Проект "Счастливый ученик- здоровый ученик!"
проект на тему

Филатова Татьяна Владимировна

Проект направлен на формирование здорового образа жизни младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                                               средняя общеобразовательная школа №11                                                                                      Павлово-Посадского муниципального района Московской области

142541 г.п. Большие Дворы Павлово-Посадского муниципального района Московской области ,ул. Спортивная, д. 12, тел.(49643) 79-569                E-mail-school_11.12@mail.ru

Проект: «Счастливый ученик- здоровый ученик!»

                                                                   Паспорт проекта.

Продолжительность: 4 года (время обучения  обучающихся в начальной школе  1-4 кл).

Участники проекта: обучающиеся 1 "А" класса (22 ч.), родители (34ч.).

Актуальность проекта: 

   Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения обучающихся  в образовании- красная нить президентской инициативы «Наша новая школа», ФГОС.

    Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Главной задачей по укреплению здоровья детей в школе является формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Одним из главных условий успешности работы                                                                                               в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в школе.

Цель:  раскрыть детям   основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни , содействие оздоровлению учащихся. 

Задачи проекта.

     Образовательные:

  • обучение детей профилактическим методикам ( оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); 
  • обучение детей простейшим  навыкам оказания первой медицинской помощи ;
  • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  • формирование у учащихся потребности в развитии физических и психических качеств, в использовании занятий плаванием для организации досуга;
  • привитие детям элементарных гигиенических навыков. 

Воспитательные:

  • желание быть здоровым  душой и телом;
  • стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
  •  содействовать правильному физическому развитию и закаливанию организма;
  • воспитание  у детей культуры питания;
  • информирование школьников  о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  • приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.

 Развивающие:

  • самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
  • обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Участие родителей в реализации проекта.

 Участие в спортивных соревнованиях, творческих  семейных  конкурсах  ,родительских собраниях.

Предположительный результат: 

   благодаря  реализации  этого проекта у детей  появится   желание заботиться о своём здоровье (относиться к нему  как к  ценности), заниматься физической культурой и спортом;

     дети узнают о важности соблюдения режима дня, питания, о  полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, научатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также узнают  о традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран;  

       осознают ,что плавание - средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека, получат возможность улучшить индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; 

      у детей и их родителей  сформируется  ответственное отношение к здоровому и безопасному образу жизни.

      Продукт проектной деятельности.

 Презентация проекта на родительском собрании  «Счастливый ученик- здоровый ученик!», выставки  творческих   работ обучающихся по итогам конкурсов  рисунка, плаката, семейной фотографии, проведение и участие в спортивных соревнованиях, обобщение и распространение опыта работы учителя  на районных семинарах  учителей начальных классов Павлово- Посадского муниципального района.

План реализации проекта.

I.Подготовительный этап.

1.Постановка цели и разработка проекта  совместно с родителями обучающихся.                   2.Составление  расписания  работы  кружков и секций  во внеурочное время .                                                                                      

  II.Деятельный этап.

Реализация  проекта в 1-4 классах ( 4 года обучения в начальной школе).

  • Комплекс утренней зарядки (1-4 классы,  2010-2014 уч. г., ежедневно)
  • Кружок "Школа здоровья" ( в 1 классе, 2010-2011 учебный год)
  • Кружок " Разговор о правильном питании" (2-4 классы, 2011-2014 учебные года)
  • Секция " Юный пловец" (1-4 классы, 2010-2014  учебные года)
  • Посещение спортивных секций стадиона "Большедворский" ( биатлон, футбол, карате, хоккей, теннис, ОФП) (1-4 классы, 2010-2014  учебные года)

Реализация проекта по 5 направлениям даёт  хороший результат- дети заняты во внеурочное время,  активно принимают участие в спортивных соревнованиях, праздниках, семинарах, приглашают  на соревнования своих одноклассников  и родителей, ведут здоровый образ жизни.

Комплекс утренней зарядки  представляет собой ежедневное выполнение перед первым уроком под музыку в течение 5  минут комплекса из 6-8 общеразвивающих упражнений.

Комплексы упражнений  меняются не реже одного раза в течение 2 недель или последовательно заменяются по одному упражнению каждые 2-3 дня. Рекомендуются упражнения, включающие элементы взаимодействия с партнёром ("зеркальное" выполнение движений, хлопки в ладошки партнёра и др.), имитационные движения, включающие подражание явлениям природы, животным и др.

Музыкальная утренняя зарядка поднимает настроение у обучающихся, способствует позитивному настрою , помогает сохранять бодрость и физическую активность на весь день.

Кружок "Школа здоровья"проводится 1 раз в неделю в 1 классе.

В основе программы кружка  положена Программа формирования культуры здорового и безопасного  образа жизни "Уроки здоровья " для младших школьников  Л. А.Обуховой , О.Е. Жиренко. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.                   Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ , начиная с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программа "Школа здоровья"  скорректирована  на 33 часа и  ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков гигиенической культуре.                                                                                                                Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Один из разделов посвящён профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Друзья Вода и Мыло»,  «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др. Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. 

Кружок " Разговор о правильном питании" проводится 1 раз в неделю во 2, 3, 4-ых классах.  Программа кружка составлена на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной  сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования по инициативе компании «Нестле Россия», руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких.     Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и имеет  строго научное обоснование. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН.            В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.  Программа состоит из трёх модулей.

1 модуль: «Разговор о правильном питании» - для детей 7-8 лет ( реализован во 2 классе).                                    

2 модуль: «Две недели в лагере здоровья» - для детей 8-9 лет( реализован в 3 классе) .                                  

3 модуль: «Формула правильного питания» - для детей 9-12 лет( реализован в 4 классе).

 Для каждого модуля подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов и плакаты.

    Итогом реализации программы является формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила, формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека,  информирование школьников  о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем.

     Обучающиеся и их семьи активно принимают участие в творческих конкурсах по программе "Разговор о правильном питании" на муниципальном  и региональном уровнях.                                            

           Секция " Юный пловец" проводится 1 раз в неделю  с 1 по 4 класс. Занятия проводятся в ФОК "Мишутино" г. Павловский Посад .Программа курса внеурочной деятельности «Юный пловец» разработана на основе комплексной программы «Плавание», авторами которой являются доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич.
 Занятия проходят в виде игр, соревнований , эстафет.
Цель программы:

формирование у учащихся потребности в бережном отношении к своему здоровью, в развитии физических и психических качеств, в использовании занятий плаванием для организации досуга.
Задачи:
1) содействовать правильному физическому развитию и закаливанию организма;
2) содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками и их совершенствованию;3) воспитывать у детей необходимые морально-волевые качества;
4) выработать мотивационные установки на дальнейшее занятие плаванием.


Программа внеурочной деятельности «Юный пловец» большое внимание уделяет игровому фактору. Игра - это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне, делать их более
Программа «Юный пловец» ориентирована на применение комплекса упражнений, которые способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Занятия плаванием решают воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. На занятиях используются методы, которые позволяют работать с каждым ребёнком индивидуально; развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности. Детям предоставляется возможность из большого количества упражнений и разных способов плавания выбрать те, которые у них легче получаются. 
В результате изучения курса обучающийся получит возможность  узнать:                                                    названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения, о  влиянии плавания на состояние здоровья, правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации, а главное- ребёнок  научится плавать.

Посещение спортивных секций стадиона "Большедворский" ( биатлон, футбол, карате, хоккей, теннис, ОФП) (1-4 классы, 2010-2014  учебные года)

На стадионе "Большедворский" все секции ведут профессионалы своего дела, тренеры детской юношеской спортивной  школы. Ребята с удовольствием посещают спортивные секции биатлона, настольного тенниса, пионербола, ОФП, карате, хоккея и футбола. В течение учебного года проводятся соревнования разного уровня по всем видам спорта, где у ребят есть возможность проявить себя, достичь высоких результатов, занять призовые места!

Мероприятия в рамках проекта.

Открытые внеклассные занятия : " Режим дня  школьника", " Плох обед , если хлеба нет",

"В здоровом теле- здоровый дух!",  " Олимпийские талисманы", " Спортивный стадион программы " Разговор о правильном питании",участие в конкурсах семейной фотографии

"Путешествие во времени", "Любимое блюдо для сказочного героя",конкурсах  детских проектов   " Спортивный стадион  программы " Разговор о правильном питании", " Мечтаю стать чемпионом!", " Олимпийские игры" , итоговые спортивные соревнования " Весёлые старты", "  Мама, папа и я - спортивная семья!", " Мы за  здоровый образ жизни!",                                  " У походного костра"                                    

Взаимодействие с семьей.

Родители воспитанников являются активными участниками  всех спортивных мероприятий, классных часов ,конкурсов рисунка, плаката, семейной фотографии, семинаров учителей начальных классов.

III.Заключительный этап.

Презентация проекта на родительском собрании  «Счастливый ученик- здоровый ученик!», выставки  творческих   работ обучающихся по итогам конкурсов  рисунка, плаката, семейной фотографии, проведение и участие в спортивных соревнованиях, обобщение и распространение опыта работы учителя  на районных семинарах  учителей начальных классов Павлово- Посадского муниципального района. Участие в конкурсах   детских работ программы "Разговор о правильном питании" (  конкурсов  рисунка, плаката, проектов, семейной фотографии  на муниципальном и региональном уровне). Спортивные праздники :" Мы за  здоровый образ жизни!",                                      " Весёлые старты", " Мама, папа и я - спортивная семья!", " У походного костра"    

                               

 Список литературы:

1.Л.А.Обухова,Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко .135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2013. (Мастерская учителя) .                                                                                                                 2.М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя.  - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2013 г.                                                                                           3.. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010 г.                                                                                                  4. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010г.                                                                                 5. Бабенкова. Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. – М.: Астрель, 2003.
6.Ганчар И. Л., Плавание: теория и методика преподавания. – Минск, 1998.
7. В. М. Лях, Л. Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М., 1996.                                                                                                                                              8. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина.   Физкультура для всей семьи.-  М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисуем для здоровья. Эмоциональное здоровье ученика.Урок творчества. Урок №1.Тема: Круги и линии.

Уроки творчества.Уроки творчества, своим происхождением обязаны одному из направлений современной практи­ческой психологии - арттерапии, или экспрес­сивной терапии. Для педагога важна в этих уро...

"Здоровый учитель - здоровый ученик"

Проблему сохранения здоровья, считаю первоочередной в образовании и воспитании подрастающего поколения....

Здоровый ученик - успешный ученик

Как же помочь ребенку выдержать неподъемную  нагрузку и при этом сохранить здоровье...

Творческая группа "Здоровый ученик-успешный ученик"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по внедрению здоровьесберегающих и информационных технологий в учебную и внеурочную деятельность в начальной школе....

Здоровый ученик-успешный ученик.

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый ученик.Сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний....