СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
творческая работа учащихся на тему

Вдовина Надежда Николаевна

Семья – первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребенок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями, зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на нее возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально активным участником учебно-воспитательного процесса.Описание: http://mhtech.mordgpi.ru/wp-includes/js/tinymce/plugins/wordpress/img/trans.gif

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Семья – первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребенок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями, зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на нее возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально активным участником учебно-воспитательного процесса.http://mhtech.mordgpi.ru/wp-includes/js/tinymce/plugins/wordpress/img/trans.gif

«Зорко одно лишь сердце», – давно сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чем-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем... Встреча с родителями учеников – как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим.

Исходя из цели воспитательной работы с родителями, мы определили следующие задачи:

1) организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;

2) создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;

3) привить культуру быть родителями, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:

  1. Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

Используя диагностику, я как классный руководитель помню о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствуюсь определенными правилами.

Правило первое. Если родители поделились информацией со своими классным руководителем, она не должна быть доступной всем.

Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.

Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило четвертое. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.

Для чего классному руководителю нужна информация о семье?

  • Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить ее особенности и использовать способность воздействовать на ребенка.
  • Для привлечения родителей к работе класса.
  • Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».

Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?

Социально-демографический портрет семьи:

  • Состав семьи.
  • Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.
  • Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации).
  • Материальная обеспеченность семьи.
  • Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи.

Круг интересов, хобби членов семьи.

  • Образ жизни семьи.
  • Организация и принципы семейного воспитания.
  • Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.
  • Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.

Взаимоотношения родителей с классом: участие членов семьи в жизни класса; характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.

2) Психолого-педагогическое просвещение родителей. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаем специалистов различных направлений: врача, психолога, логопеда. Для того чтобы психолого-педаго-гическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, учитываем предложения и пожелания при выборе тем родителей. Данное направление организовываем с помощью следующих форм работы: торжественные собрания; индивидуальные консультации; круглые столы; беседы; обучающие тренинги; капустники, совместно организованные родителями и детьми; конференции; обмен мнениями; обучающие семинары; устные журналы; семинары-практи-кумы; оформление памяток для родителей.

3) Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс направлено с помощью следующих форм работы: дни творчества детей и родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материальной базы класса; совместные праздники; творческие лаборатории родителей; походы, экскурсии в природу; игры-соревнования.

Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения, позволяет:

  • Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;
  • Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни.
  • Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребенка.
  • Сформировать общие подходы к воспитанию.
  • Развить систему совместного изучения личности ребенка, его психологических особенностей.
  • Выработать близкие по сути требования к уровню воспитанности ребенка.
  • Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.
  • Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребенка в школе и за ее пределами.

Родительские собрания проводим не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.

При проведении родительских встреч, собраний мы придерживаемся правил и знаем десять секретов успешного проведения родительского собрания:

1. Для проведения родительского собрания выбираем наиболее благоприятный день и час и стараемся, чтобы на это время ни у учителя, ни у родителей учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т. п.

2. Определяем одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников класса, и на ее обсуждении строим разговор с родителями.

3. Особое внимание обращаем на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготавливаем визитки с именами родителей, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумываем правила для участников собрания. Например:

  • снимать верхнюю одежду обязательно;
  • не молчать при обсуждении проблемы;
  • отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное;
  • называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т. д.

6. Бережем время людей, приглашенных на собрание. С этой целью устанавливаем регламент и строго следим за его соблюдением.

7. В ходе собрания используем игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Делаем общение на собрании непринужденным и откровенным за чашкой чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опираемся на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремимся к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Сбор информации о семье воспитанника проводим через анкетирование, беседы с родителями будущих первоклассников, посещение семей. Интересуемся семейными увлечениями, проблемами в воспитании ребенка, талантами взрослых и детей. Полученную информацию в соответствии с анализом и прогнозированием используем для составления плана работы с детьми, включая в него пожелания сотрудничества с родителями. Большую помощь в оформлении кабинета, классных газет, поздравительных открыток оказывают именно родители класса. Они охотно участвуют в мероприятиях, конкурсах, подготовке проектов. По окончании учебного года родителям вручаем письма-благодар-ности за воспитание детей, за активное участие в жизни класса и школы.

Используемые нами формы работы помогают вовлечь большинство родителей в жизнь класса, школы, наладить межличностные контакты, а значит повысить результативность педагогической деятельности.

Литература

  1. Васильева, Н. А. Открытый урок. О пользе взаимодействия учителя и родителя /
    Н. А. Васильева // Библиотечное дело. – 2011. – № 12. – С. 29–33.
  2. Карловская Н. П. Слово учителя – родителям: материалы к родительскому  собранию / Н. П. Карловская // Начальная школа. – 2008. – №  12. – С. 20–23.
  3. Литарова, Н. Н. Противоречия в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения / Н. Н. Литарова // Воспитание школьников. – 2003. – № 1. –
    С. 16–17.
  4. Поставнев, В. М. Взаимодействие учителей и современных родителей: от недоверия к пониманию / В. М. Поставнев // Начальная школа. – 2011. – № 7. – С. 23–28.
  5. Рязанцева, А. Н. Родители – социальные партнеры учителя / А. Н. Рязанцева // Начальная школа. – 2009. – № 11. – С. 7–10.
  6. Хуторянская, Т. В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника / Т. В. Хуторянская // Начальная школа. – 2010. – № 4. – С. 3–5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...

Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.

Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....

«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»

«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»Что означает слово – самоуправление? Заглянем в словарь: самоуправление – управление делами своими собственными сил...

"Классный проект" участия младших школьников в общелицейской программе "Лицей-социально активная школа""

Работа о проекте созданном в рамках акции милосердия в общелицейской программе "Лицей - социально активная школа"...

Воспитание социально-активной личности в процессе организации волонтерской деятельности.

Содержание статьи направлено на рассмотрение вопроса организации волонтерской деятельности, набирающей особую популярность в последнее время....

«ЮИД отряд, как возможность развития личности через социальную активность семьи.

В сфере дополнительного образования социальная активность играет большую роль в развитии ребенка.Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будуще...

статья «Воспитание социальной активности младших школьников в процессе волонтерских практик»

В статье представлены этапы работы воспитатания социальной активности младших школльников на примере волонтерских практик....