Классный час "Путешествие по экологической тропе"
классный час (4 класс) по теме

Куницына Антонина Степановна

 Классный час с презентацией направлен на закрепление правил поведения в природе. Содержит много коррекционно-развивающих упражнений, музыки, видеороликов. Видеовставки  способствуют более прочному запоминанию изучаемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_puteshestvie_po_ekologicheskoy_trope_3.docx172.01 КБ
Файл lesnye_zhiteli_2.pptx417.91 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час                                                  "Путешествие по экологической тропе"

Цели:

  • Обобщить и проверить природоведческие знания учащихся.
  • Воспитывать уважение, любовь к природе и стремление бережно относиться к ней.
  • Углублять знания детей в области окружающего мира.
  • Развивать речь учащихся, познавательную активность.
  • Закрепление правил поведения в природе.

Оборудование:

  • ИКТ. Презентция «Правила поведения в лесу»
  • Плакаты с высказываниями о природе.
  • Карточки-лепестки (загадки)
  • Выставка книг о природе.                                                                                                                       Выставка рисунков «Природа-наш дом»
  • Пословицы..

Ход классного часа.

Организационный момент:

Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок в нашем классе стало уютнее и светлее .

 Каждая команда (группа) должна придумать себе название   (учащиеся советуются)                                                                                                                                              

-Итак,  нас две команды “Экологи» и «Друзья природы”.

(На столах лежат карточки-лепестки, на обратной стороне карточек написаны  загадки)

Работа в группах.

Учащиеся вытягивают «лепестки» ,читают вслух, отгадывают, помогают друг другу .                                                                                                                                                                                            - Как вы думаете, о чём пойдёт речь?                                                                                                                   (Ответы учащихся: о природе, о животных и др.)

Загадки

  1. Русская красавица, 
    Всем нам очень нравится. 
    Бела она, стройна, 
    Одежда зелена. (
    Береза).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (
    Ели).

3.   Что за дерево такое 
      Угощает снегирей? 
      Снег стоит, трещат морозы, 
       Ну а ягоды вкусней. (
Рябина

4.   Над рекою он в полёте, 
     Этот чудо-самолётик. 
      Над водой парит он гладкой, 
      На цветке его посадка. (
Стрекоза

5.   Не портной,

А всю жизнь

С иголками ходит. (Еж)

 

6    .Не мышь, не птица

В лесу резвится.

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка)

7.   Под сосной – гора.

        В горе  -  мастера.

        Из травинок и иголок

        Под сосной построен город.

                                   (Муравейник)

  Учитель:                                                                                                                                                                                   Ребята, , что такое природа?

Ответы: Солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения, животные, грибы, микробы – всё это природа).                                                                                                                                             

Ученик:  Городничев Ж.

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

                      Ученик:   Мельниченко Е.

Помните, взрослые, помните, дети!

Помните - что, красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа.

И пусть восхваляет гимн жизни

                               - ПРИРОДА!

Учитель: «Мы будем говорить   о правилах поведения в природе, а именно: в лесу. Скоро летние каникулы, вы пойдёте в лес за грибами, за ягодами.

Ребята, какая наука говорит о бережном отношении к природе , о взаимоотношениях человека и природы

Ответ: «Экология»

                                                                                                                                                                                               Сегодня у нас необычный классный час, который называется “Путешествие по экологической тропе”                                                                                                                                             Экологическая тропа – это воображаемый  маршрут, по которому мы пойдём в лес.(СЛАЙД 1-вид леса)                                                                                                                                                                  . А что вы ребята знаете о лесе? Что такое русский лес? 
1. РУССКИЙ ЛЕС – это первые проталины и прозрачные от мартовского снега березовые рощи.
2. РУССКИЙ ЛЕС – это сварливые крики грачей первая соловьиная трель и нежные лесные фиалки на краю болотной низинки.

3. РУССКИЙ ЛЕС – это медовый запах цветущей липы и первые грибы-боровики,.
4. РУССКИЙ ЛЕС – это прощальные крики журавлей. 
5. РУССКИЙ ЛЕС – это кружева инея на деревьях, это негромкий голосок желтогрудой синицы, не покинувшей свой лес даже в холодную зимнюю пору.

Ребята взяли с собой разные предметы. Давайте посмотрим нужны они или нет?

( Планшет, музыкальная колонка, игра-рация, мешки для сбора мусора) Что из этого мы возьмём с собой?(отвечают)

Итак, наша цель:

Расширить и углубить знания о природе, о значении природы в жизни человека, а именно леса и его обитателей.

И самое главное “сдать экзамен” на  знание правил поведения в лесу.

. В конце урока мы  выявим лучших знатоков природы

- На какие две группы можно разделить природу?

(Живая и неживая природа).

- Молодцы! Итак, мы выяснили, что такое природа и можем отправляться в путь.

Ребята, что можно сложить из лепестков? –Ответ: «Цветы»  (учащиеся выполняют аппликацию из лепестков)

Итак,

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=168a5590e480339c07c168b6419fad54&n=241 остановка  “Цветочная поляна” (слайд 2)                                                                                                                                                                                      

Загадка  о подснежнике.

 Учитель:

                                                                                                                                                                                                                                                                 «Пробивался сквозь снежок удивительный росток                                                                                                                                                Самый первый, самый нежный,     самый бархатный цветок! «             (подснежник)                                                                                                                                                                                                                                                                     

 Ученик:  Русаков Д.

                                                                                                                                   «Подснежник  расцветает в начале  весны. Имеет форму белого  колокольчика, который смотрит вниз и не боится ни снега, ни весенних заморозков.» 

   СИТУАЦИЯ.

У Насти День рождения. Она очень любит подснежники .

Как вы поступите?

1)  подарите букет подснежников;

2)  подарите красивую открытку.                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 (на полянке-плакате  ставим экологический знак, который быстро изготовила команда  «ЭКОЛОГИ»)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7db8f9c19ffeafcf673dfb95b3aed9e8&n=24Правило: «Нельзя рвать подснежники , они занесены в Красную книгу, т.к. их мало».                              (1 гр. «Экологи»)                                                                                                              

Учитель.

Загадка о ландыше.                                                                    Цветёт он майскою порой,  его найдёшь в тени лесной.  На стебельке, как бусы в ряд цветы душистые висят (ландыш)

Ученица:  Цыбизова Ю.

По христианскому сказанию эти цветы выросли из слёз Богоматери, когда она оплакивала своего сына ИИСУСА ХРИСТА, распятого на кресте.

Нельзя рвать ландыши, их мало. Они занесены в Красную книгу.

(на полянке- плакате ставится экологический знак, который быстро сделала команда  «Друзья природы»                                                                                                                                                                     «Нельзя рвать цветы»  , правило из разрезных слов приклеили на лист бумаги.                                                                                                                                                                                                                                                                               

Учитель:«Отгадайте загадку«

Появились на пригорке жёлтенькие точки. Это солнцу улыбнулись первые листочки.  

                                                                                                                               

Ответ: «Мать-и-мачеха»                                                                                                                                        Кто из вас знает, почему цветок получил название «мать-и-мачеха»? (Отвечает Аракин Д.)

- Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладить ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая мамочка. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновение суровой мачехи

Когда цветы расцветают? (в апреле)

Какого они цвета?  (жёлтого)

Где растут?

Где применяются?  (в медицине)

3.  Остановка  «Берёзовый  сундучок»   (слайд 3)

(в сундучке карточка  «Пословицы о природе»

( учащиеся по очереди называют  пословицы, объясняя смысл)

4.  Остановка “Бурелом”

- Путешествуя по лесу, мы забрались в самую чащу (СЛАЙД  4). Выбраться быстро  сможет та команда, которая правильно и подробно объяснит свой ответ на вопрос

                                                           Ситуация.

Вопросы для  команды «Экологов» http://school.xvatit.com/images/5/5d/254-osnzdor3-t31-akseler.jpg

Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц?

Ученик:  Богатов Ф.

 (Потому что запах человека отпугивает птиц, птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет).

Почему нельзя трогать птенцов?                                                                                                                                                                 

Ученик: Савичев Н.( дополняет)

                                                                                                                                                                           

Ученик:  Аракин Д.

Не разоряйте птичьи гнёзда

Дети запомнить должны

И понять:

Гнёзда у птичек

Нельзя разорять!

СИТУАЦИИ.

Показ видео «Совёнок»

РАЗБОР СИТУАЦИИ «Птичка в клетке».

«Экологи» выполняют экологический знак  «НЕ разорять гнёзда птиц»

Вопросы для 2 команды «Друзья природы»

Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?

(Потому что птицы и звери в это время выводят потомство, могут испугать-ся шума и уйти).

Почему дятла называют “помощником” других птиц?

(Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи.)

Показ видео «Дятел на дереве»

Показ видеофрагмента «Муравейник»

Правило: «нельзя разорять муравейники!»

Команда «Друзья природы» выполняет экологический знак «Не разорять муравейники», и приклеивает на лист.

«-Справились с трудной задачей, нашли выход из лесной чащи .

Теперь можно отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Остановка  «Жалобная книга»

  Сценка  «Письмо из леса»

Команда «Друзья природы» рассказывает о состоянии современного леса.

 Лесничий (читает письмо о том, что люди  ломают деревья,  вырубают  леса, о пожарах в лесу»  

Учитель

– Нужно ли охранять природу?

Ученики

Да!

Учитель

Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

Задание: «Срочно повесить в лесу экологический знак: «Не ломать деревья!»,

  «Не жечь костры!»  оформляют  «Экологи»

Правила составляют из напечатанных разрезных слов, приклеивают на лист бумаги.

(готовые знаки  приклеивают рядом)

 «Любопытный ёжик»   (рассказы  очевидцев)

  1.  Аракин Д.

   2.  Савичев Н.

Правило.  Брать диких животных домой нельзя!   (группа «Друзья природы» приклеивает разрезные слова на лист бумаги, , экологический знак  приклеивают рядом.

.Ученица:  Крючкова Д.

АЛОБА СОВЫ  (команда «Экологи»

                                                                                                                                                                                   «Ох, и не  любят же  меня  люди.    Голос, видите  ли, мой  им не  нравится, и  глаза, говорят, у  меня  некрасивые. Считают, что  я  беду приношу. А  так  ли  это? Если бы  не  я, пришлось  бы  некоторым  сидеть  без  хлеба. Кто  это? (Сова С 1964 года сова находится под охраной государства. Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба.Арифметика проста. Мышь съедает в год 1 килограмм хлеба. А сова уничтожает 1000 мышей)

Учитель:

   Сейчас я проверю, знаете ли вы правила поведения в лесу.

 Для этого поиграем с вами в игру "В лесу".
Я буду говорить о своих действиях, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорите "да", если плохо - "нет".
Если я приду в лесок и сорву ромашку?
(Дети говорят "Нет".)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
(Дети говорят "Нет".)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
(Дети говорят "Да")
Если ветку подвяжу, колышек поставлю?
(Дети говорят "Да".)
Если разведу костер, а тушить не буду?
(Дети говорят "Нет".)
Если сильно насорю и убрать забуду?
(Дети говорят "Нет".)
Если мусор уберу, банку закопаю?
(Дети говорят "Да".)
Я люблю свою природу, я ей помогаю!
(Дети говорят "Да".)


Рефлексия.                                                                                                                                                                                                Ну вот подошло к концу наше путешествие

- Поднимите руки, кому оно понравилось?.

- Что наиболее вам показалось интересным?

- Что нового вы узнали?

- Вы показали себя настоящими знатоками природы, показали свои знания  .                          

   

   Три клада у Природы есть:
   Вода, земля и воздух – три её основы.
   Какая бы ни грянула беда –
   Целы они, всё возродится снова.
   И солнце светит, греет всех оно.
   Все вместе – это сила и добро.
                   

Используемая литература:

1.  Павленко Л.Ф. В гармонии с природой. Ульяновск 1999г.
2. С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: «Академия», 1999.
3. С.Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по экологической тропе.

Слайд 2

ПОДСНЕЖНИК МАТЬ- И- МАЧЕХА ЛАНДЫШ Цветочная поляна.

Слайд 3

Цветы рвать нельзя!

Слайд 4

Остановка «Берёзовый сундучок»

Слайд 5

Остановка «Бурелом»

Слайд 6

Здесь ролик «Яйца в гнезде»

Слайд 8

Ролик «Не трогай птенца»

Слайд 9

Ролик «Птица в клетке»

Слайд 10

Ролик «Нельзя разорять муравейники»

Слайд 11

1. Письмо из леса. 2 . Любопытный ёжик. Жалобная книга.

Слайд 12

Ролик «Нельзя брать диких животных домой»

Слайд 13

Мультфильм «На лесной тропе» ( Союзмультфильм )

Слайд 14

Выполнили презентацию: Савичев Коля и Русаков Дима.

Слайд 15

Ролик «Дятел»

Слайд 16

Ролик «Жаба»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

Классный час "Экологическая тропа".

Заочная экскурсия по музеям заповедникам....

КЛАССНЫЙ ЧАС: "Экологическая тропа".

Цели : Образовательная – расширить представление ребенка об окружающем нас мире, показать его разнообразие, приспособленность к среде обитания всех видов, необходимость существования их на Земле ...

Открытый классный час «Путешествие по экологической тропе» 4 класс коррекционная школа

Классный час по экологии "Путешествие по экологической тропе" для начальных классов коррекционная школа...

Классный час " Путешествие по экологической тропе" 2 класс

Дети научатся беречь природу,узнают интересные факты из жизни живрных и птиц....

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСНЫМ ТРОПИНКАМ»

Цель: активизировать знания обучающихся о растениях и животных, развивать экологическую культуру.Задачи:-формирование представлений и элементарных знаний об экологии;-анализ позитивного опыта по взаим...