программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук" 4 класс
методическая разработка (4 класс) на тему

Козык Нина Ивановна

Подробная программа по духовно-нравственным направлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_vezhlivosti.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №9 города Кинеля                                                                          городского округа Кинель Самарской области

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Школа вежливых наук»

для 4 класса                                                                                      на 2014-2015 учебный год

Программу составила                                                                                                                                        учитель начальных классов

Козык Н.И.

2014/2015 уч.год

Пояснительная записка

 Кружок «Школа вежливых наук» реализует духовно- нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с ФГОС  начального   общего образования.  Необходимость нравственного образования в школе основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать в социуме нормам и правилам общения, нести моральную  ответственность за свои действия и поступки. Младший школьный возраст наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этом возрасте ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, начинает разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. В настоящее время наше общество испытывает острую нужду в  таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острейшая необходимость  проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы занятий по нравственности и этикету.

Цель -  формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, ориентирование на общечеловеческие ценности.

Задачи:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формировать нравственные чувства;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • организовать нравственное самовоспитание детей;
  • накапливать и обогащать опыт нравственного поведения детей путём организации их практической деятельности;
  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.

  • Личностные:                                                                                                                                              В результате освоения материалов кружка дети получают знания о различных характерах взаимоотношений с другими людьми, и это становится предпосылкой воспитания у них доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной      отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирование нравственного сознания младшего школьника.

А обсуждение сказок, произведений художественной литературы, их дальнейшее инсценирование нацелено на воспитание первоначальных этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости (понятия добра  и зла значение слов «вежливости», правил поведения, мотивации).Задания и вопросы диагностического и тренингового характера позволяют решать задачи самооценки и самопроверки, знакомят с нравственными понятиями.

  • Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно- следственных связей) дети устанавливают  соответствие поступков нравственным правилам, сопоставляют, сравнивают героев, их поведение.
  • В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения) вопросов открытого типа, например: «Как?.. Почему?..»

Объём учебного времени отводимого на изучение  «Школы вежливых наук» в 4 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа за год.                              Формы проведения занятий. Основной формой является учебное занятие, а также индивидуальная и коллективная работа, работы в парах,  занятие – сказка,  беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, игры, «устные журналы», защита проектов, игровые упражнения,   дискуссии.                                                                                                

Структура программы:

Программа курса «Школа вежливых наук»  включает в себя 5 разделов.

  1. «Этика - наука о морали».

Направлен на развитие самооценки, которая регулирует  поведение личности в конкретных условиях, вдохновляет человека на успех. Именно через самооценку у личности выявляется самоуважение. Самооценка тесно связана с самовосприятием, которое осуществляется через восприятие своего внешнего  вида, собственных норм и ценностей, результаты  собственной деятельности, соотнесение себя с другими, восприятие себя окружающими.

  1. «Зачем быть вежливым?»                                                                          Школьники знакомятся с культурой общения. Этикет общения, выработанный человечеством на протяжении многих веков, определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях. Дети знакомятся с простейшими правилами общения, основанными на уважении и доброжелательности.
  2. «Школьный этикет».                                                                                     Ученики знакомятся с нормами поведения в общественных местах. Эти правила направлены на  то, чтобы сделать жизнь наиболее красивой, а взаимоотношения между людьми – более здоровыми.
  3. «Ты и твоё здоровье».

Расширять знания детей о здоровом образе жизни по принципу «В здоровом теле - здоровый дух».

Календарно- тематическое планирование  кружка «Школа вежливости»- 4 класс, 34 часа.

Раздел программы

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.Этика - наука о морали.

(9часов)

1-2

Кто я и как выгляжу? Тест «К то же я на самом деле».

2

3-4

Что в нашем имени? Проекты.

2

5-7

Что такое этика и этикет.

2

8

Как применять этикет в жизни (занятие - игра)

1

9

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

2.Зачем быть вежливым?

( 14часов )      

10

Плохо одному.

1

11

Праздник «Дружба начинается с улыбки»

1

12

Решение задач человечности

1

13

Верность слову.

1

14

Этикет приветствия и прощания.

1

15

Правила извинения и просьбы.

1

16

Литературная викторина «По вежливости».

1

17

Разыгрывание сценок  о вежливости из сказок. Проект.

1

18

Игры про вежливость.

1

19

Праздник «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!»

1

20

Великие о вежливости.

1

21

Этикет невербального общения.

1

22

Праздник «Рыцарский турнир вежливости»

1

23

Игра – инсценировка «Учимся вежливости».

1

3.Школьный этикет. (5часов)

24

Отношение к учителю.

1

25

Как вести себя в школе, на переменах.

1

26

Правила поведения в столовой. Ролевая игра « Мы в столовой».

1

27

Как вести себя  в общественных местах.

1

28

Решение задач человечности.

1

29

Правила поведения в Храме.

1

4. Ты и твоё здоровье.
(5 часов)

30-31

Игры по правилам дорожного движения.

1-2

32

Безопасность при любой погоде.

1

33

Встреча «Если хочешь быть здоров»

1

34

Устный журнал «Хочу всё знать»

1

Список использованной литературы.

1.Васильева – Гангус Л. «Азбука вежливости», М.,1984;

2. Энциклопедия этикета.М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2006;

3. Черенкова Е. «Уроки этикета и вежливости для детей». М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2006;

4.Агафонова А.Д. «Классные часы по этикету». Ярославль. ООО «Авангард Букс», 2009;

5. «Вежливые дети: Стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении»/Сост. Р.Данкова.- М.: «Оникс», 2010;

6.Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

7.Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"

Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления.  Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...

Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Школа вежливых наук"

Дополнительная образовательная программа  общекультурного направления расчитана на 1 год обучения....

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам

Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на  программе Ольги Холодовой  Юным умникам и умницам.1 час в неделю...

Авторская программа внеурочной деятельности для 2А класса «Азбука вежливости» социальное направление Веденеевой Светланы Анатольевны

Авторская программа внеурочной деятельности для 2 класса создана со всеми требования ФГОС НОО.Работа может быть использована в практической  профессиальной деятельности другими учителями начальны...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...