Как помочь ребенку грамотно писать
консультация на тему

Беседа для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_dlya_roditeley.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

                           Беседа для родителей

    «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ГРАМОТНО ПИСАТЬ»

Пожалуй, ни один предмет школьного курса не доставляет столько беспокойства, сколько русский язык. Имеется в виду прежде всего грамотное письмо.

Бывают дети, которые пишут грамотно, как они говорят, по интуиции, сами не зная, почему пишут именно так, а не иначе. Встречаются, конечно, и такие. Правда, очень редко. Как правило, у этих ребят очень хорошо развита зрительная память. Они много читают и просто по ходу чтения запоминают правильное написание многих слов. Однако и у этих немногих плохо обстоит дело с пунктуацией.

И все-таки огромное большинство детей овладевают навыками грамотного письма с большим трудом. Загляните в классный журнал. Самая распространенная оценка за диктанты и изложения – тройка. Очень часто обеспокоенные родители приходят к учителям с тревожным вопросом: как помочь ребенку научиться писать грамотно?

Прежде всего, не пожалейте времени, обязательно проконтролируйте выполнение домашнего задания по русскому языку. Чаще всего в нем нужно вставить пропущенные буквы или расставить знаки препинания. Пусть ребенок объяснит вам, почему он вставляет именно эти буквы, а не другие. Он припомнит правила (если затруднится в объяснении какого-либо написания, помогите ему отыскать правило в учебнике), потренируется в устной речи. Теперь проверьте, подчеркнул ли он те слова, буквы или знаки, о которых говорилось в задании к упражнению. Часто ученики считают упражнение выполненным, если они просто переписали его, не обращая внимания на то, что надо было при списывании подчеркнуть. Такую работу учитель совершенно справедливо считает невыполненной.

Но самое главное – внимательно проследите, чтобы ваш ребенок не сделал ошибок при списывании. Неверный образ слова запоминается, и долго будет мешать правильному написанию.

Но этой работы, конечно, недостаточно, если у ребенка есть пробелы в русском языке. В этом случае полезно иногда писать небольшие диктанты. В качестве текстов можно использовать заданные на дом упражнения. Можно продиктовать их разными способами. Скажем, первое предложение вы диктуете таким методом: прочитываете два-три раза медленно и отчетливо. Пусть ребенок объяснит написание всех трудных слов. Особое внимание уделите на те слова, в которых пропущены буквы. В связи с каждой из этих букв надо припомнить правило, по которому пишется именно эта буква. Остальные слова достаточно произнести по слогам, если они, конечно, не вызывают сомнений.

Но вот все трудные для правописания слова выяснены. Теперь можно записывать предложения под диктовку (диктовать надо по два-три слова). Только обязательно добейтесь, чтобы ваш маленький ученик при записи слов громко проговаривал их по слогам. Это очень помогает их запоминанию: работают одновременно все виды памяти – логическая (ребенок понимает, почему он пишет именно так), слуховая (он слышит то, что пишет), зрительная (он видит каждое слово), моторная (водит при этом рукой).

Записали одно-два предложения. Теперь продиктуйте следующее другим способом. Его надо записать, все так же громко проговаривая каждый слог и попутно объясняя (до записи слова) правило, по которому пишется слово. Кстати, таким образом ребенок дома потренируется в комментированном письме. Это очень важно – уметь одновременно с письмом объяснять правила, по которым пишешь.

Теперь попробуем третий способ диктовки. Следующее предложение просто продиктуйте. Пусть после его записи сын или дочь объяснят вам правописание всех слов и постановку всех знаков препинания. Этот вид диктанта называется «объяснительный». Конечно, в известном смысле он менее удобен, чем первые два, потому что при таком способе диктовки могут возникнуть ошибки и потом их придется исправлять. И все-таки работа очень полезна. Последнее предложение просто продиктуйте и посмотрите, много ли сделано ошибок, насколько усвоены правила в результате кропотливой работы.

Систематические занятия русским языком обязательно принесут свои плоды: ваш ребенок действительно научится хорошо писать диктанты. Но ведь это еще не первый и не главный показатель грамотности. Некоторые ребята хорошо пишут  под диктовку, но как только им приходится писать относительно самостоятельно (например, изложения, в которых запас слов в какой-то мере определен и ограничен), сразу начинаются ошибки. Очень полезно в этом случае письмо наизусть. Допустим, в школе задали выучить наизусть стихотворение или какой-то прозаический отрывок. Когда ребенок почувствует, что запомнил текст, пусть (если это стихи, правильно располагая строки) напишет его наизусть. Помогите потом сверить то, что получилось, с оригиналом и обязательно разберитесь в ошибках. Если вы не сможете это сделать сами, обратитесь за помощью к учителю.

Вот видите, как много вы можете сделать, если серьезно захотите помочь своему ребенку. Только не рассчитывайте, что это будет быстрая помощь. Может быть, для достижения сколько-нибудь заметных результатов вам понадобится год, а может и больше, регулярных занятий. Но если вы не отступите, если будете упорно добиваться своего – результаты вас порадуют.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей : "Как научить ребенка грамотно писать"

В статье даны практические рекомендации для родителей, как помочь ребенку освоить грамотное письмо....

Как научить ребенка красиво и грамотно писать

Советы и рекомендации для родителей....

"Как помочь ребёнку научиться грамотно писать." Рекомендации для родителей младших школьников.

Пожалуй, ни один предмет школьного курса не доставляет столько беспокойства, сколько русский язык (прежде всего грамотное письмо). Что нужно делать,чтобы помочь ребёнку научиться грамотно писать? Отве...

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ ГРАМОТНЫМ ПИСЬМОМ. ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Все родители хотят видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными людьми в жизни. Для достижения этих...

Могут ли родители помочь ребенку стать грамотным?»

Статья содержит рекомендации по формированию правильной грамотной речи у детей...

Как помочь ребенку научиться писать красиво

Из опыта работы с родителями...

Статья " Функциональная грамотность или как помочь ребенку стать информационно грамотным».

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...