник Тюбик: - Посмотрите. Если вы возьмете в руки книгу, то увидите, что на первой странице или на последней  есть слово художник, и стоит его фамилия.                   Слайд 29 

(Дети показывают книги. ) Маша:  А я никогда не обращала внимания на эти маленькие буковки, я читала только название книги.

Мальвина: Что ты! А ты знаешь, сколько  людей трудились для того, чтобы ты получила свою книгу!                                                                                                                               Слайд 30-33

Маша: Я думаю совсем немного, человека 3 -4.

Художник Тюбик: Ты ошибаешься. Давай посчитаем:

- Сначала нужно сделать бумагу, а это труд лесорубов, водителей, рабочих на целлюлозно-бумажном комбинате, химиков и т.д.

 Мальвина: - Наконец, бумагу доставили в типографию. И тут за дело берутся писатели, художники, редакторы, корректоры …

Карлсон и Винни Пух:  Постой, постой, мы так не запомним. Столько новых и непонятных слов. Расскажи, сначала, про работу художника – иллюстратора.

 Художник Тюбик: Начинается книга с обложки.  По ней сразу можно сказать, какую книгу ты держишь в руках. ( Показывают учебники и разные книги.)  Ну, например, что ты скажешь про эту книгу? ( Показывает учебник.)                                      Слайд  34

Ученик: -  Ну, это легко, это учебник по математике, а это литературное  чтение. Видишь, здесь так и написано учебник…

Художник Тюбик:  Обложка –это лицо книги. По ней ты можешь судить о содержании . Когда берёшь книгу в руки, то сразу чувствуешь, хочешь ты её прочитать или нет.

- Итак,  у каждой книги есть автор. Но он редко сам иллюстрирует свои произведения. Художнику в создании детской книги отводится  роль, в которой он не уступает автору текста, а зачастую идет впереди него.                        Слайд 35- 36

Мальвина: (Обращаясь к Буратино) – Буратино, а ты знаешь, кто придумал твой образ.

Буратино: – Конечно, это папа Карло, он выстругал меня из полена, которое ему принес его друг старый Джузеппе.

 Мальвина: Ты ошибаешься.  Тебя придумал и нарисовал знаменитый художник   Леонид Викторович Владимирский.         Слайд 37

Художник Тюбик: Он родился в 1920 году в Москве — русский график и самый популярный иллюстратор книг про Буратино А. Н. Толстого и про Изумрудный город А. М. Волкова, благодаря которым он получил широкую известность не только  в России, но и других  странах.

Муза 1: - Рисовал Владимирский  акварелью. Именно его иллюстрации многие признают классическими для произведений Волкова и А. Толстого.

 Муза 2: -О том, как возник образ Буратино, веселого деревянного человечка в полосатом колпачке, художник рассказывал с улыбкой:

(Диалог ведут Художник и Буратино)

Ученик: -  Вы с кого-то рисовали Буратино?

Леонид Владимирский: Я его рисовал со своей дочери (ей тогда было 5 лет).

- До меня уже рисовали Буратино, и точно так, как описал его Толстой: белый колпачок, коричневая курточка. А когда я только-только собрался рисовать, ко мне прискакал Буратино и говорит: «Художник, художник, нарисуй мне красную курточку». Я говорю: «Нет, Буратино, спасибо за совет, конечно, но красную курточку нельзя рисовать. Автор написал, что у тебя курточка коричневая». А он в ответ: «Ну я тогда с тобой водиться не буду». Обиделся. Я подумал: «Красная, коричневая... Близкие цвета. Ладно, нарисую». Буратино обрадовался, запрыгал на одной ножке: «И колпачок красный!». Я объясняю: «Этого уж никак нельзя. Алексей Николаевич Толстой в книжке два раза написал, что у тебя колпачок белый. Как же я буду рисовать его красным?». «Ну как знаешь», - опять отвернулся Буратино. Что же делать? Автор говорит: «Белый», Буратино хочет красный. Я решил угодить и тому, и другому: нарисовал белый колпачок, а по нему пустил красные полоски. Вот с тех пор уже пятьдесят восемь  лет Буратино щеголяет в этой красной курточке и полосатом колпачке.

Мальвина:  Так, что , дорогой  Буратино, тебя знают таким  и любят уже несколько поколений детей, и бесспорно это заслуга Леонида Викторовича  Владимирского.

Незнайка: - А я знаю, кто придумал меня. Сначала меня нарисовал Алексей Михайлович Лаптев.                          Слайд 38

Мальвина: Правильно. Алексей Михайлович Лаптев родился в 1905 в Москве, а уме-1965,— художник-график, книжный иллюстратор, поэт.

Муза 1:  Работы художника находятся во многих музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Художник Тюбик:  Иллюстрировал «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Басни» Ивана Крылова, журнал «Веселые картинки» и другие.

Незнайка: А после смерти Алексея Михайловича Лаптева,  иллюстрируя третью  часть «Незнайка на Луне»,  за кисти и краски взялся художник Генрих Оскарович  Вальк.            Слайд 39

Он родился в  1918, умер в 1998, — график, плакатист, карикатурист,  долгое время работал в знаменитом журнале  «Крокодил», мастер детской книжной иллюстрации.

Карлсон: А мой образ тоже не сразу стал таким, каким вы меня привыкли видеть. Сначала меня нарисовала шведская художница   Илона  Викланд. Рисунки были черно-белые. 

                                                                                                    Слайд 40      

Своим теперешним цветным образом я обязан замечательному художнику Анатолию Михайловичу Савченко. Он родился в 1924 году в, Новочеркасске , а умер в 2011 году в Москве.                                           Слайд 41

Художник Тюбик:  - Это мультипликатор и художник. Анатолий Савченко не только иллюстрировал  детские книги, но и был художником-постановщиком мультфильмов "Малыш и Карлсон" и "Карлсон вернулся". Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, Муха-Цокотуха, попугай Кеша и другие.

Мальвина: Винни, а что ты нам расскажешь о себе.    Слайд 42

Винни Пух: Сначала меня нарисовала команда кинокомпании «Дисней», и я выгдядел вот так.                                                                                  Слайд 42

Потом в первом номере журнала «Мурзилка» за 1939 год была опубликована первая глава сказки Милна – «О медведе Винни-Пу и пчёлах» проиллюстрировал её Алексей Лаптев, и в его версии я выглядел вполне реалистично.                  Слайд 42

В 1960 году меня нарисовала  Алиса Порет.                    Слайд 42

Художник Тюбик:  Надо сказать, персонажи у художницы вышли слишком игрушечные. В 1965 году там выходит издание под названием «Винни-Пух и все-все-все» с иллюстрациями Бориса Диодорова и Геннадия Калиновского.

  Мальвина: - Однако для миллионов советских детей и взрослых самым лучшим Винни-Пухом, конечно же, стал герой мультиков 1969-72 гг. с примятым ухом и голосом Евгения Леонова режиссёра м/ф – Фёдора Хитрука.                       Слайд 43

  Уч. 9 - Галина Заходер, жена переводчика вспоминала: «Борису Заходеру  не нравилось, что мультяшный медведь похож на картошку, и эта картошка скачет и прыгает. Несмотря на это, Заходер всегда признавал, что советский Пух всё равно вышел намного удачнее диснеевского.»

 Ученик 8 – Герои м/ф настолько въелись в массовое сознание, что другой иллюстратор сказки – Виктор Чижиков вспоминал: «Однажды встречался я с юными читателями в детской библиотеке. Тут встаёт маленький мальчик и спрашивает: – А почему у вас Винни-Пух не похож? – На кого не похож? – На Винни-Пуха! Он ведь в мультике не такой. Сам того не подозревая, мальчишка затронул сложнейший вопрос.
. Я постарался объяснить, что каждый художник придумывает своего героя книги, что, неинтересно копировать чужие образы.                   Слайд 44

Муза 1: О художниках-иллюстраторах можно говорить очень долго. Им принадлежит особая роль в эстетическом воспитании детей.

Муза 2: Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, Е. И. Чарушин, А. Ф. Пахомов, В. М. Конашевич и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы.

Муза 3:  Творчество этих замечательных художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации.

ХудожникТюбик: Сейчас современные художники иллюстраторы  успешно продолжают развивать традиции старых мастеров, придумывают новых героев,  используя современные технические возможности дизайна книги.

Ведущая 1: Встреча с книгой, что с другом,    

               Для всех словно праздник,

               А для детской души

               Это нить Ариадны,

               Что ведет их от сказок,

               Былин и преданий.

Ведущая 2: Книги учат детей

              Всем премудростям жизни –

              Как быть Человеком,

              И быть нужным Отчизне,

Ведущая 3: И как правду от лжи все должны отличать,

              Как бороться с врагом и как зло побеждать.

Муза 1: Книги все вы посмотрели,

              Почитали, полистали.

Муза 2: Очень многое узнали !

               И ребятам рассказали.

Муза 3: Всем вам было интересно

              Знать, что было неизвестно:

              Книги создает писатель,

             Он, конечно же, новатор,

             Но героев всех рисует… Кто?..... Слайд 45  - 46

             Все (хором): Художник – иллюстратор.

            Заключительная песня.

(Все хором) Читайте , любите и берегите книги!

                       Уважайте труд их создателей!

  (Демонстрируем фильм – совместное творчество : Мы художники иллюстраторы. Детские рисунки сопровождают стихи , которые читают дети. Фильм «Сказка о царе Салтане…» снят и озвучен на макбуке в программе iMovie )


.