Урок Победы "Когда тыл становится фронтом"
классный час (3 класс) на тему

Методическая разработка классного часа для учащихся 3-4 классов. Классный час был проведен в рамках мероприятий, посвященных 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне, классный час открывает серию уроков Победы, на нем был рассмотрен момент начала Сталинградской битвы, исторический материал адаптирован для младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pobedy.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час

Тема: «Когда тыл становится фронтом»

Подготовили и провели:

Учитель начальных классов  МОУ СШ № 83 Преображенская М.А.

Учитель начальных классов МОУ СШ № 83  Натарова С.Ю.

Цели: 

  • Познакомить учащихся с основными этапами Сталинградской битвы.
  • Подвести учащихся к пониманию значения героической обороны Сталинграда.

Задачи:

  • Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.
  • Развивать интерес к истории Отечества, истории своего родного края; наблюдательность, любознательность.
  • Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.

Оборудование: 

  • проектор,
  • экран,
  • военные фотографии,
  • плакаты военных лет,
  • мультимедийная презентация «Сталинградская битва»,
  • документальный фильм.

   

Ход классного часа

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний обучающихся:

Слово учителя: 

- Сегодняшний классный час я хочу начать не совсем обычно, а именно с небольшой викторины. Задания и вопросы этой викторины будут посвящены одному событию в истории нашей страны. А какому именно,  вы должны будете дать ответ по окончании викторины. Правила понятны? Итак, начинаем.

- 22 июня 1941 г. Какое историческое событие началось в этот день?

- 2 февраля 1943 г. Какой событие произошло в этот день?

58 суток сержант и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолетов, ведя оборону в одном из домов города. Какое название сегодня носит этот дом-памятник? Как фамилия сержанта?

- Сколько дней и ночей длилась Сталинградская битва?

…Пал, совершивши подвиг свой,
Наш краснофлотец боевой,
Но пал как гордый победитель!
Чтобы пламя сбить на рукаве,
Груди, плечах, на голове,
Горящий факел воин-мститель
Не стал кататься по траве,
Искать спасения в болотце. 
Он сжег врага своим огнем,
Легенды сложены о нем, —
Бессмертном нашем краснофлотце.

Д. Бедный

- Какому герою посвящены эти стоки Д. Бедного?

- Какую важную дату во всей России будут отмечать буквально через несколько месяцев?

- Когда мы будем отмечать этот праздник?

- Сколько лет 9 мая 2015 г. пройдет со дня Великой Победы?

- Молодцы. Совершенно верно.

3. Работа с обучающимися (начало демонстрации видеофильма, в ходе которого заранее подготовленные ученики выступают со стихами)

- Сегодня мы открываем серию классных часов, которые будут носить название "Уроки Победы".  Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этих классных часах?

- Вы совершенно верно все сказали. Но мы с вами живем в городе особенном, имя которого навеки вписано в историю ВОВ. Кто напомнит, почему?

- Поэтому на уроках Победы более подробно мы будем говорить именно об этом событии , о Сталинградской битве. И сегодня мы откроем первую и, пожалуй, самую трагическую и страшную страницу истории Сталинградской битвы. Тема нашего классного часа "Когда тыл становится фронтом".

- Ребята, как вы понимаете слова "тыл" и "фронт"?

Фронт - обращенная к противнику сторона боевого расположения войск, линия, по которой развернуты передовые подразделения

Тыл - территория позади фронта, за боевой линией.

- Как вы думаете 22 июня 1941 г. наш город, будем сегодня называть его Сталинград, был фронтом или тылом?

Тревожный июль 1942 года... Уже целый год длится ВОВ... На юге немецкое командование бросает в наступление более 1млн. солдат. Важнейшее направление - Сталинградское. У гитлеровцев явное превосходство в танках, в авиации. Красная армия к этому времени оставила такие крупные города как Киев, Севастополь, Керчь, на севере страны в блокаде голодают жители Ленинграда, фашисты захватили Харьков, Воронеж, Ростов-на-Дону... Опаленные боями, израненные, советские воины стойко обороняют каждую пядь родной земли. Силы истощены до предела. Грозная опасность нависает над Сталинградом...

У реки у степной Поднялись мы стеной —
Здесь решаются судьбы страны.
В небе воет беда,
Злобно рвутся сюда
Вражьи танки по русским полям.
Не позволим им, друг,
Наши Север и Юг
Разорвать, разрубить пополам.
Мчится пуля, граната, бутылка, снаряд
В тучу серых немецких колонн.
Отстоим Сталинград!
Отстоим Сталинград!
Не пропустим врага через Дон!
Наш родной Сталинград,
Дон, товарищ и брат,
Мы с оружьем стоим на своем.
Сила — в наших руках.
Ярость — в наших сердцах,
Мы отсюда врага отобьем.
Немцу лютому Дон
Не отдастся в полон
Никогда, никогда, никогда!
Как стоит Ленинград,
Встанет наш Сталинград,
Встанут русские все города.
Умереть, но ни шагу не сделать назад,
Из сердец непреклонный заслон.
Отстоим Сталинград!
Отстоим Сталинград!
Не пропустим врага через Дон!

- Итак, 15 июля 1942 года после появления передовых частей немецко-фашистских войск на территории области в районе города Серафимович Сталинградская область была объявлена на военном положении.

17 июля 1942 г. началась великая Сталинградская битва, длившаяся 200 огненных дней и ночей, начался самый трудный и страшный этап Сталинградского сражения - оборонительный.

Почему же Гитлеру так важно было захватить наш город? Захватить Сталинград значило выйти к Волге, важнейшей транспортной артерии и перерезать ее, значило захватить советские нефтепромыслы. Нефть всегда считалась кровью войны. По замыслу Гитлера советские войска должны были остаться без горючего, остановились бы танки, самолеты, автомобили. Кроме того, Поволжье - это области, снабжающие наши войска хлебом. Сталинград - город, носящий имя Сталина, руководителя страны, верховного главнокомандующего. Поэтому захватить Сталинград - это было еще и престижно для фашистов.

- Давайте посмотрим, как это было  (видеофрагмент)

- Итак, скажите, пожалуйста, какая армия, Советская или гитлеровская,  на момент начала сражения была сильнее? (противник имел превосходство над советскими войсками в людях в 1, 7 раза, в танках и артиллерии в 1,3 раза и в самолетах более чем в 2 раза)

В разгар сражения в излучине Дона 27 июля 1942 г. появился приказ № 227, позднее получивший название "Ни шагу назад". Этот приказ говорил о тяжелой обстановке, сложившейся в стране, о том, что отступать дальше нельзя. Теперь отступающие с фронта части могли останавливать силой оружия.

В городе устанавливается порядки осажденной крепости, создается народное ополчение. На еще недавно мирном Тракторном заводе рабочие восстанавливали танки и на них сами шли в бой. Гражданское население участвовало в рытье траншей, окопов, оборонительных сооружений.

13 сентября 1942 г. ценой огромных потерь гитлеровцам удалось подойти к городу и войти в Сталинград. Завязались уличные бои. Советские солдаты дрались за каждую улицу, каждый дом, лестницу, подвал. Например, здание вокзала переходило из рук в руки 13 раз.

Сражение на Мамаевом кургане, пропитанной кровью высоте, возвышающейся над городом, было необычайно беспощадным. Высота переходила из рук в руки несколько раз.

На зерновом элеваторе, огромном зернообработочном комплексе, боевые действия проходили настолько плотно, что советские и немецкие солдаты могли чувствовать дыхание друг друга. Бои на зерновом элеваторе продолжались неделями, пока советская армия не сдала позиции.

В другой части города многоквартирное здание, обороняемое советским взводом в котором служил Яков Павлов, было превращено в неприступную крепость. Несмотря на то, что это здание впоследствии оборонялось многими другими офицерами, за ним закрепилось первоначальное название. Из этого дома, позже названного «Домом Павлова», можно было наблюдать площадь в центре города. Солдаты окружили здание минными полями и установили пулемётные позиции.

Фашисты разрушили город. Улицы были засыпаны щебнем, горы которого местами достигали высоты 8 м. Это затрудняло движение танков. Расстояние между противниками измерялось броском гранаты, составляло всего 40 шагов. Схватки нередко переходили в рукопашную. Город, 90% улиц и площадей которого контролировали гитлеровцы, продолжал жить, не сдаваться и яростно сопротивляться врагу.

Ревели танки и рвались гранаты,
Свистели бомбы в небе голубом,
Акации кивали виновато,
И в городе горел последний дом.

Вели в атаку мужество и воля.
Плечом к плечу, не ведая преград,
Перенося немыслимую долю,
Отчаянно дрались за Сталинград!

Солдаты, офицеры, генералы!
Где вашей кровью полит каждый шаг,
Все в пепел превращалось и сгорало,
И отступил, разбитый вами, враг!
Так долго отступая на восток,
Сердца томились грустью безотрадной,
Кровавый бой был яростно жесток,
Две силы бились насмерть беспощадно.

И содрогалось все в кромешной мгле,
Где вспышкам и разрывам было тесно,
И столько мертвых стыло на земле,
Их имена поныне неизвестны.

- Оборона города продолжалась 125 дней. Во время боев в междуречье Волги и Дона летом и в начале осени 1942 г. германские войска потеряли 700 тыс. человек убитыми и ранеными. 2 тыс. орудий и минометов, тысячу танков и около 1,5 тыс. транспортных и боевых самолетов.  Общие потери Красной Армии в Сталинградской оборонительной операции составили 643842 человека, 1426 танков, 12137 орудий и минометов, 2063 самолета.

Остановки и те не безлики:
Есть герои у нашей страны.
На граните алеют гвоздики,
Как кровавые пятна войны.

Все смешалось у стен Сталинграда:
Залпы пушек, зениток пальба,
Катера, самолетов армада,
Вдовий стон и детишек мольба.

За свободу и веру святую, 
Автоматы, сжимая рукой,
Шли на бой, каждой жизнью рискуя,
За рассвет над великой рекой!

Звучит музыка (Шуберт. Грезы)

Ивы, ивы! Плачьте, ивы, плачьте!
До земли склоняя скорбно ветви,
Слез своих серебряных не прячьте.
Тихий шелест листьев, словно реквием.

Плачьте над могилою солдатской,
Словно над сыновнею судьбою,
Плачьте, ивы, над могилой братской.
К вам иду нехоженой тропою.

Плачьте, ивы, детскими слезами,
Каждой ветвью прикасаясь к звездам,
Вы своими видели глазами -
Жизнями солдат был  мир воссоздан.

То маком вспыхнет поле иногда,
То васильком к утру займется, синим.
Нам не забыть погибших никогда,
Ведь каждый лепесток нам шепчет имя.

Я знаю, что кому-то невдомек,
Зачем так принимаю к сердцу близко,
Когда с цветком вихрастый паренек
Взволнованно стоит у обелиска.

5. Подведение итогов:

Слово учителя: 

- Какие две страшные даты, связанные с битвами под Сталинградом, вы запомнили?

- Как они повлияли на исход войны?

- Ребята, прошло уже много лет после Сталинградской битвы, но мы чтим память павших, кланяемся живым. (Все встают)

Поклонимся великим тем годам,

Всем нашим командирам и бойцам,

Всем маршалам страны и рядовым,

Поклонимся и мертвым и живым.

Всем тем, кого нам забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Всем миром, всем народом, всей землей

Поклонимся за тот Великий бой.

 Минута молчания.

- На этом наш классный час окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного периода Сталинградской битвы».

Цели: формировать патриотические чувства; воспитывать чувство гордости за свою родную землю.Предварительная работа: заранее раздать слова ведущим, снять видео воспоминаний тружеников тыла . Весь класс...

Конспект урока «Когда мы станем взрослыми?» (УМК "Школа России",1 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока "Когда мы станем взрослыми"

Урок  по предмету "Окружающий мир"  в 1 классе , УМК "Школа России", ФГОС....

Конспект урока Драгунский "Тайное становится явным" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Виктора Драгунского и его произведением «Тайное становится явным»Планируемые  результатыПредметные:·...

Конспект урока окружающего мира "Трудовой фронт России" УМК "Перспектива" 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему мируТема: Трудовой фронт РоссииЦели деятельности учителя: формирование представления о перестройке промышленности на военный лад, о тяжелом крестьянском труде, о сохранен...