Описание модели реализации программы "Разговор о правильном питании" в начальной школе.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Аракелян Гоар Васильевна

Описание модели реализации программы "Разговор о правильном питании" в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_realizatsii_programmy_razgovor_o_pravilnom_pi.docx44.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 СЕЛА УСПЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Описание модели по реализации программы

«Разговор о правильном питании» во 2 классе по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой частью программы.

Работу выполнил:

учитель начальных классов

Аракелян Гоар Васильевна

МАОУСОШ № 2 села Успенского

село Успенское, 2014г.

1.   Программа «Разговор о правильном питании».

       Цель программы  - сформировать у школьников представление о необходимости  заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания  как составной части сохранения и укрепления здоровья.

        Данная программа предназначается для реализации следующих задач:

Образовательные:

  • получение общих сведений о гигиене, режиме дня, режиме  питания, о продуктах питания различного происхождения, о важном значении продуктов растительного происхождения, о правилах приготовления пищи и сохранения в ней витаминов;
  • формирование представления о полезности продуктов с разным вкусом,  о роли жидкости в организме человека;
  • формирование необходимых знаний, умений, навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья[1];
  • формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни[2];
  • расширение представления о необходимости заботы о своём здоровье, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья [3]. Воспитательные:
  • формировать стремление к соблюдению режима и гигиены питания;
  • воспитывать  культуру поведения за столом, полезные привычки правильного питания;
  • воспитывать грамотное отношение к питанию в постные дни.                

             

2. Содержание данной программы отвечает следующим принципам:

-  Возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

-  Научная обоснованность – содержание программы базируется на данных исследований в области питания детей;

-   Практическая целесообразность – содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста;

-   Необходимость и достаточность предоставляемой информации – детям предоставляется только тот объем информации, касающийся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость;

-   Модульность структуры – программа может использоваться на базе традиционных образовательных учреждений различного типа в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;

-  Вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;

-  Культурологическая сообразность – в содержании программы учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;

-  Социально – экономическая адекватность – предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются  в программе, доступны для реализации в семье учащихся.

        

         Система работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» представлена на основе самой программы, методического пособия для учителя, рабочей тетради для школьников, информационного материала для родителей, разработанных специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии Образования и методического пособия «Разговор о правильном питании» авторов М.М.Безруких, Т.А. Филипповой. Примерное тематическое планирование программы «Разговор о правильном питании» во 2 классе составлено из расчёта 1 час в неделю

(15 часов).

3.Тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Содержание работы,

виды деятельности обучающихся

Задачи занятия,

основные понятия

1

«Если хочешь быть здоров!»

1

15.01

Встреча с  медицинским работником и поваром.

Задачи:

формировать  представления о ценности здоровья, значении правильного питания

Основные понятия:

здоровье, питание, правила питания, режим дня

2

Самые полезные продукты

1

22.01

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»[4], тест «Самые полезные продукты»[5]

Задачи:

формировать представление о продуктах ежедневного рациона; продуктах, которые нужно есть часто; продуктах, которые нужно есть иногда; формировать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека

Основные понятия:

продукты, блюда, здоровье

3

Как правильно питаться

1

29.01

Создание плакатов

Задачи:

развивать представление об основных правилах гигиены питания, важности их соблюдения; развивать основные гигиенические навыки, связанные с питанием

Основные понятия:

питание, здоровье, правила гигиены

4

«Вкусно, полезно доступно и легко!»

1

05.02

Работа в группах

 работа с раздаточным материалом

Задачи:

формировать представление о роли регулярного питания для здоровья, об основных требованиях к режиму питания

Основные понятия:

здоровье, питание, режим

5

Что такое каша?  

1

12.02

Конкурсно -игровая  программа

«Из чего же наша каша?»

Задачи:

формировать представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню; расширить представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака; формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде

Основные понятия:

завтрак, режим, меню, каша, крупа

6

Хлеб – всему голова!

1

19.02

Внеклассное мероприятие «Берегите хлеб»

Задачи:

формировать представление об обеде как обязательной части ежедневного меню; об основных блюдах, входящих в состав обеда, об опасности питания «всухомятку».

Основные понятия:

обед, блюдо, первое блюдо, второе блюдо, десерт, закуска, меню

7

Молочные продукты

1

26.02

Конкурс-демонстрация «Мой любимый молочный продукт» (школьники представляют свой молочный продукт и рассказывают о его пользе)

Задачи:

формировать представление о полднике как обязательной части ежедневного меню; о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника

Основные понятия:

полдник, меню, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты

8

Что такое ужин?

1

05.03

Работа в группах, составление лучшего меню для ужина

Задачи:

формировать представление об ужине как обязательной части ежедневного меню; расширить представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина

Основные понятия:

ужин, меню.

9

Что такое витамины?

1

12.03

Работа в группах, «Путешествие в страну Витаминию» конкурс «Самое витаминное постное блюдо», практическая работа:

«Прорасти лук»[6]

Задачи:

формировать представление о роли

витаминов для здоровья человека, основных продуктах — источниках витаминов; о важности и необходимости включения в рацион питания растительной пищи

Основные понятия:

Витамины, фрукты, овощи

10

На вкус и цвет товарищей нет

1

19.03

Практическая работа: «Продукты с разным вкусом»[7]. Выставка блюд «Разнообразие вкусов»

Задачи:

формировать представление о роли воды для организма человека; расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков

Основные понятия:

жажда, здоровье, напитки

11

Полезные и вкусные напитки

1

26.03

Подготовка учениками сообщения о напитках, конкурс самых полезных напитков, чаепитие

Задачи:

расширить представление о роли спорта для сохранения и укрепления здоровья; формировать представление о продуктах и блюдах, которые нужно включать в рацион питания человека, занимающегося спортом

Основные понятия:

здоровье, спорт, питание спортом

12

Что надо есть, если хочешь быть силен и красив.

1

02.04

Игра «Мой день»[8]

Задачи:

познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и блюд; формировать представление о том, как происходит распознавание вкуса; формировать умение описывать вкусовые свойства продуктов и блюд

Основные понятия:

вкус, блюда, продукты

13

Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты

1

09.04

Работа в группах, инсценировка сказки с участием витаминов

Задачи:

расширить представление о пользе фруктов и овощей как об источниках витаминов; об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи

Основные понятия:

овощи, фрукты, витамины, здоровье

14

Всякому овощу своё время

1

16.04

Инсценировка

«Дары урожая»

Задачи:

развивать представление о пользе фруктов и овощей; формировать представление о сезонных фруктах и овощах

15

«Кулинарная симфония»

1

23.04

Презентация различных блюд.

Задачи:

обобщить знания о правильном питании; расширить представление о наиболее полезных продуктах.

Основные понятия: питание, здоровье, блюда, разнообразие продуктов.

4. Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей.

Программа «Разговор о правильном питании» предполагает активное вовлечение в работу родителей [9].Работе по программе предшествовала работа с родителями. Перед началом занятий была проведена беседа, на которой были озвучены основные цели и задачи данной программы.        

Родителей заинтересовала эта программа, и они с радостью согласились поучаствовать в ней. Родители класса следили за питанием ребенка в домашних условиях, научились готовить не только полезные, но и вкусные блюда, но и давали полезные советы, помогали составлять меню, рецепты были  родители, которые готовили необходимые блюда для проведения занятий по соответствующим темам. Но далеко не каждая семья изменила свои устои по организации питания в семье. Поэтому, считаю, что просветительскую работу с родителями о правильном питании школьника нужно проводить с первого класса, так как до этого периода большинство детей посещают детский сад, где питание организовано по всем нормам. Начав посещать школу, ребёнок-первоклассник переходит на домашнее питание.

5.Оценка эффективности конкурсной работы

Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы будут знать:          

  • о  ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и  о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
  •  о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
  • о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
  • о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
  • о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;
  • об отрицательной оценке неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
  •  о влиянии слова на физическое состояние, настроение человека;
  • правила гигиены и здорового режима дня.

            В ходе занятий ребята получают следующие практические навыки: устанавливать рабочие отношения, работать в группах, парах, эффективно сотрудничать; делить ответственность с другими учащимися, вести диалог, признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; уважительно воспринимать  мнение других учащихся.   Благодаря реализации данной программы, родители отмечают, что занятия по правильному питанию помогли изменить отношение ребенка к режиму, гигиене и продуктам питания. Ребята начали соблюдать режим питания, мыть руки и продукты перед едой, научились бережно относиться к продуктам питания.  

             Исходя из выше изложенного опыт реализации программы «Разговор о правильном питании» убедительно демонстрирует свою  эффективность. Реализация Программы «Разговор о правильном питании» в практической педагогической деятельности  является  одним из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здорового образа жизни.

6.Список использованной литература:

1. Безруких, М.М., Филиппова, Т. А., Макеева, А. Г. Разговор о правильном питании                   [Текст] / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, Макеева А.Г. // Методическое пособие. - М.: ОЛМА медиа Групп, 2011. - 80 с.                                                                                                    

2. Безруких,  М.М. Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь [Текст]  / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.-172с.                                            

3. Обухова, Л. А., Лемяскина, Н. А., Жиренко, О. Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. / Л. А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О. Е. Жиренко//1- 4 классы. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2013. - 288 с.                                                            

4.  Программа «Разговор о правильном питании» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.prav-pit.ru/about/default.aspx                                                                                  

  5. Филипцова, Л. С. Программа «Разговор о правильном питании»  [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».  - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/622774/


[1] Обухова, Л. А., Лемяскина, Н. А., Жиренко, О. Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. / Л. А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О. Е. Жиренко//1- 4 классы. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2013. - С.4                                                            

[2] Там же.

[3] Безруких, М.М., Филиппова, Т. А., Макеева, А. Г. Разговор о правильном питании      [Текст] / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, Макеева А.Г. // Методическое пособие. - М.: ОЛМА медиа Групп, 2011. - 80 с.        

[4] Безруких, М.М., Филиппова, Т. А., Макеева, А. Г. Разговор о правильном питании     [Текст] / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, Макеева А.Г. // Методическое пособие. - М.: ОЛМА медиа Групп, 2011. - С. 10.

[5] Там же. С. 11

[6] Безруких,  М.М. Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь [Текст]  / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.-С. 46

[7] Безруких,  М.М. Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь [Текст]  / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.-С. 50

[8] Безруких, М.М., Филиппова, Т. А., Макеева, А. Г. Разговор о правильном питании     [Текст] / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, Макеева А.Г. // Методическое пособие. - М.: ОЛМА медиа Групп, 2011. - С. 50        

[9] Безруких, М.М., Филиппова, Т. А., Макеева, А. Г. Разговор о правильном питании    [Текст] / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, Макеева А.Г. // Методическое пособие. - М.: ОЛМА медиа Групп, 2011. - С. 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Представление опыта работы  на окружном семинаре   "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона  "Об образовании в РФ"...

Описание опыта работы по учебно – методическому комплекту «Начальная школа ХХI века»

В данной статье я обобщила свой 12 - летний опыт работы по УМК "Начальная школа 21 века"  под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Рассказала о преимуществах преподавания именно по по данному УМК, интерес...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

Модель программы "Разговор о правильном питании", 2 класс

Модель программы "Разговор о правильном питании", 2 класс...

Конспект занятия по реализации проекта «Академия правильного питания». «Путешествие с героями сказок в страну Витаминоляндию»

Увлекательное путешествие в страну сказок, целью которого является  знакомство детей с главными источниками витаминов - фруктами, овощами, и ягодами - и их значением для организма....

О правильном питании в школе

Рекомендации для родителей....

Диагностические методики при реализации программы о правильном питании

Эти методики используются для выявления уровня сформированности понятий у родителей и ребят о правильном питании, о пользе разных продуктов питания, о значении рационального питания в жизни семьи. ...