Методическая разработка тематического занятия «Танец в огне» с использованием электронно-образовательных ресурсов (ЭОР)
методическая разработка (4 класс) по теме

Ласточкина Наталья Васильевна

Занятие посвящено подвигу артистов балета и танцевальных коллективов во время Великой Отечественной войны. Его проведение можно приурочить к 8 сентября (начало блокады Ленинграда), к 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда или ко Дню Победы (9 мая). Занятие направлено на то, чтобы заинтересовать воспитанников историей блокады Ленинграда, жизнью артистов в блокадном городе и показать силу искусства и его роль в поддержании духа жителей Ленинграда и самих артистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tanets_v_ogne_prezentatsiya.ppt2.75 МБ
Microsoft Office document icon tematicheskoe_zanyatie_tanets_v_ogne.doc156 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Танец в огне Танцевальное искусство в годы Великой Отечественной войны

Слайд 2

Мальчик на санках в блокадную зиму

Слайд 3

Дети с Дедом Морозом после спектакля

Слайд 4

После артобстрела

Слайд 5

За водой. Невский проспект.

Слайд 6

По Дороге жизни

Слайд 7

После бомбежки

Слайд 8

Моряки-лыжники на защите Ленинграда

Слайд 9

Разрушенный Петергоф

Слайд 10

В школе продолжаются уроки, порой даже на ступеньках школы

Слайд 11

Балетные классы в эвакуации

Слайд 12

Из воспоминаний балерины Ольги Иордан «Пятый день подряд тревога начинается ровно в 12 часов. Но мы продолжаем заниматься, делаем экзерсис под грохот зениток и разрывы снарядов. От уроков я получаю большое удовольствие. А.Я. Ваганова по-прежнему строга. Но сил мало, кружится голова и слабые ноги. Однако заниматься нужно… Надо сохранить танцевальную форму, не отстать, не дисквалифицироваться, хоть и не ясно, когда и где придется ещё танцевать».

Слайд 13

Выступление артистов балета перед воинами Ленинградского фронта. 1942 год.

Слайд 14

Из воспоминаний Натальи Сахновской « Все больницы, все школы превращены в госпитали. Войдешь в зал и палату – всюду страдающие люди. Мне поначалу казалось, что танцевать перед ними – бестактно и даже жестоко. Пение, музыка, чтение – это одно, а прыгать, вертеться перед людьми, лишившимися возможности двигаться, значит усугублять их и без того угнетенное состояние. Хотя командование одного из госпиталей, где нам пришлось танцевать, уверило меня, что раненые очень любят балет, пересилить себя все-таки было трудно. Но только отзвучали последние такты музыки, раздались крики: «Ещё, ещё»! Мы немедленно «пробисировали», и танцевали на этот раз с легкостью – сомнения наши рассеялись. Потом я поняла: мы не просто демонстрировали «сохранившиеся конечности», а заставляли людей вернуться в мир красоты».

Слайд 15

Продажа билетов в Филармонию.

Слайд 16

Аркадий Обрант (1906-1974) – балетмейстер, создатель Фронтового молодежного ансамбля В 1980 г. вышел фильм «Мы смерти смотрели в лицо», сюжет которого основан на реальных событиях – создании А. Обрантом Фронтового молодежного ансамбля. В главной роли – Олег Даль.

Слайд 17

Фронтовой молодежный ансамбль



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

г.Санкт-Петербург, Петродворцовый район, Санкт-Петербургский пр., 4а.

Безымянный 2 

Тематическое занятие «Танец в огне»

(танцевальное искусство в годы Великой Отечественной войны)

                                                                                              Автор-разработчик:

 Ласточкина Наталья Васильевна

педагог дополнительного образования

                                                                                              высшей категории                                                                  

Санкт-Петербург

2014


Пояснительная записка

Занятие  посвящено подвигу артистов балета и танцевальных коллективов во время Великой Отечественной войны. Его проведение можно приурочить к 8 сентября (начало блокады Ленинграда), к 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда или ко Дню Победы (9 мая). Занятие направлено на то, чтобы заинтересовать воспитанников историей блокады Ленинграда, жизнью артистов в блокадном городе и показать силу искусства и его роль в поддержании духа жителей Ленинграда и самих артистов.

  1. Целевая группа: дети 10-12 лет (воспитанники хореографических и других творческих коллективов)
  2. Время проведения: 90 минут
  3. Материал для проведения занятия:  слайдшоу «Блокада Ленинграда», видеосюжеты «Блокадный балетный ансамбль», «День Победы в Петербурге», художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо».

  1. Использование современных образовательных технологий: информационно-компьютерные технологии

  1. Методические рекомендации: во время занятия необходимо обращаться к личному опыту детей и их знаниям о блокаде Ленинграда и Великой Отечественной войне. Необходимо делать акцент на истории семьи (какое участие принимали дедушки и бабушки в войне и как их память или подвиг чтут в семье), побуждать обращаться к своему «я» - «а как бы поступил я». Во время просмотра фильма можно делать паузы и комментировать отдельные сцены. Цитаты из дневников балерин можно зачитать выборочно или предложить самим детям зачитать вслух те цитаты, которые представлены в презентации. Вместо подробного рассказа о балетмейстере А. Обранте и его фронтовом молодежном ансамбле следует показать видеосюжет, но прежде кратко дать представление о нем и его деятельности.

  1. Цель: формировать отношение к искусству как к источнику нравственной силы.

  1. Задачи: 
  • Познакомить учащихся с жизнью артистов балета в блокадном Ленинграде;
  • На конкретных примерах дать представление о концертной и учебной деятельности артистов фронтовых бригад, педагогов и учеников хореографических училищ;
  • Рассказать о фронтовом танцевальном ансамбле под руководством военного балетмейстера Аркадия  Обранта;
  • Показать художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо»,         сюжет которого основан на реальных событиях —создании Аркадием Обрантом фронтового молодёжного ансамбля.
  • Стимулировать стремление к развитию силы воли и терпения в обучении хореографическому  искусству.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята! В этом году мы отмечаем великую дату для нашего города – 70-летие со Дня снятия блокады Ленинграда. Возможно, кто-то из ваших бабушек, прабабушек, прадедушек был в числе ленинградцев или бойцов, кто защищал и отстоял наш город и не дал врагу  войти в него. Давайте вспомним, когда отмечают этот день в Петербурге?

 

Ответы детей.

Педагог: А когда отмечают День победы в нашей стране?

Ответы детей

Педагог: Давайте посмотрим с вами видеофрагмент, где мы увидим, как празднуют День победы в Петербурге в наши дни.

Фрагмент видеозаписи  - народные гуляния на День Победы в Петербурге.

Педагог: Мы увидели с вами, насколько любим и всенароден День Победы в Петербурге, и не только в нашем городе. Множество людей выходит на улицы городов нашей родины, чтобы своими глазами увидеть и поздравить с этим великим днем ветеранов, - тех, кто ещё остался в живых. Что для вас значит День Победы? Скажите, пожалуйста, а как в ваших семьях отмечают День Победы?  

Ответы детей.

Педагог: Как День Победы – это святой день для всей России, так День снятия блокады – это святой день для нашего города, по сути, ленинградский День Победы. У каждого города, села, деревни есть такой свой, малый День Победы, когда они были освобождены от фашистов. Что вы знаете о блокаде Ленинграда? Что вам рассказывали в семье и школе о блокаде?

Ответы детей.

Педагог: Давайте посмотрим несколько фотографий блокадного Ленинграда.

На экране – слайд-шоу «Блокада Ленинграда».

Педагог: Итак, давайте обобщим все вышесказанное вами,  и каждый из вас назовет по одному слову, с которым ассоциируется блокада Ленинграда.

Ответы детей: Голод, холод, хлеб, дети, бомбежки, бомбоубежище, страх, смерть, воздушная тревога, саночки…

Педагог: А теперь давайте представим и порассуждаем, а возможно ли тогда, когда страшно, холодно, голодно, когда люди теряют своих близких…возможно ли в таком тяжелом для души состоянии петь, танцевать, рассказывать юмористические истории, показывать цирковые номера?

Ответы детей.

Педагог: Да, в таком состоянии духа творить сложно, но можно и нужно, чтобы не погибнуть. Когда тяжело, то, как это ни странно, душа человека и его дух укрепляется ещё больше. И это доказали артисты Ленинграда, которые, несмотря ни на что, своим искусством поддерживали дух народа. Они не ходили в атаки, не стреляли из винтовок, не ремонтировали в холодных цехах танки, и, тем не менее, всё, что они сделали, можно по праву приравнять к подвигу. Им приходилось идти по 25 км при 30-градусном морозе, выступать в тылу и на передовой, под крылом самолета, в землянках, на лесных полянах и корабельных палубах утром, днем, вечером и ночью. И артисты были  обязаны оставаться творчески собранными в любой обстановке, и самое главное, неутомимыми.  Как вы думаете, а почему солдатам и простым жителям так были нужны музыка, танец, слово? Почему они ждали артистов?  Ведь сами артисты сначала задавали себе такой вопрос: «А кому сейчас нужны мы и наше творчество?»

Ответы детей.

Педагог: Да, потому что как поётся: «Нам песня строить и жить помогает», так помогала песня, танец бойцам воевать и побеждать, поддерживала их боевой дух. Дело в том, ребята, что на войне восприятие зрителей было иным. Придя на концерт, зритель того времени видел на сцене кусочек мирной жизни. Это будило в нем отодвинутые войной на второй план чувства, помогало хоть на короткое время снять нервное напряжение. Даже сейчас, в мирное время, мы испытываем стрессы и спастись от душевной тоски людям помогает искусство, поэтому концертные залы и театры всегда заполнены зрителями. А для чего самим артистам были нужны выступления?

Ответы детей.

Педагог: Да затем были нужны выступления, что исполняя свое предназначение, они забывали и о своих страхах, о своем горе, которое не могло не коснуться их лично. Например, артистка Нина Чернявская во время войны осталась одна – потеряла всю семью: муж погиб на фронте, мама и единственный сын умерли во время блокады. И работа на радио буквально спасла от апатии, депрессии, а значит и от смерти. Она чувствовала, насколько её голос нужен ленинградцам, и это знание, эта «нужность» заставляли её идти на работу и давали силы жить дальше.

На экране фотография – балетные классы в эвакуации.

Педагог: На фотографии мы видим, как воспитанницы хореографического училища в эвакуации продолжают заниматься, работать, поддерживать физическую форму. Эта фотография сделана в 1942 г. А что же было с теми танцорами, кто остался в осажденном Ленинграде?

Вот выдержки из дневников балерин, которые остались в городе:

 

Выдержка из дневника Ольги Иордан: «Пятый день  подряд тревога начинается ровно в 12 часов. Но мы продолжаем заниматься, делаем экзерсис под грохот зениток и разрывы снарядов. От уроков я получаю большое удовольствие. А.Я. Ваганова по-прежнему строга. Но сил мало, кружится голова и слабые ноги. Однако заниматься нужно… Надо сохранить танцевальную форму, не отстать, не дисквалифицироваться, хоть и не ясно, когда и где придется ещё танцевать».

Педагог: Условия для репетиций были тяжелыми. Когда стояли лютые морозы, артисты балета буквально репетировали в валенках. И они же сами пилили дрова, чтобы хоть как-то согреть зал и после этого все равно вставали к станку. Выступать перед бойцами также приходилось в лютые морозы. Можете себе представить, что балерина танцевала в легкой воздушной тунике в холода -30? Да и сил у танцоров было совсем мало, они выдыхались почти сразу, после нескольких движений, кружилась голова, в глазах темнело, не хватало дыхания… Бывало, что балеринам не удавалось закончить танец – они теряли сознание.

Из воспоминаний Милицы Дубровицкой: «Сейчас с удивлением думаю, как могли мы, полуголодные, замерзшие, танцевать после такой работы?»

Из воспоминаний Натальи Сахновской: «Все больницы, все школы превращены в госпитали. Войдешь в зал и палату – всюду страдающие люди. Мне поначалу казалось, что танцевать перед ними – бестактно и даже жестоко. Пение, музыка, чтение – это одно, а прыгать, вертеться перед людьми, лишившимися возможности двигаться, значит усугублять их и без того угнетенное состояние. Хотя командование одного из госпиталей, где нам пришлось танцевать, уверило меня, что раненые очень любят балет, пересилить себя все-таки было трудно. Но только отзвучали последние такты музыки, раздались крики: «Ещё, ещё»! Мы немедленно «пробисировали», и танцевали на этот раз с легкостью – сомнения наши рассеялись. Потом я поняла: мы не просто демонстрировали «сохранившиеся конечности», а заставляли людей вернуться в мир красоты».

 «А я-то мучилась, стыдясь своей худобы! Как я не понимала, что, сытые, холеные, мы были бы чужими этим измученным людям, и только разделяя общую участь, стали близкими и уважаемыми».

«В то суровое время нам хотелось танцевать непременно жизнерадостные танцы, наполненные большой экспрессией».

А вот случай из работы хореографического училища во время блокады. Девушки катастрофически худели. Появлялась апатия. Наступала дистрофия. Речи о занятиях и быть не могло. Но педагог Нина Васильевна Пельцер решила все же начать тренаж и классический экзерсис. В дирекции эту затею назвали сумасшествием. Мальчики сразу наотрез отказались, а девочки сказали – мы не можем и ноги поднять, а если поднимем – умрем. Но некоторые поддержали и пришли на занятие. Репетировали в классе Пушкинского театра, не приспособленного для урока хореографии – не было станков. Поэтому использовали буквально все: дверные ручки, высокие подоконники, принесли бутафорские скамейки со спинками, все, что могло служить упором. И урок прошел. У девочек появился легкий румянец, они уже ждали следующего урока, улыбались. Это было победой для педагога. Через 2 недели они выступали на сцене в полной профессиональной форме балетного артиста. А если требовалось по ходу действия, то и почти нагие. Зрителя это потрясало, т.к. в театре было 8 градусов ниже нуля. Это был подвиг во имя искусства!

И вот такой подвиг во имя искусства и жизни совершил педагог и военный балетмейстер Аркадий Ефимович Обрант и его танцевальный коллектив, состоящий из молодых танцоров, ещё школьников. До войны он работал во Дворце творчества юных, у него был свой детский танцевальный ансамбль. В первые дни войны А.Е. Обрант ушел в народное ополчение. А в конце блокадной зимы 1942 года он собрал нескольких своих учеников из Дворца пионеров. Дети находились в крайне истощенном состоянии, у них появилась цель, и уже через месяц коллектив дал первый концерт. После лечения подростки создали Молодежный фронтовой ансамбль при политотделе 55-й армии. За время войны ансамбль дал более трех тысяч фронтовых и городских концертов. Эта цифра говорит, что ребята давали по 2, а то и по 3 концерта в день. Ансамблю приходилось теперь выступать в такой обстановке, какая в прежние времена, до войны, не могла им даже присниться. Танцевали в палатках медсанбатов. Не раз случалось, что танцы прерывались и артисты помогали переносить и перевязывать раненых. Надев рюкзаки, набитые костюмами и нехитрым реквизитом, исходили пешком дороги прифронтовой полосы. Ночные концерты в тесных избушках - их давали при свечах. От движения танцоров свечи гасли. Иногда танцевали даже без музыки - на самых передовых участках фронта, где каждый звук легко достигал вражеских укреплений. Тогда не играл аккордеонист, не аплодировали бойцы. Не слышно было стука каблуков - землю застилали сеном. Танцевали и на платформе бронепоезда. Эти концерты под огнем бойцы воспринимали как лучшее подтверждение всех прослушанных ими политбесед. Даже дети бесстрашно несут свою службу под самым носом у фашистов!..

Давайте посмотрим видеосюжет, посвященный Аркадию Обранту и его ученикам,  который снял телеканал 100-ТВ.

На экране – видеосюжет «Блокадный балетный ансамбль» (передача «Итоги недели с Андреем Радиным. 2 мая 2010 г.»)

Мы увидели, что в 1981 году был снят фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Сюжет основан на реальных событиях — создании Аркадием Обрантом Фронтового молодёжного ансамбля. В роли Обранта – Олег Даль.  Сейчас мы посмотрим этот фильм.  Надо сказать, что сейчас, в 21 веке современные студенты – актеры студенческого театра Санкт-Петербургского Морского технического университета поставили спектакль «Балерина политотдела», в основе которого положены события, связанные с танцевальным коллективом Дворца пионеров.

На экране – художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо», реж. Наум Бирман, 1981 г.

Рефлексия:

- что запомнилось и особенно тронуло?

- что было непонятно?

- что для вас было новое в нашей беседе?

- хотели бы вы сходить в Музей обороны Ленинграда, чтобы больше узнать о жизни горожан во время войны?


Использованная литература:

  1. Ю. Алянский. «Театр в квадрате обстрела». Л.: Искусство, 1985.
  2. Без антракта. Актёры города Ленина в годы блокады. Л.: Лениздат, 1970. – 367 с.
  3. А. Королькевич. «А музы не молчали». Л.: Лениздат, 1965. – 216 с.
  4. Ю. Яковлев. «Балерина политотдела». М.: Молодая гвардия, 1979.

Интернет - ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического занятия «Дорожная азбука»

Методическая разработка занятия « Дорожная азбука» подготовлена для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), с целью...

01. Разработка методических инструкций для обучающихся по использованию электронных образовательных ресурсов

В своей работе мы практически ежедневно используем электронные образовательные ресурсы. Для того чтобы детям, особенно ученикам начальных классов было понятно, как выполнить задания, необходимо разраб...

Использование электронно-образовательных ресурсов на занятии с младшими школьниками

Данные рекомендации предназначены для развития  интереса средствами информационных технологий у младших школьников....

Презентация занятия "Ступеньки к школе" с использованием электронных образовательных ресурсов

Презентация занятия "Ступеньки к школе" с использованием электронных образовательных ресурсов.Для детей старшей группы с ТНР....

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов  по УМК  М. З. Биболетова и др. «Enjoy English» для 4 класса. Цель урока - ознакомление учащих...

Методическая разработка «Сценарии занятий по программе «Развивающая информатика». Электронный образовательный ресурс «Алгоритмы. Виды алгоритмов»

Данная методическая разработка предназначена для педагогов, которые изучают вместе с детьми информатику в начальной стадии (учащиеся 3 -4 классов). Направленность- техническая. Методическая разра...