Классный час "Дружба в современном мире"
классный час на тему

План - конспект классного часа с обучающимися 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект классного часа с обучающимися 6 класса.

Тема: дружба в современном мире.

Цель: Способствовать развитию мировоззрения учащихся, формируя морально-нравственные ориентиры.

Задачи:

1.       Развивать у учащихся навыки эффективного взаимодействия.

2.       Дополнить и углубить уровень восприятия учащимися нравственной категории «дружба».

3.       Закреплять навыки анализа и рефлексии.

 1. Классный руководитель предлагает учащимся определить тему классного часа, для чего им необходимо расшифровать текст. На доске написаны два ряда цифр, которые при применении шифра трансформируются в следующие высказывания:

         «Истинный друг познается в несчастье.» (Эзоп).

         «Умереть за друга при каких-нибудь исключительных обстоятельствах менее возвышенно, чем ежедневно и втайне жертвовать собой ради него!» (Стендаль).

2. Беседа с учениками, с целью актуализации опорных знаний.

- Как вы понимаете, что такое дружба?

- Есть ли у вас настоящие друзья?

3. Рассказ учителя.

Существует мнение, что слово друг образовано от слова другой, то есть иной, не Я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей маленькое человеческое Я  расширяется, включает в себя другую жизнь, обогащается ею. В этом понятии — глубина человеческой сущности, заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один. Уместно вспомнить библейское «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему», то есть сотворим друга, другого, который разделит жизнь, ее заботы и радости.

По мнению Ф. Альберони, слово дружба имеет не одно, а несколько значений. И не только в наше время. Еще в Древней Греции это обнаружил Аристотель, который пытался дать определение различным типам дружбы, чтобы выделить среди них истинную. Он различал главным образом дружбу, основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна только и заслуживает права считаться настоящей. Поэтому в Древней Греции отношения, связывающие двух деловых людей, воспринимались не как дружба, а как заинтересованность в успехе общего дела. Тогда дружба между политическими деятелями тоже часто рассматривалась как способ достижения успеха в политике.

Итак, если мы коротко перечислим наиболее употребительные значения этого слова (точнее, типы дружбы), то увидим, что в большинстве случаев слово дружба имеет мало общего с нашими представлениями о настоящем друге.

   Первый тип дружбы — знакомые. Большинство людей, которых

мы считаем своими друзьями, на самом деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем из окружающих нас людей. Нам известны их заботы и проблемы, мы считаем их близкими, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. У нас с ними прекрасные отношения. Но мы не доверяем им свои самые сокровенные желания. Встреча с ними не делает нас счастливыми, не вызывает у нас невольной радостной улыбки. Если к ним приходит успех, если они получают какую-нибудь награду или на них «сваливается» неожиданное везение, мы не радуемся за них, как за самих себя, потому что ко многим связям подобного типа примешиваются сплетни, зависть, вражда. Часто за внешне сердечными отношениями прячутся глубинные конфликты. Конечно, это не посторонние люди, между нами существует определенная близость. Но, возможно, не следовало бы называть дружбой этот тип отношений.

   Тип второй — коллективная солидарность. Нужно отличать, как это делали люди древнего мира, дружбу от солидарности. В последнем случае друзья — это те, кто сражается на нашей стороне, скажем, во время войны. С одной стороны — друзья, с другой — враги. В такой солидарности нет ничего личностного. Человек, одетый в тот же мундир, что и у меня, — друг, но я ничего о нем не знаю.

Христиане зовут друг друга братьями или друзьями, социалисты — товарищами и т. д. Но во всех этих случаях мы имеем дело с коллективными, а не чисто личностными отношениями.

 Тип третий — функциональные отношения. Они относятся к типу личностных связей, основанных на социальной функции. Здесь мы встречаемся с «утилитарной» дружбой: такова дружба между компаньонами или между политическими деятелями. В этом виде отношений присутствует минимум искренности — они длятся до тех пор, пока существует общий интерес, который требует заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегами по работе и между соседями по дому.

   Тип четвертый — симпатия и дружелюбие. Мы подходим, наконец, к той категории людей, с которыми нам хорошо, которые нам приятны, которыми мы восхищаемся. Но даже в этом случае следует не забывать, что эмоциональные связи иногда бывают, поверхностны и непродолжительны.

   Что же в таком случае понимаем мы под словом дружба? Интуитивно оно вызывает у нас представление о чувстве глубоком, честном, предполагающем доверие и откровенность. Исследования психологов тоже показывают, что подавляющее большинство людей именно так представляют себе дружбу.

Заметим, что, согласно «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В разговорном языке слово друг имеет несколько значений:

знакомого, человека, к которому мы относимся с симпатией, соседа, коллегу, словом, всех, кто нам близок. Однако теперь, как и в самом далеком прошлом, существует еще одно значение — близкий друг, которого мы любим и который любит нас.

   Поэтому последний тип дружбы относится к более узкому разряду межличностных отношений — котношениям, построенным на любви. Когда мы думаем о наших близких друзьях, о настоящей дружбе, мы имеем в виду определенную форму любви, существующей между людьми. Любовь, считал Фома Аквинский, означает желание сделать счастливым другого.

4. Обобщение.

Работа в группах. Классный руководитель предлагает учащимся рассмотреть проблемные ситуации и предложить свой вариант решения.

  •    В класс пришел новый ученик, который вам не понравился? Как следует себя вести?
  •    Как вы поступите, если друг, по вашему мнению, предал вас?
  •    Что вы посоветуете своему другу, если он ревнует вас к другим приятелям?

5. Рефлексия занятия.

1. Какие два основных типа дружбы выделяет Аристотель?

2. Какие типы дружбы, по мнению Ф. Альберони, существуют в наше время?

3. Если вы что-то хорошее сделали для своего друга и не чувствуете в ответ благодарности, это огорчает вас?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нравственность в современном мире"

Предложенный материал даёт возможность учащимся сравнить значение нравственности в разные времена, развивать стремление к нравственному совершенствованию, разграничить понятия хорошего и плохого посту...

Классный час " Безопасность в современном мире"

Безопасное движение для ребенка....

Классный час « Семья и семейные ценности в современном мире» 2 класс

Осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним.осознание значемости семьи....

«Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» на тему: Интернет в современном социокультурном пространстве.

На современном этапе развития российского социума все более характерным является внедрение в жизнедеятельность широких слоев населения научно-технических достижений информационных ресурсов глобальных ...

Классный час на тему "Ценности современного мира" (4 класс)

Цель деятельности учителя: дать детям первоначальное  представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, само...