Классный час на тему:"Путешествие в мастерскую общения"
классный час (3 класс) по теме

Островерх Наталья Викторовна

 «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли…» Личное обаяние человека проявляется и в умении говорить, разговаривать. Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, к кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и  поддержать «обратную связь» с собеседником. Главным средством общения является язык, речь, слово. При этом всегда должна присутствовать культура речи.

Что же  такое, культура  речи?

 
Культура речи –  составляющая культура поведения и в справочной литературе рассматривается как владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами  произношения, грамматики,  словоупотребления и др.). По тому, как владеет человек этим средством общения, судят об его воспитанности. И чтобы добиться успеха в этом направлении: быть уважаемым, интересным, понятным людьми,   для этого необходимо приложить огромные усилия, учиться.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_obshcheniya.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:                            СОГЛАСОВАНО:                              УТВЕРЖДАЮ:                                                

на заседании ШМО                         Зам. директора по УВР                       Директор МОУ «Средняя                                                                                    учителей начальной школы           ___________ Т. В. Стадник                 общеобразовательная

Руководитель ШМО                                                                        школа № 2»  г. Истра                                                                                                                                                              

 __________Л. В. Салычева            « ____» _____ 20 __ г.                          ____________  И.И. Власов                                                                                        

 « ____» _____ 20 __ г.                                                                                   « ___» ______ 20 __ г.                                                      

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Истра

Методическая разработка

классного часа

на тему

«Путешествие в мастерскую общения»

для 3 класса

Составитель:

Печикина Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

Цель: формирование навыков речевого этикета и норм поведения

Задачи:

 -  развивать эмоционально - личностную сферу детей;

-  формировать  навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме;

- воспитывать культуру речи, уважение к личности. 

Предварительная подготовка: изготовление « Мастерской общения». Для этого вырезается из бумаги  силуэт большого дома с надписью «Мастерская общения», на котором в ходе работы вывешиваются  станции:     «Знакомство», «Приветствие», « Извинение», «Просьба», «Отказ». Детям выдать сообщения.

 

1.Организационный момент.                                                                    

 2. Вводное слово. 

 

   «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли…» Личное обаяние человека проявляется и в умении говорить, разговаривать. Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, к кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и  поддержать «обратную связь» с собеседником. Главным средством общения является язык, речь, слово. При этом всегда должна присутствовать культура речи.

                       

Что такое, культура  речи? Как вы понимаете?

Культура речи –  составляющая культура поведения и в справочной литературе рассматривается как владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами  произношения, грамматики,  словоупотребления и др.). По тому, как владеет человек этим средством общения, судят об его воспитанности. И чтобы добиться успеха в этом направлении: быть уважаемым, интересным, понятным людьми,   для этого необходимо приложить огромные усилия, учиться.

3. Новая тема.

Учиться  мы сейчас  отправимся в «Мастерскую  общения», где находятся станции:  

 

Станция « Знакомство».  

Знакомиться – это значит устанавливать связь  с человеком, отношения с ним для общения. Знакомство может осуществляться без посредника и при помощи посредника, когда людей знакомит  кто - то третий.

Способы знакомства:

- давайте познакомимся

- хочу с вами познакомиться

- мне хотелось бы с вами познакомиться!

- Разрешите (позвольте) с вами познакомиться.  

Далее, после этих вводящих фраз, следует представление по имени, имени  - отчеству или фамилии, если знакомство сугубо официальное.

В русской речи принято называть имя, имя- отчество, фамилию в именительном или творительном падеже.

Например: меня зовут Любовь Владимировна; меня зовут Денис.

Нельзя говорить  «звать»  вместо зовут.  

Есть и другие формы представления: я, Пирогова, моё имя Евгения.

Меня зовут Любовь Владимировна,  моя фамилия Салычева.  

В ответ обычно выражается удовлетворение, радость по поводу знакомства.

Очень приятно с вами познакомиться!  

Очень приятно!

Очень рад (рада).

Рад с вами познакомиться!  

Если же знакомство происходит через посредника, он, как правило, говорит: Познакомьтесь, пожалуйста!  Знакомьтесь!

И называет имена, знакомящих. Например:  знакомьтесь…капитан милиции Александр Матвеевич Прохоров, тракторист Андрей Лузгин. В ответ очень приятно познакомиться. Меня зовут Виталием Сергеевичем, фамилия Воронин.

Проигрывание речевых ситуаций.

Я, Плотников, моё имя Денис.

Меня зовут Вера,  моя фамилия Сафоненко и др.

Станция «Приветствие».

При встрече, как известно, знакомые люди  приветствуют друг друга.  

Какие приветствия вы знаете?

Слово «здравствуйте» обозначает: «Я тебя вижу, человек, ты мне приятен, я тебя уважаю и хочу, чтобы ты  ко мне так же относился. Я желаю тебе самого доброго, здоровья, радости и счастья». Это чудесное слово не просто приветствие, оно ещё и пожелание здоровья.

«Здравствуй»  (ты) применяемое в общении с близкими знакомыми, в неофициальной обстановке. При дружеских взаимоотношениях.

«Здравствуйте» (вы)  для общения с малознакомыми людьми, в официальной обстановке, при подчёркнуто вежливом отношении к адресату. А ещё есть «Добрый день!», «Добрый вечер, « С добрым утром», «Привет!».

         Игра «Азбука добрых слов»

Я буду читать вам стихотворение, а вы попробуйте отгадать его окончание.

Поступишь ты вежливо и мудро,

Если, проснувшись, скажешь:

(«Доброе утро!»)

Днём говорить

Совсем не лень

При встрече людям:

(«Добрый день!»)

А если вечером

Я друга встречу,

Ему скажу я

(«Добрый вечер!»)

 

Кому можно сказать Привет» вместо «Здравствуйте», а кому нельзя?

 Почему о человеке, который сказал «Здорово!», говорят, что он «плохо воспитан»?

Здороваясь со всеми знакомыми, мы как - бы подтверждаем своё знакомство и выражаем желание его продолжить. Перестать здороваться – значит прервать доброе отношения. Прекратить знакомство. Не поздороваться со знакомыми считается оскорблением. В прошлых веках за это даже вызывали на дуэль, где с помощью шпаги или пистолета наказывали этого невежливого человека. Сегодня вас за это на дуэль не вызовут, но отношения с людьми вы можете испортить, и вас просто перестанут уважать и не замечать при встрече.

Здороваться надо всегда приветливо, отчётливо произнося слова, даже если у вас плохое настроение. При этом следует смотреть в глаза тому, с кем здороваешься, а не отводить их в сторону. Согласно правилам этикета, молодой человек первым здоровается с женщинами, со старшими по возрасту и положению

Упражнение «Приветствие»

Группа участников становится в круг.

Учитель предлагает каждому произнести приветствие остальным участникам группы. «Здравствуй,  Таня»  рекомендуется при этом подкрепить фразу жестом, позой, выражением лица. Говорят по – разному.  

Здравствуй, и улыбка – ровесникам.

Сдержанно, приветливо – малознакомым.

 Нежно, ласково- родным.

 После приветствия проводится общее обсуждение, все высказывают свои впечатления, какое приветствие было наиболее открытым и доброжелательным? Почему?

Улыбка - это прекрасно. Посмотрите в зеркало и улыбнитесь доброй улыбкой. Скажите, как изменяется ваше лицо, когда вы улыбаетесь. А как влияет улыбка на других? Улыбка – это радость и здоровье. Учёные говорят, что минута доброго смеха прибавляет несколько часов жизни.

Добрая улыбка – это пожелание человеку добра, здоровья. Когда мы говорим, улыбаясь, «Здравствуйте» - мы желаем человеку здоровье, то есть быть здоровым, бодрым, жизнерадостным. Какое настроение у нас и у того, кого мы приветствуем, если мы говорим слова приветствия с улыбкой? Как влияет настроение на наше здоровье?

Учитель теперь закройте глаза. Вспомните самое приятное событие, которое недавно у вас произошло. Что вы чувствовали? Воспроизведите как можно отчётливее свои ощущения по поводу этого события: радость удовлетворение, блаженство, спокойствие. Откройте глаза. И попробуем ещё раз поприветствовать друг друга»

Рефлексия:

- Ваши впечатления по поводу приветствия.

- Какое чувство у вас вызвали приветствия первое и второе.

А. Л. Барто так описала возможность контакта при помощи одного лишь «Здравствуйте»

 

Я была в стране Суоми…

Вспоминаю часто:

 Снежный лес,

И низкий домик.

И девчонка – Аста.

Она была глазаста,

Ходила в белой блузке  

И только слово «Здрасте»

Могла сказать по-русски.

Всего одно словечко,

А как нас выручало!

Потрескивала печка,

Девочка не молчала,  

Пирог со свежей рыбой

Разрезали на части

И на моё «Спасибо»,

Смеясь, сказала: - Здрасте!

Я улыбнулась Асте, Она мне снова: - Здрасте…

Всего одно словечко,

А как нас выручало!

Мы вышли на крылечко.

Девочка не молчала.

И на прощанье снова

Как пожеланье счастья

Звучало это слово

- Здрасте…

Рубрика «Это интересно». Дети  выступают с сообщением, как в других странах приветствуют люди друг друга.

«Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

 Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому.

Лапландцы трутся носами.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Латиноамериканцы обнимаются.

Франц узы целуют друг друга в щёку.

Военные отдают честь (это уже профессиональные, а не национальные особенности.)»

 

Станция «Извинение»

Извинение – словесное искупление проступка.

Извинение за небольшой проступок, без объяснения самой вины, так как она самоочевидна (кто – то, нечаянно толкнул, наступил на ногу, не успел пропустить вперёд). Вполне достаточно выражается формулой «Извините!», или «Простите», а так же коротким «Виноват» (чаще в устах немолодых людей).  

К «Простите», «Извините» добавляем ещё «Пожалуйста».  

Вежливые слова украшают человеческую речь и делают человеческие отношения более доброжелательными. Слова «Спасибо», «Простите», «Пожалуйста» абсолютно необходимы. Извините меня, пожалуйста! Это значит, что я признаю свою вину и очень прошу вас не сердиться и простить меня.  

Кроме этого, необходимо помнить: в общении большую роль играет интонация и тон голоса.

Если я вижу, например, что, наступив пассажиру на ногу,  причинила ему боль, то постараюсь загладить свою  неловкость усиленной просьбой меня простить хотя бы так: «Извините меня, пожалуйста!», а иногда и так: «Не сердитесь, пожалуйста, я нечаянно!  

А вот если вина большая, то, пожалуй, мы не применим это «Извините», а скорее употребим «Простите». Приводится пример.

Нередко есть необходимость объяснить, за что именно мы просим нас простить: Извините, пожалуйста, за поздний звонок! Простите за то, что доставила вам столько хлопот!  

Прошу прощения, а также Прошу меня простить, Приношу свои извинения, Должен извиниться перед вами – всё это стилистически повышенные способы извинения. И опять таки всё дело в искусстве выбора: кто, кому, при каких  взаимоотношениях, официально или неофициально говорит.

 Проигрывание  ситуаций.

Ученик наступил сильно на ногу.

Ученик толкнул прохожего.

Звонок телефона вы звоните поздно пожилому человеку.

Ситуации для обсуждения.

В 3 классе одной из школ возник конфликт: ученик обидел свою одноклассницу, и все ребята в течение почти целого учебного года разбирались в случившемся. Наконец решили закончить дело миром. «И Оля сказала: «Я его прощаю». А потом, сквозь слёзы:  «Да я б в тот же день простила, если б он подошёл да  извинился по – хорошему …»

- Чему учит нас эта ситуация?

2. Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Елена Петровна…»

Какую ошибку вы  заметили?

Что бы вы посоветовали девочке?

Продолжите предложение.

Чтение стихотворения Н. Юсупова «Прости».

Папа разбил драгоценную вазу.

Нахмурились сразу,

Но папа нашелся,

Взглянул им в глаза,

Робко и тихо

«Простите» сказал,

И мама молчит,

Улыбается даже:

«Мы купим  другую,

Есть лучше в продаже».

«Простите!»

Казалось бы,

Что в нём такого,

А вот  ведь какое

Чудесное слово.

- Какое чудесное слово вы услышали в стихотворении?

- А что в нём необычного и чудесного?

- Когда и как надо произносить это слово?

Станция «Просьба».

Просьба – побудительное речевое действие, поэтому и выражается наиболее типично повелительным наклонением глаголов: Дайте мне, пожалуйста…. Передайте, пожалуйста, деньги на билет! А люди интеллигентные, особенно немолодые, выражают просьбу ещё любезнее: Будьте добры, передайте, пожалуйста…, или: Будьте любезны…

В официальном стиле Прошу вас…, Убедительно прошу…, Я хочу (могу) попросить вас….

Не все способы перечислены, но и этих пока достаточно.  

Проигрывание речевых ситуаций.

А) как обратиться к пожилому киоскеру и узнать, поступил ли свежий номер газеты «Заря»?

Б) школьный буфет: спросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом.

 Станция «Отказ».

Отказ с позиции этикета – более сложное речевое действие: нужно позаботиться о том, чтобы собеседник не был обижен. Есть в языке особые «смягчающие» средства. Мы выражаем сожаление по поводу того, что не можем выполнить просьбу, откликнуться на предложение: К сожалению, не могу…; Не скажу, к сожалению.

Ещё есть такие способы :очень жаль, но…Вот это «но» следует за выражением готовности откликнуться на просьбу( приглашение, предложение), которая по важным причинам не может быть и реализована.В этом случае говорят: С удовольствием бы, но…; Мне не удобно отказать, но…; Я бы рад разрешить, но…

Отказ, запрещение всегда не приятны, иногда болезненны. Поэтому отказывать, запрещать в грубой форме нельзя. Нужно применять в обществе правила речевого поведения доброжелательства, «поглаживания». Отказ, снабжённый всякого рода сожалениями, оговорками, выражением желания исполнить просьбу, ответить на приглашение в другой раз, при других обстоятельствах.

 Э. Берне называет «поглаживанием» всякий знак, который мы подаём друг другу, чтобы  удостоверить свою принадлежность к одной общности – общности людей. Вы приподняли шляпу при встрече со знакомым, он ответил тем же – и это был обмен «поглаживания».

  

Проигрывание речевых ситуаций.

Как отказать товарищу, который вас приглашает на день рождения, в кино, выполнить важное поручение и так далее.  

Мы с вами побывали  не на всех станциях, в речевом этикете их много, мы посетили станции самые употребляемые.

4. Итог: На каких станциях мы побывали. Что нового вы узнали?

    Спасибо за внимание и всего вам доброго.


Список использованной литературы.

     

1.Фалькович Т. А., Формановская  Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» - М., 1982г.

2. Худякова Л. Л.  Программа театрализованных уроков по культуре общения «Волшебное слово»  журнал  «Досуг в школе» 11, 2008г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему: "Путешествие по стране Здоровья"

Данное задание ставило пред собой следующие цели: -  познакомить ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами;  -научить приемам снятия напряжения глаз; ...

Классный час по теме «Путешествие в город Добро-Вежливо»

*Цель:       воспитание чувства толерантности, коллективизма;       привитие интереса к литературе, чтению;       ...

Классный час на тему: Путешествие "Тропинки здоровья"

Цели классного часа: 1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;2. Развивать умение применять полученные знания на практике, смекалку, внимание, мышл...

Классный час по теме "Путешествие в страну "Вежливости"

Данный материал составлен в игровой форме. Он может быть использован как в внеурочное время, так и для проведения классного часа по теме "Вежливость" для учащихся 2- 4 классов.Материал оснащен слайдам...

Классный час по теме:" Путешествие по городу Здоровейск"

Здоровье – одна из существенных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью и т.п., определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствующей среде обитания,...

Классный час на тему: "Путешествие в страну Здоровья"

Классный час: «Путешествие в страну Здоровья»Цель: формировать умение у детей самостоятельно сохранять и укреплять своё здоровье.Задачи:·        учить  дет...

Классный час по теме: "Путешествие в страну знаний"

Материал может использоваться как внеклассное мероприятие ко Дню знаний в 1-ых классах....