Работа образовательной организации по программе "Школа для семьи".
методическая разработка по теме

Греку Светлана Викторовна

Представление модели взаимодействия школы с семьёй обучающихся на заседании координационного совета по вопросам воспитания и дополнительного образования обучающихся ОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_koordinatsionnom_sovete_-_1.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Малоатлымская СОШ»                                                                                                                                                           12.02.2015 г.

Заседание координационного совета по вопросам воспитания и дополнительного образования обучающихся ОО.

Греку Светлана Викторовна

Работа образовательной организации по программе «Школа для семьи»

Представление модели взаимодействия школы с семьёй обучающихся.

Цель: распространение опыта работы образовательной организации с семьями обучающихся.

Вступительное слово.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию опыт работы  МКОУ «Малоатлымская СОШ» по программе «Школа для семьи».

Семья – это определённый морально-психологический климат, это «школа» отношения с людьми. Именно в этой «школе» складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

А что же  делать,  если в семье наблюдается:

-  бездуховность родителей;

-авторитарность или попустительство (безнаказанность, вседозволенность, наличие аморального стиля);  

- фанатизм в любых его проявлениях (религиозный, политический, страсть к накопительству денег, вещей и другое);

- безграмотность родителей в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость, физические наказания, причинение детям тяжёлых нравственных страданий)?

Многолетний  педагогический опыт работы позволил  разработать и реализовать эффективную программу «Школа для семьи» для того, чтобы:

- сформировать психолого-педагогическую культуру родителей, усилить их   воспитательный потенциал;

- повысить динамику активности родителей и их вовлечённость  в воспитательно-образовательный  процесс школы;

- приобщить родителей к реальной практической жизнедеятельности детей в школе.

        Центральное место в данной программе  отводится модели взаимодействия школы и семьи. Приложение 1.

        (По мнению ведущего научного сотрудника лаборатории методологии и новых образовательных технологий Красноярского краевого института повышения квалификации, кандидата педагогических наук, доцента Владимира Борисовича Лебединцева, «разработка и внедрение организационно-педагогических моделей учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих достижение планируемых результатов образования в соответствии с ФГОС является решением проблем малокомплектных школ при реализации ФГОС»)

Отличительная особенность данной модели состоит в том, что мы работаем и повышаем культуру  семейного воспитания не только родителей,  но также и детей, воспитывая их, как будущих родителей, воздействуем на родителей через детей.

Проблема малокомплектных школ состоит в том, что мы живём в малонаселенных пунктах, в которых практически отсутствует культурная среда, а основным социокультурным центром является образовательное учреждение.

Сейчас в нашу  школу приходят уже  дети выпускников, и мы зачастую видим, что у них развито только потребительское отношение к миру. В силу каких-то необъяснимых причин, для родителей важно материальное благополучие семьи, а о духовном они, к сожалению, не задумываются. Вследствие чего, в семьях как первоисточнике формирования личности ребёнка не прививается культура труда, культура общения. Уже в начальной школе родители говорят о том, что не знают, что делать с ребёнком, а порой с криком души просят помощи. Поэтому назрела необходимость поиска эффективных мер по обеспечению повышения педагогической грамотности родителей.

Для нас, педагогов, важно раскрыть функции  и духовный потенциал семьи. То, что ребёнок видит в своей семье, став взрослым, он обязательно воспроизведёт и в своей семье.

Начали мы работу по воспитанию семейной культуры с внеурочной деятельности. Сегодня мне представилась возможность познакомить вас обзорно с различными формами мероприятий, которые помогают нам воспитать культурного  семьянина: лектории, родительские игры, диспуты, конференции, акции, КТД и т.д.

         Основная часть мероприятий проводится вместе  с детьми, так как  совместная деятельность обеспечивает познание друг друга. В спортивных соревнованиях бегаем, прыгаем вместе с мамой и папой, бабушками и дедушками, готовимся к конкурсам: мастерим поделки, беседуем о духовном  за чашечкой  чая. Дети демонстрируют свои таланты  на сцене, родители любуются и гордятся ими.

(Особенно родителям и детям нравятся мероприятия, которые проводятся в форме семейного кафе, где есть возможность вспомнить свое детство, юность, рассказать смешную или поучительную историю. На первое такое мероприятие пришли только мамы, а на последующие  уже приходили и бабушки и дедушки, и просто жители села.)

Мы считаем, что данные  мероприятия  необходимо проводить как можно чаще, хотя бы одно в неделю. И не обязательно, чтобы  оно было  общешкольным. Кто-то из вас, возможно, сейчас подумал: «Итак времени не хватает».  Но это полностью окупится осознанием сформированности у детей творческих и интеллектуальных умений, носящих обобщённый характер, что свидетельствует об успешной работе в рамках программы.

Проблема малокомплектных школ состоит в том, что  в штатном расписании отсутствуют ставки педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов. Вся работа ложится на плечи классных руководителей. Поэтому для продуктивной работы мы решили распределить между всеми классными руководителями ответственность за организацию и

проведение общешкольных мероприятий. Педагоги выбирают то направление, которое им по душе и лучше получается. В течение учебного

года  каждый проводит два открытых мероприятия, с последующим анализом, помогающим выявить сильные и слабые стороны, дающим возможность спрогнозировать и откорректировать последующую работу.

Проблему проведения общешкольных родительских собраний разрешили следующим способом: второй год  практикуем проведение общешкольных родительских собраний методическими объединениями в рамках предметных недель. Вследствие чего ежегодно проходят четыре собрания. Для более эффективной работы используются различные формы: круглые столы, оргдеятельностные игры, «дебаты» и диспуты, родительские ринги и т.д. Формы  проведения подсказывают темы и события.

(Хотя родители и не очень то любят такого рода мероприятия, но уже попривыкли, возросла посещаемость и активность)

Просвещение родителей осуществляем через распространение информационных брошюр, отражающих важные аспекты воспитания.

(Если  родители не пришли на родительское собрание, то готовится информационное письмо с кратким содержанием собрания и через детей это информационное письмо передаётся родителям)

А также важным в культуре семейного воспитания является и тесное общение с семьёй, которое может быть осуществлено лишь при посещении семьи. В домашних беседах родители более раскрепощены, чувствуют себя увереннее, и их высказывания  более откровенны, нежели если бы это общение состоялось в школе.

В нашей работе с детьми  особое внимание уделяем организационно-деятельностным играм, в ходе которых мы формируем «Бюджет молодой семьи», «Строим дом», т.е. изучаем этику и психологию семейной жизни.

Созданная модель настолько универсальна, что позволяет включать в себя новые направления и формы работы. Уже начата разработка программы внеурочной деятельности с  обучающимися по формированию семейной культуры как залог успешного будущего.

Практика показала позитивные изменения в воспитательном процессе путём   реализации программы «Школа для семьи»:

- процент участия семей в школьных проектах стабилен и составляет 31 % (приложение 2);

- процент посещаемости  родительских собраний возрос на 2 %(причем, отсутствие - только по уважительной причине) (приложение 3);

- участие  родителей как в  общешкольных,  так и  в классных КТД возросло на 14 %(приложение 4);

- повысилась  удовлетворённость родителей организацией воспитательной работы  на 3% (приложение 5);

- диагностика  эффективности взаимодействия семьи и школы  подтвердила правильность выбранных направлений (приложение 6,7) .

        В своей работе  мы не используем методы наказания, принуждения, а стараемся  в доброжелательной  форме донести всю важность их отношения к детям, их роли в становлении личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование планирования как фактор повышения эффективности управления системой методической работы образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования важной задачей методической службы образовательной организации становится обеспечение  реализации новых п...

Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации.

Предоставлены материалы участия учителя начальных классов Демидовой О.Н. в пректировании и реализации инициатив различного уровня...

"Проектная деятельность в системе воспитательной работы образовательной организации при работе с родителями"

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения, педагога и родителя.Я искренно рада поделиться с мыслями о самых важных, волнующих проблемах нашего времени, связанных с воспитанием подрастающего п...

Статья "НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"

 Современное общество нуждается в талантливых, инициативных, грамотных, одаренных людях, способных конструктивно решать сложные экономические и социальные задачи, обеспечить прогрессивное ...

Индивидуальный образовательный проект для для реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации

Индивидуальный образовательный проект для для реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации...

статья НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования детей школьного возраста, у которых не сформирован  интерес к учебной деятельности. Решить эту проблему  можно используя элемент...