статья "Формирование навыков общения детей в коллективной деятельности"
статья (2 класс) на тему

Предложенный материал представляет собой статью о работе по формированию навыков общения младших школьников коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_obshcheniya.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков общения детей в коллективной деятельности

Мошкина Марина Александровна

ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная

 (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья VIII вида», воспитатель

село Казанское Республики Марий Эл

        Умение общаться – большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение дает знания, радость от контактов. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Люди – это самое интересное и прекрасное, что есть в жизни. Чтобы общаться с ними, надо научиться делать шаг им навстречу, придавая контакту все новые формы и оттенки».

     Каждый человек занимает в обществе вполне определённое место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения человек пытается понять себя и других людей, оценить их чувства и поступки, а это, в свою очередь, приводит к возможности лучше реализовать себя, добиться больших успехов в жизни, занять собственное место в обществе. Следовательно, общение-важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

    Как полагал Л.С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении, что именно коллектив выступает на первое место как фактор развития и коррекции недостатков психических функций ребенка. Однако реальная группа, с которой работает воспитатель, может находиться на более низком уровне развития. Поэтому мы,  воспитатели, заинтересованы  в превращении группы детей в полноценный коллектив.

    Дети нередко чувствуют себя непонятыми, заброшенными и несчастными. Но если они овладевают навыками «красивого» общения, то они не останутся вне контактов с людьми, увидев, что они думают о них, что и на их долю может выпасть немало внимания, нежности и тепла».

     Коллективная деятельность объективно создает условия для расширения круга взаимоотношений и устойчивости их между детьми. В связи с этим задача воспитателя состоит в формировании отношений детей с окружающими, выработке потребности в активном общении, развитии умения сотрудничать. К сожалению, не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни сразу чувствуют себя хозяевами: другие очень скоро оказываются в подчинении у первых; третьи остаются вообще вне игры, сверстники не принимают их (причём к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают); четвёртые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве.

     В процессе общения помогаю детям устанавливать контакты: хочешь, чтобы тобой дружили - старайся без ссор и крика договариваться; вежливо обращаться с просьбой; если надо, то уступать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать ход игры шумным вторжением. Учись проявлять к товарищу внимание, вежливость и заботливость,  благодари за оказанную помощь и умей сдержанно выслушать замечания в свой адрес.                                                Основной формой общения является занятие. Целью моих занятий с детьми является       создание условий для оптимизации  общения в сфере «ребёнок-ребёнок». Акцент при этом    ставиться на понятие «дружба», как важной нравственной ценности.

         Темы, способствующие повышению самостоятельности воспитанников и расширению их возможностей в обществе, берутся из повседневной жизни: «Представляю себя», «Моё настроение», «Манера поведения», «Обеденный стол» и другие.  

     Использую игры и игровые упражнения, направленные на развитие общения и эмоциональной сферы детей: проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью коррекции нарушений в сфере межличностных отношений; игры на формирование адекватной самооценки, на гармонизацию личности ребёнка и общую сплоченность группы. Играем в такие игры как:

1.        «Волшебный мяч». Дети бросают мяч друг другу, приветствуют других детей добрыми словами.

2.        «Давайте поздороваемся». Дети здороваются друг с другом определённым образом: один хлопок-здороваются за руку, два хлопка-здороваемся плечиками, три-спинками.

3.        «Деревья». Все «деревья» (дети) растут хорошо, а одно не растёт, засыхает. Что делать? Поливаем, рыхлим землю, собираем вредителей. А если это не дерево, а человек, которому  плохо? Можно погладить, обнять, пожалеть и т. д.

        Игровая деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков. Помогает детям овладеть средствами коммуникации, потому что большая часть времени на занятиях уделяется формированию личностных качеств детей, их чувств, эмоций, духовному слою, возвышающемуся над материальным, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества.

      Хочется отметить, что дети с радостью принимают предложение поиграть. Все дети добродушны по своей сути, поэтому на занятии даже хмурые или нерешительные, или агрессивные дети хотя бы на минуточку начинают улыбаться окружающим, отвлекаются от своей привычной роли. А это уже результат и для них, и для меня.

       Развитие навыков общения у воспитанников  происходит постоянно. Ориентация в окружающем пространстве осуществляется посредством его деятельного освоения. Важное место в этом процессе занимают ролевые игры, участвуя в которых дети приобретают опыт, столь необходимый в реальной жизни. Например: «Идём в магазин», «Ждём гостей», «Телефонный разговор».  

     Детей учим не только навыкам общения в быту, связанным с едой, питьём, умением пользоваться одеждой, обувью, умением ориентироваться в школе, дома, но и навыкам общения окружающими людьми.

     Таким образом, обучая детей общению, мы формируем у них определённую социальную позицию, что влияет на развитие его личности, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В играх, в различных жизненных ситуациях, дети учатся проявлять эмпатию и толерантность по отношению к окружающим его людям. В группе  дети усваивают важнейшие социальные навыки, адекватные нормы поведения и верные морально-нравственные представления.  Умение жить в обществе и найти там своё место-одна из важнейших предпосылок самостоятельной жизни.

     Люди с ограниченными возможностями здоровья являются такими же членами общества, как и все остальные. Поэтому нам необходимо подготовить воспитанников жить среди других людей, вместе с другими людьми.

Использованная литература:

1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия про¬странства у детей. — М., 1984. 
2. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Ир¬кутск, 1989. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. — М., 1984. 
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возра¬сте. — М., 1989. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных навыков у детей через театральную деятельность»

Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков. Помогает детям овладеть  средствами коммуникации, потому что большая часть времени на занятиях уделяется ф...

Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе

Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...

Презентация: "Формирование элементарных навыков общения на иностранном языке детей в системе "Детский сад - начальная школа"

В данной презентации освещается ход работы по эксперименту "Детский сад - начальная школа"...

«Формирование навыков общения в коллективной деятельности у умственно отсталых детей младшего школьного возраста»

Изучение проблемы общения умственно отсталых детей имеет большое значение для организации коррекционно – педагогической работы, т.к успешность учебной деятельности определяется не только интеллектуаль...

Статья "Роль навыков общения детей младшего школьного возраста в социуме, через развитие полноценного и позитивного отношения к окружающему и своему внутреннему миру"

В период младшего школьного возраста у учащихся активно формируется способность делать логические выводы, логически размышлять о физических преобразованиях (строить гипотезы о физическом мире).Дети да...

Формирование навыков общения в процессе учебной деятельности у детей со сложными сочетанными дефектами.

В настоящее время в коррекционном образовании актуальна проблема ранней комплексной реабилитации обучающихся с тяжелыми нарушениями развития, детей-инвалидов. В обучении детей с особыми образовательны...

Развитие навыков общения детей.

Умение общаться – большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение дает знания, радость от контактов. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Люди...