Выступление на округ
презентация к уроку на тему

Борш Вера Александровна

Организация досуговой деятельности воспитанников, находящихся в социально опасном положении, в школе — интернате VIII вида пгт Кумены

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_okruzhnom_meropriyatii.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА окружном  мероприятии - совете профилактики в мае 2015 года

  2. Слайд 1. Организация досуговой деятельности воспитанников, находящихся в социально опасном положении,  в школе — интернате VIII вида пгт  Кумены.

  1.           Добрый день! Я расскажу                об организации досуговой деятельности воспитанников, находящихся в социально опасном положении,  в школе — интернате VIII вида пгт  Кумены.

Слайд 2.

«Я никогда не бываю так занят,

Как в часы своего досуга».
Цицерон


       Организация культурно-досуговой деятельности в школе является одним из приоритетных направлений воспитательного процесса и направлена на  формирование у детей и подростков доброжелательности и   уважительного отношения к себе и другим людям,  преодоления личных недостатков, на подготовку учащихся к самостоятельному принятию решения, воспитание  готовности и способности творить добрые дела; на улучшение психоэмоционального самочувствия, формирование контроля за собственным поведением в разных жизненных ситуациях.  Почему же школа уделяет большое внимание организации досуга детей? Давайте рассмотрим некоторые аспекты.

Слайд 3

Причинами дезадаптации наших воспитанников являются прежде всего, особенности их психофизического развития: (НЕ ЧИТАЮ)

  • недоразвитие мыслительных процессов,
  • неспособность критического осмысления своих поступков,
  • преобладание физиологических потребностей над нравственными.                             Все эти недостатки усугубляются внешними факторами воздействия:
  • неблагополучным положением детей в семьях,
  •  ослаблении влияния родителей на воспитание детей,
  • Из-за отдаленности мест проживания учащихся страдает работа с семьей.

                                     Социальный паспорт школы

В школе обучается 103 ученика: начальные классы - 34 ученика, 5-9 классы - 69 учащихся, из них обучаются на дому – 8 учащихся. 18 воспитанников приходящих, проживают в интернате 77. Мальчиков - 66, 37 девочек. В  нашей школе обучается 100% детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. легкой степенью умственной отсталости – дебильностью,  35 воспитанников имеют отклонения в нарушении поведения. В школе обучаются дети из 23 населенных пунктов.

Слайд 4 (диаграмма) Не читаю

  • 10 детей-инвалидов.
  • 13 детей из 12 семей находятся в СОП
  • Неблагополучных 34 семьи, в них воспитывается 39 детей
  • многодетных семей - 28, в них 34 ребенка
  • 45 малообеспеченных семей, в них - 54 ребенка
  • неполных семей - 33, в них 39 ученик
  • 2 опекаемых воспитанника

Слайд 5 (диаграмма) Не читаю

  • состоят на ВШУ – 16 учащихся
  • состоят на учете в КДН и ЗП- 5 учащихся,  ПДН ОВД – 6 уч.
  • за ООД (кражи) – 4 чел.        
  • Распитие спиртных напитков  - 2 человека.

  Анализ социального состава обучающихся показывает, что большинство детей имеют неблагоприятные социальные условия для развития и обучения. Контингент обучающихся характеризуется сложной структурой дефекта,  множественными хроническими сопутствующими заболеваниями. Подавляющее большинство учащихся школы  из социально опасных, неблагополучных, малообеспеченных неполных и многодетных семей. Значительное количество детей в этих семьях не получают разумного семейного воспитания. Неправильные взаимоотношения в семье,  отсутствие в семье положительного примера формируют у ребенка отрицательные привычки, искаженные нравственные представления, а невольное участие в семейных конфликтах предполагают возникновение у детей неврозов, замедленное психическое развитие. Дети в таких семьях чаще всего растут сами по себе, никто не занимается их досугом, поэтому, наши воспитанники страдают узостью и бедностью интересов, не могут долго увлекаться игрой или полезным занятием. Дети показывают низкий уровень знаний, часто конфликтуют со сверстниками, показывают негативное отношение к школе, учебе,  одноклассникам. Отсюда  вытекают конфликты, повышенная драчливость. Поэтому школе приходится возмещать издержки семейного воспитания.

СЛАЙД 6 Не читаю

Педагогический коллектив школы в своей работе по организации досуга воспитанников сталкивается со следующими проблемами:

  1. нехватка специалистов досуговых учреждений, имеющих опыт работы с  детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  2. проблемы с моторикой и двигательной сферой аномальных детей, из - за которых они не могут полноценно принимать участие в различных видах деятельности;
  3. неспособность или нежелание большинства специалистов досуговых учреждений работать с детьми с нарушением интеллекта.

Организуя взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, школа столкнулась еще с такими проблемами. Поскольку ребенок с нарушениями интеллекта не может работать в таком же темпе и объеме, не может полностью координировать свои действия, как его  сверстники с сохранным интеллектом, сотрудник учреждения дополнительного образования принимает на себя полную ответственность за него и  должен составить  индивидуальный план работы с таким подростком. Многие специалисты дополнительного образования не имеют опыт или не желают заниматься с такими детьми. Если добавить к этому нежелание многих ребят общаться и посещать занятия вместе  с аномальными детьми, становится ясно, с какими трудностями приходится сталкиваться коллективу педагогов коррекционной школы.

Слайд 7.

Внеклассная работа ведется:

  • через реализацию комплексно-целевых программ «Воспитательная система», «Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся школы»,  «Правовое воспитание», «Нравственное воспитание», «Укрепление и сохранение здоровья воспитанников», психокоррекционной программы по работе с детьми «Группы риска»;
  • через систему дополнительного образования в школьных кружках, а также в УДО района;
  • через детское самоуправление Совета старшеклассников.
  • через планы воспитательной работы школы и педагогов
  • через  межведомственное взаимодействие школы с различными структурами профилактики

Чтобы досуг не продолжал  превращаться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, не приводил к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям  как пьянство, наркомания, проституция, преступность, в школе  разработаны и реализуются программы и планы, указанные на слайде.

СЛАЙД 8.

Факторы организации досуга

  • кадры,
  • материальная база,
  • формы и методы  организации.

Рассмотрим специфику организации досуга в школе-интернате с учетом следующих факторов: кадры, материальная база, формы и методы организации.

СЛАЙД 9

ФОТО педагогов и КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ.

Педагогический коллектив нашей школы состоит из творческих, инициативных сотрудников, в основном, это  педагоги со стажем. Благодаря их любви к таким детям, чуткости, вниманию, терпению, в школе создан благоприятный психологический микроклимат для занятий детей.  Педагоги находят слова поддержки для новых творческих начинаний, относятся к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживают стремление ребенка к творчеству. В случае неудач проявляют  сочувствие, так как  ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. В трудных ситуациях  поддерживают детей лаской и добротой,  создают условия, чтобы они смогли проявить себя с положительной стороны.

СЛАЙД 10

Материальная база учреждения

  1. Учебные мастерские (столярные) 3 кабинета  
  2. Кабинет сельскохозяйственного труда
  3. Кабинет швейного дела
  4. Кабинет СБО, кухня
  5. Медицинский кабинет
  6. Библиотека
  7. Спортивная база:
  • большой спортивный зал
  • малый спортивный зал
  • спортивная площадка
  • тренажеры
  1. 1 сенсорная комната   в здании школы, 1 комната отдыха в интернате.
  2. В каждом классе созданы условия для отдыха детей.
  3. Учебно-опытный участок.

Учитывая материальную базу школы, оснащение видеомагнитофонами, телевизорами, DVD-плеерами, компьютерами, сканерами, копировальными аппаратами,  выходом в Интернет. 4 учебных кабинета оборудованы системой «компьютер-проектор-экран». Один  учебный кабинет оснащен интерактивной доской. Все это позволяет педагогам школы разнообразить внеклассную деятельность и вовлекать всех воспитанников, особое внимание уделяя тем детям, которые состоят на разных формах учета.

ПРИЛОЖЕНИЕ ЗАНЯТОСТЬ УЧЕТНИКОВ В КРУЖКАХ И СЕКЦИЯХ

СЛАЙД 11

 Внеурочная   деятельность  в школе  организована  по следующим направлениям:

  • спортивно – оздоровительное,
  • духовно – нравственное,
  • социально — правовое,
  • гражданско — патриотическое,
  • профориентационное воспитание и трудовая деятельность,
  • работа по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди обучающихся,
  • связь семьи и школы   

 Все учащихся, обучающиеся в школе, заняты полезной деятельностью во внеурочное время, в том числе и дети из неблагополучных семей. При организации досуга мы не делим воспитанников на категории, конечно, большее внимание уделяем «трудным детям». Только  воспитанники, обучающиеся на дому, не заняты в кружках.

СЛАЙД 12 РЕЖИМ ДНЯ 7 класса

Организация  занятости детей   по  всем  направлениям  осуществляется по режиму дня в каждой возрастной группе (ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ)

 Слайд 13

В целях организации досуга учащихся  в школе работают 20  кружков разной направленности:

Спортивной

  « Баскетбольный» - 2 кружка для разных возрастных групп

 ∙  «Подвижные игры» -2 кружка для разных возрастных групп

 ∙  «Крепыш»,

  «Здоровячок»

Всего посещают кружки спортивной направленности 82 человекоместа, из них 21 - обучающиеся «группы риска».

Декоративно-прикладной

  «Сделай сам»

  «Умелые руки»- 2 кружка для разных возрастных групп

  • «Наши руки не для скуки»

 ∙  «Лоскуток»

  • «Волшебная ниточка»

 ∙  «Очумелые ручки»                                                                          

Всего занято 43 человекоместа, из них 18 - занимают обучающиеся «группы риска».

Художественно-эстетического творчества

  «Хоровой» - 2 кружка для разных возрастных групп

Всего занято в кружках 20 человекомест, из них 4 - дети «группы риска».

Эколого-краеведческой направленности

 ∙  «Юный эколог»

Всего занято 10 человекоместа, из них 6 - занимают дети «группы риска».

Прочие

  • «Твоя безопасность»
  • «Кем быть»
  • «Час общения»
  • «Азбука добра»

через  проведение   традиционных  мероприятий в  форме познавательных бесед, очных и заочных экскурсий, кружков, секций,

СЛАЙД 14

Формы организации социального направления: ПОКАЗ ОФОРМЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ: буклеты, папки...Панишеву

  • работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»;
  • работа по озеленению класса, школы;
  • организация дежурства в классе;
  • профориентационные беседы,
  • встречи с представителями разных профессий;
  • выставки поделок и детского творчества;
  • трудовые десанты, субботники;
  • социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми);
  • коллективное творческое дело;  
  • сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»)
  • экскурсии на предприятия, почту, магазины, аграрно-технологический техникум
  • организация встреч, экскурсий, диагностирование, тестирование в ЦЗН.

 круглых столов, игр,  конференций, диспутов, КВНов, детских исследовательских проектов,  акций познавательной и благотворительной направленности,  праздничных мероприятий, классных часов, предметных олимпиад, викторин, соревнований, поисковых исследований, тренингов,  библиотечных часов и т.д.  Самой любимой из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество.

   Организация  досуга  обучающихся – подготовка и проведение  не  только  сугубо  развлекательных  мероприятий. Это  организация  общения  детей,  встреч  с  интересными  людьми,  подготовка    и  участие  в  общем  деле,  соучастие, совместное  проведение  времени  с  пользой  для  себя  и  окружающих.

Немаловажное значение при реализации социально - правового направления школа уделяет трудовой деятельности и профориентации, в основу положена общественно – полезная деятельность.

СЛАЙД 15.

         В этом учебном году большая работа проводилась по патриотическому воспитанию в связи с юбилейными событиями, посвященными 80 – летию Куменского района и 70 – летию Победы в ВОВ. Педагоги  школы использовали такие формы организации, как уроки мужества, встречи с ветеранами и тружениками тыла, музейные часы,  просмотр и обсуждение фильмов  патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы песен, рисунков, фотографий, военно – спортивные праздники «Зарница», дни здоровья, волонтёрскую деятельность: шефство, поздравление ветеранов. Ребята под чутким руководством педагогов и помощи родителей занимались краеведческой  деятельностью. Результатом которой были выступления детей на классных часах, воспитательских занятиях, защита проектов на школьном и районном уровнях.

Классные руководители Чернышева Л.В. и Шилохвостова Т.Н. приняли участие в районном конкурсе – лучшая методическая разработка классного часа, посвященного истории своего района. Воспитатели Тючкалова В.Б., Никулина О.Н., Рублева Г.А. показали открытые занятия.

         Хочется отметить, у подростков из неблагополучных семей, участвующих в организации поисковых операций, благотворительных акций, трудовых операций «Забота», «Ветеран», «Неделя добрых дел» и других происходит накопление  нравственно положительных качеств, поступков.

Слайд 16 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СХЕМА

Школа стремится к межведомственному взаимодействию по организации занятости и профилактике противоправного поведения детей с Центром Занятости Населения, Центром Социальной Помощи  Семье и Детям, Детской Юношеской Спортивной Школой и другими структурами профилактики.

По состоянию на май 2015 года 43 ребенка регулярно посещают кружки и секции за пределами школы. Из них 6 девочек 5 и 6 классов заняты в танцевальном кружке в детском доме творчества, 8 мальчиков – девятиклассников 4 раза в неделю с удовольствием занимаются в кружке «Теннис»,  (из них 7 состоят на различных формах учета). А все учащиеся начальных классов 1 раз в неделю  в детско – юношеской спортивной школе занимаются в физкультурно – оздоровительной группе. Руководителем всех групп является Чурин Василий Александрович. Он с пониманием относится к нашим воспитанникам, помогает ребятам стать лучше.

Воспитанники 9-х классов занимаются в кружке «Тропинка к  своему «Я», организованному на базе нашей школы Центром социальной помощи семье и детям. Этот кружок посещают 50% детей, состоящих на разных формах учета.  

Посещая кружки и секции вне школы, воспитанники учатся  общению с другими сверстниками, контролировать  свои эмоции и поступки. Развивают физические данные.

Сотрудничая с  Центром занятости  населения, проводим не только встречи и тестирование, а также, пытаемся, трудоустраивать обучающихся во время каникул и в учебное время. Воспитанники 9 классов работают на уборке территории улиц поселка, собирают лекарственные растения. Конечно, в настоящее время проблема с летним трудоустройством  несовершеннолетних стоит остро. Летом 2014 года были трудоустроены лишь 12 человек, четверо через ЦЗН.

По летней занятости в настоящее время проблем очень много: не будет организован летний оздоровительный лагерь на базе школы. Не все подростки, желающие работать, будут трудоустроены.

Хотя школа проводит ежегодно работу в данном направлении:

Специально для успешной организации летней кампании, для обеспечения права выбора каждым ребенком и родителями в мае для всех  семей, состоящих на учете СОП и ТЖС, была подготовлена информация о том,  в каком оздоровительном лагере  может отдохнуть их ребенок в летнее время, какие документы нужно для этого подготовить, куда обратиться и в какие сроки. (Совместно с ЦСПСиД).

В апреле - мае проводится  общешкольное родительское собрание, на котором обсуждается вопрос о летней занятости обучающихся,  каждому родителю  даются рекомендации по организации занятости детей в летний период.

 В течение 4 четверти усиленно проводится индивидуальная работа со всеми подростками, состоящими на учете,  и их родителями по летней занятости. (Совместно с инспектором ПДН Тамилиной А.Я. и ответственным секретарем КДН и ЗП Капитоновой И.Ю.)

В мае администрацией школы, социальным педагогом, классными руководителями проведены  индивидуальные и групповые беседы «Мои каникулы»  по правовому просвещению, по профилактике употребления алкогольных напитков и психоактивных веществ. Классными руководителями, социальным педагогом  ведутся дневники наблюдений за обучающимися, делается отметка в планах индивидуального сопровождения о занятости подростка в течение летних месяцев.

В конце учебного года педагогами школы посещаются квартиры воспитанников, состоящих на различных формах учета, «группы риска». Родители данной категории письменно ознакомлены, что они несут ответственность за жизнь и здоровье своих детей, а также за организацию свободного времени ребенка во время летних каникул.

В последний учебный день в школе проведена акция «Телефон доверия», всем детям подарены закладки, календари с информацией, куда обратиться в трудную минуту.

В течение летнего периода поддерживается тесная связь администрации и педагогов школы с инспектором ПДН Тамилиной А.Я., ответственным секретарем Капитоновой И.Ю.

Специально для успешной организации летней кампании, для обеспечения права выбора каждым ребенком и родителями в мае для всех  семей, состоящих на учете СОП и ТЖС, была подготовлена информация о том,  в каком оздоровительном лагере  может отдохнуть их ребенок в летнее время, какие документы нужно для этого подготовить, куда обратиться и в какие сроки. (Совместно с ЦСПСиД).

В мае администрацией школы, социальным педагогом, классными руководителями проводятся  индивидуальные и групповые беседы «Мои каникулы»  по правовому просвещению, по профилактике употребления алкогольных напитков и психоактивных веществ.

ВЫВОД.

Таким образом, в нашей школе педагогами  организуются различные виды досуговой деятельности, при этом используются новейшие методические разработки и рекомендации, разнообразные методы и приемы работы, учитываются индивидуальные особенности, склонности и интересы детей.

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

 Когда ребенка и его проблемы воспринимаешь как свои, тогда и будет положительное решение проблемы.

Итоги такой проводимой ежедневной кропотливой работы  виден не сразу, но полученные результаты позволяют  с оптимизмом смотреть в будущее.  

ПРИТЧА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План совместных мероприятий МБОУ «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов» и дошкольных образовательных учреждений школьного округа №8 на 2013-2014 учебный год

План совместных мероприятий МБОУ «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов» и дошкольных  образовательных учреждений  школьного округа №8на 2013-2014 учебный год...

Внеклассное мероприятие в 1-4 классах "Мой Ненецкий округ - многонациональный регион".

Мероприятие является составной частью Программы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России,  разработанной классным руководителем на период обучения детей в 1-4 классах. И...

Педагогический проект по теме: "Система работы детского объединения "ВиР" МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара с социальными институтами "От сердца к сердцу", авторы: Терешина С.В. - методист, Васильева В.Н. - педагог ДО

Работа раскрывает систему работы детского объединения "ВИР"  по социализации и адаптации воспитанников детского объединения "ВИР" через организацияю взаимодействия  и сотрудничества с различ...

Статья для выступления на III научно-практической конференции работников образования Центрального округа «ОБРАЗОВАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА» 25 – 27 августа 2015 года

ОБЩИЙ РЕГЛАМЕНТ III КОНФЕРЕНЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА КРУГЛЫЙ СТОЛ № 2 «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ...

Мониторинг успеваемости выпускников 4 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНО

Мониторинг успеваемости выпускников  4 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕханты-Мансийского автономного округа – югр...

Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому) обучающейся 1 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВО

Анализ работы    индивидуального обучения (обучения на дому)обучающейся 1 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ...