Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
рабочая программа (4 класс) на тему

Шпотаковская Елена Ивановна

        Программа “Проектная деятельность” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы , методику и программу исследовательского обучения младших школьников .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято

на заседании

МО учителей начальных классов

Протокол №1от 26.08.2015 г.

Руководитель м/о

_________

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №8

С.Спасское

________

Протокол №1 от 28.08.2015 г.

                                                                                             

Рабочая программа «Юный исследователь»

внеурочной деятельности

для 4 «Б» класса

МБОУ СОШ №8 с. Спасское Спасского района

на 2015 – 2016 учебный год

Автор: учитель  Шпотаковская Е.И.

МБОУ СОШ № 8 с.Спасское

2015 г.

                                                                 Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………с.3-4

2. Цели, задачи и принципы внеурочной деятельности……………...с.4

3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся…………   с.4-6

4. Методические рекомендации по проведению занятий……………с.6-7

5. Учебно-тематическое планирование………………………………. с.7

6. Содержание программы……………………………………………..с.7-9

7. Календарно-тематическое планирование…………………………..с.9-10

8. Формы и виды контроля……………………………………………..с.10

9. Используемая литература……………………………………………с.10

                                                   

                                 1.   Пояснительная записка.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.  

        Программа “Проектная деятельность” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы , методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

        Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

       Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

 

  1. Цель и задачи курса «Проектная деятельность»

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

1) познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

2) мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

3) прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

4) прививать интерес к исследовательской деятельности.

  1. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

  1.   Методические рекомендации ученику.

Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.

Выполняй проект в следующем порядке:

Выбери с помощью родителей и учителя тему;

Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)

Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;

Выполни теоретическую и практическую части проекта;

Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;

Напечатай графическую часть проекта;

Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;

Защити проект;

Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.

Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото и ксерокопировальные аппараты, Интернет.

Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.

Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.

Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.

Используй знания по любым предмеам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

5. Учебно-тематическое планирование 4 класс (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение в исследовательскую деятельность

1

2

Этапы работы в процессе исследования

14

3

Оформление работы

8

4

Подготовка к защите учебно – исследовательской работы

11

Итого – 34 часа

6. Содержание программы.

  • Введение в исследовательскую деятельность (1). Виды исследовательских работ.

Доклад, стендовый доклад. Научно-исследовательская работа. Конкурсы школьников.

  • Этапы работы в процессе исследования (14) . Выбор темы. Постановка цели, задачи.

Определение предмета и объекта исследования. Виды информации: справочники,

энциклопедии, периодические издания, кино-, ауди- и видеоматериалы, люди. Поиск

информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами,

периодическими материалами. Интернет. Сбор информации. Способы обработки

информации. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, тестирование, интервью.

План эксперимента. Представление результатов в форме отчёта.

  • Оформление работы (8). Структура исследовательской работы. Три основных раздела

работы: введение, основная часть заключение. Правила оформления научно-

исследовательской работы.

  • Подготовка к защите учебно – исследовательской работы (11). Требование к докладу.

Составление текста доклада. Культура выступления. Публичное выступление. Упражнения на развитие дикции, жестов, мимики. Защита научно-исследовательской работы.

      Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

 Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

7. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество

часов

Дата

1

Введение в исследовательскую деятельность (1)

Виды исследовательских работ. Основные понятия исследовательской работы.

1

7.09.

2

Этапы работы в процессе исследования.

1

14.09

3

Выбор темы. Постановка цели и задач.

1

21.09

4

Основные источники получения информации.

1

28.09

5

Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам.

1

5.10

6

Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам.

1

12.10

7

Способы обработки полученной информации. Организация и методика исследования.

1

19.10

8

Требования к докладу. Составление текста доклада

1

26.10

9

Правила оформления учебно – исследовательской работы. Культура выступления. Упражнения. Развитие дикции.

1

9.11

10

Зачетная работа. Публичная презентация результатов проведенного исследования

1

16.11

11

Выбор темы. Постановка цели и задач.

1

23.11

12

Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам

1

30.11

13

Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам

1

7.12

14

Составление текста доклада. Культура выступления. Упражнения. Развитие дикции

1

14.12

15

Оформления учебно – исследовательской работы..

1

21.12

16

Оформления учебно – исследовательской работы..

1

28.12

17

Зачетная работа

1

11.01

18

Выбор темы. Постановка цели и задач.

1

18.01

19

Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам

1

25.01

20

Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам

1

1.02

21

Составление текста доклада. Культура выступления. Упражнения. Развитие дикции

1

8.02

22

Оформления учебно – исследовательской работы..

1

15.02

23

Оформления учебно – исследовательской работы..

1

22.02

24

Зачетная работа

1

29.02

25

Выбор темы. Постановка цели и задач.

1

7.03

26

Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам

1

14.03

27

Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам

1

21.03

28

Составление текста доклада. Культура выступления. Упражнения. Развитие дикции

1

4.04

29

Оформления учебно – исследовательской работы..

1

11.04

30

Оформления учебно – исследовательской работы..

1

18.04

31

Зачетная работа. Культура выступления. Упражнения. Развитие дикции.

1

25.04

32

Зачетная работа. Культура выступления. Упражнения. Развитие дикции.

1

10.05

33

Зачетная работа. Публичная презентация результатов проведенного исследования

1

16.05

34

Зачетная работа.  Общественный смотр достижений

1

23.05

8. Формы и виды контроля

Защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.

9. Используемая литература

        Литература  для учителя

1.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

2.Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

3.М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

4.О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк «Проектная деятельность» (мастерская учителя «Путь к грамотности». Практическое пособие для учителей начальных классов. Москва, «Вако», 2013.

Для  обучающихся:

1.Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

2.Интернет  - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 2 класс

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- исследователь" 1-4 класс

Программа "Я- исследователь" предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель ...